Боробудур и Прамбанан
Храмовые комплексы острова Ява
Индонезийские храмовые комплексы Боробудур и Прамбанан расположены на наиболее населенном и раньше других освоенных цивилизацией среди Индонезийских островов — Яве.
Вероятно, своим появлением Боробудур обязан работе индийских миссионеров, активно распространявших буддизм и индуизм по Юго-Восточной Азии. Особенность этого храмового комплекса в том, что, несмотря на то что с IX в. индуизм начал вытеснять буддизм, буддийские святилища и индуистские храмы находились рядом. Бытовавшая в те времена религиозная гармония и адаптация индийских религий на острове способствовала появлению особого вида искусства, именовавшегося индо-яванским, что нашло отражение и в архитектуре храмов.
Но ближе к середине X в. центрально-яванские династии утратили власть, перешедшую к властителям из западной Явы. За монументами перестали следить, они покрывались пеплом вулканических извержений и быстро зарастали. Впоследствии начиная с XIII в. в Индонезии распространился ислам, и храмы, казалось, были окончательно забыты.
В 1814 г. вновь открыл храмы для всего мира англичанин Томас Стэмфорд Раффлз (1781-1826 гг.) — временный губернатор Явы и большой знаток Востока. Под его руководством двести рабочих полтора месяца расчищали Боробудур от зарослей и земли.
Боробудур построен из блоков андезита — вулканической горной породы. Для строительства правители центральной Явы выбрали склоны естественного холма: храм Боробудур со всеми своими фрагментами должен был максимально наглядно выражать, символизировать и пояснять множество положений буддизма, доминируя над ровной местностью.
Храм Боробудур представляет собой ступенчатую пирамиду. Архитектура храма точно и наглядно отражает всю суть буддийской космологии — представления о мироздании, медитации, перерождениях и местопребываниях.
Нижний ярус — дорога процессий, олицетворяющая сферу чувственного (камадхату), в которой пребывают существа, испытывающие чувства, желания, стремления, страсти.
Выше находятся пять квадратных террас и три круглые террасы с многочисленными ступами, похожими на колокола. В нишах на террасах и ажурных верхних ступах установлено полтысячи статуй Будды, стены обходов нижних террас покрыты сложными рельефами, которые представляют собой своего рода иллюстрированную биографию Будды, открывающую глубинный смысл буддизма. Это сфера форм (рупадхату), когда сознание находится в состоянии объективности и беспристрастности.
Венчает грандиозную постройку большая ступа — олицетворение сферы отсутствия форм (арупьядхату), где нет места элементам материального мира. В отличие от всех прочих ступ, где установлены статуи, эта — абсолютно пуста.
В 1991 г. храм Боробудур был внесен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Местные жители каждый год проводят у подножия храма праздник Вайсак, отмечая рождение, расцвет и уход Будды Гаутамы.
Храмовые комплексы Боробудур и Прамбанан расположены в южной части острова Ява, в индонезийской провинции Центральная Ява.
Прамбанан в действительности не один храм, а комплекс из нескольких сотен, дошедших до наших дней в разной степени сохранности.
Прамбанан — самостоятельный храмовый комплекс, находящийся в окружении рисовых полей и деревень, а также — в опасной близости от южного склона вулкана Мерапи. Так же как и Боробудур, Прамбанан был внесен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1991 г.
Цель сооружения Прамбанана неизвестна, так как при строительстве таких сооружений большую роль играли нетолько религиозные мотивы, но и, например, самоутверждение правителей.
По одной из версий, храмы Прамбанана были построены в качестве ответа возведению буддийского Боробудура.
Стихии не пощадили Прамбанан: многие из его сооружений были разрушены во время катастрофического землетрясения XVI в. После чего он был поглощен джунглями.
Лишь в 1733 г. голландский путешественник Лоне обнаружил Прамбанан, который был почти полностью скрыт под землей и тропической растительностью.
И в наши дни катастрофические явления природы продолжают уничтожать Прамбанан: землетрясение 1996 г. едва не разрушило его полностью, землетрясение 2006 г. погубило плоды долгих лет реставрационных работ.
В плане Прамбанан очень необычен: он представляет три квадрата, наложенные друг на друга и немного повернутые по центральной оси.
Центральный квадрат состоит из одиннадцати храмов разной величины, самый большой из которых высотой 50 м и посвящен богу Шиве; его окружают храмы богов Вишну и Брахмы. Перед ними — три небольших храма, олицетворяющих то средство транспорта, которое каждый из богов предпочитал: для бога Шивы — бык Нанди, для бога Брахмы — лебедь Хамса, для бога Вишну — орел Гаруда.
В границах второго квадрата — 224 небольших храма одинаковой постройки. Их еще именуют «первара», или «стражники». К сожалению, большинство из них разрушены, но при желании можно легко представить себе этот величественный комплекс.
Третий — самый большой — квадрат не имел религиозного предназначения и использовался паломниками, ожидающими очереди, чтобы преподнести дары богам, и служащими храмов. Постройки, что были здесь, не сохранились.
Стены храмов густо покрыты изображениями, вырезанными в камне, особенно в храме Шивы, где представлены 62 барельефа со сценами из индийского эпоса «Рамаяна». Представления этого балета даются регулярно здесь же, у подножия храмов.
Местные жители предпочитают называть его Лоро Джонгранг, или Стройная Дева, это прозвище статуи богини Дурги в главном святилище храма Прамбанан. Правда, местный фольклор иначе трактует личность девицы Лоро. Согласно легенде, ее руки настойчиво добивался принц Бандунг, но сама Лоро не очень-то этого хотела. В конце концов она согласилась при условии, что принц за ночь построит тысячу храмов. Принц призвал на помощь духов ночи и к утру успел построить 999 храмов. Хитрая Лоро приказала слугам разжечь большой костер и стала разбрасывать рис петухам. Те закукарекали, духи ночи увидели свет и услышали крик петухов. Они решили, что наступило утро, и улетели, и последний храм остался недостроенным. И разгневанный принц Бандунг превратил Лоро в каменную статую, ставшую последним храмом из тысячи.
Местные жители чтят традиции и ежегодно празднуют вокруг Прамбанана Тавур-Агунг — фестиваль очищения и изгнания злых духов.
Вероятно, своим появлением Боробудур обязан работе индийских миссионеров, активно распространявших буддизм и индуизм по Юго-Восточной Азии. Особенность этого храмового комплекса в том, что, несмотря на то что с IX в. индуизм начал вытеснять буддизм, буддийские святилища и индуистские храмы находились рядом. Бытовавшая в те времена религиозная гармония и адаптация индийских религий на острове способствовала появлению особого вида искусства, именовавшегося индо-яванским, что нашло отражение и в архитектуре храмов.
Но ближе к середине X в. центрально-яванские династии утратили власть, перешедшую к властителям из западной Явы. За монументами перестали следить, они покрывались пеплом вулканических извержений и быстро зарастали. Впоследствии начиная с XIII в. в Индонезии распространился ислам, и храмы, казалось, были окончательно забыты.
В 1814 г. вновь открыл храмы для всего мира англичанин Томас Стэмфорд Раффлз (1781-1826 гг.) — временный губернатор Явы и большой знаток Востока. Под его руководством двести рабочих полтора месяца расчищали Боробудур от зарослей и земли.
Боробудур построен из блоков андезита — вулканической горной породы. Для строительства правители центральной Явы выбрали склоны естественного холма: храм Боробудур со всеми своими фрагментами должен был максимально наглядно выражать, символизировать и пояснять множество положений буддизма, доминируя над ровной местностью.
Храм Боробудур представляет собой ступенчатую пирамиду. Архитектура храма точно и наглядно отражает всю суть буддийской космологии — представления о мироздании, медитации, перерождениях и местопребываниях.
Нижний ярус — дорога процессий, олицетворяющая сферу чувственного (камадхату), в которой пребывают существа, испытывающие чувства, желания, стремления, страсти.
Выше находятся пять квадратных террас и три круглые террасы с многочисленными ступами, похожими на колокола. В нишах на террасах и ажурных верхних ступах установлено полтысячи статуй Будды, стены обходов нижних террас покрыты сложными рельефами, которые представляют собой своего рода иллюстрированную биографию Будды, открывающую глубинный смысл буддизма. Это сфера форм (рупадхату), когда сознание находится в состоянии объективности и беспристрастности.
Венчает грандиозную постройку большая ступа — олицетворение сферы отсутствия форм (арупьядхату), где нет места элементам материального мира. В отличие от всех прочих ступ, где установлены статуи, эта — абсолютно пуста.
В 1991 г. храм Боробудур был внесен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Местные жители каждый год проводят у подножия храма праздник Вайсак, отмечая рождение, расцвет и уход Будды Гаутамы.
Храмовые комплексы Боробудур и Прамбанан расположены в южной части острова Ява, в индонезийской провинции Центральная Ява.
Прамбанан в действительности не один храм, а комплекс из нескольких сотен, дошедших до наших дней в разной степени сохранности.
Прамбанан — самостоятельный храмовый комплекс, находящийся в окружении рисовых полей и деревень, а также — в опасной близости от южного склона вулкана Мерапи. Так же как и Боробудур, Прамбанан был внесен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1991 г.
Цель сооружения Прамбанана неизвестна, так как при строительстве таких сооружений большую роль играли нетолько религиозные мотивы, но и, например, самоутверждение правителей.
По одной из версий, храмы Прамбанана были построены в качестве ответа возведению буддийского Боробудура.
Стихии не пощадили Прамбанан: многие из его сооружений были разрушены во время катастрофического землетрясения XVI в. После чего он был поглощен джунглями.
Лишь в 1733 г. голландский путешественник Лоне обнаружил Прамбанан, который был почти полностью скрыт под землей и тропической растительностью.
И в наши дни катастрофические явления природы продолжают уничтожать Прамбанан: землетрясение 1996 г. едва не разрушило его полностью, землетрясение 2006 г. погубило плоды долгих лет реставрационных работ.
В плане Прамбанан очень необычен: он представляет три квадрата, наложенные друг на друга и немного повернутые по центральной оси.
Центральный квадрат состоит из одиннадцати храмов разной величины, самый большой из которых высотой 50 м и посвящен богу Шиве; его окружают храмы богов Вишну и Брахмы. Перед ними — три небольших храма, олицетворяющих то средство транспорта, которое каждый из богов предпочитал: для бога Шивы — бык Нанди, для бога Брахмы — лебедь Хамса, для бога Вишну — орел Гаруда.
В границах второго квадрата — 224 небольших храма одинаковой постройки. Их еще именуют «первара», или «стражники». К сожалению, большинство из них разрушены, но при желании можно легко представить себе этот величественный комплекс.
Третий — самый большой — квадрат не имел религиозного предназначения и использовался паломниками, ожидающими очереди, чтобы преподнести дары богам, и служащими храмов. Постройки, что были здесь, не сохранились.
Стены храмов густо покрыты изображениями, вырезанными в камне, особенно в храме Шивы, где представлены 62 барельефа со сценами из индийского эпоса «Рамаяна». Представления этого балета даются регулярно здесь же, у подножия храмов.
Местные жители предпочитают называть его Лоро Джонгранг, или Стройная Дева, это прозвище статуи богини Дурги в главном святилище храма Прамбанан. Правда, местный фольклор иначе трактует личность девицы Лоро. Согласно легенде, ее руки настойчиво добивался принц Бандунг, но сама Лоро не очень-то этого хотела. В конце концов она согласилась при условии, что принц за ночь построит тысячу храмов. Принц призвал на помощь духов ночи и к утру успел построить 999 храмов. Хитрая Лоро приказала слугам разжечь большой костер и стала разбрасывать рис петухам. Те закукарекали, духи ночи увидели свет и услышали крик петухов. Они решили, что наступило утро, и улетели, и последний храм остался недостроенным. И разгневанный принц Бандунг превратил Лоро в каменную статую, ставшую последним храмом из тысячи.
Местные жители чтят традиции и ежегодно празднуют вокруг Прамбанана Тавур-Агунг — фестиваль очищения и изгнания злых духов.
Общая информация
Местонахождение: центр острова Ява.Административное положение: провинция Центральная Ява, Индонезия.
Языки: яванский, индонезийский.
Этнический состав: яванцы, сунды, бетави, мадурцы.
Религии: ислам, протестантизм, католицизм, индуизм, буддизм, конфуцианство.
Денежная единица: индонезийская рупия.
Количество каменных блоков: 2 млн.
Длина основания: 123 м
Количество статуй Будды: 504.
Количество рельефов: 1460.
Цифры
Боробудур
Высота: 31,5 м.Количество каменных блоков: 2 млн.
Длина основания: 123 м
Количество статуй Будды: 504.
Количество рельефов: 1460.
Общая длина надписей на санскрите: 2,5 км.
Удаленность: 40 км к северо-западу от Джокьякарты.
Прамбанан
Количество храмов: 235.Удаленность: 18 км к востоку от Джокьякарты.
Климат и погода
Тропический муссонный.Средняя температура января: +24°С.
Средняя температура июля: +25°С.
Среднегодовое количество осадков: 2180 мм.
Среднегодовое количество осадков: 2180 мм.
Относительная влажность воздуха: 70%.
Экономика
Сфера услуг: туристические, транспортные, торговые.Достопримечательности
■ Исторические: буддийский храм Боробудур (790-860 гг.), комплекс буддийских и индуистских храмов Прамбанан (конец IX — начало X вв.), дворец Рату Боко (около 790 г.), соседние храмы (Чанди Севу, Чанди Лумбунг, Чанди Бубрах, IX в.).■ Культурные: музей храма Боробудур.
Любопытные факты
■ Неподалеку от Боробудура находятся два буддийских храма меньшего размера — Павон (в полутора километрах) и Мендут (в трех километрах). До сих пор считается необъяснимым, как и почему все три храма оказались на одной линии.■ Во время раскопок основания храма Боробудур обнаружилось, что первоначальный цоколь храма в процессе строительства был увеличен, причем довольно существенно. Ученые расходятся во мнении относительно причин: одни полагают, что это сделано для придания сооружению большей устойчивости, другие — чтобы скрыть ранее нанесенные на цоколь рельефы излишне вольного характера.
■ У разных статуй Будды в храме Боробудур насчитывается шесть разных положений рук — в зависимости от направления взгляда Будды.
■ У сэра Томаса Стэмфорда Раффлза довольно необычная биография для почтенного государственного деятеля Англии: он родился на борту корабля неподалеку от Ямайки, а его отцом был капитан-работорговец. Отец и мать скоро умерли, и сын сделал карьеру благодаря безумной отваге и знанию восточных языков, которыми он овладевал с фантастической скоростью.
■ Рельефы храма Боробудур содержат и вполне светские сюжеты, например, изображения парусных и весельных судов, ходивших по Индийскому океану, по опасному «коричному пути», еще во времена Римской империи связывавшего Юго-Восточную Азию и восточноафриканское побережье. Корабли доставляли пряности, в том числе и корицу.
■ Среди яванцев бытует мнение, что в целях спасения храма, которому грозило неминуемое разрушение либо от сил природы, либо от фанатиков иной веры, буддисты полностью засыпали его землей, что и дало ему возможность сохраниться вплоть до XVIII в., когда он был обнаружен европейскими археологами.
■ Предположительно название храма Боробудур происходит от санскритского выражения «вихара Будда Ур», или «буддийский храм на горе».
■ Храм Боробудур — место паломничества: верующие проходят семь раз по часовой стрелке на каждом уровне, а прикосновение к каждому Будде в ступах, согласно буддийскому поверью, приносит счастье.
■ Всего в 800 м от храма Прамбанан находится храм Канди Севу — второй по величине на острове Ява после Боробудура.
■ Вулкан Мерапи, рядом с которым находится Прамбанан, самый большой в Индонезии действующий вулкан, расположенный на острове Ява (2914 м). Крупные извержения случаются раз в семь лет, небольшие — через два года, и вулкан постоянно исторгает дым.
■ Под одной из статуй храма Шивы в Прам-банане археологи обнаружили колодец с прахом. Существует гипотеза, что останки принадлежат королю Балитунгу, правителю Королевства Матарам.
■ Название храмового комплекса Прамбанан произошло, как предполагают, от индонезийского Para Brahman (Старший брамин), изменившегося в яванском произношении.
■ Прамбанан — самый большой храм богу Шиве в Индонезии.