Салвадор (город)
История города
Город Салвадор — столица бразильского штата Баия. Часто его называют по имени штата — Салвадор-да-Баия. Название Салвадор происходит от португальского слова «спаситель», а полное название города — Сан-Салвадор-да-Баия-ди-Тодуш-уш-Сантуш: Святой Спаситель Бухты Всех Святых. Салвадор расположился на берегу небольшого полуострова, отделяющего одну из крупнейших в Бразилии бухт Тодуш-уш-Сантуш (Бухта Всех Святых) от Атлантического океана.
Бухта получила свое название в День всех святых, когда ее берега увидели португальцы. Это произошло в 1501 г., спустя год после того, как в окрестностях будущего города Порту-Сегуру высадилась португальская экспедиция под командованием мореплавателя Педру Алвариша Кабрала (1467/1468-1520 гг.), открывшая для европейцев Бразилию. Гашпар де Лемуш — один из капитанов в экспедиции Педру Кабрала — обнаружил удобную естественную бухту и нарек ее Тодуш-уш-Сантуш.
В последующие годы португальские суда укрывались в бухте от сильнейших штормов — обычного явления в этих широтах. Самый известный из первых поселенцев — Диего Алвареш Коррейя (1475-1557 гг.), которого местные индейцы племени тупи (или тупинамба) прозвали Карамуру — «Творец Огня»: до встречи с Диего индейцы никогда не видели, как стреляет мушкет. Правда, переселенцем он был невольным: его корабль потерпел крушение у берегов будущего Салвадора. Диего основал здесь первое поселение, женился на дочери вождя племени и впоследствии внес значительный вклад в освоение Баия. Он поддерживал связь с европейцами, чьи корабли проходили поблизости, и помогал им установить взаимопонимание с индейцами.
В 1549 г. флот португальского мореплавателя Томе де Суза (1503-1579 гг.) — первого генерал-губернатора португальской колонии Бразилия — зашел в бухту Тодуш-уш-Сантуш. На его берегу Томе де Суза основал город Салвадор — столицу колонии Бразилия. До этого Португалия медлила в освоении заморской земли, сосредоточившись на торговле с Индией. После того как доходы от торговли упали, а испанцы начали теснить португальцев в Новом Свете, Томе де Суза получил приказ объединить португальские владения в Бразилии, а новая столица Салвадор должна была стать центром новой огромной колонии.
Де Суза привез с собой тысячу переселенцев, ставших жителями нового города и столицы, а также шестерых монахов-иезуитов, немедленно занявшихся христианизацией индейцев, сопротивление которых подавлялось. Стараниями иезуитов Салвадор стал католической епархией в Бразилии и в наши дни остается центром бразильского католицизма.
Не имея торговых конкурентов среди других поселений на северо-востоке Бразилии, Салвадор быстро расширился, превратившись в главный порт Бразилии и важнейший центр сахароваренной промышленности и работорговли.
В 1623 году во время Голландско-португальской войны Салвадор был захвачен голландскими войсками. Но уже спустя год объединенным силам португальцев и испанцев удалось отбить город. Одержав победу, португальцы немедленно взялись за укрепление Салвадора. Уже к началу XVIII в. город стал практически неприступным.
В статусе столицы и экономического центра страны Салвадор пребывал вплоть до 1763 г., когда столичные функции перешли к Рио-де-Жанейро. Перенос столицы был связан с тем, что сравнительно недалеко от Рио-де-Жанейро были обнаружены месторождения золота и алмазов, которые были ценнее сахара, да и вывозить их было выгоднее из Рио. В результате в Салвадоре начался кризис, справиться с которым удалось лишь к началу XX в.
В 1940-х гг. Салвадор «пошел на поправку» — численность населения быстро увеличивалась, экономика набирала силу. К настоящему времени Салвадор стал не только самым большим городом на северо-востоке Бразилии, но и третьим по численности населения в стране после Сан-Паулу и Рио-де-Жанейро. Несмотря на конкуренцию с другими бразильскими портами, порт Салвадор сохранил лидирующие позиции на северо-востоке, где расположен богатый сельскохозяйственный и промышленный регион. Однако, чтобы снизить зависимость от сельскохозяйственной специализации, в последнее время город развивает нефтеперерабатывающую промышленность. Салвадор служит важным международным финансово-торговым центром.
Бухта получила свое название в День всех святых, когда ее берега увидели португальцы. Это произошло в 1501 г., спустя год после того, как в окрестностях будущего города Порту-Сегуру высадилась португальская экспедиция под командованием мореплавателя Педру Алвариша Кабрала (1467/1468-1520 гг.), открывшая для европейцев Бразилию. Гашпар де Лемуш — один из капитанов в экспедиции Педру Кабрала — обнаружил удобную естественную бухту и нарек ее Тодуш-уш-Сантуш.
В последующие годы португальские суда укрывались в бухте от сильнейших штормов — обычного явления в этих широтах. Самый известный из первых поселенцев — Диего Алвареш Коррейя (1475-1557 гг.), которого местные индейцы племени тупи (или тупинамба) прозвали Карамуру — «Творец Огня»: до встречи с Диего индейцы никогда не видели, как стреляет мушкет. Правда, переселенцем он был невольным: его корабль потерпел крушение у берегов будущего Салвадора. Диего основал здесь первое поселение, женился на дочери вождя племени и впоследствии внес значительный вклад в освоение Баия. Он поддерживал связь с европейцами, чьи корабли проходили поблизости, и помогал им установить взаимопонимание с индейцами.
В 1549 г. флот португальского мореплавателя Томе де Суза (1503-1579 гг.) — первого генерал-губернатора португальской колонии Бразилия — зашел в бухту Тодуш-уш-Сантуш. На его берегу Томе де Суза основал город Салвадор — столицу колонии Бразилия. До этого Португалия медлила в освоении заморской земли, сосредоточившись на торговле с Индией. После того как доходы от торговли упали, а испанцы начали теснить португальцев в Новом Свете, Томе де Суза получил приказ объединить португальские владения в Бразилии, а новая столица Салвадор должна была стать центром новой огромной колонии.
Де Суза привез с собой тысячу переселенцев, ставших жителями нового города и столицы, а также шестерых монахов-иезуитов, немедленно занявшихся христианизацией индейцев, сопротивление которых подавлялось. Стараниями иезуитов Салвадор стал католической епархией в Бразилии и в наши дни остается центром бразильского католицизма.
Не имея торговых конкурентов среди других поселений на северо-востоке Бразилии, Салвадор быстро расширился, превратившись в главный порт Бразилии и важнейший центр сахароваренной промышленности и работорговли.
В 1623 году во время Голландско-португальской войны Салвадор был захвачен голландскими войсками. Но уже спустя год объединенным силам португальцев и испанцев удалось отбить город. Одержав победу, португальцы немедленно взялись за укрепление Салвадора. Уже к началу XVIII в. город стал практически неприступным.
В статусе столицы и экономического центра страны Салвадор пребывал вплоть до 1763 г., когда столичные функции перешли к Рио-де-Жанейро. Перенос столицы был связан с тем, что сравнительно недалеко от Рио-де-Жанейро были обнаружены месторождения золота и алмазов, которые были ценнее сахара, да и вывозить их было выгоднее из Рио. В результате в Салвадоре начался кризис, справиться с которым удалось лишь к началу XX в.
В 1940-х гг. Салвадор «пошел на поправку» — численность населения быстро увеличивалась, экономика набирала силу. К настоящему времени Салвадор стал не только самым большим городом на северо-востоке Бразилии, но и третьим по численности населения в стране после Сан-Паулу и Рио-де-Жанейро. Несмотря на конкуренцию с другими бразильскими портами, порт Салвадор сохранил лидирующие позиции на северо-востоке, где расположен богатый сельскохозяйственный и промышленный регион. Однако, чтобы снизить зависимость от сельскохозяйственной специализации, в последнее время город развивает нефтеперерабатывающую промышленность. Салвадор служит важным международным финансово-торговым центром.
Африканское влияние на все стороны жизни Салвадора так велико, что он считается центром афробразильской культуры.
Салвадор особенно известен яркой афробразильской культурой. Этот феномен объясняется главным образом тем, что большинство населения города является потомками рабов, вывезенных из Нигерии, Ганы, Того и Бенина, говорящих на языке йоруба.
Одно из проявлений афробразильской культуры — ангольская капоэйра (в переводе — «курятник»). Салвадорские мастера капоэйры являются основателями школы этого вида бразильского боевого искусства, движения которого напоминают танец. Капоэйра снискала популярность по всему миру, но отношение властей города к этому виду искусства остается неоднозначным: капоэйру неоднократно запрещали под предлогом того, что школы становятся «рассадником экстремизма».
Главная архитектурная достопримечательность Салвадора — исторический квартал Пелурино. Свое название он получил от позорных столбов (пиллори), стоявших здесь в старину с целью публичного наказания должников и карманных воришек. В квартале Пелурино сохранились здания XVII-XIX вв. (пожары, столь характерные для крупных бразильских городов, обошли город стороной, и горожане считают это Провидением Господним). В центре города не раз происходили общественные волнения, в частности, вызванные переселением коренных жителей из ветхих домов исторического района, подвергшихся дорогостоящей реставрации. Горожане протестовали против насильственного переселения на окраину города, но решение властей осталось неизменным. После восстановления исторический центр превратился в большой туристический аттракцион, приносящий городу громадные доходы. Правда, постоянного населения здесь практически не осталось.
Салвадор знаменит и местным карнавалом, считающимся одним из самых грандиозных на Земле: праздничная процессия растягивается по улицам и площадям города на 25 км! Праздник организовывают до 100 тыс. чел., а участвуют в нем до 4 млн зрителей. За такой размах Салвадор прозвали «Городом счастья».
Салвадор особенно известен яркой афробразильской культурой. Этот феномен объясняется главным образом тем, что большинство населения города является потомками рабов, вывезенных из Нигерии, Ганы, Того и Бенина, говорящих на языке йоруба.
Одно из проявлений афробразильской культуры — ангольская капоэйра (в переводе — «курятник»). Салвадорские мастера капоэйры являются основателями школы этого вида бразильского боевого искусства, движения которого напоминают танец. Капоэйра снискала популярность по всему миру, но отношение властей города к этому виду искусства остается неоднозначным: капоэйру неоднократно запрещали под предлогом того, что школы становятся «рассадником экстремизма».
Главная архитектурная достопримечательность Салвадора — исторический квартал Пелурино. Свое название он получил от позорных столбов (пиллори), стоявших здесь в старину с целью публичного наказания должников и карманных воришек. В квартале Пелурино сохранились здания XVII-XIX вв. (пожары, столь характерные для крупных бразильских городов, обошли город стороной, и горожане считают это Провидением Господним). В центре города не раз происходили общественные волнения, в частности, вызванные переселением коренных жителей из ветхих домов исторического района, подвергшихся дорогостоящей реставрации. Горожане протестовали против насильственного переселения на окраину города, но решение властей осталось неизменным. После восстановления исторический центр превратился в большой туристический аттракцион, приносящий городу громадные доходы. Правда, постоянного населения здесь практически не осталось.
Салвадор знаменит и местным карнавалом, считающимся одним из самых грандиозных на Земле: праздничная процессия растягивается по улицам и площадям города на 25 км! Праздник организовывают до 100 тыс. чел., а участвуют в нем до 4 млн зрителей. За такой размах Салвадор прозвали «Городом счастья».
Общая информация
Местонахождение: восток Бразилии.
Административный центр штата Баия.
Языки: португальский, йоруба.
Языки: португальский, йоруба.
Этнический состав: мулаты — 51,7%, жители африканского происхождения — 27,8%, белые — 18,9%, азиаты — 1,3%, индейцы — 0,3% (2010 г.).
Религии: католики — 51,55%, протестанты —19,59%, вне религии — 17,64%, спириты — 3,23%, умбанда и кандомбле — 1,05%, иудеи — 0, 04%, прочие — 6,9% (2010 г.).
Денежная единица: бразильский реал.
Важнейший аэропорт: международный аэропорт Салвадор Луис Эдуарде Магальес.
Цифры
Площадь: 706 км2.Население: 2 676 606 чел. (2010 г.).
Плотность населения: 3791,2 чел/км2.
Высота центра города: 8 м.
Удаленность: 1687 км от Рио-де-Жанейро, 1175 км от Витории, 833 км от Ресифи.
Плотность населения: 3791,2 чел/км2.
Высота центра города: 8 м.
Удаленность: 1687 км от Рио-де-Жанейро, 1175 км от Витории, 833 км от Ресифи.
Климат и погода
Экваториальный.Средняя температура января: +26,8°С.
Средняя температура июля: +23,8°С.
Среднегодовое количество осадков: 2098,9 мм.
Относительная влажность воздуха: 78,9%.
Экономика
ВРП: 36 744 670 реалов, на душу населения — 13 728 реалов (2010 г.).
Культурный, туристический и коммерческий центр северо-востока Бразилии.
Морской пассажирский и торговый порт (грузооборот — до 5 млн т/год).
Рыболовство.
Промышленность: пищевая (сахар, табак, какао), деревообрабатывающая, кожевенная, фармацевтическая, легкая (хлопкоперерабатывающая), судоремонтная, автомобилестроительная, нефтеперерабатывающая.
Сфера услуг: туристические, транспортные, торговые, финансовые.
Промышленность: пищевая (сахар, табак, какао), деревообрабатывающая, кожевенная, фармацевтическая, легкая (хлопкоперерабатывающая), судоремонтная, автомобилестроительная, нефтеперерабатывающая.
Сфера услуг: туристические, транспортные, торговые, финансовые.
Достопримечательности
■ Исторические: район Пелурино, форты Монтсеррат (1586 г.), Сан-Марселу (1623 г.) и Санта-Мария (1696 г.), старый порт Барра.■ Культовые: церковь Ордена кармелиток (XVI в.), монастырь Сан-Франсиску (первая половина XVIII в.) с церковью (1710 г.), церковь Ордена терциариев (1703-1740 гг.), церковь Нуэстра-Саграда-Консепьсон-де-ла-Плайя, церковь Носса-Сеньора-ду-Росариу-дос-Претос (XVIII в.), церковь Сеньор-ду-Бонфим (XVIII в.), церковь Ду-Карму (1700 г.).
■ Архитектурные: дворец Салданья (около 1720 г.), дворец Рио Бранко (1919 г.), площадь Да-Се (1933 г.), здание «Карамуру» (1946 г.), банк да Баия (1949 г.), театр (1960 г.), подъемник Ласерда, скульптура-фонтан Фонте-да-Рампа-ду-Меркадо.
■ Культурные: Художественный музей штата Баия, Музей древнего искусства, Музей Афро-Бразилии, Археологический музей Тацумаль, Музей ордена кармелиток, Музей археологии и этнологии, дом Жоржи Амаду.
■ Природные: пляж Прайя-ду-Форте, Национальный парк Сарапиранга, пляж Коста-де Суипа, острова Итапарика и Илья де Маре.
■ Прочие: рынок Модело.
Любопытные факты
■ В некоторых районах Салвадор-да-Баия можно наблюдать за уникальными горбатыми китами, резвящимися в Атлантическом океане.■ Общая протяженность пляжей Салвадора — 50 км.
■ В Салвадоре, в самом центре исторического квартала Пелурино, находится дом, подаренный классику бразильской литературы Жоржи Амаду (1912-2001 гг.) бразильским правительством. Власти Салвадора таким образом выразили благодарность писателю за то, что действие многих его произведений разворачивается на улицах Салвадора, где сохранилась атмосфера Бразилии времен расцвета работорговли, сахарного бума, золотой лихорадки и освоения Амазонии.
■ Подъемник Ласерда соединяет Верхний городе Нижним, общая высота сооружения — 72 м. Подъемник включает четыре лифтовые кабины на 32 пассажира каждая, время подъема на высоту 50 м — около 30 сек. Подъемник перевозит до 900 тыс. чел. в месяц. По традиции именно подъемник Ласерда считается центром Салвадора.
■ В период с XVI в. до конца XVIII из Африки в Бразилию было вывезено около 5 млн рабов, треть которых погибла в пути. Продолжительность жизни невольников на плантациях не превышала 10 лет. Лишь в 1888 г. властями страны был принят «Золотой закон», по которому рабство в Бразилии отменялось.
■ В Пелурино на главной площади стоит церковь Носса-Сеньора-ду-Росариу-дос-Претос, построенная рабами для самих себя в XVIII в., так как в другие церкви они не допускались. Работы производились только ночью, после труда на плантациях.
■ Форт Сан-Марселу постройки 1623 г. имеет круглую форму и расположен в море, в стороне от берега. Салвадорцы прозвали его «Пупок Баии».
■ Музей современного искусства находится в бывшем сахарном заводе Солар-ду-Унхайю.
■ В церквях Салвадора могут вестись службы одновременно католические и африканской религии кандомбле.
■ На том месте, где стоит скульптура «Упавший крест», когда-то была церковь.
В 1933 году ее и целый квартал колониальных зданий разрушили для организации кругового движения на главной площади.
■ В период с XVI в. до конца XVIII из Африки в Бразилию было вывезено около 5 млн рабов, треть которых погибла в пути. Продолжительность жизни невольников на плантациях не превышала 10 лет. Лишь в 1888 г. властями страны был принят «Золотой закон», по которому рабство в Бразилии отменялось.
■ В Пелурино на главной площади стоит церковь Носса-Сеньора-ду-Росариу-дос-Претос, построенная рабами для самих себя в XVIII в., так как в другие церкви они не допускались. Работы производились только ночью, после труда на плантациях.
■ Форт Сан-Марселу постройки 1623 г. имеет круглую форму и расположен в море, в стороне от берега. Салвадорцы прозвали его «Пупок Баии».
■ Музей современного искусства находится в бывшем сахарном заводе Солар-ду-Унхайю.
■ В церквях Салвадора могут вестись службы одновременно католические и африканской религии кандомбле.
■ На том месте, где стоит скульптура «Упавший крест», когда-то была церковь.
В 1933 году ее и целый квартал колониальных зданий разрушили для организации кругового движения на главной площади.