Чэндэ

Дворцово-храмовый комплекс Чэндэ

Буддийские святыни Чэндэ

Чэндэ — большой китайский город на севере страны. Его название означает «великодушно одаривать». В контексте истории города и всей провинции Хэбэй, чьей самой северной точкой он является, Чэндэ должен был «передавать окружающим добрую волю императора»: китайские правители использовали город как своего рода передаточное звено, куда поступали распоряжения императора и откуда затем известия о его воле распространялись по всему северу страны.
Здесь прекрасные плодородные земли (местность расположена в нижнем течении реки Хуанхэ при ее впадении в Желтое море). Именно в этих краях были обнаружены останки синантропа, или «пекинского человека», обжившего эти места еще 600 тыс. лет назад.
В первом тысячелетии до н. э. эти земли входили в состав царства Янь, а впоследствии Чэндэ бесчисленное количество раз переходил от одних завоевателей к другим: ухуаней сменили сяньбийцы, а затем — кидани, чжурчжэни, монголы, маньчжуры. Последние обосновались здесь в 1620 г., использовав Чэндэ как плацдарм для завоевания районов Китая, что лежали южнее.
Когда же маньчжуры закрепились в этих краях, как им казалось, окончательно, в 1703 г. в районе нынешнего города Чэндэ император династии Цин Канси (1654-1722 гг.) основал свою летнюю резиденцию. Это был очень разумный шаг в неспокойное время: рядом находился лагерь маньчжурской армии.
Городского статуса Чэндэ удостоился во второй половине XVIII в. Статус был повышен неспроста: как раз в 1767-1771 гг. император Цяньлун, он же Айсиньгеро Хунли (1711-1799 гг.), повелел построить в Чэндэ императорскую летнюю резиденция Бишушаньчжуан.
Постройка должна была демонстрировать величие китайской империи. В результате был создан крупнейший из сохранившихся до наших дней в Китае архитектурно-парковых комплексов, названный «Горным пристанищем от летнего зноя»: императоры и их приближенные спасались здесь от летней жары в столичном Пекине.
«Горное пристанище от летнего зноя» строили в течение 89 лет — с 1703 по 1792 г., при трех императорах — Канси, Цяньлун и Цзяцин.
Вся территория разделена на три зоны: озерная, равнинная и горная. Озерная зона включает восемь озер, равнинная использовалась для скачек и охоты, а на горной расположились городские постройки.
Императорская резиденция включает Летний дворец и раскинувшийся на огромной территории дворцовый пейзажный парк-сад с озерами и холмами, на которых были высажены деревья и кустарники, свезенные со всего Китая. Для пущей надежности весь дворцовый комплекс обнесен стеной длиной 10 км.
Все здания выполнены в своеобразном стиле: императоры повелели, чтобы ни одно строение не было похоже на другое.
В архитектуре и оформлении ландшафтов должны были проявиться характерные для различных районов империи черты.
Территория почти в шесть квадратных километров разделена на две территории: на переднем плане — церемониальные помещения для двора и приема посланников, в глубине — личные покои императора.
Всего в императорском дворце 72 строения и участка парка, причем большинство действительно копируют знаменитые ландшафты южного Китая. Так, главное здание на острове Зеленого Лотоса, именуемое башня Тумана и Дождя — подражание башне на озере Нанху в Цзясине, провинция Чжэцзян. Открытые пространства передают ландшафты монгольских степей.
Эклектичный внешний вид Восьми внешних храмов был призван действовать умиротворяюще на посещавших резиденцию Бишушаньчжуан вождей соседних с Китаем племен.
Грандиозный храмовый комплекс Путо был задуман как подобие тибетского буддийского дворца Потала, почему и название его переводится как «малый дворец Потала».
Одновременно со строительством императорского дворца шло сооружение громадного храмового комплекса, выдержанного в тибетской буддийской традиции. Храмы располагаются за дворцовой стеной и все вместе именуются Восемь внешних храмов.
Сам ревностный буддист, император Цяньлун без лишней скромности назвал самый большой храм Путоцзунчэном (сокращенно — Путо). Название его переводится как «малый дворец Потала», что сразу должно напоминать о знаменитом тибетском дворце Потала в Лхасе, подобием которого и должен был стать храм.
Монастыри, носящие имя Путо, построены повсюду на Дальнем Востоке. «Путо» звучит на японском зыке как Буда, а на корейском — Потха, а происходит от слова на санскрите — Поталака. Так в дальневосточном буддизме именовалось место в древнем государстве Малакута на Малабарском побережье Индии, где появлялся бодхисаттва Авалокитешвара (Гуань-инь). Из фольклора это слово перекочевало в обыденную жизнь и стало звучать как Поталака (Потала): так именовали некоторые районы Китая и Тибета, где согласно поверью и находится мифический Гуань-инь.
Но в случае с храмом в Чэндэ причины были как религиозные, так и вполне светские: практически живя в храме, императоры утверждали себя в глазах подданных как равных богам.
Построенный в традициях тибетского буддизма, храм получил наименование Путоцзунчэн, или Путо, что переводится как «малый дворец Потала». Внешне он действительно напоминает знаменитый тибетский дворец Потала. Однако в отличие от обычных буддийских храмов и монастырей, Путо служил еще и домом приемов для делегаций национальных меньшинств.
Второй по значению храм комплекса — Пунин, или храм Всеобщего Мира. Если Путо построен в подражание Потапе, то Пунин — в подражание Самье-Гомпа, уважаемому ламаистскому монастырю в округе Шаньнань. Храм построен в ознаменование победы китайцев над джунгарским ханом и должен был стать символом мира и гармонии между различными этническими меньшинствами северо-западного Китая.
Центральное здание храма — павильон Тысячеглазого Бодхисаттвы с огромной статуей Тысячеглазого Бодхисаттвы высотой 22,3 м и весом 110 т, собранной из дерева пяти пород: сосны, кипариса, вяза, пихты и липы.
Дома и прочие постройки разбросаны по склонам гор. Одно из самых заметных сооружений — 70-метровая восьмиугольная каменная пагода, одна из самых высоких в стране, построенная при императоре Цяньлуне.
Чэндэ оказался под контролем Японии в период 1933-1945 гг. По окончании Второй мировой войны город снова стал китайским. В 1955 г. город стал частью провинции Хэбэй.
В 1994 г. монастыри и дворец императора были внесены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Современный город Чэндэ — крупный транспортный узел, через который проходят железнодорожные и автодорожные магистрали, связывающие крайний северо-восток Китая с Пекином. В Чэндэ находятся крупные заводы черной и цветной металлургии, работающие на рудах, добываемых здесь же, в провинции Хэбэй. Тем не менее все еще высока доля предприятий пищевой промышленности и торговли сельскохозяйственной продукцией: Чэндэ — центр большого аграрного района. Туризм и паломничество постепенно теснят традиционные отрасли, и храмы Чэндэ считаются уже памятниками национального значения.
Дворцово-храмовый комплекс Чэндэ на карте

Общая информация

Местонахождение: северо-восток КНР.
Административная принадлежность: городской округ Чэндэ, провинция Хэбэй, КНР.
Крупный город: Чэндэ.
Языки: китайский, монгольский.
Этнический состав: китайцы (большинство), монголы, маньчжуры.
Религии: буддизм, синтоизм христианство.
Денежная единица: юань.
Крупная река: Уле.

Цифры

Площадь дворцово-храмового комлекса: 5,6 км2.
Площадь городского округа Чэндэ: 39 519 км2.
Население: 3 610 000 чел. (2004 г.).
Плотность населения: 91,3 чел/км2.
Площадь города Чэндэ: 709 км2.
Население: 457 300 чел (2011 г.).
Плотность населения: 645 чел/км2.

Климат и погода

Влажный континентальный, муссонный.
Зима долгая, холодная и ветреная, лето жаркое и влажное.
Средняя температура января: -9°С.
Средняя температура июля: +24°С.
Среднегодовое количество осадков: 500-550 мм.
Относительная влажность воздуха: 70%.
Пыльные бури из Монголо-Маньчжурской степи.

Экономика

Промышленность: черная и цветная металлургии, пищевая, легкая.
Традиционные ремесла: картины-аппликации «тэнши», бумажная изделия «фэннин», парча «сына», резьба по корню дерева, фарфор, произведения живописи и каллиграфии.
Сфера услуг: туристические, транспортные, торговые.

Достопримечательности

Архитектурные: восьмигранная пагода (1751 г.), Летний императорский дворец, названный «Горное пристанище от летнего зноя» (1792 г.).

Культовые: буддийский храм Лунин (храм Всеобщего Мира, 1755 г.), тибетский буддийский храм Путоцзунчэн (Путо, 1767-1771 гг.), храмы Пулэсы, Сюймифушоу и Аньюань.

Любопытные факты

■ Путошань, или Путо, — это еще и остров на юго-востоке Китая, входящий в состав провинции Чжэцзян, который был назван так после того, как японский монах-паломник Эгаку в 858 г. оставил здесь статую Гуань-инь с горы Утаи.

■ Прежнее название города Чэндэ — Рехи, что переводится как «горячая река»: протекающая рядом река зимой не покрывается льдом.

■ Крыши большинства зданий покрыты медными листами, на которые в прошлом наносилось еще и золото. Но во время Второй мировой войны японские оккупанты соскоблили его мечами и штыками.

■ Всего на территории города Чэндэ — более 1800 различных исторических памятников. Большинство из них находится на территории летней резиденции императора — Бушушаньчжуан.

■ В XIX в. Чэндэ пользовался недоброй славой из-за загадочной гибели императора Сяньфэна и смерти императора Цзяцина, пораженного молнией.

Города Азии

6
Добавлено: 14-01-2015, 06:52
0
1 115

Предыдущие публикации

Храм Минакши
Согласно индуистской мифологии, храм Минакши был возведен на том месте, где прошла церемония бракосочетания богини Минакши и Шивы. В храме Минакши проходят многочисленные праздники, самый...

Канченджанга
Горная вершина Канченджанга получила от живущих здесь тибетцев гордое название «Пять сокровищ великих снегов», которое довольно точно передает ее строение. Вершина действительно распадается на пять...

Карнатака
Звуки трубы должны усладить слух богов, незримо обитающих в индуистском храме Вирупакша в Хампи. Храм, находящийся посреди руин города Виджаянагара, — один из религиозных центров штата Карнатака.Свое...

Похожие публикации


Добавить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Наверх