Лхаса (город)
История города
История Тибета и города Лхаса как его духовного центра неразделимы. Согласно тибетской исторической традиции, государство в Центральном Тибете возникло в середине III в. в долине реки Ярлунг, в которую впадает река Кьи-Чу, протекающая через Лхасу. Отношения с соседями у Тибета всегда были сложные, отягощенные конфликтами, и, чтобы как-то снять это напряжение, правитель Тибета Сонгцэн Гампо (618-649 гг.), женился на двух принцессах: китайской — Вень Чен и непальской — Бхрикути. По преданиям, эти мудрые женщины, перевоплотившиеся впоследствии в богинь Белую и Зеленую Тару, убедили Сонгцэна перенести свой двор в Лхасу и сделать этот город оплотом буддизма и государства. Он так и поступил. Построил дворец и храмы Джоканг и Рамоче, чтобы поместить в них изображения Будды, привезенные его женами. На месте его дворца теперь стоит дворец Потала, а храмы Джоканг и Рамоче, хотя и не раз подвергались перестройке в позднейшие времена, все-таки считаются сооружениями VII в.
Тибет и Китай постоянно воевали, иногда подключая к этому противостоянию союзников, пока, наконец, при правителе, которого звали Тритцуг Детцэн Ралпачена (817-836 гг.), между ними не был заключен мирный договор, о чем свидетельствует каменная стела у монастыря Джоканг. В 842 г Тибетское государство распалось на отдельные княжества, следствием чего стало и ослабление влияния буддизма. Возрождаться он начал в XI в., и Лхаса вернула себе былое влияние, но в 1239 г в Тибет вторглись монголы, разорили многие монастыри, в том числе и в Лхасе. Возродить их удалось в 1350-х гг монаху по имени Чангчуб Гьялтцэн, не без помощи монголов, часть которых к тому времени приняла буддизм. В конце XIV — начале XV в. наибольшее влияние среди тибетского духовенства приобретает школа (своего рода буддистский религиозный орден) Гэлуг-Ба (Истинная). В Лхасе строятся монастыри Ганден, Сэра и Дрепунг, и она становится местом паломничества. Третий лама школы Гэлуг Сонам Гьямцхо (1543-1588 гг.) в 1578 г получил от правителя монголов-тумэтов Алтын-хана титул Та-Ле (далай), что означает «океан мудрости». Лхаса вновь становится столицей Тибета в 1642 г при далай-ламе V, которого звали Нгаван Ловзанг Гьямцхо Великий (1617-1682 гг.). На руинах дворца Сонгцэна Гампо он возвел новый дворец, существующий и сегодня, — Потала. При поддержке правителя ойратов-хошутов Гуши-хана далай-лама V смог в XVII в. объединить Тибет С тех пор далай-ламы продолжали управлять из Лхасы страной вплоть до 1950 г., с некоторым отклонением в начале XX в. В 1903 г войну с Тибетом начала Великобритания. В 1904 г английский экспедиционный отряд захватил Лхасу и вынудил тибетцев предоставить им значительные преференции в торговле и другие льготы. Но после протестной ноты России Англия в том же году вывела свои войска из Тибета. В 1910 г., когда в Тибет вторглись маньчжурские части китайской армии, англичане предоставили далай-ламе XIII убежище в Индии. Синьхайская революция 1911 г в Китае, свергнувшая династию Цин, позволила далай-ламе XIII вернуться в Лхасу и снова, в который уже раз, объединить Тибет вокруг «места богов». Более 30 лет Тибет был практически независимым, но в 1950 г войска КНР вторглись в Тибет с шести разных направлений и после победы под Чамдо в 1951 г присоединили его к КНР. Далай-лама XIV Нгагванг Ловзанг Тэнцзин Гьямцхо, которого ламы, по каким-то им одним ведомым признакам, нашли в деревне, был возведен в сан в Лхасе в 1940 г в возрасте четырех с половиной лет, а фактически стал далай-ламой в 15 лет Город и после китайской экспансии оставался центром буддизма. Но для него наступили не лучшие времена. Власти КНР не решились лишить Лхасу этого духовного статуса, но делали все, чтобы уменьшить ее значение в этом качестве. Во-первых, начали репрессии против духовенства, во-вторых, переселили сюда большую группу китайцев.
Лхаса расположена в центре Тибетского нагорья в окружении гималайских вершин высотой до 5500 м. В основе плана города — дороги, по которым пролегали пути паломников вокруг Старого города и к монастырям. Город четко разделен на две части — восточную и западную. В восточной части — Ченгуань — расположены дворец Потала и монастыри, Старый город; западная — современный город, и в нем обитают главным образом китайцы (здесь эта часть города не представлена).
Инь и ян Лхасы
Одно из основных положений древнекитайской философии гласит, что все сущее как в материальном, так и в духовном мире подчинено двуединству инь и ян — противоположных начал. Этими началами считаются день — ночь, война — мир, холод — жар, тьма — свет, хаос — порядок и так далее. Инь женское начало, слишком много инь перерождается в страх. Ян, соответственно, мужское начало, избыточное его количество ведет к жестокости. Правильное же их соединение рождает энергию и движение жизни. Европейская философская школа называла примерно это же диалектикой, буддисты — единым бытием страдания и освобождения. История Лхасы во второй половине XX в. — яркий пример такого бытия. 1959 г считается самым «черным годом» в этом отрезке летописи города. На празднование Нового года в Лхасу паломников прибыло даже больше, чем обычно: в тибетском обществе росли протестные настроения. Далай-ламу власти «пригласили» на праздник, поставив условие прибыть инкогнито и без охраны. Узнав об этом, люди поняли, что готовится покушение на их духовного лидера, огромные толпы собрались у дворца Норбулингка. Тибетское правительство объявило, что Тибет отказывается от власти КНР. В ночь на 17 марта далай-лама, переодевшись в форму китайского солдата, бежал из дворца, за 14 дней добравшись до индийского города Дхарамсала, где живет и поныне (до 2011 г он возглавлял тибетское правительство в изгнании). А 20 марта китайцы открыли артиллерийский огонь по дворцам Норбулингка и Потала, монастырю Сэра и Центру традиционной тибетской медицины. За три дня на улицах Лхасы погибло от 10 до 15 тысяч (по разным подсчетам) тибетцев.
1 сентября 1965 г Китай провозгласил тибетскую территорию Тибетским автономным районом. В период «культурной революции», разгар которой пришелся на 1966-1969 гг., хунвэйбины («красные охранники» из числа националистически настроенной китайской молодежи) и цзаофани («бунтари») бесчинствовали в Лхасе с особой жестокостью: грабили монастыри и храмы, всячески издевались над монахами, тысячи из них были убиты. Часть монастыря Джоканг была превращена в «гостиницу № 5», а часть храма при нем — в свинарник. Были закрыты школы при монастырях и открыты государственные общеобразовательные школы. Казалось бы, что плохого в открытии школ? Но дело в том, что в Тибете, с его совершенно особенным укладом жизни и духовными ценностями, нельзя было делать это так резко, с плеча. То же самое получилось и с земельной реформой: с одной стороны, тибетские крестьяне освобождались от крепостной зависимости, с другой их насильно сгоняли в коммуны. Восстания вспыхивали одно за другим, и недовольные стекались в Лхасу. Китайцы чувствовали себя здесь как на минном поле, и город был практически на осадном положении: без удостоверения личности или специального пропуска нельзя было сделать и шагу. В постмаоистский период (начиная с 1976 г.) китайские власти осознали: надо менять политику в Тибете. Они стали восстанавливать храмы и монастыри, признав тем самым ценность их культурного наследия. В 1980 г открываются отреставрированный дворец Потала и монастырь Джоканг В начале 1980-х гг Дэн Сяопин (1904-1997 гг.), генеральный секретарь КПК, снял запрет на посещение Тибета иностранцами, но восстановил его в 1991 г., испугавшись международного резонанса в связи с действиями КНР в Тибете. В 1993 г открывается университет Тибета, и иностранцам вновь разрешено приезжать сюда, на окраинах города строятся предприятия и дороги. И все же китайские власти не отказались от антитибетской риторики и продолжают занимать неоправданно жесткую позицию по отношению к «тибетскому сепаратизму». «Враг государства» для них во всем, что касается Тибета, по-прежнему далай-лама XIV, открыто называющий действия китайских властей в Тибете, и особенно в Лхасе, «культурным геноцидом». Последняя известная протестная акция монахов прошла в Лхасе в марте 2008 г. В них стреляли, но китайские власти отрицают это.
Общая информация
Административный центр Тибетского автономного района КНР, бывшая столица независимого Тибета.
Статус: городской округ в который входят город и 7 сельских уездов Тибетского автономного округа.
Китайское название: Пиньинь.
Языки: тибетский, китайский.
Этнический состав: тибетцы — 81,6%, ханьцы (китайцы) — 17%, другие (хуэйцзу, салары, дунсян и баоань) — 1,4%.
Религии: буддизм, ислам.
Река: Кьи-Чу (Кия, Чин Чу).
Важнейший аэропорт: Ганггар, куда летают самолеты из Пекина, Шанхая, Ганчжоу, Катманду.
Цифры
Площадь: городского округа — 29 538,9 км2 города — 53 км2
Население: городского округа — 1 100 123 чел. (2009 г.), города — 373 000 чел. (2009г).
Плотность населения города: 7037,7 чел/км2.
Высота над уровнем моря: 3490 м.
Экономика
В окрестностях Лхасы — добыча меди, олова, цинка.
Промышленность: машиностроение, производство деталей для автомобилей, химическая, фармацевтическая, текстильная, пищевая промышленность.
Сельское хозяйство: выращивание ячменя, пшеницы, в небольшом обьеме — риса; скотоводство (яки, лошади, овцы, козы). Окрестности Лхасы — основной земледельческий район Тибетского нагорья Традиционные ремесла — ковроткачество, обработка кожи, литье из цветных металлов, резьба по металлу.
Сфера услуг: туризм и традиционная тибетская медицина.
Климат и погода
Горный, континентальный, с морозной зимой и мягким летом.
Средняя температура января: -2°С.
Средняя температура июля: +16°С.
Среднегодовое количество осадков: 420 мм.
Содержание кислорода в воздухе: 68% от этого показателя на равнине.
Достопримечательности
■ Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО: Дворцовый комплекс Потала (XVII в.): Белый дворец (Потранг Карпо), Красный дворец (Потранг Марпо), пещера Фа-Вана, зал Пабалакан, общая площадь комплекса — 360 тыс. и ; главный храм и монастырь Джоканг или Тсуглхакхангх (VII в., но много изменений, внесенных в XVII в.).
■ Дворец и парк Норбулингка, Летняя резиденция далай-лам (XVIII в.).
■ Соборная мечеть в тибетском стиле (построена в XVIII в., сгорела, восстановлена в 1959 г.).
■ Храм Чжэфэн (XX в.).
■ Монастыри в Лхасе и ее окрестностях: Дрепунг (XV в.). Сэра (XV в.), Ганден (XVI в.). Рамоче (основан в VII в., сгорел, восстановлен в XV в ), Пабонка (основан в VII в., разрушен в 841 г., восстановлен в XI в.), Нечунг (XVII в., был разрушен во время «культурной революции-, в настоящее время почти полностью восстановлен).
■ Музей Тибета, Музей Лхасы.
■ Зоопарк.
■ В 90 км от Лхасы расположен поселок Янбацзин: Санаторий горячих источников, храм Янбацзин, женский монастырь.
Любопытные факты
Во дворце Сонгцэна Гампо было 999 роскошных комнат. В буддизме девятка — это символ высшей духовной силы, небесное число, символизирующее познание мира, опыт Буддийский монах, отправляясь в странствие, может взять с собой только 9 предметов. А 999 — символ полного совершенства, воплощения замысла, постижения истины.
Тибетцы живут по Лунному календарю. Праздники, связанные с ним,особенно красочно отмечаются в Лхасе.
В канун Нового года в монастырях ламы исполняют ритуальный танец чам. Это целое представление в костюмах и масках, в ходе которого монахи изображают разгневанных богов, иногда вступая в диалог со зрителями, и много импровизируют. Цель ритуала — усмирить гнев божеств, особенно злых. Перед дворцом Потала танцуют 108 монахов — это сакральное для тибетцев число. На третий день первой луны в Лхасу стекаются ламы из всех окрестных монастырей на совместное чтение мантр у храма Джоканг. С третьего по 25-й день первой луны года вся власть в городе принадлежит ламам монастыря Брайбун. В 15-й день первой луны отмечается Праздник фонарей: весь город украшается масляными фонарями, на улицу выставляются картины из сливочного масла, подсвеченные маленькими фонариками.Мусульмане Лхасы — это потомки торговцев из Кашмира, Ладакха, Непала и Китая, осевших в Центральном Тибете в XIV-XVII вв. Далай-лама V даровал им право решать свои дела по законам шариата, освободил от налогов. До 1959 г. в Лхасе было четыре мечети, возведенных в традиционном тибетском стиле. Сейчас в городе действуют две мечети. Говорят лхасские мусульмане на тибетском языке и кроме обрядов ислама соблюдают многие местные обычаи.