Святилище Тайюинбё

Святилище Тайюинбё

Мавзолей сёгуна

Святилище Тайюинбё — мавзолей третьего сёгуна Токугавы Иэмицу из династии Токугава — расположено в городе Никко на территории паломнического центра в роще японских кедров. Основу комплекса помимо Тайюинбё составляет также синтоистское святилище Тосё-гу, где похоронен основатель династии Токугава, сёгун Иэясу Токугава.
Токугава Иэмицу появился на свет в 1604 г., когда у власти был еще его дед Иэясу Токугава, боровшийся за утверждение династии. Ребенок рос без особого внимания со стороны старшей родни: наследником был его старший брат Токугава Нагамару, а родители были больше сосредоточены на любимце Токугаве Таданаге.
Все изменилось в судьбе Токугавы Иэмицу после смерти Нагамару. Хотя по праву новым наследником должен был стать Иэмицу, родители желали, чтобы в будущем титул сёгуна принял Таданага. Но по решению Иэясу Токугавы традиция было соблюдена, и юноша стал готовиться однажды взойти на престол. С того времени Иэмицу питал особое уважение к деду.
В 1605 г. Иэясу Токугава уступил власть своему сыну, отцу Иэмицу Токугаве Хидэтаде. Тот, в свою очередь, передал Иэмицу титул сёгуна в 1623 г., хотя поначалу молодой человек лишь формально являлся правителем, а его отец пользовался статусом дайдзё тэнно — императора в отставке.
Полноправным сёгуном Иэмицу Токугава стал только в 1632 г., когда его отец скончался. Первым делом новый правитель Японии решил избавиться от главного конкурента — Токугавы Таданаги. Он отобрал у младшего брата имущество и вынудил его совершить ритуал харакири. Также он лишил владений всех неблагонадежных представителей японской знати. В целом курс был взят на ужесточение и централизацию власти.
Тотальный контроль распространялся не только на военных и чиновников, но и на простых смертных. В частности, за приверженность христианской вере во времена правления Иэмицу Токугавы можно было поплатиться жизнью.
Постепенно «гайки закручивались», и вскоре Иэмицу полностью запретил японцам покидать территорию страны, был также закрыт въезд иностранцам, за исключением голландцев. Кроме того, те японцы, которые на момент вступления указа в силу, оказались за пределами Японии, не могли вернуться на родину. Таким образом, Япония была практически полностью изолирована от внешнего мира, даже торговля была сведена к минимуму.
Уже будучи сёгуном, Иэмицу решил отдать дань уважения основателю династии Токугава и инициировал строительство мавзолея деда в парке Никко. При нем было создано поистине грандиозное святилище, здание было щедро украшено резьбой и золочением.
Из-за частых болезней Иэмицу не мог лично контролировать работу запущенной им государственной машины, поэтому зачастую власть по решению некоторых вопросов переходила его поверенным.
Иэмицу умер 8 июня 1651 г. Он оставил завещание, согласно которому его захоронили рядом с мавзолеем глубоко уважаемого им деда Иэясу Токугавы в Никко. После смерти Иэмицу получил имя Тайю, а место его захоронения стало именоваться святилищем Тайюинбё.
К комплексу Тайюинбё ведет вход через гранитные ворота-тории. Слева от него возвышается пятиярусная пагода, далее ворота Ниомон открывают проход к святилищам. Мавзолей Иэясу расположен в отдалении от входа.
Мавзолей Тайюинбё отличается богатством убранства, но по велению третьего сёгуна сооружение было украшено более скромно, чем святилище Тосё-гу, из уважения к основателю династии.
Строительство святилища Тайюинбё началось уже после смерти сёгуна Токугавы Иэмицу, в 1652 г., и было завершено в рекордные сроки — спустя четырнадцать месяцев. От мавзолея Тосё-гу более позднее сооружение отделяют всего около 200 м.
По своей планировке и по архитектурным особенностям святилище Тайюинбё было построено по аналогии со святилищем Тосё-гу. Несмотря на помпезность сооружения, оно все же было украшено более скромно, чем мавзолей основателя династии Токугава. Прежде всего необходимо было подчеркнуть почтение Иэмицу к своему могущественному деду, сделавшему его наследником титула сёгуна. Именно Иэмицу в своем завещании оговорил, что по красоте его мавзолей не должен превзойти святилище Тосё-гу. Однако сдержанность в декоре святилища Тайюинбё позволила лучше вписать постройки в окружающий пейзаж.
Святилище Тайюинбё расположено на крутом склоне, поэтому тропа к нему ведет через протяженные лестницы. Храмовый комплекс отгорожен от внешнего мира несколькими воротами. Первые ворота — красно-оранжевые Ниомон. Сразу за ними расположен суйбанся — прямоугольный колодец, предназначающийся для омовения рук. На внутренней стенке колодца изображен дракон, который отражается на водной глади.
Далее по лестнице можно пройти ко вторым воротам, именуемым Нитэнмон, стоящим в обрамлении японских кленов, которые известны как Клены семи перемен, так как по осени их листья переменяют семь цветов от зеленого к красному. В переводе название Нитэнмон означает ворота Двух небес. В расположенных по бокам ворот нишах размещены изваяния двух из четырех небесных охранителей: Комокутэн, следящий за порядком на западе, и Дзикоку-тэн — главный по востоку. Также ворота украшены фигурами бога грома Райдзина и бога ветра Фудзина. Третьи ворота Ясямон украшены четырьмя статуями яся — божественных существ, которые имеют способность превращаться в демонов при встрече с неверующими.
Далее тропа ведет к воротам Карамон, или Китайским воротам. Под их сводами размещены фигуры журавлей, которые в японской культуре наряду с черепахами служат символами долголетия и спокойной жизни.
За последними воротами, наконец, открывается вид на храмовый комплекс Тайюинбё. Состоит он из трех частей: хайдэна, или молельного зала, хондэна, или главного храма, и собственно могилы, к которой проход закрыт.
Хайдэн и хондэн расположены под одной крышей и со стороны выглядят как одно здание, в то время как усыпальница построена на отдалении и напоминает небольшой традиционный храм. Доступ в молельный зал открыт для всех желающих, его внутреннее убранство отличается богатством орнаментов и обильным золочением. В главный храм можно попасть через коридор из молельного зала. Потолок хондэна венчает феникс — традиционный символ возрождения.

Святилище Тайюинбё на карте


Общая информация

Месторасположение: в 140 км к северу от Токио, город Никко.
Дата постройки: 1653 г.
Назначение: мавзолей третьего сёгуна из династии Токугава Иэмицу.
Язык: японский.
Религия: синтоизм.
Денежная единица: японская йена.
Ближайший аэропорт: международный аэропорт Токио.

Цифры

Площадь хондэн: 10 м2.
Размер ворот Кока-мон (ведут к усыпальнице): 2,2 м. в высоту и 1,8 м. в ширину.

Климат и погода

Влажный континентальный.
Характеризуется холодной снежной зимой и теплым летом.
Средняя температура января: -4,4°С.
Средняя температура июля: +17,4°С.
Среднегодовое количество осадков: 1824,8 мм.

Достопримечательности

■ Ворота Ниомон, Нитэнмон, Ясямон, Карамон.
■ Святилище (хайдэн), внутреннее святилище (хондэн), усыпальница.

Любопытные факты

■ Поскольку разница во времени между постройкой святилищ Тосё-гу и Тайюинбё была небольшой, есть основания полагать, что сходство двух строений обусловлено не только одинаковой планировкой, но и тем, что над их возведением трудились одни и те же рабочие.
■ Ворота Нитэнмон — самые большие в Никко.
■ Характерная черта для мавзолеев, построенных по приказу Токугавы Иэмицу, заключается в сочетании синтоистских и буддийских архитектурных традиций.
■ Еще до того, как Иэмицу достиг совершеннолетия, его дед дал ему свое детское имя Такетиё.
■ На воротах Нитэнмон количество пальцев у статуй божеств имеет символическое значение. У бога грозы Райдзина всего три пальца, которые символизируют прошлое, настоящее и будущее. Убога ветров Фудзина четыре пальца, и каждый палец обозначает одну из четырех сторон света.

5
Добавлено: 12-12-2015, 20:08
0
1 246
jkvdxrwn

Предыдущие публикации

Эр-Ракка (мухафаза, город)
Сирийский край Эр-Ракка с древних времен процветал за счет своего выгодного положения: он находился ровно на полпути из Византии в Персию.На фото замок Джабер стоит посреди воды, соединенный с сушей узкой перемычкой. Здесь побывали крестоносцы и воины Hyp ад-Дин Махмуда, а для турок он и сегодня — национальная...

Шаньси (провинция)
«Запад гор» — так, точно и безыскусно, как всегда, когда дело касается китайской топонимики, переводится название провинции Шаньси. Горы в данном случае — горный массив Тайханшань, точнее, его западные пологие склоны.На фото храм в горах Мяньшань вблизи средневекового города...

Лхоцзе (гора)
В Китае Лхоцзе относится к Тибетскому автономному району, в Непале — к провинции Кхумбу. Ее название с тибетского языка переводится как «Южная гора».На фото величественная Лхоцзе на рассвете со стороны...

Берингово море
На севере Берингова моря узким Беринговым проливом разделены материки Азия и Северная Америка — российская Сибирь и принадлежащая США Аляска. С юга море ограничено Алеутскими островами (США) и Командорскими островами (Россия).Берингово море, одно из самых больших на Земле, изобилует рыбой и морскими...

Пудучерри (союзная территория)
Союзная территория Пудучерри, составленный из нескольких разрозненных областей, известен как важный духовный центр Индии. Храмовый слон Лакіими за небольшое подаяние благословляет желающих легким шлепком хобота по голове.Полтора века европейские державы соперничали за право владения землями Пудучерри и поочередно...

Добавить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Наверх