Потсдам (город)
История
Хотя первые упоминания о Потсдаме относятся к 993 году н. э., значительным городом он стал лишь в 1660 году, когда великий курфюрст Фридрих Вильгельм (годы правления 1640-1688) решил построить здесь свою новую резиденцию. С этого времени Потсдам стал вторым после Берлина местом пребывания членов династии Гогенцоллернов, правивших Бранденбургом-Пруссией (1415-1918) и имперской Германией (1871-1918).
Фридриха Вильгельма привлек этот уголок с его озерами, лесистыми холмами, лугами и полями. Правитель преобразовывал тихий городок в культурный центр, прославившийся на всю Европу гармоничным сочетанием рукотворных сооружений и природного окружения. Летние месяцы в Потсдаме, расположенном в нескольких часах верхом от Берлина, стали проводить не только курфюрсты, а впоследствии короли - в парках Потсдама начали строить свои резиденции и другие члены правящей династии. Преемники Фридриха Вильгельма и в первую очередь Фридрих II Великий (годы правления 1740-1786), укрепили статус Потсдама, сделав его местом пребывания королевского двора. Фридрих II преобразовал заболоченные земли по берегам реки Хавель и близлежащих озер в настоящее произведение искусства.
Шедевром составленного Фридрихом плана стал Сан-Суси. В этом просторном ландшафтном парке, занимающем площадь в 243 га, появился построенный в стиле рококо дворец Сан-Суси (1745— 1747) и Новый дворец (1763-1769).
При преемнике Фридриха и его племяннике Фридрихе Вильгельме II (годы правления 1786-1797) были созданы Новый сад и Мраморный дворец, строительство которого обозначило переход архитектурного стиля от барокко к классическому. Что же касается садов, то Новый сад был разбит уже не в строгом геометрическом французском стиле, а по образцу «свободных» английских садов.
К концу XVIII века Потсдам был городом королевских резиденций и садов и продолжал расти. Фридрих Вильгельм III (годы правления 1797-1840) сконцентрировал свое внимание на Пфауэнинзеле (Острове павлинов) и дворце Шарлоттенбург в Берлине.
Продолжившемуся в XIX веке преображению Потсдам обязан усилиям двух человек: ландшафтному архитектору Петеру Йозефу Ленне (1789-1866) и архитектору Карлу Фридриху Шинкелю (1781-1841), которые спроектировали целый ряд сооружений в неоклассическом стиле, например, дворец Гленике (1823-1827), Новый павильон дворца Шарлоттенбург и дворец Шарлоттенхоф (1826-1829).
Третий парковый комплекс Потсдама, Бабельсберг, был спроектирован Ленне. Дворец Бабельсберг был спроектирован Шинкелем для принца Вильгельма, брата Фридриха Вильгельма IV, при этом за образец был взят Виндзорский замок в Англии.
Спроектированный в стиле замка английских Тюдоров Паулем Шульце-Наумбургом дворец Цецилиенхоф был построен в Новом саду между 1914 и 1917 годами. Это был последний дворец, построенный династией Гогенцоллернов, члены которой продолжали занимать это пришедшее в упадок 175-комнатное здание до февраля 1945 года, после чего династия потеряла свой королевский статус.
Дворец был местом проведения Потсдамской конференции, которая проходила с 17 июля по 2 августа 1945 года.
Фридриха Вильгельма привлек этот уголок с его озерами, лесистыми холмами, лугами и полями. Правитель преобразовывал тихий городок в культурный центр, прославившийся на всю Европу гармоничным сочетанием рукотворных сооружений и природного окружения. Летние месяцы в Потсдаме, расположенном в нескольких часах верхом от Берлина, стали проводить не только курфюрсты, а впоследствии короли - в парках Потсдама начали строить свои резиденции и другие члены правящей династии. Преемники Фридриха Вильгельма и в первую очередь Фридрих II Великий (годы правления 1740-1786), укрепили статус Потсдама, сделав его местом пребывания королевского двора. Фридрих II преобразовал заболоченные земли по берегам реки Хавель и близлежащих озер в настоящее произведение искусства.
Шедевром составленного Фридрихом плана стал Сан-Суси. В этом просторном ландшафтном парке, занимающем площадь в 243 га, появился построенный в стиле рококо дворец Сан-Суси (1745— 1747) и Новый дворец (1763-1769).
При преемнике Фридриха и его племяннике Фридрихе Вильгельме II (годы правления 1786-1797) были созданы Новый сад и Мраморный дворец, строительство которого обозначило переход архитектурного стиля от барокко к классическому. Что же касается садов, то Новый сад был разбит уже не в строгом геометрическом французском стиле, а по образцу «свободных» английских садов.
К концу XVIII века Потсдам был городом королевских резиденций и садов и продолжал расти. Фридрих Вильгельм III (годы правления 1797-1840) сконцентрировал свое внимание на Пфауэнинзеле (Острове павлинов) и дворце Шарлоттенбург в Берлине.
Продолжившемуся в XIX веке преображению Потсдам обязан усилиям двух человек: ландшафтному архитектору Петеру Йозефу Ленне (1789-1866) и архитектору Карлу Фридриху Шинкелю (1781-1841), которые спроектировали целый ряд сооружений в неоклассическом стиле, например, дворец Гленике (1823-1827), Новый павильон дворца Шарлоттенбург и дворец Шарлоттенхоф (1826-1829).
Третий парковый комплекс Потсдама, Бабельсберг, был спроектирован Ленне. Дворец Бабельсберг был спроектирован Шинкелем для принца Вильгельма, брата Фридриха Вильгельма IV, при этом за образец был взят Виндзорский замок в Англии.
Спроектированный в стиле замка английских Тюдоров Паулем Шульце-Наумбургом дворец Цецилиенхоф был построен в Новом саду между 1914 и 1917 годами. Это был последний дворец, построенный династией Гогенцоллернов, члены которой продолжали занимать это пришедшее в упадок 175-комнатное здание до февраля 1945 года, после чего династия потеряла свой королевский статус.
Дворец был местом проведения Потсдамской конференции, которая проходила с 17 июля по 2 августа 1945 года.
Фридрих Великий поручил архитектору Георгу Венцеслаусу фон Кнобельсдорфу построить для себя новый дворец - летнюю резиденцию, где король мог бы жить, не заботясь о том, что делается в мире («сан-суси» означает по-французски «без забот»). Построенный в 1745-1747 годах дворец Сан-Суси стал одним из лучших образцов архитектурного стиля рококо во всей Европе.
Вникавший во все детали создания дворца Фридрих держал за образец Версальский дворец во Франции. Хотя предполагалось, что Сан-Суси сможет соперничать с Версалем размерами и роскошью отделки, он оказался намного меньше французского дворца и представляет собой одноэтажное здание с центральным куполом. С боков ко дворцу примыкают два круглых павильона, а окружают королевскую резиденцию многоярусные террасы и ухоженные сады. Возле дворца расположен спроектированный Кнобельсдорфом дворец Нойе Каммерн (Новые палаты). Вначале здесь располагались оранжереи, позже здания были превращены во дворец для посетителей.
На протяжении следующих 150 лет здесь появились новые сооружения, включая построенный в 1763-1769 годах в стиле барокко Новый дворец с его более чем 200 комнатами и дворец Шарлоттенхоф, созданный по проекту архитектора Карла Фридриха Шинкеля в 1826-1829 годы. Здание Оранжереи (1852-1860) было заказано королем Фридрихом Вильгельмом IV как гостевой дом и спроектировано в стиле итальянского ренессанса.
Китайский чайный домик отражает популярность, которой пользовалось китайское искусство в эпоху рококо.
Построенное между 1754 и 1764 годами Иоганном Готфридом Бюрингом, это круглое здание состоит из главного зала, окруженного тремя павильонами.
Вникавший во все детали создания дворца Фридрих держал за образец Версальский дворец во Франции. Хотя предполагалось, что Сан-Суси сможет соперничать с Версалем размерами и роскошью отделки, он оказался намного меньше французского дворца и представляет собой одноэтажное здание с центральным куполом. С боков ко дворцу примыкают два круглых павильона, а окружают королевскую резиденцию многоярусные террасы и ухоженные сады. Возле дворца расположен спроектированный Кнобельсдорфом дворец Нойе Каммерн (Новые палаты). Вначале здесь располагались оранжереи, позже здания были превращены во дворец для посетителей.
На протяжении следующих 150 лет здесь появились новые сооружения, включая построенный в 1763-1769 годах в стиле барокко Новый дворец с его более чем 200 комнатами и дворец Шарлоттенхоф, созданный по проекту архитектора Карла Фридриха Шинкеля в 1826-1829 годы. Здание Оранжереи (1852-1860) было заказано королем Фридрихом Вильгельмом IV как гостевой дом и спроектировано в стиле итальянского ренессанса.
Китайский чайный домик отражает популярность, которой пользовалось китайское искусство в эпоху рококо.
Построенное между 1754 и 1764 годами Иоганном Готфридом Бюрингом, это круглое здание состоит из главного зала, окруженного тремя павильонами.
Достопримечательности
1. Бельведер. Замок XIX века, построенный под влиянием итальянских дворцов эпохи Возрождения. Расположен на лесистом холме Пфингстберг, использовался как смотровая площадка для членов королевской семьи и их гостей.
2. Часовня Александра Невского. Построенная для русских в 1829 году, эта церковь установлена на вершине холма Капелленберг. Розовое оштукатуренное здание часовни увенчано большим центральным луковичным куполом и четырьмя маленькими угловыми куполами.
2. Часовня Александра Невского. Построенная для русских в 1829 году, эта церковь установлена на вершине холма Капелленберг. Розовое оштукатуренное здание часовни увенчано большим центральным луковичным куполом и четырьмя маленькими угловыми куполами.
3. Александровна. Двухэтажные деревянные дома этой деревни были построены в 1826 году для группы русских солдат-музыкантов, оставшихся в Потсдаме после наполеоновских войн.
4. Новый сад. В этом парке находится дворец Цецилиенхоф (1917), в котором в 1945 году проходила Потсдамская конференция, а также неоклассический Мраморный дворец (1792).
5. Дворец и парк Гленике. Сады были разбиты Ленне как добавление ко дворцу в итальянском стиле, спроектированному Шинкелем в 1826 году. Отсюда через реку Хаеель открываются виды на Новый сад.
6. Дворец и парк Сан-Суси. Построенный в 1747 году в стиле рококо дворец Сан-Суси - старейшее сооружение в ландшафтном парке, где также расположены Новый дворец. Оранжерея, Китайский чайный домик. Новые палаты и Художественная галерея.
7. Фриденкирхе (Церковь мира). Эта церковь в неороманском стиле была построена в 1845-1848 годах по образцу базилики Св. Климента в Риме. Внутри церкви имеются венецианские византийские мозаики XII века.
8. Дворец и парк Бабельсберг. Третий из великих потсдамских парков, созданных Ленне. В парке расположен неоготический дворец Бабельсберг, спроектированный Шинкелем для принца Вильгельма, брата Фридриха Вильгельма IV.
5. Дворец и парк Гленике. Сады были разбиты Ленне как добавление ко дворцу в итальянском стиле, спроектированному Шинкелем в 1826 году. Отсюда через реку Хаеель открываются виды на Новый сад.
6. Дворец и парк Сан-Суси. Построенный в 1747 году в стиле рококо дворец Сан-Суси - старейшее сооружение в ландшафтном парке, где также расположены Новый дворец. Оранжерея, Китайский чайный домик. Новые палаты и Художественная галерея.
7. Фриденкирхе (Церковь мира). Эта церковь в неороманском стиле была построена в 1845-1848 годах по образцу базилики Св. Климента в Риме. Внутри церкви имеются венецианские византийские мозаики XII века.
8. Дворец и парк Бабельсберг. Третий из великих потсдамских парков, созданных Ленне. В парке расположен неоготический дворец Бабельсберг, спроектированный Шинкелем для принца Вильгельма, брата Фридриха Вильгельма IV.
9. Потсдам. На центральной рыночной площади находятся купольная церковь Св. Николая, построенная Шинкелем в стиле барокко между 1830-1837 годами, и Старая ратуша (1755).
Любопытные факты
■ Сооруженный между 1730 и 1916 годами потсдамский комплекс, включающий 8 себя 150 га парков и 150 построек, образует художественное целое, эклектичная природа которого лишь усиливает ощущение его уникальности. Комплекс расположен в округе Берлин-Целлендорф, где дворцы и парки протянулись по берегам реки Хавель и озера Гленике.
■ Дворец Пфауэпинзелъ был сооружен при Фридрихе Вильгельме II. Фасад дворца спроектирован таким образом, чтобы его можно было видеть из Мраморного дворца в Новом саду, основной резиденции Фридриха Вильгельма II, расположенной в 8 км к юго-западу от дворца.
■ Дворец Пфауэпинзелъ был сооружен при Фридрихе Вильгельме II. Фасад дворца спроектирован таким образом, чтобы его можно было видеть из Мраморного дворца в Новом саду, основной резиденции Фридриха Вильгельма II, расположенной в 8 км к юго-западу от дворца.
■ Статуя Асклепия стоит в обрамлении Казино, или здания клуба в Глечике. Слева располагается статуя «Молящийся мальчик». Перед главным фасадом здания расположен большой фонтан. Украшенный позолоченными львами, он создан по образиу фонтана на вилле Медичи в Риме.
■ Новая церковь Св. Николая на Старом рынке в Потсдаме была построена по проекту архитектора Шинкеля. Первый камень в основание церкви был заложен 3 сентября 1830 года.
■ Цецилиенхоф был построен для кронпринца Вильгельма и его супруги, Цецилии фон Мекленбург-Шверин, в честь которой и получил свое название.
■ Новая церковь Св. Николая на Старом рынке в Потсдаме была построена по проекту архитектора Шинкеля. Первый камень в основание церкви был заложен 3 сентября 1830 года.
■ Цецилиенхоф был построен для кронпринца Вильгельма и его супруги, Цецилии фон Мекленбург-Шверин, в честь которой и получил свое название.
■ Французский философ Вольтер (1694 1778) прожил во дворце Сан-Суси три года, с 1750 по 1753 год, когда занимался культурным образованием Фридриха Великого.
■ Внутри Нового дворца расположены королевские апартаменты, залы для балов и приемов, а также летний театр. Сады спускаются от дворца Сан-Суси по ряду террас, засаженных виноградом и фиговыми деревьями.
■ Китайский чайный домик был создан по наброску летней столовой, сделанному Фридрихом Великим. Постройка окружена позолоченными фигурами и увенчана статуей, изображающей китайского мандарина.
■ Внутри Нового дворца расположены королевские апартаменты, залы для балов и приемов, а также летний театр. Сады спускаются от дворца Сан-Суси по ряду террас, засаженных виноградом и фиговыми деревьями.
■ Китайский чайный домик был создан по наброску летней столовой, сделанному Фридрихом Великим. Постройка окружена позолоченными фигурами и увенчана статуей, изображающей китайского мандарина.