Амарна (руины Ахетатона)
Столица фараона-отступника
Амарна (по-арабски — Тель-эль-Амарна) не просто символ древнеегипетского памятника истории и культуры. Еще она свидетельство духовных поисков и религиозного радикализма, начало которым положил один человек — фараон Эхнатон.
Это имя, означающее «угодный (полезный) Атону», фараон XVIII династии Аменхотеп IV — «Амон доволен» — Эхнатон (1375-1336 гг. до н. э.), правивший приблизительно в 1353 (или 1351) — 1336 (1334) гг. до н. э., присвоил себе сам. Как и миссию реформатора религиозных устоев и — шире — всего египетского общества, его цивилизации и культуры. Суть реформы Эхнатона состояла в противостоянии жрецам культа Амона-Ра в Фивах (нынешний Луксор), фактически взявших в свои руки бразды правления в стране при его отце Аменхотепе III. Амон-Ра не был единым для всех египтян богом, в каждом городе люди поклонялись своему божеству. И задумал Аменхотеп IV сплотить свой народ с помощью, конечно же, идеологии, то есть религии. Начал делать это постепенно, построив в Фивах храм бога солнечного диска Атона, не отступив от его традиционного облика — с головой сокола, но провозгласив его единственным божеством Египта, а себя — его верховным жрецом. Однако быстро понял, что никого среди фиванской элиты не переубедил. Тогда фараон вместе со всем своим двором, гаремом, лучшими зодчими, скульпторами, художниками, ремесленниками покинул Фивы, спустившись по Нилу, и перенес столицу на 300 км севернее, построил новый прекрасный белокаменный город, названный им Ахет-Атон («Горизонт Атона»), с храмами и дворцами, богато украшенными резьбой, позолотой, декором из полудрагоценных камней и изразцами.
Парадную и жилую части Большого дворца фараона соединял крытый висячий переход с «окном явлений», в котором по праздникам Эхнатон появлялся, чтобы приветствовать подданных. Главные здания города окружали сады и живописные пруды с цветущими лотосами, в них плавали рыбы. Приближенные фараона строили дома в том же стиле. Жилища поскромнее, но в чем-то тоже похожие на главные здания новой столицы — ремесленный люд. К этому времени образ бога перестал быть антропоморфным, а представлял собой солнечный диск, с лучами, которые оканчиваются кистями рук. Он олицетворял единственного, по Эхнатону, истинного бога, и храмы ему начали возводиться по всему Египту. Но в 1336 г. до н. э. Эхнатон неожиданно умирает. Есть предположение, что он был отравлен, но это не доказано. Очень скоро Ахетатон приходит в упадок, и в духовной сфере страны все возвращается на круги своя. Век новой столицы оказался очень короток — всего чуть более 17 лет. А потом Хоремхеб, военачальник, впоследствии ставший последним фараоном XVIII династии Древнего Египта, правивший приблизительно в 1319-1292 гг. до н. э., приказал разрушить город, покинутый к тому времени его жителями, и залить известью все его святилища. Остальное довершили пески, покрывшие руины непроницаемым для взгляда слоем.
Из европейцев первым предположил, что в Амарне есть что копать, французский миссионер К. Сикар, видевший стелу с наводящими на размышления изображениями возле Амарны в 1714 г. Первую карту Амарны составили наполеоновские офицеры, она была опубликована между 1821 и 1830 гг. Первые раскопки предпринял в 1824 г. англичанин Д. Уилкинсон. В 1833 г. в Амарне копали его соотечественники Р. Хей и Г. Лавер, затем прусская экспедиция Р. Лепсиуса. Эти искатели сокровищ Амарны проделали огромную и чрезвычайно важную для последующих исследований работу: составили ее подробную топографию. А серьезные масштабные раскопки начались в 1891 г. Их подстегнула находка местной крестьянкой в 1887 г. 300 клинописных табличек, известных в археологии как «письма Амарны». Далее на раскопках Амарны работали экспедиции египтологов-археологов итальянца А. Барсанти, англичан Ф. Питри, Г. Франкфорта, Ч.Л. Вулли и немца Л. Борхардта. Раскопки шли с перерывами, долгая пауза случилась во время Первой мировой войны. Но в итоге находки этих экспедиций пополнили экспозиции лучших музеев Египта, Европы и Нового Света.
Городище Амарна — по имени небольшого селения Тель-эль-Амарна — находится в 312 км к югу от столицы Египта города Каир, на восточном берегу Нила, на месте Ахетатона — древней столицы фараона Эхнатона. Город с самого начала строился по единому плану, и все его части были расположены с рациональной точностью, в рамках вытянутого вдоль Нила прямоугольника. В центре Ахетатона возвышались Большой дворец фараона и главный храм бога Атона — Пер-Атон-эм-Ахетатон. У фараона, кроме того, были еще две резиденции — на северной окраине — Хататон, на южной — Маруатон. На севере располагался и дворец Нефертити. Остальное пространство города заполняли другие храмы Атона, административные здания, казармы, жилые дома и мастерские каменотесов и художников. На набережной Нила были сосредоточены склады и амбары.
Образцы искусства, происходящие из Амарны, расцениваются египтологами-искусствоведами как шедевры. Все как один.
Хотя так называемый амарнский период в искусстве Древнего Египта был не намного протяженнее существования Ахетатона, но сам по себе этот подъем характеризует правление Эхнатона наиболее полно и выразительно. Широко известны прекрасные скульптурные портреты царицы Нефертити и Эхнатона, автором которых принято считать придворного скульптора Тутмеса Младшего. Интересно сравнить эти бюсты. Если Нефертити обладает совершенной красотой — такой образ воплощает ее самый известный бюст — из Египетского музея в Берлине, то Эхнатон выглядит не столь привлекательным внешне, у него тяжелый подбородок, черты лица вообще грубоваты, а череп чересчур вытянут. Но не все определяется только чертами лица. У этих объемных портретов есть, несомненно, общее и гораздо более существенное: лица царя и царицы отмечены печатью интеллекта, наполнены словно сияющим изнутри благородством, спокойным достоинством. Если гибкие, плавно очерченные линии этих и подобных им произведений условного амарнского стиля были подчинены законам гармонии, то в других бюстах и барельефах — с угловатыми и даже утрированными изображениями человеческих тел — много живой экспрессии. Следовательно, в Ахетатоне была не одна художественная школа. Скульптуры и барельефы из Амарны часто представляют бытовые и семейные сцены, а также моменты поклонения Атону. И даже сам фараон бывает запечатлен не только могущественным правителем, но и нежным мужем и заботливым отцом. И опять же не в повседневности как таковой тут было дело, представленное мирное течение жизни имело символическое и даже сакральное значение: фараон воплощал в себе одухотворенность солнечного диска утром, его супруга — чувственность солнечного заката, а их любовь и семья — благотворность солнечных лучей. Воспевалась земная, а не заупокойная жизнь. Растения и животные под руками камнерезов изображаются с безукоризненно точными реалистичными подробностями, что тоже было новым словом в искусстве Древнего Египта. Это были чаще всего пруды с лотосами, раскрывающимися под солнцем, и птицы, приветствующие своим пением восход.
В храмах Ахетатона тоже появилась принципиально новая составляющая: их главная часть не имела крыши, дабы солнечные лучи не встречали никаких препятствий, в то время как в храмах Древнего Египта периода Нового царства самая важная часть оставалась наиболее затененной, таинственной и недоступной никому, кроме жрецов. Главный храм Атона, построенный Пареннефером, весь, конечно, днем освещенный солнцем, назывался Пер-Атон-эм-Ахетатон — Дом Атона в Ахетатоне. Церемониальное богослужение там совершал сам Эхнатон в присутствии своей супруги Нефертити и царевен. Ритуальное действо сопровождалось пением и игрой на лютнях, которую женщины дома фараона поддерживали звоном колокольцев. Не проводились в Ахетатоне и шествия жрецов, обычные для Фив. Никаких антропоморфных или тем более зооморфных изображений в городе Эхнатона не было и быть не могло, почиталось единственное культовое изображение — солнечный диск. Живым и единственным воплощением доброго, миролюбивого и справедливого бога Атона для подданных был не кто иной, как сам Эхнатон, таким он представал перед ними на праздниках. Творили в Ахетатоне и поэты, главным среди которых был, конечно же, фараон. Эхнатону приписывается авторство знаменитого гимна Атону, несколько копий которого было найдено в гробницах Амарны. Разумеется, это торжественный, предельно пафосный текст, однако бесспорно, что автор его был образованным и талантливым человеком. Эхнатон подходит на эту роль более, чем кто-либо еще.
Это имя, означающее «угодный (полезный) Атону», фараон XVIII династии Аменхотеп IV — «Амон доволен» — Эхнатон (1375-1336 гг. до н. э.), правивший приблизительно в 1353 (или 1351) — 1336 (1334) гг. до н. э., присвоил себе сам. Как и миссию реформатора религиозных устоев и — шире — всего египетского общества, его цивилизации и культуры. Суть реформы Эхнатона состояла в противостоянии жрецам культа Амона-Ра в Фивах (нынешний Луксор), фактически взявших в свои руки бразды правления в стране при его отце Аменхотепе III. Амон-Ра не был единым для всех египтян богом, в каждом городе люди поклонялись своему божеству. И задумал Аменхотеп IV сплотить свой народ с помощью, конечно же, идеологии, то есть религии. Начал делать это постепенно, построив в Фивах храм бога солнечного диска Атона, не отступив от его традиционного облика — с головой сокола, но провозгласив его единственным божеством Египта, а себя — его верховным жрецом. Однако быстро понял, что никого среди фиванской элиты не переубедил. Тогда фараон вместе со всем своим двором, гаремом, лучшими зодчими, скульпторами, художниками, ремесленниками покинул Фивы, спустившись по Нилу, и перенес столицу на 300 км севернее, построил новый прекрасный белокаменный город, названный им Ахет-Атон («Горизонт Атона»), с храмами и дворцами, богато украшенными резьбой, позолотой, декором из полудрагоценных камней и изразцами.
Парадную и жилую части Большого дворца фараона соединял крытый висячий переход с «окном явлений», в котором по праздникам Эхнатон появлялся, чтобы приветствовать подданных. Главные здания города окружали сады и живописные пруды с цветущими лотосами, в них плавали рыбы. Приближенные фараона строили дома в том же стиле. Жилища поскромнее, но в чем-то тоже похожие на главные здания новой столицы — ремесленный люд. К этому времени образ бога перестал быть антропоморфным, а представлял собой солнечный диск, с лучами, которые оканчиваются кистями рук. Он олицетворял единственного, по Эхнатону, истинного бога, и храмы ему начали возводиться по всему Египту. Но в 1336 г. до н. э. Эхнатон неожиданно умирает. Есть предположение, что он был отравлен, но это не доказано. Очень скоро Ахетатон приходит в упадок, и в духовной сфере страны все возвращается на круги своя. Век новой столицы оказался очень короток — всего чуть более 17 лет. А потом Хоремхеб, военачальник, впоследствии ставший последним фараоном XVIII династии Древнего Египта, правивший приблизительно в 1319-1292 гг. до н. э., приказал разрушить город, покинутый к тому времени его жителями, и залить известью все его святилища. Остальное довершили пески, покрывшие руины непроницаемым для взгляда слоем.
Из европейцев первым предположил, что в Амарне есть что копать, французский миссионер К. Сикар, видевший стелу с наводящими на размышления изображениями возле Амарны в 1714 г. Первую карту Амарны составили наполеоновские офицеры, она была опубликована между 1821 и 1830 гг. Первые раскопки предпринял в 1824 г. англичанин Д. Уилкинсон. В 1833 г. в Амарне копали его соотечественники Р. Хей и Г. Лавер, затем прусская экспедиция Р. Лепсиуса. Эти искатели сокровищ Амарны проделали огромную и чрезвычайно важную для последующих исследований работу: составили ее подробную топографию. А серьезные масштабные раскопки начались в 1891 г. Их подстегнула находка местной крестьянкой в 1887 г. 300 клинописных табличек, известных в археологии как «письма Амарны». Далее на раскопках Амарны работали экспедиции египтологов-археологов итальянца А. Барсанти, англичан Ф. Питри, Г. Франкфорта, Ч.Л. Вулли и немца Л. Борхардта. Раскопки шли с перерывами, долгая пауза случилась во время Первой мировой войны. Но в итоге находки этих экспедиций пополнили экспозиции лучших музеев Египта, Европы и Нового Света.
Городище Амарна — по имени небольшого селения Тель-эль-Амарна — находится в 312 км к югу от столицы Египта города Каир, на восточном берегу Нила, на месте Ахетатона — древней столицы фараона Эхнатона. Город с самого начала строился по единому плану, и все его части были расположены с рациональной точностью, в рамках вытянутого вдоль Нила прямоугольника. В центре Ахетатона возвышались Большой дворец фараона и главный храм бога Атона — Пер-Атон-эм-Ахетатон. У фараона, кроме того, были еще две резиденции — на северной окраине — Хататон, на южной — Маруатон. На севере располагался и дворец Нефертити. Остальное пространство города заполняли другие храмы Атона, административные здания, казармы, жилые дома и мастерские каменотесов и художников. На набережной Нила были сосредоточены склады и амбары.
Образцы искусства, происходящие из Амарны, расцениваются египтологами-искусствоведами как шедевры. Все как один.
Хотя так называемый амарнский период в искусстве Древнего Египта был не намного протяженнее существования Ахетатона, но сам по себе этот подъем характеризует правление Эхнатона наиболее полно и выразительно. Широко известны прекрасные скульптурные портреты царицы Нефертити и Эхнатона, автором которых принято считать придворного скульптора Тутмеса Младшего. Интересно сравнить эти бюсты. Если Нефертити обладает совершенной красотой — такой образ воплощает ее самый известный бюст — из Египетского музея в Берлине, то Эхнатон выглядит не столь привлекательным внешне, у него тяжелый подбородок, черты лица вообще грубоваты, а череп чересчур вытянут. Но не все определяется только чертами лица. У этих объемных портретов есть, несомненно, общее и гораздо более существенное: лица царя и царицы отмечены печатью интеллекта, наполнены словно сияющим изнутри благородством, спокойным достоинством. Если гибкие, плавно очерченные линии этих и подобных им произведений условного амарнского стиля были подчинены законам гармонии, то в других бюстах и барельефах — с угловатыми и даже утрированными изображениями человеческих тел — много живой экспрессии. Следовательно, в Ахетатоне была не одна художественная школа. Скульптуры и барельефы из Амарны часто представляют бытовые и семейные сцены, а также моменты поклонения Атону. И даже сам фараон бывает запечатлен не только могущественным правителем, но и нежным мужем и заботливым отцом. И опять же не в повседневности как таковой тут было дело, представленное мирное течение жизни имело символическое и даже сакральное значение: фараон воплощал в себе одухотворенность солнечного диска утром, его супруга — чувственность солнечного заката, а их любовь и семья — благотворность солнечных лучей. Воспевалась земная, а не заупокойная жизнь. Растения и животные под руками камнерезов изображаются с безукоризненно точными реалистичными подробностями, что тоже было новым словом в искусстве Древнего Египта. Это были чаще всего пруды с лотосами, раскрывающимися под солнцем, и птицы, приветствующие своим пением восход.
В храмах Ахетатона тоже появилась принципиально новая составляющая: их главная часть не имела крыши, дабы солнечные лучи не встречали никаких препятствий, в то время как в храмах Древнего Египта периода Нового царства самая важная часть оставалась наиболее затененной, таинственной и недоступной никому, кроме жрецов. Главный храм Атона, построенный Пареннефером, весь, конечно, днем освещенный солнцем, назывался Пер-Атон-эм-Ахетатон — Дом Атона в Ахетатоне. Церемониальное богослужение там совершал сам Эхнатон в присутствии своей супруги Нефертити и царевен. Ритуальное действо сопровождалось пением и игрой на лютнях, которую женщины дома фараона поддерживали звоном колокольцев. Не проводились в Ахетатоне и шествия жрецов, обычные для Фив. Никаких антропоморфных или тем более зооморфных изображений в городе Эхнатона не было и быть не могло, почиталось единственное культовое изображение — солнечный диск. Живым и единственным воплощением доброго, миролюбивого и справедливого бога Атона для подданных был не кто иной, как сам Эхнатон, таким он представал перед ними на праздниках. Творили в Ахетатоне и поэты, главным среди которых был, конечно же, фараон. Эхнатону приписывается авторство знаменитого гимна Атону, несколько копий которого было найдено в гробницах Амарны. Разумеется, это торжественный, предельно пафосный текст, однако бесспорно, что автор его был образованным и талантливым человеком. Эхнатон подходит на эту роль более, чем кто-либо еще.
Общая информация
Руины Ахетатона, древнеегипетского города, столицы государства.Административная принадлежность — мухафаза (губернаторство, провинция) Эль-Минья.
Язык: арабский.
Этнический состав местного населения: арабы, копты.
Религия: ислам (суннитского толка).
Денежная единица: египетский фунт.
Близлежащие деревни: непосредственно примыкающая Тель-эль-Амарна, Эль-Тиль — на севере и Эль-Хаг-Кандиль — на юге.
Денежная единица: египетский фунт.
Близлежащие деревни: непосредственно примыкающая Тель-эль-Амарна, Эль-Тиль — на севере и Эль-Хаг-Кандиль — на юге.
Река: Нил.
Ближайший аэропорт: международный аэропорт Каира.
Расстояние до Луксора: 402 км.
Расстояние до ближайшего города Эль-Минья: 58 км.
Ближайший аэропорт: международный аэропорт Каира.
Цифры
Расстояние до Каира: 312 км.Расстояние до Луксора: 402 км.
Расстояние до ближайшего города Эль-Минья: 58 км.
Климат и погода
Тропический пустынный.Средняя температура января: +12°С.
Средняя температура июля: +28°С.
Среднегодовое количество осадков: до 25 мм.
Среднегодовое количество осадков: до 25 мм.
Экономика
Туризм.Достопримечательности
■ Городище Ахетатона в целом.Сохранившиеся фрагментарно памятники Ахетатона, находящиеся в процессе реставрации
■ Малый храм Атона.■ Северный дворец Нефертити.
■ Северные усыпальницы (в 3 км): Кхуи; Мерира I.
■ Южные усыпальницы (в 8 км): Эйе (считающаяся самой красивой в Амар-не); Маху.
Любопытные факты
■ Некоторые исследователи Ветхого Завета достаточно давно выдвинули версию о том, что идея единого бога (Адонаи) у пророка Моисея возникла под впечатлением знакомства с культом бога Атона при Эхнатоне, хотя признают эту гипотезу далеко не все религиоведы.■ Вырезанный из известняка и раскрашенный бюст Нефертити, хранящийся в Египетском музее в Берлине, на раскопках в Тель-эль-Амарне нашел немецкий археолог Людвиг Борхардт в 1912 г., и первое, что он сказал о находке, было: «Описывать это бессмысленно, это надо видеть».
■ В современном Египте с Ахетатоном все еще связано немало зловещих суеверий, а все из-за созданной жрецами репутации Эхнатона как раскольника и еретика, отнюдь не стершейся даже под спудом тысячелетий.
■ Название Амарна происходит от племени пустынников бенни амран, которое переселилось на берег Нила из пустыни в XVIII в.
■ Эхнатон нарушал не только религиозные каноны своего времени, но и нормы дипломатического этикета, приличествующего царственным особам. Когда к нему должна была прибыть очередная невеста — вавилонская царевна, он выслал навстречу ее «поезду» пять колесниц для сопровождения. Это было вызывающе, до обидного мало. (Фараоны имели не одну жену, и Эхнатон не был исключением, хотя, конечно, для него ни одна женщина не могла затмить Нефертити.) Для сравнения — Аменхотеп III свою будущую жену, тоже царскую дочь и тоже из Вавилона, встретил тремя тысячами колесниц. Вместо предметов искусства из золота, обещанных Аменхотепом III своему союзнику в противостоянии хеттам Тушратте, царю хурритского ближневосточного государства Митанни, уже продемонстрированных его послам, Эхнатон отправил тому всего лишь позолоченные деревянные изображения египетских богов, что было тоже расценено как недружественный жест, а в будущем послужило одной из причин, приведших к противостоянию Египта и Митанни.
■ Тутанхамон упоминается в древнеегипетских документах как сын Эхнатона и его предположительно сестры, имя которой осталось неизвестным. Кровосмешение приводит, как известно, к генетическим заболеваниям и вырождению. Этим объясняется вытянутая форма черепа в изображениях многих фараонов, в том числе Эхнатона. Но вот совсем недавно появилось возражение на эту тему от ученых, проведших при консультационном участии знаменитого египтолога Зави Хавасса генетический анализ по новейшим, самым точным и чистым методикам и сделавших на основе компьютерной томографии портрет мумии, которая, как полагает большинство ученых, является мумией Эхнатона. На этом портрете череп у него совершенно нормальный. Нет и отвислого живота, с которым его тоже часто изображали. Получается, что генетических мутаций Эхнатон избежал, в то время как Тутанхамон страдал характерным для них патологическим заболеванием костей, отчего и умер в юном возрасте. Но тогда почему Эхнатона изображали с вытянутым черепом? Можно предположить, что так «приличествовало» изображать фараонов, поскольку большинство из них имели такие черепа, а инцест среди царей, стремившихся поддерживать «чистоту крови», был явлением обычным. Кстати, заодно исследователь подтвердил гипотезу, что Тутанхамон действительно сын Эхнатона, с чем до сих пор остаются не согласны многие не менее авторитетные египтологи.