Монте-Альбан

Монте-АльбанДревний город Монте-Альбан находится на юге Мексики в центральной долине хребта Оахака, между горными системами Сьерра-Мадре и Сьерра-Мадре-дель-Сур Мексиканского нагорья Внутренних Кордильер.

История

Этот город был основан приблизительно в 500-х гг. до н. э. Все его основные здания и сооружения имели сакральное значение. В середине IX в. город был оставлен его обитателями.
Что было этому основной причиной — осталось тайной. За 13 веков здесь была создана процветающая цивилизация, главную роль в которой сыграли сапотеки, один из древних этносов Мезоамерики. Meзоамерика (от древнегреческого мезос — «средний») — термин, введенный в 1943 г. германским антропологом П. Кирхгоффом.
Это не  синоним понятия Центральная Америка и обозначает территорию, простирающуюся от центра Мексики на юг. Мезоамерика включает в себя также сегодняшние Гватемалу, Белиз, западные районы Сальвадора и Гондураса. Она гораздо меньше, чем Центральная Америка, по площади, но имеет особое значение как историко-культурный регион.
Самыми крупными этносами Мезоамерики в доколумбову эпоху были ольмеки, сапотеки и миштеки.
Их цивилизации тесно взаимодействовали с ацтеками и майя, но при этом и ольмеки, и сапотеки, и миштеки как цивилизации имели каждая свои самобытные черты. Заложили Монте-Альбан ольмеки — так (условно) обозначали ученые приверженцев антропоморфного культа ягуаров. Построили, или, вернее, как образно было сказано кем-то из историков, «вырезали из горы», сапотеки, также обожествлявшие ягуаров. Этноним «сапотеки» (сапотекатль) происходит из языка ацтеков науатль и переводится как «жители местности, где растет сапота». (Сапота — дерево, распространенное на юге Мексики, дающее питательные маслянистые плоды и прочную древесину.) Сапотекский язык сохранился в отдельных языковых анклавах современной Мезоамерики, и само название сапотеков на нем — беэнаа саа, или пени саа («народ облаков»). Это очень похоже на отзвук многовековой конкуренции сапотеков с миштеками, именно миштеков те же ацтеки называли «народом облаков» (миштекатль).
Основу Вселенной в Мезоамерике символизировал прямоугольник или квадрат. И четыре главные в Монте-Альбане постройки, предназначенные для божеств, были более или менее точно ориентированы на четыре стороны света. Идеальное жилое пространство, будь то дом или город, — тоже было прямоугольным. Монте-Альбан в контексте этой культуры — классика. Все его строения из камня были расположены по периметру и внутри центральной прямоугольной площади размером 200 х 300 м. Стоят на каменных платформах, имеют ступенчатые стены и плоские завершения, что делает их похожими на шумерские зиккураты. Главные храмы ориентированы на север и юг. У сапотеков были свои письменность и календарь, характерный стиль керамики с резными орнаментами, уникальный тип погребальных сооружений. Письменность их, примеры которой остались на священных камнях Монте-Альбана, не столь развитая, как, например, у ацтеков и майя, но она явно заключала в себе иносказательные смыслы. Настолько неоднозначные, что лингвисты могут предъявить сегодня лишь эпизодические успехи в их расшифровке: принцип поиска сравнительных аналогий в других индейских иероглифических системах тут не работает.
С испанского Монте-Альбан переводится как «Белая гора». Так имя города закрепилось в истории и географии с XVI в. На самом деле тут произошло наложение смыслов, но на удивление логичное. Монте-Альбан — фамилия испанского конкистадора, попавшего сюда в числе первых европейцев в 1521 г. Монте — по-испански, «гора», а город стоит на высоте около 2000 м. На языке же сапотеков эта гора называлась (предположительно) Дхауя куч-о-Дауякач — «Холм Священного камня». Миштеки дали ему свое имя — Юкукуи («Зеленая гора»): на поросшей тропической растительностью горе нет ничего белого. Когда сюда пришли испанцы, город был уже практически необитаем, и не у кого было спросить, как точно он называется.
Монте-Альбан считается первым городом Мезоамерики, сразу строившемся именно как город. Для этого была срыта вершина холма, а все здания и соружения размещены строго по плану.
В XIX-XX вв. Европа словно бы заново открывала для себя Новый Свет после всех разрушений, которые принесла эпоха завоеваний Америки. Монте-Альбан в этом аспекте некоторые археологи считают равнозначным Трое Шлимана.
Через перешеек Теуантепек проходил едва ли не единственный сухопутный путь из центра Мексики на юго-восток, в сторону полуострова Юкатан, что способствовало бурному расцвету в V-IX вв. самого Монте-Альбана и всей территории, подчиненной ему, где жило примерно 500 тыс. человек. Это были в основном земледельцы, выращивавшие маис на основе эффективной для той эпохи ирригационной системы. Из ремесленных промыслов здесь процветали ткачество, гончарное дело, изготовление орудий труда, оружия и украшений из обсидиана, доставляемого из Теотиуакана.
Археологи определяют четыре условные фазы истории Монте-Апьбана (все даты приблизительны). Первая (500-200-е гг. до н. э.) — становление сапотекского государства, создание свыше 300 резных каменных монументов. Во II фазу (200 г. до н. э. — 100 г. н. э.) Монте-Альбан — уже столица сапотекского государства. Между 250 и 1 г. до н. э. было возведено здание J, названное так по сходству его очертаний с этой буквой. III фаза (100-300-е гг.) отмечена возведением первой усеченной пирамиды и монументов с резными изображениями пленников после пыток, тела которых представлены со словно бы вывернутыми суставами, за что испанцы с долей цинизма прозвали изображенных людей «танцорами». В 300-650-е гг. возведены основные храмы и 170 подземных усыпальниц с фресками. В 600-700-е гг. наступает IV фаза. На каменных стелах появляются загадочные иероглифические надписи. К 650-700-м гг. сапотеки утратили свою власть в Монте-Альбане, она перешла к миштекам в итоге череды междоусобных войн и политических интриг Центральная площадь приходит в упадок, а к началу 900-х гг. Монте-Альбан имеет значение прежде всего как некрополь знатных миштеков. В начале XV в. сапотеки были окончательно изгнаны из Монте-Альбана миштеками. Изгнанники перенесли свою столицу в город Йоо-Паа, созданный ацтеками и миштеками в VII-VIII вв. Ацтеки называли его Науатл Миктлан — «Врата смерти», а испанцы сократили его до просто Митла. В подобной символике для мезоамериканских индейцев не было ничего жуткого. По их верованиям, всякая эпоха неизбежно завершается катастрофой, после которой мир создается заново, причем всякий раз по-разному. Нельзя не признать, что не так уж сильно они на этот счет заблуждались. Митла со временем тоже стала археологической зоной.
И сапотеки, и миштеки культивировали ювелирное искусство и достигли в нем высочайшего мастерства. Среди открытых в Монте-Альбане сокровищниц самый грандиозный вид имела гробница №7: здесь хранились несметные сокровища, всего около 500 предметов. Это чеканные, с выпуклыми узорами золотые браслеты и многоэлементные ожерелья, украшения из нефрита, обсидиана, бирюзы, крупного жемчуга, янтаря, кораллов, застежки из зубов ягуара, костей и раковин. Среди всего это великолепия были и истинные шедевры — золотая маска бога Шипе Тотека, нос и щеки которой были обтянуты человеческой кожей; табакерка из позолоченных тыквенных листьев; а также миниатюрные черепа, по форме человеческие, высеченные из монолитных кристаллов горного хрусталя (кварца). На черепах нет ни малейших следов обработки какими-либо инструментами, следовательно, они создавались методом шлифовки, и подсчитано, что шлифовать их, чтобы добиться того результата, который налицо, потребовалось бы не менее 300 лет. Но это в нашем представлении, а секреты абразивов древних индейцев остаются нераскрытыми.
Среди археологов, открывших для мировой культуры Монте-Альбан, наибольший вклад внес мексиканский археолог и этнограф Альфонсо Касо (1896-1970 гг.), памятник которому встречает каждого, кто посещает Монте-Альбан.Монте-Альбан на карте

Общая информация

Археологический парк — город доколумбовой эпохи в мексиканском штате Оахака, объект Всемирного наследия ЮНЕСКО с 2011 г.
Месторасположение: западное побережье Мексики, юго-восток страны.
Административная принадлежность: штат Оахака, муниципалитет Санта-Крус-Хохокотлан.
Официальный статус в Мексике: исторический центр Оахаки и археологических раскопок Монте-Альбан.
Время основания: около 500 г. до н.э.
Язык: испанский.
Денежная единица: мексиканский песо.
Ближайший аэропорт: в г. Оахака (международный), но он небольшой, и сначала нужно лететь до Мехико (аэропорт Бенито Хуарес, международный).

Цифры

Площадь города-государства в 100-300 гг. н. э.: около 40 км2.
Площадь археологического заповедника: 375 га, с буферной зоной 121 га.
Население в древности: предположительно (по гипотезам в разных источниках относительно разных эпох) от 12 до 50 тыс. чел.
Население территории, управляемой Монте-Альбаном в период его расцвета: около 500 тыс. чел.
Расстояние до столицы штата Оахака, одноименного города (Оахака-де-Хуарес): 9 км.
Самая высокая точка хребта Оахака в районе Монте-Альбана: 1940 м. Высота, на которой стоит комплекс, относительно дна долины: 400 м.

Климат и погода

Тропический горный, умеренный.
Средняя температура января: +17°С.
Средняя температура июля: +20°С.
Среднегодовое количество осадков: 700 мм.

Экономика

Туризм.

Достопримечательности

  • Северная платформа.
  • Центральная площадь.
  • Южная платформа.
  • Гробницы.
  • Затонувший патио.
  • Здание «Геодезии» (современное условное название).
  • Галерея «танцоров».
  • Обсерватория.
  • Площадки для игры в мяч.
  • Музей.
  • Музей в г. Оахака.

Любопытные факты

  • Научное сообщество археологов и историков предостерегает от псевдонаучных шаблонов, относительно, например, сходства шумерских и сапотекских, и не только сапотекских, пирамид Мезоамерики, из чего делается вывод о высокой вероятности контактов цивилизаций. Это просто гадание на кофейной гуще, предупреждают ученые. И тем не менее факт сходства стоительных модулей пирамид в разных пределах древней ойкумены остается волнующей загадкой.
  • Миштеки начали свою экспансию в Монте-Альбан совсем так же, как было принято у монархов Европы и Азии, — через династические браки миштекской знати с сапотекскими принцессами, что дало им большое влияние в Монте-Альбане еще до начала стычек с оружием.
  • Среди захоронений сапотеков в Монте-Альбане найдено множество черепов со следами трепанации. Операциям подвергались живые люди, которых, очевидно, усыпляли натуральными нейролептиками или гипнозом. Отверстия делались чаще всего в области левого полушария мозга. Этот факт позволил археологам высказать гипотезу, что, возможно, то были попытки активировать правое полушарие, отвечающее, говоря обобщенно, за эмоции и интуицию, позволяющие многое предвидеть.
  • Тлачтли, или пок-та-пок, — командная игра в мяч — была популярна у всех народов Мезоамерики. Перебрасывали мяч руками, разрешалось также прикасаться к нему локтями, коленями, бедрами и ягодицами, для чего эти части тела и голову тоже покрывали кожаными щитками. Надо было провести мяч через одно из двух укрепленных в вертикальном положении каменных колец. Мяч из каучука был диаметром, как правило, 10-14 см, но тяжелым, до 4 кг (в Монте-Альбане — 1,5 кг). Иногда (редко, в каких-то особых случаях) игра приобретала ритуальный смысл. И тогда могли отрубить головы капитанам не проигравших, а выигравших команд. Принести свою жизнь в жертву богам считалось для них высокой честью. А вот археологи в Монте-Альбане ни одного подобного захоронения не нашли и сделали вывод, что, по крайней мере здесь, ничего подобного не практиковалось.
  • В мире известно 13 хрустальных черепов, 9 хранятся в частных коллекциях, 4 — в музеях. Три из музейных выполнены в натуральную величину, 2, как выяснилось благодаря современным исследованиям, — подделки.
Города Северной Америки

1
Добавлено: 4-11-2016, 05:00
0
125

Предыдущие публикации

Наярит (штат)
Прибрежные скалы на тихоокеанском побережье штата Наярит, в районе местечка Саюлита. Сюда непросто попасть как с моря, так и по суше. Вот почему этот район был колонизован европейцами только к концу...

Эдмонтон (город)
Эдмонтон — город, откуда люди устремлялись на север: сначала — на поиски золота, сегодня — к месторождениям нефти.Эдмонтон — очень деловой город, привыкший работать сутки напролет и на суше — в...

Атабаска (озеро)
В переводе с языка индейцев племени кри название озера Атабаска (Атаписко) переводится как «место встречи многих вод». Понятно, что имеется в виду: в озеро впадает несколько десятков рек и ручьев.На...

Похожие публикации


Добавить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Наверх