Спасо-Преображенский монастырь

Спасо-Преображенский монастырьМужской Спасо-Преображенский монастырь находится в городе Муром и стоит на левом берегу реки Оки (Спасский, что на Бору).

История

О ранней истории Спасо-Преображенского монастыря мы можем судить только по обрывочным сообщениям в древних хрониках.
Первое упоминание о Спасо-Преображенском монастыре, или просто Спасском, содержится в русских летописях от 1096 г. Летописец, рассказывая о междоусобной войне между черниговским князем Олегом Святославичем и его двоюродными братьями Святополком и Владимиром Мономахом, пишет о гибели под стенами Мурома князя Изяслава Владимировича: «Изяслава же вземше, положиша и в монастыри святаго Спаса».
Относительно точной даты основания обители продолжаются споры. Местная легенда говорит, что на рубеже X-XI вв. князь Владимир отдал Муром в удел своему сыну Глебу. Тот прибыл в Муром около 1010 г., однако местные жители, финно-угорское племя мурома, его в город не пустили. Упрямый Глеб поставил княжеский двор неподалеку от Мурома, на высоком берегу Оки, а также заложил деревянную церковь Всемилостивого Спаса.
Следовательно, если доверять летописным свидетельствам, то старше Муромского Спасо-Преображенского монастыря на Руси только Киево-Печерская лавра, основанная в 1051 г.
Существует также предание, рассказывающее о принятии в 1228 г. монашеского пострига в Спасской обители князем Петром, с чьим именем связана фольклорная «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Можно утверждать, что монастырь не избежал разорения от нашествия монгольских кочевников, полностью спаливших Муром в 1239 г.
Первое точное свидетельство о монастыре датируется серединой XVI в., когда после успешного похода царя Ивана Грозного на Казань в Муроме построили несколько кирпичных храмов, в том числе Спасо-Преображенский монастырский собор.
В декабре 1615 г. Муром подвергся нападению польско-литовского отряда шляхтича Юзефа Лисовского, разграбившего Спасский монастырь. Почитаемую обитель еще долго восстанавливали за счет пожертвований царя Михаила Федоровича и муромской знати. По данным на 1636 г. в монастыре проживало 28 монахов.
В конце 1680-х гг. митрополит Сарский и Подонский Варсонофий выделил средства на возведение единственной в Муроме уникальной двухэтажной Покровской церкви. Тогда же в монастыре появляются и палаты настоятеля, ставшие первой кирпичной гражданской постройкой Мурома.
По архиерейскому указу в 1725 г. в Спасском монастыре открыли первое в городе духовное училище: «...для учинення священнических детей быть школе, понеже де оной град Муром от Переславля Рязанского в дальнем расстоянии, и для приезду подворья себе не имеет...»
В начале XIX в. к общему ансамблю монастыря прибавилась надвратная церковь Кирилла Белозерского, а последним зданием старой постройки стал возведенный в конце XIX в. трехэтажный братский корпус.
С установлением советской власти в Муроме Спасский монастырь закрыли, в 1918 г. обвинив настоятеля и братию в участии в белогвардейском мятеже. Насельников изгнали, монастырь некоторое время пустовал и разрушался. В 1925 г. монастырское имущество отдали местному музею.
В 1930-е гг. в постройках разместились военные: монастырь приспособили под учебную часть полка связи.
Военные остались здесь надолго, и даже после распада СССР, покинув обитель лишь в 1995 г.
И в том же году Священный Синод Русской Православной Церкви постановил вновь открыть Спасскую обитель в Муроме.
Причины, по которым Спасо-Преображенский монастырь появился именно в этом месте, вероятно, в том, что в старину он был неприступной крепостью на высоком берегу реки, а также в особой атмосфере места, именуемого Подокстовьем, где, как гласит легенда, произошло крещение муромчан.
К началу 1990-х гг. храмы и другие постройки монастыря находились в полуразрушенном состоянии. В настоящее время полностью восстановлен, от прошлого разорения не осталось и следа.
Изначально Спасо-Преображенский собор был довольно высок, с пятью главами и тремя апсидами, а его устремленность ввысь подчеркивали пилястры и лопатки. Многочисленные последующие пристройки и перестройки, сделанные в прошлом, изменили внешний облик собора: позакомарное покрытие заменено на более практичное четырехскатное, вместо шлемовидных куполов поставлены луковичные, с запада пристроены трапезная и широкая крытая паперть. Современные реставраторы постарались вернуть уникальному памятнику изначальный облик — насколько оказалось возможным.
Двухэтажная Покровская церковь с трапезной, когда ее построили в конце XVII в., былатеплой: ее отапливали три печи. В 1757 г. к Покровской церкви пристроили трехъярусную шатровую колокольню со 120-пудовым колоколом. Из-за многочисленных перестроек церковь утратила некоторые архитектурные детали.
В XVII в. в Спасо-Преображенском монастыре воздвигли надвратный храм преподобного Кирилла Белозерского. До XIX в. он стоял на северном участке ограды, где располагались в то время ворота. В начале XIX в. церковь разобрали за ветхостью, а на месте ее алтаря поставили памятную часовню. В 1807 г. в монастыре приступили к строительству новой каменной ограды. В 1810 г. на западе поставили Святые врата, но со строительством церкви над ними что-то не заладилось.
Сто лет прошло, грянула революция, памятную часовню снесли в 1930-е гг. Лишь к 2005 г. надвратный храм преподобного Кирилла Белозерского восстановили и освятили.
Затем построили еще один надвратный храм — во имя преподобного Сергия Радонежского, на противоположном, восточном, участке монастырской ограды, что выходит прямо к Оке, откуда открывается чудесный вид на речные просторы.
Палаты настоятеля, сооруженные во второй половине XVII в., — здание нарочито скромное. Кроме помещений настоятеля в нем еще несколько кладовых и келий.
Каменный братский корпус построен в XIX в. В начале 1990-х. гг. проведена фундаментальная реконструкция здания. С 2003 г. в здании открыто Духовное училище имени Святейшего патриарха Пимена: в 1945-1946 гг. в сане иеромонаха он служил в Муромском Благовещенском соборе. При училище открыт Мемориальный музей патриарха Пимена.
В настоящее время службы совершаются в Спасо-Преображенском соборе и в Покровском храме. В 1996 г. в настоятельском доме (1687 г.) освящена домовая церковь Св. Василия, епископа Рязанского.
Когда монастырь был возвращен-Русской Православной Церкви, в нем не осталось ни икон, ни каких-либо других святынь: все, что можно оторвать или сдвинуть с места, было вывезено из монастыря еще в 1922 г. В настоящее время монастырь — хранитель мощей тридцати святых угодников и чудотворцев, а также нескольких почитаемых икон. Главной святыней Спасо-Преображенского монастыря считается икона Божией Матери, именуемая «Скоропослушница», — привезённая со святой горы Афон в 1878 г. точная копия образа, хранящегося в афонском монастыре Дохиар.Спасо-Преображенский монастырь на карте

Общая информация

Старейший монастырь Северо-Восточной Руси.
Местоположение: Европейская часть России.
Административное местоположение: город Муром, Владимирская область.
Статус: действующий мужской монастырь.
Епархия: Муромская Русской Православной Церкви.
Первое упоминание: 1096 г.
Возобновлен: 1995 г.
Язык: русский.
Этнический состав: русские.
Религия: православие.
Денежная единица: российский рубль.

Цифры

Протяженность: длина — 225 м, ширина — 165 м, периметр ограды — 745 м.
Площадь: 33 500 м2.
Высота над уровнем моря: 105 м.
Количество монахов: 10-30.

Климат и погода

Умеренно континентальный.
Теплое лето, умеренно холодная зима.
Средняя температура января: -11°С.
Средняя температура июля: +17°С.
Среднегодовое количество осадков: около 500 мм.
Среднегодовая относительная влажность: 65-70%.

Достопримечательности

Архитектурный ансамбль Спасо-Преображенского монастыря

Спасо-Преображенский собор (1552 г.), Покровская церковь с трапезной (1691 г.), настоятельский корпус (1687 г., с домовой церковью Св. Василия, 1996 г.), надвратная церковь Кирилла Белозерского (1807-1810 гг., реконструкция 2005 г.), часовня Св. Николая Чудотворца (построена в 1889 г., реконструкция 2001 г.), братский корпус (1890 г.), Духовное училище имени Святейшего патриарха Пимена (2003 г., Мемориальный музей патриарха Пимена), часовня великомученика Георгия Победоносца (2002 г.), надвратная церковь во имя преподобного Сергия Радонежского (2005 г.), часовня Ксении Петербургской (2006 г.), часовни в честь икон Божией Матери — водосвятная с купелью «Живоносный Источник» и «Спарительница Хлебов», часовня-костница.

Святыни

Почитаемые иконы: Божией Матери «Скоропослушница», Божией Матери «Пантанасса» («Всецарица»), Св. великомученика Георгия Победоносца с частицей мощей святого и Св. праведной Иулиании Лазаревской с частицей мощей, рака с частицей мощей Св. преподобного Илии Муромца.

Паломнический центр

Любопытные факты

  • В 1015 г. князь Глеб, считающийся основателем Спасской обители, вместе с братом Борисом был убит, как утверждает «Повесть временных лет», старшим братом Свято-полком Окаянным. Глеб почитается Русской Православной Церковью как первый муромский князь и первый русский князь, причисленный к лику святых.
  • В Муромском городском архиве сохранился документ, свидетельствующий, что советская власть изыскивала различные способы, чтобы избавиться от имущества, доставшегося ей после закрытия монастыря. Согласно документу, 22 октября 1926 г. иконостас из архиерейской домовой церкви Спасского монастыря продали группе верующих из деревни Прудищи за 150 руб.
  • Обитель посещали многие православные святые, в их числе святитель Василий епископ Рязанский и Муромский, святые благоверные князья Петр и Феврония, преподобный Серафим Саровский. Последний приезжал, чтобы увидеть сотаинника — святого старца Спасской обители Антония Грошовника.
  • Еще одна городская легенда связана со строительством Спасского собора монастыря. В 1552 г. царь Иван Грозный возглавил поход на Казань, один из путей рати шел через Муром. Предание утверждает, что с высокого левого берега Оки царь наблюдал за переправой ратников. И тогда же поклялся: когда возьмет Казань — поставит в Муроме каменный храм. Клятву государь сдержал: Спасский собор монастыря воздвигли, а русский царь даровал ему церковную утварь, облачения, иконы и книги.
  • К концу XVII в. монастырь окреп и стал крупным землевладельцем, но лишился большой части собственности в 1764 г., когда императрица Екатерина II подписала указ о секуляризации монастырских земель и Спасский монастырь лишился большинства владений.
  • В монастыре хранится икона святителя Спиридона, епископа Тримифунтского, почитаемого как чудотворца. В киоте с иконой находится часть епископского башмачка владыки, который меняют каждый год потому что, как считается, он изнашивает их, посещая страждущих.
  • В XVI в. при строительстве Спасо-Преображенского собора зодчие совершили промах: в плане собор получился не идеально прямоугольным — одна из сторон немного короче противоположной.

1
Добавлено: 18-10-2016, 20:51
0
92

Предыдущие публикации

Форарльберг
Перед горами Арльберга — именно так переводится название австрийской земли Форарльберг, а горный хребет Арльберг служит природной границей Форарльберга на востоке, отделяя ее от других земель.Берега...

Несвиж (город)
Замок в Несвиже изначально возводился как крепость, настоящее убежище, чьи оборонительные сооружения в виде широкого рва, каменных стен и крутого вала могли бы сдержать штурм вероятного неприятеля:...

Владимирская область
Возможно, и сегодня Владимир оставался бы столицей России, если бы в XIV в. центром русского государства не стала Москва, а Владимирская земля не утратила былое политическое значение.Идеальные...

Похожие публикации


Добавить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Наверх