Потала (дворец, храм)

Потала (Тибет)

Царский дворец и буддийский храмовый комплекс

Дворец Потала высится на фоне горного хребта, что с юга надвигается на город Лхаса. Дворец стоит на Красном холме (Марпо Ри) посредине долины, он — только часть громадного укрепленного комплекса, включающего еще и огороженную прямоугольную территорию у подножия горы.
Главная и центральная часть комплекса представлена Белым дворцом (Потранг Карпо) на востоке и Красным (Потранг Марпо) — на западе.
Дворец Потала создан как символ тибетской государственности. Это произошло в те времена, когда страну вновь сплотило управление буддистских далай-лам.
Чтобы окончательно возвысить над всеми смертными и без того высокий храм-дворец, находящийся еще и высоко в горах, он назван в честь принадлежавшего покровителю Тибета, буддийскому божеству Авалокитешваре, мифического дворца на юге Индии, стоявшего на вершине горы, на побережье Индийского океана (в китайском буддизме — рай Путо на острове в Восточно-Китайском море). Согласно буддийской мифологии, Потала — это рай, где живут бодхисатвы Авалокитешвара и Тара.

История

Тибетский храм-дворец Потала построен на месте огромного (более 1000 комнат) дворца царя Ярлунгской династии Тибета Сонгцэна Гампо, правившего в 604-650 гг. и принесшего буддизм народу Тибета. Сегодня посетителям Поталы показывают пещеру Чогьял Друпук, в которой медитировал царь Сонгцэн Гампо, и зал Пхакра Лхакханг как уцелевшие фрагменты того древнего дворцового комплекса. Сонгцэн Гампо считался реинкарнацией Авалокитешвары.
Идейный вдохновитель и инициатор начала строительства Поталы в 1645 г. — Нгаванг Лобсанг Гьяцо (1617-1682 гг.) — пятый далай-лама, или Великий Пятый, тибетский религиозный и политический деятель. Он также считался реинкарнацией Авалокитешвары. Следовательно, дворец Потала — рай на земле — становился наглядным подтверждением целостности и возрождения тибетского государства.
Однако в строительстве дворца Потала заметен еще и очевидный политический подтекст. Первая половина XVII в. стала периодом жесточайшей борьбы соперничавших школ тибетского буддизма, поддерживаемых правителями разных районов Тибета. Именно в 1642 г. Далай-лама Пятый получил верховную власть над всем Тибетом: его школа тибетского буддизма гелуг победила всех остальных, появилось новое верховное тибетское религиозное правление. Столицей объявили Лхасу, где и воздвигли дворец для новой знати.
Первым из всего комплекса построен Белый дворец в 1645-1648 гг.: Далай-лама Пятый превратил его в свою зимнюю резиденцию.
Красный дворец воздвигнут в период между 1690 и 1694 гг.
Перед началом строительства подготовили площадку: гребень горы выровняли, применяя традиционную для тибетской горной архитектуры технику вырубки нисходящих террас. Таким образом достигнут поразительный эффект «вырастания» здания из горы.
В том, что касается строительной технологии и материалов, дворец Потала похож на обычные крестьянские дома Тибета.
Мощные внешние несущие стены сложены из грубо обработанных камней. Они скреплены глиной. В стены вставлены толстые деревянные балки, поддерживающие пол и потолок. В помещении балки подпираются деревянными колоннами.
Покатые внешние стены также типичны для домов простых жителей Тибета: стены скошены вовнутрь на 6-9°. Пространство между внешней и внутренней стенами достигает 5 м (!), оно заполнено землей, камнями и переплетенными ветками ивняка.
Дворец Потала одним своим видом должен внушать благоговение и покорность воле богов и их представителям на земле. Поэтому он и вознесен на холм посреди долины высоко в горах Тибета.
Созданный при поддержке монголов, дворец Потала в своем облике соединил индийские корни тибетского буддизма, китайский архитектурный декор и традиционную тибетскую строительную технологию.
С 1951 г. Тибет входит в состав КНР на правах автономной области. Его духовный лидер — далай-лама — с 1959 г. пребывает в изгнании. Но дворец Потала сохранился: в отличие от большинства тибетских монастырей и храмов, Потала не был уничтожен хунвейбинами и китайской армией, благодаря личному распоряжению первого премьера Госсовета КНР Чжоу Эньлая (1898-1976 гг.).
Потала и сегодня остается архитектурным воплощением буддийской сущности Тибета.
Белый дворец состоит из просторного Восточного павильона, Солнечного павильона, жилых покоев регента и наставника далай-ламы, а еще служебных помещений правительства Тибетской автономной области. Большой Восточный павильон всегда использовался для официальных церемоний. В Солнечном павильоне находились личные покои далай-ламы, тут он жил и работал, читал священные тексты, решал вопросы управления.
Красный дворец служил местом молитвенных собраний и проведения религиозных ритуалов. Здесь также есть несколько павильонов.
В западной пристройке Красного дворца находится гробница Тхуптэна Гьяцо — Далай-ламы Тринадцатого (1876-1933 гг.), правившего с 1895 по 1933 г.
Такой чести он удостоился еще и за то, что в 1912 г. добился провозглашения независимости Тибета и образования независимого Тибетского государства.
Стены дворца Потала покрыты слоем извести в Белом дворце и охры — в Красном. Стены всегда выглядят как новые, потому что их обливают сверху, а вместо кистей используют жгуты из шерсти яков.
Всегда можно узнать, каким местам во дворце придается особое значение: у них небольшие позолоченные китайские крыши, но при этом с золочеными индийскими орнаментами, в старину выполненными руками непальских мастеров.
Окна дворца занавешены коврами из черной шерсти яка.
Очень важными для дворца и храма Потала считаются восемь мемориальных ступ с забальзамированными телами далай-лам. Среди них есть и ступа Далай-ламы Пятого — строителя Белого дворца.
Дворец Потала стоит в окружении монастырских жилых помещений (сосредоточенных в западном крыле), кладовых и внешних фортификационных сооружений. Из-за скученности построек иногда трудно судить о том, к какому периоду они относятся, но, по всей вероятности, это конец XVII в. Следует учесть, что дворец-храм постоянно достраивали, внося изменения в общий комплекс.
Попасть в комплекс дворца Потала посетители могут через узкие ворота, к которым ведут несколько ступенчатых пандусов.
Во внутренних помещениях дворца деревянные балки и колонны, а также стены украшены сложной резьбой и рисунками. Залы наполнены множеством реликвий: это пространственные мандалы для созерцания, поминальные ступы, статуи далай-лам и учителей, статуи божеств и йидамов, книги, ритуальные предметы.
За все века своего существования дворец Потала никогда не оказывался ощутимо поврежденным. Его прекрасный внешний вид и хорошее состояние интерьеров поддерживаются только необходимым ремонтом.
В течение последних десятилетий Лхаса заметно разрослась, в ней появилось много зданий в современном стиле, но Потала, как и в старину, все так же величественно возвышается над меняющимся городским ландшафтом.
Дворец Потала внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1994 г.

Царский дворец и буддийский храмовый комплекс Потала на карте


Общая информация

Местонахождение: юго-восток Тибета.
Административное местонахождение: город Лхаса, Тибетский автономный район, КНР.
Статус: культовое сооружение, исторический памятник.
Строительство: VII, XVII, XIX вв.
Языки: тибетский, китайский.
Этнический состав: тибетцы, ханьцы.
Религия: буддизм.
Денежная единица: юань.

Цифры

Общая площадь дворца: 360 000 м2 (вместе с передним двором и прудом).
Общая высота комплекса: 117 м.
Длина: 400 м.
Ширина: 350 м.
Толщина стен: 3-5 м.
Этажи: 13.
Высота над уровнем моря: 3650 м.
Площадь Восточного двора (террасы): 1600 м2.
Площадь пещеры Чогьял Друпук: 27 м2.
Количество монахов (монастырь Намгьял): 200.

Климат и погода

Горный.
Средняя температура января: -2,5°С.
Средняя температура июля: +15°С.
Среднегодовое количество осадков: 420 мм.
Относительная влажность воздуха: 60%.

Достопримечательности

Комплекс дворца и храма Потала (VII, XVII вв.).
Белый дворец (1645-1648 гг.)
Красный дворец (1690-1694 гг.)
Гробница Тхуптэна Гьяцо — Далай-ламы XIII (1934-1936 гг.)
Прочие сооружения: монастырские жилые помещения, кладовые и внешние фортификационные сооружения (конец XVII в.).

Любопытные факты

■ В 1652 г. Далай-лама Пятый, строитель Поталы, прибыл в Пекин, где специально для него построили Жёлтый дворец. Правивший тогда Китаем император Шунь-чжи из династии Цин в знак особой признательности присвоил Далай-ламе Пятому титул Проникающий, несущий громовой скипетр, подобный океану лама. В благодарность Далай-лама Пятый наградил императора титулом Небесный бог, Манджушри, Наивысший, Великий владыка.
■ Строительный камень доставляли на стройку из каменоломни к северо-востоку от Лхасы. Доставляли носильщики — на собственных спинах и в волокушах. Глина, используемая как раствор, добывалась прямо на месте, а оставшиеся ямы превратили в пруд, названный Бассейном царя-дракона.
■ Далай-лама Тринадцатый играл очень важную роль в так называемой Большой игре — дипломатическом и военном противостоянии России, Великобритании и Цинской империи в конце XIX — начале XX в. При этом он находился на стороне России. В 1904 г., после британского вторжения в Тибет, далай-лама бежал в Ургу, столицу Монголии. Обратившись в русское консульство, он попросил у царского правительства разрешение переселиться в Россию. Далай-лама получил отказ: если бы эту просьбу удовлетворили, Россия надолго, если не навсегда, испортила бы отношения с Китаем.
■ Главное отличие архитектуры Поталы от стен традиционных тибетских домов в том, что стены небольших бастионов в восточном и западном крыле закругленные, а не прямые.
■ Только прилежным следованием тибетским традициям домостроительства в Потале можно объяснить наличие на плоских крышах вертикального парапета, в чью лицевую поверхность вставлены ветки ивы и тамариска, концами направленные наружу и покрашенные в красный цвет. Они символизируют вязанки хвороста и охапки сена, которые и в наши дни тибетские крестьяне складывают на крышах своих простых домиков.
■ В нижнем цокольном ярусе сохранилось подземное святилище древней добуддийской религии Бон.
■ Реликвии Поталы — сто священных свитков на пальмовых листьях из древней Индии. Они написаны более тысячи лет назад, при этом использовались золотые и серебряные чернила, красители из жемчуга, железного порошка, кораллов, морских ракушек и медной пыли. Бумага свитков не поддается порче насекомыми или сыростью.
■ После реинкарнации Далай-ламы Пятого (кончины и поиска нового) его приближенные скрывали это почти десять лет, опасаясь, что народ взбунтуется и перестанет работать над строительством дворца Потала.
■ Ступа Далай-ламы Пятого занимает четвертый этаж, ее высота — около 15 м, она выполнена из золота.

11
Добавлено: 10-07-2016, 16:27
0
874
Татьяна Литвиновская

Предыдущие публикации

Идлиб (мухафаза, город)
Историки пока не могут дать точного ответа, когда же на земле нынешнего Идлиба появились первые поселения, — так давно здесь зародились сельскохозяйственные культуры.Время словно бы остановилось на каменистых холмах Идлиба. Как и тысячи лет назад, пастух перемещается на ослике вслед за овцами, бродящими между руинами...

Перлис (штат)
Самый маленький штат Малайзии — Перлис — как историческая территория был известен давно, еще с XII в., но путь к обретению независимости оказался долгим и полным неожиданностей.То, что кажется творением рук человеческих — пирамидой-захоронением или терриконом с пустой породой, — на самом деле, вершины древних гор....

Тренггану (штат)
В штате Тренггану немало мусульманских святынь, как и положено земле, в народе прозванной Обителью веры. Но самая необычная и впечатляющая святыня — Хрустальная мечеть в Парке исламского наследия, символ долгой и непростой истории штата, ныне переживающего расцвет.Еще до того, как сюда пришел ислам и появился...

Древние деревни Северной Сирии
Забытые города, Мертвые города... Так называют древние деревни Северной Сирии, в которых некогда бурлила жизнь.Восхищаясь исторической ценностью, мистической атмосферой и своеобразной красотой построек в древних деревнях Северной Сирии, не стоит забывать и о том, что все они — ив том числе это место паломничества и...

Аркаим (археологический памятник)
Древний город Аркаим полон загадок так же, как и вся окружающая местность. Чтобы дать наглядное представление о тех временах, когда в этой степи жили коневые племена скифов и сарматов, выполнена реконструкция родовой усыпальницы кочевников, сегодня именуемой курган Темир.Археологи, занимающиеся исследованием Аркаима и...

Добавить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Наверх