Сузы (город)

СузыИстория города

Город просуществовал тысячи лет и вполне мог бы совсем исчезнуть из памяти человечества, если бы не многократное упоминание о нем в Ветхом Завете.
Развалины Суз занимают холмистую возвышенность (телль) на берегу реки Керхе у подножия гор Загрос, на восток от общего русла рек Тигр и Евфрат.
В глубоком прошлом тут существовала разветвленная сеть каналов, воды текло так много, что везде росло множество цветов. Особенно лилий, и, предположительно, в честь них город и получил свое название. Вероятнее всего, мы имеем дело с легендой, а на самом деле название происходит от эламского имени бога и покровителя города — Ишуншинака.
В ходе раскопок города обнаружена древняя, еще доэламская культура, существовавшая около 7 тыс. лет до н. э. Ее назвали сузианской, а ее земли — Сузианой.
Мы не знаем пока, как на месте Сузианы появилось царство Элам. Известно лишь, что Сузы — город настолько древний, что уже в первой половине 4-го тыс. до н. э. тут уже стояло крупное поселение. Точно установлено, что в 3-1-м тыс. до н. э. Сузы являлись столицей Элама.
Город с полным основанием можно назвать ветхозаветным, упоминание о его местонахождении на реке Улдай содержится в Библии, в Книге пророка Даниила: «...я был в Сузах, престольном городе в области Епамской, и видел я в видении, как бы я был у реки Улая» (Дан 8:2).
Наивысшего расцвета Сузы достигли при царе Унташ-Напирише (Унташ-Гале), правившем около 1275-1240 гг. до н. э. Царь провозгласил Сузы столицей страны, воздвиг большой зиккурат с храмом наверху, а город окружил многокилометровой кирпичной стеной.
О жизни в эламских Сузах можно судить разве что по библейским источникам, в основном по Книгам Неемии, Есфири и пророка Даниила. Однако сведения, почерпнутые из Ветхого Завета, в ряде случаев подтверждаются результатами археологических раскопок.
Несколько раз Сузы — один из важнейших торговых городов Переднего Востока — захватывали более сильные соседи: в 2330-2340 гг. до н. э. — аккадский царь Саргон, в 2112-2003 гг. до н. э. — царь Шумера, около 1110 г. до н. э. — вавилонский царь Навуходоносор I. Но всякий раз эламские Сузы возрождались.
В 668 г. до н. э. (называются также 665 и 645 гг.) ассирийский царь Ашшурбанипал напал на Элам и захватил Сузы. Сражение оказалось скоротечным, но после него Ашшурбанипал устроил страшную резню, которую гордо описал на каменной стеле, обнаруженной в Ниневии.
У ассирийцев Сузы отобрали мидяне, а у тех — Кир Великий, персидский царь династии Ахеменидов, в 540-538 гг. до н. э. Персидским царям Сузы нравились красотой местности и удачным расположением: в стороне от потенциальных врагов. Сын Кира — Камбиз II — превратил Сузы в зимнюю резиденцию Ахеменидов. Дарий I перестроил древний дворец эламских царей.
В 331 г. до н. э. Александр Македонский уничтожил Персидскую империю.
Утратив столичный статус, Сузы продолжали существовать при греках под названием Селевкия.
При Селевкидах Сузы получили статус полиса с новыми правами и привилегиями, делавшими город почти независимым от царя.
Власть над Сузами пытались установить парфяне и сасаниды, но пришлось уступить римлянам. Однако римляне недолго удерживали город. Крупное Месопотамское восстание, в котором движущей силой были иудеи и парфяне, прокатилось по всему Ближнему Востоку. Императору Траяну не хватало легионов, чтобы обуздать восточные окраины империи. В итоге римляне отказались от идеи превратить Сузы в дальний форпост и, по воле императора, оставили их.
Утратившие свое влияние и значение Сузы постепенно пустели. В 638 г. их захватили арабы-мусульмане, а в 1218 г. окончательно разрушили монголы.
Жители еще оставались в городе до X в., позднее произошло полное запустение, здания разрушались. Постепенно многие жители перебрались в соседний Дизфуль, о городе начали забывать, о нем напоминало только арабизированное название поселка Шуш. И, возможно, забыли бы вовсе, если бы не святыня восточного мира — гробница пророка Даниила.
Древние выбрали особенное место для города, переживавшего взлеты и падения на протяжении более 4 тыс. лет. Здесь, в Юго-Западном Иране, на территории нынешней провинции Хузестан, расстилались плодородные земли, питавшиеся водами рек — притоков Тигра, в древности известные как Хоасп и Эвлей.

Археологический памятник

В археологическом отношении город Сузы — уникальный памятник почти полностью исчезнувших цивилизаций — эламской, персидской и парфянской.
Спустя десять веков на странные развалины около тихого городка Шуш обратил внимание английский археолог Уильям Кеннет Лофтус (1820-1858 гг.), в 1852 г. исследовавший бассейн Тигра и Евфрата. Лофтус первым догадался, что перед ним руины библейских Суз.
Систематические раскопки начались в конце XIX в., ими занималась французская археологическая экспедиция под руководством Марселя-Огюста Дьёлафуа (1844-1920 гг.). В 1885 г. он работал в Сузах, исследовал дворцы Дария I и Артаксеркса II и вывез во Францию барельефы из глазурованного кирпича. Сегодня они и другие находки из Суз выставлены в зале Лувра, названном именем Дьёлафуа.
В ходе раскопок обнаружились руины огромной крепости, колоннад и зданий эпохи Дария и Ксеркса, ансамбль «Царского города», акрополь, статуя Дария Великого (ныне выставленная в Археологическом музее Тегерана), «стела побед» царя Нарамсина, керамические, медные и бронзовые изделия, а также несметное количество глиняных клинописных табличек.
Ценнейшей находкой, сделанной в конце 1901 — начале 1902 г. стала каменная стела с клинописным текстом — сводом законов вавилонского царя Хаммурапи, созданным в 1750-х гг. до н. э. — один из древнейших правовых памятников в мире. Стела — экспонат парижского музея Лувр.
Руины города (именуемые также городищем Шуш) занимают четыре исторических холма (телля), каждый — со своей особенной застройкой.
На холме акрополя стоит царский город Элама. Холм Ападаны — руины сооружений эпохи Ахеменидов: дворца, парадного зала и храма Огня. Холм царского города — дома знати эпохи Ахеменидов и Сасанидов. Холм города ремесленников — местонахождение парфянского и селевкидского некрополя.
Сузы построены по классическому для того времени плану: в самой высокой части — крепость с дворцами, обнесенная широким рвом с водой и тремя стенами с башнями. Дома горожан — вне стен, в долине.
Дворец эламских правителей, перестроенный в дворец Дария, стоит на искусственном холме. От величественной постройки, разрушенной армией Александра Македонского, мало что осталось. Стены дворца сложены из кирпичей, колонны — целиком каменные. Дворец включал парадный зал, зал для увеселений, помещения для царского гарема и три основных двора. Дворец украшали всемирно знаменитые рельефы с изображением воинов и крылатых львов, сегодня выставленные в Государственном музее в Берлине и в Лувре. На месте сохранились отдельные скульптуры, а также часть покрытия парадной царской дороги.
Согласно Ветхому Завету (Книга Есфирь), именно тут происходили события, связанные с легендой об иудейке Эсфири, сумевшей упросить царя персов Артаксеркса I спасти еврейский народ от истребления.
Необычный элемент комплекса рядом с дворцом Дария — так называемая крепость Моргана. Французская экспедиция Жака де Моргана произвела большие раскопки в 1897-1911 гг. Чтобы уберечь жизнь археологов и сохранить находки от местных жителей, промышлявших разбоем, и построена эта крепость, Сооруженная по образцу замков средневековой Франции, она сложена из кирпичей, принесенных с других раскопок. После окончания раскопок крепость оставили в дар городу.
Сузы — объект Всемирного наследия ЮНЕСКО с 2015 г.
Сегодня на месте библейских Суз стоит иранский город Шуш — место паломничества верующих разных религий. Согласно легенде, в местности Шуш-Далиэль находится Наби-Даньял — могила пророка Даниила, священное место для мусульман-шиитов, персидских иудеев и христиан.Сузы на карте

Общая информация

Местонахождение: юго-запад Ирана, Загрос.
Административная принадлежность: город Шуш, шахрестан Шуш, провинция (остан) Хузестан.
Основан: не позднее 5-го тысячелетия до н. э.
Язык: персидский.
Этнический состав: персы, евреи.
Религии: ислам (шииты), иудаизм.
Денежная единица: иранский риал.
Реки: Керхе, Диз.

Цифры

Площадь ранних Суз (Сузы I): 18 га (включая Акрополь — 7 га и дворец Ападана 6,3 га).
Размеры города в период расцвета: длина с востока на запад — 2 км, с севера на юг — 1,5 км.
Удаленность: около 250 км к северу от побережья Персидского залива, около 250 км к востоку от реки Тигр.
Население города Шуш: 53 897 чел. (2006 г.).

Климат и погода

Тропический, засушливый.
Средняя температура января: +12°С.
Средняя температура июля: +30°С.
Среднегодовое количество осадков: 300 мм.
Среднегодовая относительная влажность: 45%.

Достопримечательности

Археологический комплекс города Сузы

Погребения протоэламского периода (конец 4-го — начало 3-го тыс, до н. э.), остатки царского города эламского периода (акрополь с храмовой платформой, 4-е тыс. до н. э.), дворец Ахеменидов (дворец Дария, включая парадный зал и храм Огня, 521 г. — первая половина IV в. до н. э.), некрополь парфянского (III в. до н. з. — III в.) и селевкидского времени (312-64 гг. до н. э.), крепость Моргана (конец XIX в.), Музей города Шуш.

Прочие

Наби-Даньял (могила пророка Даниила), древний эламский город и храмовый комплекс Дур-Унташ (около 1250 г. до н. э.), гробница поэта Дабил ибн Хазаи (765-863 гг.).

Любопытные факты

  • Во время раскопок Суз обнаружена бронзовая статуя царицы Напир-Асу, супруги Унташ-Напириша, — в человеческий рост, весом более 1,7 т, но без головы. Того, кто отделил голову, не остановило проклятие, заключенное в надписи на статуе: «Да не найдется ему места под солнцем и да не сохранится у него потомства!».
  • О доэламской Сузиане известно, что в ней уже существовала письменность. Однако те обрывки записей, что найдены при раскопках, не дают возможности прочитать ни слова на языке древней Сузианы.
  • Французский исследователь Суз Марсель-Огюст Дьёлафуа не был ученым-востоковедом. Он служил чиновником по снабжению в разных городах Франции, а когда его направили в Алжир, там увлекся археологией, бросил службу и обратился в правительство Франции с просьбой направить его на раскопки в Персию. Власти охотно согласились, так как ученые-археологи сторонились беспокойного края с его разбойниками и землетрясениями. По сути любитель-археолог, Дьёлафуа представлял себе задачу ученого в том, чтобы вывезти с раскопок как можно больше ценного во Францию, а не исследовать их на месте. Ценой огромных усилий ему удалось отправить в Париж многотонные фрагменты дворцов, что подорвало здоровье непривычного к такому труду Дьёлафуа, и он вернулся на службу, став железнодорожным чиновником. Известно, что в экспедициях его сопровождала жена Жанна, переодетая мужчиной и коротко стриженая, чтобы не провоцировать гнев религиозных фанатиков. По возвращении во Францию она не сменила стиль одежды и даже получила особое разрешение полиции.
  • Вавилонский царь Навуходоносор I, захвативший Сузы, в них особо и не нуждался. Но царем двигало чувство мести. Пятьюдесятью годами ранее царство Элам захватило Вавилон и вывезло оттуда в Сузы священную реликвию — каменную стелу с текстом законов царя Хаммурапи. О победоносном походе свидетельствует обнаруженный в Сузах обломок статуи Иммерии — вавилонского бога сил природы. В ярости Навуходоносор I сравнял Сузы с землей. Затем Элам еще 300 лет не упоминался в письменных источниках — вплоть до 821 г. до н. э.
  • Раскопки привели к неожиданному открытию, косвенно подтверждающему правдивость библейской легенды об Эсфири.
    В Книге Есфирь (Есф. 5:1,2) говорится, что царь персов Артаксеркс, находясь в своем дворце, «увидел царицу Есфирь, стоящую на дворе». Детальные раскопки показали, что гарем царского дворца в Сузах и внутренний двор соединялись переходом, а в тронный зал со стороны двора вход оставался открытым, и поэтому царь должен был сразу увидеть пришедшую по переходу Эсфирь.
  • В Ветхом Завете (Первая книга Ездры) содержится указание на то, что после завоевания Элама ассирийцами Аснафар (Ашшурбанипал) переселил жителей Суз (в Библии они именуются Сусанцами и Епамитянами) в Самарию (Езд. 4:9,10). Подобная «депортация» практиковалась уже в те древние времена: считалось, что царь оказал величайшую милость изгнанным уже тем, что лишил их только крова, а не жизни.
  • Усыпальница пророка Даниила построена в типично мусульманском стиле. Считается, что именно пророк Даниил принес в эти места идею о едином боге, почему персы считают его — отчасти — одним из своих пророков. Существует еще несколько мест, претендующих на то, чтобы называться местом захоронения пророка (или частей его тела): Александрия (Египет), Эль-Хилла и Киркук (Ирак), а также Самарканд (Узбекистан).
Города Азии

3
Добавлено: 10-09-2016, 08:30
0
951
Torvik

Предыдущие публикации

Сунгари (река)
Сунгари минует на своем пути много городов. Крупнейший — Харбин, вмещающий как историческую архитектуру времен белой эмиграции, так и модернистскую, как этот алюминиевый Дом...

Нидзё (замок)
На фото ворота под карахафу — изогнутым коньком — предваряют вход во дворец Ниномару комплекса замка Нидзё. Ворота — прекрасный образец архитектурного стиля карамон, в котором построены многие японские замки, буддийские храмы и синтоистские святилища...

Оронт (река)
Оронт отличается от других рек Ближнего Востока уже тем, что течет не как большинство из них — с востока на запад или с севера на юг, а «супротив» — с юга на север....

Селангор (штат)
За свою современную историю Селангор дважды расставался со значительной частью своей территории, причем совершенно добровольно.В малайском султанате Селангор много мечетей, ни одна не похожа на другую и каждая красива по-своему. Как эта — Дарул Коран на берегу священного озера на фоне гор, с чьих вершин утренний ветер...

Поянху (озеро)
С чем только не сравнивают озеро Поянху: и с насосом, и даже — в шутку — с гигантской клизмой. И то и другое верно, если разобраться в системе водооборота Янцзы — Поянху.Рыбы в озере Поянху с каждым годом становится все меньше и меньше, но каждый день на рассвете рыбаки спускают на воду лодки в надежде вернуться с...

Добавить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Наверх