Шираз (город)
Шираз — такой древний город, что его жители с трудом припоминают страницы ранней доисламской истории. Грозные Ахемениды, создавшие Персидскую империю, — отсюда, но как будто из другой жизни.
История города
Первое упоминание названия города Шираз, в его эламском варианте — Тиразис, обнаружили на клинописных глиняных табличках, датированных II тыс. до н. э. До прихода народов иранской ветви ариев здесь существовала древняя цивилизация эламитов. Эламский был основным языком региона еще пару веков после прихода Ахеменидов (VI-IV вв. до н. э.), но со временем его окончательно вытеснил фарси.
Шираз — столица области Фарс на юго-западе, в сердце Древнего Ирана. Знакомиться с самыми значимыми древними памятниками области лучше в хронологическом порядке, то есть не с самой столицы, а с его окрестностей. В 130 км от Шираза находятся руины первой ахеменидской столицы Пасаргады («Сады Фарса») — города, основанного в 546 г. до н. э. Киром Великим. В былые времена его окружали роскошные сады, а зороастрийские жрецы охраняли вечный огонь на величественной (при этом скромной) могиле Кира.
По образцу Пасаргады потомки Кира — Дарий I и его преемники — построили вторую, еще более роскошную столицу — Парсе (основан в 518 г. до н. э., разрушен в 330 г. до н. э.). Греки переиначили название в Персеполь, а иранцы теперь называют чаще Тахте-Джамшид — «трон Джамшида», мифического царя. На пике могущества в Персеполе существовал дворцовый комплекс площадью в 135 тыс. м2, здесь проходили обряды коронации, важные религиозные ритуалы, со всей огромной империи на иранский Новый год (Новруз) сюда приезжали делегации десятков народов.
Руины грандиозной «церемониальной столицы» лежат всего в 50 км от Шираза. На повороте дороги к Персеполису — грандиозные барельефы Нагше-Ростам («Барельефы Ростама») — древний некрополь ахеменидских царей (на отдельных участках видны также следы барельефов эламских правителей ок. 1000 г. до н. э.), тоже по забывчивости приписываемые в народной традиции какому-то мифическому Рустаму. Надгробия высечены высоко в скалах в форме гигантских крестов; барельефы над ними изображают царей, а маленькие фигурки внизу символизируют десятки покоренных персами народов. Там похоронены Дарий I Великий (522-486 гг. до н. э.), Ксеркс I (486-465 гг. до н. э.), Артаксеркс I (465-424 гг. до н. э.) и Дарий II (423-404 гг. до н. э.). Незавершенное надгробие могло предназначаться Артаксерксу III или, скорее всего, последнему царю из династии Ахеменидов — Дарию III (ок. 336-330 гг. до н. э.). Рядом со скалой стоит сложенный из белого резного известняка куб. Был ли это храм огня и хранилище Авесты, или еще одна гробница Ахеменидов, — до конца не ясно.
Надписи на стенах Каабы Зороастра (V в. до н. э.) и часть наскальных рельефов были вырезаны позже, уже при Сасанидах, для демонстрации преемственности. Это имело особое религиозное и политическое значение. На первом сасанидском барельефе изображена инвеститура («помазание на трон» царя) Ардешира I Бабакана (ок. 226-242 гг. н. э.), где божество Ахурамазда вручает основателю Сасанидской империи кольцо, символизирующее завет и право на царствование. На барельефе — старейшее известное письменное упоминание «Ирана» («земли ариев»). Самый известный сасанидский барельеф — «Триумф Шапура I» (ок. 241-272 гг. н.э.), на котором изображена победа над тремя римскими императорами (Гордианом III, Валерианом и Филиппом Арабом). Есть еще барельефы Бахрам II «во славе» и в конном бою с римским солдатом (ок. 276-293 гг. н. э.) и Инвеститура Нарсе (ок. 293-303 гг. н. э.). Другая серия сасанидских барельефов, Нагше-Раджаб, высечена у подножия Кухе-Рахмат («Горы милосердия»). Столицей Сасанидов был Фирузабад на юге Фарса.
Весь Старый город открывается как на ладони при входе в Шираз через главные ворота — «Ворота Корана». Видны знаменитые фруктовые сады, парки и цветники, минареты мечетей и мавзолеи великих поэтов, философов, мистиков, религиозных и общественных деятелей. За городом закрепилась слава центра персидской культуры: изящных искусств, поэзии, науки и религии.
В мусульманском прочтении история Шираза начинается с прихода арабских завоевателей, победивших последнего сасанидского царя. Персия сопротивлялась дольше всех провинций Ираншаха, но к 656 г. тоже вошла в состав государства Омейядов. Многие «языческие» памятники в округе тогда были уничтожены.
К примеру, мавзолей Кира персам лишь чудом удалось спасти, выдав его за могилу царя Соломона (для арабов — пророка Сулеймана). Со временем память о шахиншахах почти стерлась из памяти народа.
В VII в. для Шираза действительно начинается новая жизнь: здесь прорыли сеть оросительных каналов, начали выращивать хлопок, рис, овощи, цитрусовые и виноград. Благодаря искусственной ирригации древнее поселение посреди пустынных предгорий Загроса постепенно превратилось в «город роз и соловьев», поэзии и вина. Веками Шираз был одним из важнейших центров культуры, искусства и торговли (через него пролегал Великий Шелковый путь), знаменитым своими фруктовыми садами, цветниками и изящной архитектурой. С упадком халифата в Персию пришли тюрки, за ними в XIII в. — монголы, но Фарс тогда уцелел, добровольно сдавшись Чингисхану.
То, что в Ширазе родились самые лучшие поэты-лирики Востока (Саади Ширази и Хафиз Ширази), — такой же общепризнанный факт в мусульманском мире, как то, что Пушкин — великий русский поэт. Саади (Муслихадин Абу Мухаммед Абдаллах ибн Мушриф; 1203/10-1292 гг.) родился в Ширазе, учился в Багдаде в медресе, потом 30 лет (1226-1255 гг.) путешествовал по разным странам, от Индии до Марокко, побывал пленником крестоносцев в Триполи, смог вернуться в родной город и стал вести уединенную жизнь, создавая прославившие его в веках произведения: «Бустан» («Плодовый сад», 1257 г.), с рассуждениями о том, каким должен быть идеальный правитель, и «Гулистан» («Розовый сад», 1258 г.) — веселая и поучительная книга о разных аспектах житейской мудрости, с примерами, подсмотренными во время долгих скитаний. А величайший мастер газели Хафиз (Шамседцин Мохаммед, 1325-1389/90 гг.) — вовсе не покидал пределов родного города, хотя его приглашали переехать в Багдад и Индию. Он родился в бедной семье, посещал мактаб (школу), где помимо религиозных дисциплин обучался стихосложению. Зарабатывал чтением наизусть сутр Корана, чем и обязан своему прозвищу и литературному псевдониму (хафиз — человек, знающий Коран наизусть). Диван (поэтический сборник) Хафиза — самое издаваемое произведение персидской классической поэзии в мире. В мавзолее Хафиза лежит этот томик стихов, и традицией паломников-поэтоманов стало гадать по ней, открывая наугад и читая намеченную строку.
Историческое и культурное значение столицы области Фарс всегда было очень велико. Когда после 700 лет власти тюрок и монголов на троне вновь оказались персы из династии Зендов (в 1747-1782 гг.), Шираз выполнял функции столицы всей страны. Но вскоре Зендов сверг жестокий и безжалостный «хан-скопец» из тюркских каджаров Ага-Мохаммед, и Шираз (в 1791 г.) наряду с другими городами подвергся разрушению. В 1795 г. столица была перенесена в Тегеран.
Сейчас Шираз — красивый, утопающий в зелени город-оазис, место паломничества ценителей классической персидской поэзии и центр традиционного ковроткачества. Здешние ковры ручной работы — настоящие произведения искусства и большая ценность.
Шираз — столица области Фарс на юго-западе, в сердце Древнего Ирана. Знакомиться с самыми значимыми древними памятниками области лучше в хронологическом порядке, то есть не с самой столицы, а с его окрестностей. В 130 км от Шираза находятся руины первой ахеменидской столицы Пасаргады («Сады Фарса») — города, основанного в 546 г. до н. э. Киром Великим. В былые времена его окружали роскошные сады, а зороастрийские жрецы охраняли вечный огонь на величественной (при этом скромной) могиле Кира.
По образцу Пасаргады потомки Кира — Дарий I и его преемники — построили вторую, еще более роскошную столицу — Парсе (основан в 518 г. до н. э., разрушен в 330 г. до н. э.). Греки переиначили название в Персеполь, а иранцы теперь называют чаще Тахте-Джамшид — «трон Джамшида», мифического царя. На пике могущества в Персеполе существовал дворцовый комплекс площадью в 135 тыс. м2, здесь проходили обряды коронации, важные религиозные ритуалы, со всей огромной империи на иранский Новый год (Новруз) сюда приезжали делегации десятков народов.
Руины грандиозной «церемониальной столицы» лежат всего в 50 км от Шираза. На повороте дороги к Персеполису — грандиозные барельефы Нагше-Ростам («Барельефы Ростама») — древний некрополь ахеменидских царей (на отдельных участках видны также следы барельефов эламских правителей ок. 1000 г. до н. э.), тоже по забывчивости приписываемые в народной традиции какому-то мифическому Рустаму. Надгробия высечены высоко в скалах в форме гигантских крестов; барельефы над ними изображают царей, а маленькие фигурки внизу символизируют десятки покоренных персами народов. Там похоронены Дарий I Великий (522-486 гг. до н. э.), Ксеркс I (486-465 гг. до н. э.), Артаксеркс I (465-424 гг. до н. э.) и Дарий II (423-404 гг. до н. э.). Незавершенное надгробие могло предназначаться Артаксерксу III или, скорее всего, последнему царю из династии Ахеменидов — Дарию III (ок. 336-330 гг. до н. э.). Рядом со скалой стоит сложенный из белого резного известняка куб. Был ли это храм огня и хранилище Авесты, или еще одна гробница Ахеменидов, — до конца не ясно.
Надписи на стенах Каабы Зороастра (V в. до н. э.) и часть наскальных рельефов были вырезаны позже, уже при Сасанидах, для демонстрации преемственности. Это имело особое религиозное и политическое значение. На первом сасанидском барельефе изображена инвеститура («помазание на трон» царя) Ардешира I Бабакана (ок. 226-242 гг. н. э.), где божество Ахурамазда вручает основателю Сасанидской империи кольцо, символизирующее завет и право на царствование. На барельефе — старейшее известное письменное упоминание «Ирана» («земли ариев»). Самый известный сасанидский барельеф — «Триумф Шапура I» (ок. 241-272 гг. н.э.), на котором изображена победа над тремя римскими императорами (Гордианом III, Валерианом и Филиппом Арабом). Есть еще барельефы Бахрам II «во славе» и в конном бою с римским солдатом (ок. 276-293 гг. н. э.) и Инвеститура Нарсе (ок. 293-303 гг. н. э.). Другая серия сасанидских барельефов, Нагше-Раджаб, высечена у подножия Кухе-Рахмат («Горы милосердия»). Столицей Сасанидов был Фирузабад на юге Фарса.
Весь Старый город открывается как на ладони при входе в Шираз через главные ворота — «Ворота Корана». Видны знаменитые фруктовые сады, парки и цветники, минареты мечетей и мавзолеи великих поэтов, философов, мистиков, религиозных и общественных деятелей. За городом закрепилась слава центра персидской культуры: изящных искусств, поэзии, науки и религии.
В мусульманском прочтении история Шираза начинается с прихода арабских завоевателей, победивших последнего сасанидского царя. Персия сопротивлялась дольше всех провинций Ираншаха, но к 656 г. тоже вошла в состав государства Омейядов. Многие «языческие» памятники в округе тогда были уничтожены.
К примеру, мавзолей Кира персам лишь чудом удалось спасти, выдав его за могилу царя Соломона (для арабов — пророка Сулеймана). Со временем память о шахиншахах почти стерлась из памяти народа.
В VII в. для Шираза действительно начинается новая жизнь: здесь прорыли сеть оросительных каналов, начали выращивать хлопок, рис, овощи, цитрусовые и виноград. Благодаря искусственной ирригации древнее поселение посреди пустынных предгорий Загроса постепенно превратилось в «город роз и соловьев», поэзии и вина. Веками Шираз был одним из важнейших центров культуры, искусства и торговли (через него пролегал Великий Шелковый путь), знаменитым своими фруктовыми садами, цветниками и изящной архитектурой. С упадком халифата в Персию пришли тюрки, за ними в XIII в. — монголы, но Фарс тогда уцелел, добровольно сдавшись Чингисхану.
То, что в Ширазе родились самые лучшие поэты-лирики Востока (Саади Ширази и Хафиз Ширази), — такой же общепризнанный факт в мусульманском мире, как то, что Пушкин — великий русский поэт. Саади (Муслихадин Абу Мухаммед Абдаллах ибн Мушриф; 1203/10-1292 гг.) родился в Ширазе, учился в Багдаде в медресе, потом 30 лет (1226-1255 гг.) путешествовал по разным странам, от Индии до Марокко, побывал пленником крестоносцев в Триполи, смог вернуться в родной город и стал вести уединенную жизнь, создавая прославившие его в веках произведения: «Бустан» («Плодовый сад», 1257 г.), с рассуждениями о том, каким должен быть идеальный правитель, и «Гулистан» («Розовый сад», 1258 г.) — веселая и поучительная книга о разных аспектах житейской мудрости, с примерами, подсмотренными во время долгих скитаний. А величайший мастер газели Хафиз (Шамседцин Мохаммед, 1325-1389/90 гг.) — вовсе не покидал пределов родного города, хотя его приглашали переехать в Багдад и Индию. Он родился в бедной семье, посещал мактаб (школу), где помимо религиозных дисциплин обучался стихосложению. Зарабатывал чтением наизусть сутр Корана, чем и обязан своему прозвищу и литературному псевдониму (хафиз — человек, знающий Коран наизусть). Диван (поэтический сборник) Хафиза — самое издаваемое произведение персидской классической поэзии в мире. В мавзолее Хафиза лежит этот томик стихов, и традицией паломников-поэтоманов стало гадать по ней, открывая наугад и читая намеченную строку.
Историческое и культурное значение столицы области Фарс всегда было очень велико. Когда после 700 лет власти тюрок и монголов на троне вновь оказались персы из династии Зендов (в 1747-1782 гг.), Шираз выполнял функции столицы всей страны. Но вскоре Зендов сверг жестокий и безжалостный «хан-скопец» из тюркских каджаров Ага-Мохаммед, и Шираз (в 1791 г.) наряду с другими городами подвергся разрушению. В 1795 г. столица была перенесена в Тегеран.
Сейчас Шираз — красивый, утопающий в зелени город-оазис, место паломничества ценителей классической персидской поэзии и центр традиционного ковроткачества. Здешние ковры ручной работы — настоящие произведения искусства и большая ценность.
Общая информация
Местоположение: юго-запад южной иранской области Фарс.Административный статус: административный центр провинции Фарс Исламской Республики Иран.
Административное деление: Шираз и его окрестности разделены на 9 городских районов.
Дата основания: не менее 4000 лет назад.
Дата основания: не менее 4000 лет назад.
Исторические названия: Тиразис (эламский период), Шираджиш.
Языки: фарси (персидский), арабский.
Этнический состав: персы — большинство, азербайджанцы, курды, арабы, евреи и др.
Религии: мусульманство (шииты) — большинство; христианство, иудаизм (довольно крупные общины) и зороастризм (последователи немногочисленны) — признаны официально и защищены Конституцией.
Языки: фарси (персидский), арабский.
Этнический состав: персы — большинство, азербайджанцы, курды, арабы, евреи и др.
Религии: мусульманство (шииты) — большинство; христианство, иудаизм (довольно крупные общины) и зороастризм (последователи немногочисленны) — признаны официально и защищены Конституцией.
Денежная единица: иранский риал.
Крупнейшая река: небольшая речка Хошк (также сеть ирригационных каналов).
Важнейший аэропорт: в Ширазе (международный).
Цифры
Площадь: 224 км2.Население: 1 700 677 чел. (2009 г.).
Плотность населения: 7592,3 чел/км2.
Высота центра: 1500 м.
Удаленность от Тегерана: 927 км (по дороге).
Средняя температура января: +6°С.
Плотность населения: 7592,3 чел/км2.
Высота центра: 1500 м.
Удаленность от Тегерана: 927 км (по дороге).
Климат и погода
Континентальный, относительно мягкий, с жарким летом и умеренно холодной зимой.Средняя температура января: +6°С.
Средняя температура июля: +30°С.
Среднегодовое количество осадков: 300 мм.
Среднегодовое количество осадков: 300 мм.
Средняя влажность: 40%.
Экономика
Шираз — экономический центр Южного Ирана.Природные ресурсы: нефть, пресная вода и плодородная почва (большая ценность в пустынном регионе).
Промышленность: нефтеперерабатывающая, энергетическая, электронная, IT, коммуникации, химическая (производство удобрений), производство цемента, текстильная, пищевая (в том числе сахарный завод, производство сладостей).
Традиционные ремесла: ручное ковроткачество (ковры высочайшего качества, из прокрашенной натуральными красителями шерсти; в том числе традиционные килимы — коврики для молений, так называемые «ковры из Мекки»), изделия из металла и дерева.
Сельское хозяйство: орошаемые фруктовые сады (цитрусовые) и цветники (ок. 300 сортов роз) в черте города; огороды, хлопковые и рисовые поля.
Сельское хозяйство: орошаемые фруктовые сады (цитрусовые) и цветники (ок. 300 сортов роз) в черте города; огороды, хлопковые и рисовые поля.
Сфера услуг: туризм, торговля, транспорт.
Достопримечательности
■ Окрестности: археологическая зона Пасаргады («Сады Фарса», 546 г. до н. э., 1,6 км2) — мавзолей Кира, крепость на холме Толл-е-Тахт, руины двух царских дворцов и остатки четырехуровневых садов. Археологическая зона Персеполиса (основан в 560 г. до н. э., столица Ахеменидской империи в 520-330 гг. до н. э.) — дворцовый комплекс с богатыми рельефами на каменных стенах, в том числе церемониальный дворец Ападана царя Дария I и его жилой дворец Тачар; дворец Ксеркса, царская сокровищница и прочие помещения. Скальные барельефы.■ Город Шираз: главные «Ворота Корана»; крепость Карим-хана(основана в 1766 г.).
■ Усыпальницы-мавзолеи: поэтов Баба Кухи Ширази, Саади, Хафиза, Хаджу Кермани; имама Али ибн-Хамзе, шейха Рузбехана, шаха Чераха (с мечетью), Карим-хана и др.
■ Мечети: Атиг Джами (IX в.), Вакиль, Насир-ол-Молк, Шах-Черах, мечеть Мучеников (одна из самых больших в Иране).
■ Комплекс Вакиль (включает не только знаменитый старейший базар Вакиль XI в., но также хаммам и вышеупомянутую мечеть периода Зендов).
■ Усыпальницы-мавзолеи: поэтов Баба Кухи Ширази, Саади, Хафиза, Хаджу Кермани; имама Али ибн-Хамзе, шейха Рузбехана, шаха Чераха (с мечетью), Карим-хана и др.
■ Мечети: Атиг Джами (IX в.), Вакиль, Насир-ол-Молк, Шах-Черах, мечеть Мучеников (одна из самых больших в Иране).
■ Комплекс Вакиль (включает не только знаменитый старейший базар Вакиль XI в., но также хаммам и вышеупомянутую мечеть периода Зендов).
■ Сады: Эрам, Афиф Абад, Наранжестан, Делгоша и Назар.
■ Музеи: оружия, провинции Фарс, костюмов и др.
■ Другое: Высшая школа медицины.
■ Музеи: оружия, провинции Фарс, костюмов и др.
■ Другое: Высшая школа медицины.
Любопытные факты
■ Насир-ол Молк — одна из самых известных мечетей Шираза, расписанная цветами и пейзажами, за что ее прозвали мечетью Роз, а после Исламской революции «ввиду излишней легкомысленности оформления» власти превратили в музей.■ Про жизнь древних иранцев до того, как они пришли на территорию современного Ирана, можно узнать массу интересных подробностей в Старшей (датируется 1200-800 гг. до н. э.) и Младшей (большинство яштов написано до VI в. до н. э. — до Ахеменидов) Авесте: про календарь и наблюдения за небесной сферой, о религии (зороастризм), законах, обычаях и истории.
■ Александр Македонский, разрушая державу Ахеменидов, уничтожил три четверти Авесты: выбросил книги в море или сжег их (но при этом часть книг по его приказу была переведена на греческий язык).
■ Наиболее древние тексты Авесты по языку, мифологии и исторической памяти во многом совпадают с самой древней из индийских Вед — Ригведой. Лингвистический анализ подтвердил, что иранская и индийская группы языков восходят к одному индоиранскому корню и начали обособляться в начале II тыс. до н. э. Вероятно, именно тогда разошлись пути двух потоков миграции ариев: на юг и на юго-запад.
■ Александр Македонский, разрушая державу Ахеменидов, уничтожил три четверти Авесты: выбросил книги в море или сжег их (но при этом часть книг по его приказу была переведена на греческий язык).
■ Наиболее древние тексты Авесты по языку, мифологии и исторической памяти во многом совпадают с самой древней из индийских Вед — Ригведой. Лингвистический анализ подтвердил, что иранская и индийская группы языков восходят к одному индоиранскому корню и начали обособляться в начале II тыс. до н. э. Вероятно, именно тогда разошлись пути двух потоков миграции ариев: на юг и на юго-запад.