Тыграй (регион)

Тыграй (регион)
Большая часть западной, южной и центральной территории региона Тыграй представляет собой плодородную землю, покрытую зеленой растительностью.

Природа

Разительным контрастом выглядит восточная часть региона: многовековая эрозия, беспорядочная массовая вырубка леса и повсеместный выпас сотен тысяч голов скота привели к тому, что этот край равнины, холмов и плато превратился в высохшую территорию, практически полностью лишенную растительности.
Тыграй — самый северный из девяти регионов Эфиопии, в нем проживает около 8% населения страны. По площади и численности населения регион стоит на пятом месте, а по плотности населения — на шестом.
Несмотря на это, в природном отношении Тыграй довольно красивый район, и таким его делают в том числе цепочки гор высотой 3250-3500 м с участками остроконечных скал и утесами, зависшими над пропастями, на дне которых бегут быстрые реки.
По территории региона Тыграй протекают десятки рек, некоторые довольно крупные. Самые большие — Тэкэзе и Мэрэб.
Тэкэзе берет начало на Эфиопском нагорье, это пограничная река, по части ее русла проходит самый западный отрезок границы между Эфиопией и Эритреей. Река прорезала каньон — один из глубочайших в Африке и мире, в отдельных местах он достигает глубины свыше 2000 м.
Тэкэзе — еще и историческая река, своего рода национальное достояние страны. Она упоминается в одной из знаменитых наскальных надписей эпохи древнеэфиопского государства — Аксумского царства, оставленных воинственным царем Эзаном в IV в., когда под его властью находилась огромная территория вдоль побережья Красного моря и часть Йемена на Аравийском полуострове. В надписи царь гордо сообщает об очередной победе в низовьях Тэкэзе.
Река являлась самым ранним водным путем между Эфиопией и Египтом. Местные жители свято верят в то, что именно по ней в древнюю столицу Аксум был доставлен подлинный Ковчег Завета. А в феврале-марте 1936 г. здесь во время Второй итало-абиссинской войны тысячи эфиопских воинов погибли во время атаки итальянских королевских ВВС, когда по личному приказу Бенито Муссолини противника, переправлявшегося через Тэкэзе, забросали бомбами и баллонами с ядовитым газом ипритом.
Мэрэб — сезонная пересыхающая река, имеющая жизненно важное значение для местного населения: в паводок река несет огромную массу плодородного ила, оседающего вдоль ее русла.
У центрального правительства Эфиопии большие планы на реки Тыграя: регион не может развиваться без крупных источников электроэнергии, и на обеих реках уже строятся большие ГЭС.
Единственное большое озеро региона — бессточное Ашангэ на высоте 2409 м и площадью 20 км2. В апреле 1936 г. итальянцы провели здесь одну из самых смертоносных для эфиопской армии газовых атак. В наше время озеро стало очень популярным местом наблюдения за гнездящимися на его берегах птицами. На языке тигринья название озера звучит как Цада-Бахри, или Белое Море: так его назвали из-за множества птиц на его поверхности. Местное население занимается ловлей рыбы, составляющей существенную часть их рациона.
Тыграй — один из богатейших регионов Эфиопии, располагающий очень большими запасами полезных ископаемых. В недрах региона есть как рудные месторождения — золото, медь, железо и полиметаллические руды, так и большое количество нерудных, включая редкие сорта мрамора и гранита.
В лесах региона обитает слон, леопард и антилопа-прыгун. Для их охраны создан национальный парк Кафта-Шераро.
В Тыграе выделяются три ландшафтные зоны: центральные возвышенности, западные низины и восточный уклон. Горы представляют собой северную часть Эфиопского нагорья. Практически все реки берут начало на склонах центральных гор.

История

Земли нынешнего региона Тыграй являются колыбелью цивилизации в зоне Африканского Рога — континентальной территории, прилегающей к полуострову Сомали.
Считается, что в этом районе начало формироваться эфиопское письмо — алфавит геэз. Отсюда началось распространение по всей Эфиопии сначала христианства в IV в., а затем ислама в VI в.
Тыграй известен своими памятниками дохристианской эпохи.
В деревне Йеха находится самое древнее неразрушенное строение на территории Эфиопии. Оно представляет собой башню VIII или VII в. до н. э., в очертаниях которой просматривается стиль построек эпохи сабийской цивилизации. Уцелели также стены Храма Луны V в. до н. э. и руины еще нескольких сооружений, включая квадратные колонны того же периода.
Считается, что Йеха была столицей царства Д'мт, после распада которого на севере нынешней Эфиопии появилась целая россыпь мелких царств. Век их оказался недолог, и они исчезли, поглощенные могучим Аксумским царством.
Аксумское царство — предшественник средневековой и современной северной Эфиопии, известной под названием Абиссиния. Это древнеэфиопское государство существовало примерно с 100 до 940 г. на территории современных Судана, Эритреи, Эфиопии, Йемена и Аравии. Оно располагалось на важных исторических путях из Египта, Византии, Сирии, Ирана, Ирака в Индию и Китай. Аксум торговал рабами, золотом, слоновой костью, благовониями и ароматическими смолами, изумрудами, а также африканскими зверями и их шкурами.
Государственной религией при царе Эзане в 333 г. стало христианство: сохранившаяся надпись на «камне Эзаны» свидетельствует, что Аксум (и, следовательно, Эфиопия) наряду с Великой Арменией и Римской империей был одним из первых христианизированных государств.
В VIII в. царство вошло в полосу упадка, и в первой половине XI в. Аксум распался, что было вызвано, в частности, изменением климата и течения Нила, истощением почв и торговой изоляцией в результате действий арабских конкурентов.
Аксумское духовное и историческое наследие играет важную роль в современном Тыграе. Здесь тщательно оберегают древние ритуальные стелы-обелиски, построенные еще в дохристианские времена. В столице царства, Аксуме, был построен древнейший из действующих христианских храмов Африки — церковь Марии Сионской, в которой, как утверждают сами эфиопы, хранится Ковчег Завета со Скрижалями. По преданию, его вывез из Иерусалима сам Менелик — полумифический первый царь Аксума, сын израильского царя Соломона и царицы Савской.
Сам же древний город Аксум внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Он считается святым городом и является важнейшим местом международного паломничества. А всего в горах Тыграя сохранилось более 120 древних церквей и монастырей IV-ІХ вв., многие из которых построены на отвесных скалах.
Практически полностью население региона состоит из представителей народа тиграи, исповедующих как христианство, так и ислам. 83% тиграи занимаются преимущественно земледелием, выращивая зерновые и бобовые культуры, а также пасут скот.
Традиционные жилища тиграи — прямоугольные каменные дома-хэдже с плоской крышей из веток и соломы, присыпанных землей. На юге дома круглые, из камня и глины, с конической соломенной крышей.
Кроме Аксума и административного центра — города Мэкэле — крупными городами являются Адди-Грат и Адуа.
Адди-Грат — последний значительный город перед границей Эфиопии с Эритреей, расположенный на высоте 2406 м. Адуа расположен на высоте 1907 м. Для жителей страны это священное место: на холмах, окружающих Адуа, император Менелик II в 1896 г. одержал победу над итальянской армией и оказался единственным правителем в Африке, кто уберег страну от колонизации.
регион Тыграй на карте

Общая информация

Местонахождение: север Эфиопии.
Административное деление: 5 административных зон.
Образована: 1995 г.
Административный центр: г. Мэкэле — 219 818 чел. (2012).
Города: Адди-Грат — 76 400 чел., Аксум — 56 500 чел., Адуа — 40 500 чел. (2007).
Языки: тигринья, амхарский, агавские, оромо (2007).
Этнический состав: тиграи — 96,55%, амхара — 1,63%, иробы — 0,71%, афар — 0,29%, агау — 0,19%, оромо — 0,17%, кунама — 0,07%, прочие — 0,39% (2007).
Религии: православие — 95,5%, ислам — 4,1%, католицизм — 0,4% (2007).
Денежная единица: эфиопский быр.
Реки: Тэкэзе с притоком Геба, Мэрэб, Уори, Бербер, Арко, Тетер, Сейса.
Аэропорт: Боле (международный).
Соседние страны и регионы: на севере — Эритрея, на востоке — Афар, на юге — Амхара, на западе — Судан.

Цифры

Площадь: 50 286 км2.
Население: 6 960 003 чел. (2015).
Плотность населения: 138,4 чел/км2.
Городское население: 15% (2012).
Максимальная высота над уровнем моря: 3949 м, пик Кисад-Гудо.
Минимальная высота относительно уровня моря: 550 м, ущелье Текезе.

Климат и погода

Субэкваториальный, горный.
Сезон дождей: май-август.
Средняя температура января: +16,5°С.
Средняя температура июля: +17,2°С.
Среднегодовое количество осадков: около 700 мм.
Среднегодовая относительная влажность: 60%.

Экономика

Полезные ископаемые: золото, медь, железо, цинк, свинец, никель, асбест, силикатная и каолиновая глина, графит, гипс, мрамор, гранит, известняк, доломит.
Промышленность: машиностроение (транспортное) и промышленное оборудование, фармацевтическая, легкая (текстильная, кожевенно-обувная), цементная, пищевая (мукомольная).
Сельское хозяйство: растениеводство (кукуруза, теф, пшеница, ячмень, горох, фасоль, масличные культуры, кофе), животноводство (крупный и мелкий рогатый скот, верблюды, ослы).
Традиционные ремесла: изделия из золота, живопись и деревянная скульптура.
Сфера услуг: транспортные, торговые, туристические.

Достопримечательности

Природные

  • Каньон Тэкэзе
  • Заповедные Государственные леса Тыграй
  • Озеро Ашангэ
  • Национальный парк Кафта-Шераро (2007)
  • Район столовых гор Гералта

Исторические

  • Храм Луны (деревня Йеха, V-VII вв. до н. э.)
  • Сабейская башня (деревня Йеха, VIII-VII вв. до н. э.)
  • Монастыри Дебре Дамо и Авва Гарима (VI в.)
  • Церкви Абуна Ямата Гух, Мариам Коркор и Даниель Коркор (VI в.)
  • Мечеть Негаш (район Килте-Авлаело, VII в.)
  • Дворец императора Йоханныса IV (Мэкэле, ХIХ в.)

Город Аксум

  • Могила царя Базена и бани царицы Савской (до II в.)
  • Ритуальные стелы-обелиски (II-IV вв.)
  • Старая церковь Марии Сионской (372, 1635)
  • Камень Эзаны (IV в.)
  • Дворцы Тааха Марьям (IV в.) и Дунгур (VI в.)
  • Новая церковь Марии Сионской (1964)
  • Монастыри Абба-Пенталеон и Абба-Ликанос
  • Петроглиф Львицы из Гобедры

Любопытные факты

  • 29 августа 1542 г. в окрестностях озера Ашенгэ произошло историческое сражение: войска Ахмеда ибн Ибрагим аль-Гази (1506-1543) — правителя мусульманского султаната Адал и талантливого военачальника — атаковали укрепление португальских войск. Это было время, когда арабы начали вытеснять португальцев и эфиопов из их торговых форпостов в Африке и Аравии. Аль-Гази не только одержал важную победу, но и захватил в плен португальского командира Криштована да Гаму (ок. 1516-1542) — четвертого сына великого путешественника Васко да Гамы, первым в истории прошедшего морским путем из Европы в Индию. Киштована да Гаму страшно пытали, но он отказался принять ислам и был обезглавлен. Сам Ахмед ибн Ибрагим аль-Гази, а также его сыновья были позднее убиты, безуспешно пытаясь захватить районы нынешнего Тыграя.
  • Цвета нынешнего государственного флага Эфиопии унаследованы с библейских времен, из Аксумского царства. Его правители также использовали в символике своего государства различные комбинации зеленого, желтого и красного.
  • Аксумский царь Эзана (320-356) особо почитаем в современной Эфиопии. При его жизни государство — предшественник Эфиопии достигло значительного политического, экономического и культурного успеха. Сам Эзана, будучи язычником, крестился, и при нем в Аксуме распространилось христианство. При нем аксумитам принадлежало побережье Южной Аравии, появилась литература на языке геэз, была даже проведена реформа письменности: наконец-то было установлено обозначение гласных. Царь погиб в войне с йеменцами еще молодым: стрела попала ему в горло.
  • Межконфессиональные отношения в Аксуме были мирными: на равных существовали семитское язычество, иудаизм и христианство нехапкидонской традиции, ставшее государственной религией. И при этом преобладание этих монотеистических религий не мешало существованию многоженства.
  • Церковь Марии Сионской в Аксуме называют старейшим действующим христианским храмом в Африке. Она же оставалась традиционным местом коронации эфиопских императоров. Ларец, который в Эфиопии считают Ковчегом Завета, хранится в часовне, построенной в 1965 г. в десяти метрах от церкви. По преданию, в ларце находились золотой сосуд с манной небесной, жезл Аарона и две из десяти скрижалей с заповедями Ветхого завета, полученные Моисеем на горе Синай. Подлинная реликвия находится в сокровищнице, и никто, даже патриарх эфиопской церкви, не вправе смотреть на него. Увидеть можно только копию Ковчега.
  • Стелы Аксума, которым уже около 1700 лет, находятся — почти все — в Северном парке стел. Самая крупная — Большая стела высотой 33 м и весом 520 т. Стела «Аксумский обелиск» высотой 24,6 м, весом 170 т в 1937 г. была разрезана на три части итальянскими солдатами и вывезена в Рим. Считается, что инициатором этой затеи был сам Бенито Муссолини, которому не давали покоя лавры римских императоров, свозивших в Рим изваяния богов из завоеванных стран. Италия долго отказывалась возвращать обелиск. Лишь в 2005 г. он вернулся в Аксум и был заново установлен в 2008 г.

1
Добавлено: 16-01-2018, 19:48
0
2 178
GrerePriemy

Предыдущая публикация

Утро на озере Тана — крупнейшем пресном водоеме Африки. Лодки рыбаков только что отправились к установленным вдали от берега сетям. Местные жители занимаются в основном ловлей рыбы и...

В экономическом отношении Гамбела занимает одно из последних мест в Эфиопии. Около половины населения живет ниже уровня бедности....

В прошлом, когда Томбукту был культурным центром Сахеля, рукописи ценились здесь дороже золота и рабов....

Добавить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Наверх