Северная Осетия (Алания)

Северная Осетия, Алания.

История

Современные историки сходятся в том, что осетинский этнос — это потомки аланов и коренных племен Северного Кавказа. Обработанные пластинки и рубила из камня были найдены археологами в 4 км от нынешнего Владикавказа, возле хутора Попов. Этой стоянке неандертальцев (Ашельская культура) - около 150 тысяч лет Стоянки Мустьерской культуры (3040 тыс. лет назад) найдены у поселка Редант-1, сел Карджин, Заманкул, Старый Батакоюрт Римский историк I в. Иосиф Флавий писал: «Племя аланов есть часть скифов, живущая вокруг Танаиса и Меотийского озера». (Танаис — это Дон, Меотийское озеро — Азовское море.) Великое переселение народов IV-VII вв., вызванное движением с Востока на Запад гуннов, и привело часть аланов на Кавказ. Другая их часть ушла вместе с гуннами в Европу. Первые известные аланские памятники в Северной Осетии относятся к V в. Кратчайший путь в Закавказье, Дарьяльский перевал, уже в VI в. именуется Аланским. В это время аланы переживают важную метаморфозу: из кочевников становятся народом оседлым и начинают строить свое государство. Сначала это были два племенных объединения, но, после того как произошло их объединение в X в., Алания становится влиятельным на Кавказе сильным государством, достигшим расцвета в X-XI вв. Монголо-татарское нашествие на равнины Кавказа, начавшееся в 1222 г., прервало это развитие. Потеряв плодородные земли на Кубани, большая группа аланов снова ушла на Запад, оставшаяся — поднялась в горы. Монголо-татары не оставляли их в покое, но не смогли покорить, что отметил в своем дневнике 1253-1255 гг Гийом Рубрук, монах-францисканец и путешественник, наблюдавший это по пути в Каракорум. Осетинские историки М.М. Блиев и Р.С. Базаров полагают, что фактически Осетия присоединилась к России в 1830 г.. именно с этого момента царская администрация уже полностью контролирует и Северную, и Южную Осетию. Но еще раньше, в 1784 г., при Екатерине II, на месте осетинского села Дзаеуджыхъаеу в Северной Осетии была основана крепость Владикавказ, «русский мост в Закавказье», как сразу же стали ее называть. Тогда же начинается христианизация Осетии. Православные священники в своем стремлении крестить язычников (каковыми они полагали осетин) нередко прибегали не только к убеждению, но и к раздаче подарков и льгот, при поддержке чиновников. Сознательно используя неписаный закон осетин, по которому невозможно обидеть старшего по возрасту не то что возражением ему, но даже взглядом. Так же действовали и мусульманские муллы, но начали они раньше, в XVI в. Сегодня наряду с православным храмом во Владикавказе (до революции их в этом городе было несколько) действуют также две мечети, суннитская и шиитская, одна мечеть в Беслане. А между тем все осетины, кем бы по вероисповеданию они себя ни называли, верны вере своих древних пращуров — ариев (индо-иранцев). К язычеству, в традиционном понимании этого слова, эту веру в Творца Мира и духов, подчиненных ему, в существование загробного мира однозначно относить не совсем верно. Хотя храмов эта вера не имеет, но лишь потому, что храмом считается вся вселенная. Все обряды совершаются под открытым небом. Роль священника исполняет старейшина рода или общества. Устои этой веры передаются из уст в уста, от отца к сыну, от матери к дочери, из поколения в поколение. К усопшим осетины относятся почтительно-благоговейно, о чем говорят и обряды поминания, и многочисленные памятники-склепы и некрополи, рассеянные в горах: душа умершего, в этой системе понятий, остается живой. При детях не дозволяется никаких резких слов и поступков, никаких криков: это убережет душу ребенка от несправедливости 8 будущем, свято верят осетины.
Это отдельно стоящие башни, наскальные и пещерные крепости, заградительные стены. Такие же памятники прошлого встречаются по всему Кавказу и в Закавказье, большинство из них построены руками осетин. Их приглашали для этого в качестве специалистов, хорошо понимающих, как надо возводить и оснащать эти сооружения, а главное — умеющих это делать. Воинская доблесть, мужество, храбрость и стойкость осетин известны, не раз были описаны в мемуарной, военной и художественной литературе. А эти факты из истории Великой Отечественной войны говорят сами за себя: 72 уроженцам Северной Осетии было присвоено звание Героя Советского Союза, двое из них, генерал армии И. А. Плиев и генерал-майор И. И. Фесин, были удостоены этого звания дважды (И. А. Плиев также Герой Монголии). 9 представителей республики стали полными кавалерами ордена Славы, 50 были присвоены воинские звания генералов и адмиралов. Владикавказ носит звание «Город воинской славы» — за вклад в одну из ключевых битв Великой Отечественной — битву за Кавказ (25 июля 1942 г — 9 октября 1943 г.) в ходе Моздокско-Малгобекской и Нальчикско-Орджоникидзевской операций 1942 г (тогда столица Северной Осетии называлась Орджоникидзе).
И в наши дни ребята из Северной Осетии идут служить в армию с охотой, а направляются в основном в воздушно-десантные войска, части морской пехоты и спецназа МВД РФ.
После войны официально военных действий на территории республики не велось, но полностью мирной жизнь в ней в последние 20 лет назвать нельзя. В 1992 г вновь вспыхнул застарелый осетино-ингушский конфликт, приведший к вооруженным столкновениям 31 октября — 4 ноября 1992 г и сотням жертв с обеих сторон. Этот конфликт, в основе которого лежат территориальные претензии, как мина замедленного действия, был заложен еще сталинским режимом. В 1944 г значительная часть чеченцев и ингушей были депортированы в Сибирь и Казахстан, а освободившийся Пригородный район Северной Осетии, где исторически проживали главным образом ингуши, был заселен, практически тоже насильно, осетинами. Конфликт не исчерпан до сих пор.
1 августа 2003 г ворота военного госпиталя в Моздоке протаранил КамАЗ, начиненный взрывчаткой, с террористом-смертником. Погибли 52 человека, госпиталь был разрушен. Акцию провели боевики Шамиля Басаева. Он же цинично взял на себя ответственность и за другой, поистине чудовищный, теракт в Беслане. 1 сентября 2004 г в школе № 1 террористами были захвачены 1128 заложников — дети, их родители, учителя. Отпустили только матерей с грудными младенцами. Двое с половиной суток террористы удерживали заложников — без еды и воды, без возможности сходить в туалет. Переговоры с ними ничего не дали. На третий день в школе прогремели взрывы, вспыхнул пожар, и начался штурм школы. Большинство заложников были освобождены, но 334 человека, из них 186 детей, погибли. Дело о теракте в Беслане, начатое Генеральной прокуратурой РФ 1 сентября 2004 г., не закрыто по сей день: снова и снова оспариваются отдельные обстоятельства тех страшных дней, вопросов больше, чем ответов. Школу № 1 восстанавливать не стали, и у ее стен всегда живые цветы, горящие свечи и бутылки с водой... Их приносят не только жители города, но и все, кто проезжает через Беслан, ежедневно, как говорят охранники этого (теперь) мемориала, приходят от 50 до 100 человек.
Что дает силы жить дальше всем, кто все еще слышит, как наяву, крики о помощи своих родных? Никто, кроме них самих, не вправе говорить об этом. Да и не нужно их об этом спрашивать. А необходимо действительно, наконец, по справедливости разобраться до конца в причинах этой трагедии.

Северная Осетия на карте.

Общая информация

Субъект Российской Федерации, входит в состав Северо-Кавказского федерального округа. Образована в 1924 г со статусом «автономная область Горской советской республики», в 1936 г преобразована в Северо-Осетинскую Автономную Советскую Социалистическую Республику, нынешнее название носит с 1995 г.
Расположение: предгорья и северные склоны Большого Кавказа.
Административно-территориальное деление: 1 город республиканского подчинения (Владикавказ) и 8 районов.
Столица: Владикавказ — 311 635 чел., агломерация — 330 076 чел. (2010 г.).
Языки: русский, осетинский, включающий в себя множество диалектов, основные среди которых — иронский и Дигорский.
Этнический состав: осетины (иронцы и дигорцы) — 62,7%, русские — 23.2%, другие кавказские народы — 8,8%, украинцы — 5,3%.
Религии: православие, ислам.
Крупнейшие города: Владикавказ, Моздок, Беслан.
Крупнейшие реки: Терек и его притоки Урух, Ардон, Камбилеевка, Гизельдон.
Важнейший аэропорт: Владикавказ (Беслан) во Владикавказе.

Цифры

Площадь: 7987 км2.
Население: 712 378 чел. (2011 г.).
Плотность населения: 89,2 чел/км2.
Самые высокие точки: гора Казбек (5033 м) на границе России и Грузии и пик Джимара (4780 м).

Экономика

Дотационный регион.
Промышленность: горнодобывающая, цветная металлургия; стекольная, пищевая.
Сельское хозяйство: выращивание зерновых, зернобобовых, мясо-молочное животноводство, садоводство.
Сфера услуг: транспортные услуги, логистика, туризм.

Климат и погода

Умеренный континентальный.
На равнинах — средняя температура января: -5°С, средняя температура июля: +24°С.
В предгорьях — средняя температура января: -1°С, средняя температура июля: +20°С.
Среднегодовое количество осадков: на равнинах 600-700 мм, в предгорьях до 900 мм, в горах свыше 1000 мм.
Летом возможно проникновение тропических циклонов, несущих сильные муссонные дожди.

Достопримечательности

Цейское ущелье (заказник);
Куртатинское ущелье: Кадаргаванский каньон, пещеры: Дзивгисская, Нывджинлагат, Университетская; Хилакская роща;
Алагирское ущелье: Шуби-Ныхасская пещера, пещера Черного всадника;
Кармадонское ущелье: Ворота Кармадона — въезд в котловину, термальные источники;
Даргавское ущелье: «Город мертвых», или Рыбиныраг (XIV-XVIII вв.), Миргабинские водопады;
Святилище-пещера «Дигори Изад» («Ангел Дигоры»); окрестности с. Задалеск (Дигора);
Владикавказ: культовые сооружения — храм Рождества Пресвятой Богородицы, чаще называемый Осетинская церковь (1860 г.), армянская церковь (1868 г.), суннитская мечеть (1907 г ) проспект Мира — исторический и культурный центр города, аллея Фонтанов, памятники — Коста Хетагурову, Иссе Плиеву, 200-летию добровольного вхождения Осетии
в Россию, мемориал 60-летия Победы, нарту Сослану (герой народных сказаний), основателю селения Дзауджикау — Дзаугу Бугулову и др. Мемориал памяти посвящен участникам Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., Гражданской войны, видным деятелям Осетии; музеи — Республиканский художественный музей им. М. Туганова, Северо-Осетинский государственный объединенный музей истории, архитектуры и литературы, Северо-Осетинский театральный музей им. В. Тхапсаева; Владикавказский дендрарий;
Моздок: дуб — ровесник города (Моздок основан в 1763 г.);
Монумент Уастарджи на Транскаме;
Северо-Осетинский заповедник;
Национальный парк Алания.

Любопытные факты

■ Самая известная из средневековых крепостей Северной Осетии — Дзивгисская, одна из крупнейших на Кавказе. Основное укрепление находилось на нижнем уровне, остальные шесть башен — по флангам и представляли собой не что иное, как прикрытые стенами с бойницами проходы в естественные пещеры. Укрепления соединяли навесные мосты: в скальные расщелины были вбиты консоли, на которые укладывался настил в две-три доски. Во время сражения доски убирались и крепость становилась неприступной. В узком ущелье врагу было не развернуться, он не мог ответить на огонь из разных уровней. А как только он начинал отступать, в сражение вступала соседняя Комдагальская крепость, почти незаметная из-за Дзивгисской со стороны равнины.
■ Северная Осетия занимает четвертое место среди регионов России по количеству дорог с твердым покрытием относительно своей площади.
■ Уастарджи, Святой Георгий — самый почитаемый святой в Северной Осетии, ее небесный покровитель (как и в Южной Осетии, и в Грузии). В республике несколько памятников Уастарджи. Самый известный и эффектный установлен на трассе Транскама в 1995 г., недалеко от города Алагира. В конце ноября в честь Уастарджи проходит Джеоргуыба, праздник, который длится неделю. Перед его началом закалывается жертвенное животное (бык или баран). В понедельник в каждой семье накрывается стол, вернее, два — женщины сидят отдельно. Тосты чередуются с молитвами. В остальные дни недели принято ходить в гости к родственникам и принимать их у себя.
■ Осетинские пироги — закрытого типа. Их на столе должно быть обязательно три: сахараджын (с сыром и свеклой), уалибах (с сыром), фыччин (с мясом). Три круглых пирога с заметной точкой в середине (а именно так выглядит «правильный» осетинский пирог) — это сакральный символ, воплощающий триединство жизни: Творца Мира, материальный мир и силы разрушения и смерти По особым случаям делаются треугольные пироги. Настоящие осетинские пироги готовятся исключительно из натуральных продуктов и не содержат никаких консервантов и разрыхлителей.

11
0
11 930
Adummahiday
Россия

Предыдущие публикации


Добавить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Наверх