Мату-Гросу-ду-Сул
Штат на болотах
В 1977 г. штат Мату-Гросу-ду-Сул был образован путем раздела штата Мату-Гросу, от которого была отделена южная часть, образовавшая новую административно-территориальную единицу.
Хотя название штата в переводе с португальского буквально означает «густые леса на юге», это не совсем соответствует действительности. Своим названием штат обязан соседнему штату Мату-Гросу, в который он входил до 1977 г. На самом же деле отделившаяся часть, ныне именуемая Мату-Гросу-ду-Сул, представляет собой преимущественно тропическую саванну, которую именуют серрадо. Она очень страдает от расширения сельскохозяйственных регионов, так как самый распространенный метод здесь — выжигание саванны с целью разведения монокультур, преимущественно сои, маиса и сахарного тростника.
Второй распространенный тип природного ландшафта в штате — необозримые пространства болот, образующих целую географическую страну Пантанал, что означает «болотистая низина». Действительно, Пантанал представляет собой обширную заболоченную тектоническую впадину. Занимая территорию нескольких штатов, он является одной из крупнейших топких территорий на земле.
Пока не найден ответ на вопрос, кто жил в этих местах в глубокой древности. Испанцы и португальцы, прибывшие сюда еще в конце XV в., обнаружили здесь индейское племя гуарани-кайова.
Поначалу эти земли формально принадлежали Испании — по Тордесильясскому договору. На самом же деле сюда решались проникать по рекам только лишь самые отчаянные завоеватели — испанские конкистадоры и португальские бандейранты, а также миссионеры-иезуиты начиная с XVII в.
Все они искали золото, а когда нашли, в 1748 г. на реке Гуапоре была создана испанская колония Мату-Гросу с центром в Вила-Бела-да-Сантисима-Тринидади («Красивая деревня Святой Троицы»), В 1750 г. по Мадридскому договору колония отошла к Бразилии. В XVIII в. сюда успели завезти много рабов из Конго, и сегодня здешние чернокожие бразильцы пытаются бережно сохранять конголезские традиции.
Когда золото иссякло, Мату-Гросу вернулся в первобытное состояние диких джунглей — пока не началась массовая вырубка лесов под пастбища и плантации и сюда не хлынул поток мигрантов — сборщиков каучука, плантаторов и скотоводов.
Вплоть до конца 1880-х гг. федеральное правительство было вынуждено отправлять значительные силы бразильской армии для усмирения индейцев, совершавших набеги на деревни поселенцев-скотоводов.
11 октября 1977 г. территория Мату-Гросу была разделена надвое решением правительства страны из соображений чисто экономических: от Мату-Гросу, который был наименее освоенной и малозаселенной частью большого штата, отделили его южную часть — Мату-Гросу-ду-Сул. В силу этот закон вступил спустя два года — 1 января 1979 г.
В состав новой административно-территориальной единицы Бразилии штата Мату-Гросу-ду-Сул вошли также бывшая Федеральная территория Понта-Пора и северный участок Федеральной территории Игуасу.
После образования отдельного штата заболоченный юг начали осваивать более активно, и количество муниципалитетов увеличилось в десятки раз.
Штат Мату-Гросу-ду-Сул находится на юго-западе Бразилии, в районе обширных болот Пантанал и саванн-серрадо, занятых бескрайними пастбищами.
Кампу-Гранди — столица штата — получила прозвище Сидаде-Морена, или «Смуглый город», на португальском языке: он находится в окружении равнин с красно-коричневой почвой.
Коренной народ штата Мату-Гросу-ду-Сул — индейцы гуарани-кайова — придерживаются очень строгих правил в отношении собственной земли. Землю, согласно легендам, индейцы получили от бога Нанде-Ру, а тот, в свою очередь, сотворил людей гуарани-кайова самыми первыми. Эту мысль внушают каждому подростку, который начинает с определенного возраста посещать хижину касика-шамана. Религия гуарани-кайова готовит каждого индейца к уходу в Терра-Сем-Мал, или «Землю без зла», где души находят упокоение.
Бразильские власти не скрывают, что у них большие проблемы с индейцами гуарани-кайова, не желающими покидать земли, которые они почитают как святые, но уже предназначенные под новые и новые пастбища и дороги. Индейцы неуходят на земли, что предназначены для них правительством, а предпочитают жить в нищете, в убогих хижинах вдоль автотрасс или прямо на пастбищах, во временных постройках. Однако индейская молодежь склоняется к тому, чтобы оставлять землю предков и жить в городах, где их привлекают современные технологии.
Штат Мату-Гросу-ду-Сул оказался богаче штата Мату-Гросу: здесь нашли новые месторождения золота, а также алмазов, марганца и железной руды, быстрыми темпами развивается металлургия, растет сеть железных дорог и автомагистралей за счет сведения девственных лесов.
Экономика штата Мату-Гросу-ду-Сул основана на сельском хозяйстве, в основном на выращивании крупного рогатого скота мясных пород, а также кормов для него: сои и маиса. Каждый город штата — это фактически громадный мясокомбинат с бойней и холодильниками. Мясо перерабатывают тут же, за границу штата в свежем виде почти не вывозят, что значительно повышает доходность этого сектора.
Главный город штата Кампу-Гранди — центр очень пестрой культуры, сформированной несколькими этническими группами: иммигрантами из японской префектуры Окинава, выходцами с Ближнего Востока, из Армении, Португалии, Германии, Италии, Испании и Парагвая. В дополнение ко всему в городе заметно присутствие индейцев и афробразильцев. Результатом такого смешения народов стало то, что в городе происходит почти непрерывная череда различных национальных и религиозных праздников.
Самый популярный праздник — Феста Жунина, или Июньский праздник, по размаху временами превосходящий карнавал в Рио. Мужчины наряжаются фермерскими мальчиками с большими соломенными шляпами, женщины надевают красные клетчатые платья с косичками и рисуют веснушки. Таким немудреным способом они благодарят св. Иоанна Крестителя за то, что ниспослал им дождь и хороший урожай.
Не менее известны также кинофестиваль в Кампу-Гранди, основанный в 2004 г., и фестиваль «Де Инверно де Бонито», или Зимний фестиваль Бонито, — серия музыкальных представлений об экологии и театрально-фольклорные постановки.
Городов в штате становится все больше, один из самых известных — Корумба, «столица» болот Пантанал, обосновавшийся в верхнем течении реки Парагвай. Корумба — самый западный конечный пункт железнодорожного сообщения в Бразилии.
Административный статус: штат в Бразилии, Центрально-Западный регион.
Хотя название штата в переводе с португальского буквально означает «густые леса на юге», это не совсем соответствует действительности. Своим названием штат обязан соседнему штату Мату-Гросу, в который он входил до 1977 г. На самом же деле отделившаяся часть, ныне именуемая Мату-Гросу-ду-Сул, представляет собой преимущественно тропическую саванну, которую именуют серрадо. Она очень страдает от расширения сельскохозяйственных регионов, так как самый распространенный метод здесь — выжигание саванны с целью разведения монокультур, преимущественно сои, маиса и сахарного тростника.
Второй распространенный тип природного ландшафта в штате — необозримые пространства болот, образующих целую географическую страну Пантанал, что означает «болотистая низина». Действительно, Пантанал представляет собой обширную заболоченную тектоническую впадину. Занимая территорию нескольких штатов, он является одной из крупнейших топких территорий на земле.
Пока не найден ответ на вопрос, кто жил в этих местах в глубокой древности. Испанцы и португальцы, прибывшие сюда еще в конце XV в., обнаружили здесь индейское племя гуарани-кайова.
Поначалу эти земли формально принадлежали Испании — по Тордесильясскому договору. На самом же деле сюда решались проникать по рекам только лишь самые отчаянные завоеватели — испанские конкистадоры и португальские бандейранты, а также миссионеры-иезуиты начиная с XVII в.
Все они искали золото, а когда нашли, в 1748 г. на реке Гуапоре была создана испанская колония Мату-Гросу с центром в Вила-Бела-да-Сантисима-Тринидади («Красивая деревня Святой Троицы»), В 1750 г. по Мадридскому договору колония отошла к Бразилии. В XVIII в. сюда успели завезти много рабов из Конго, и сегодня здешние чернокожие бразильцы пытаются бережно сохранять конголезские традиции.
Когда золото иссякло, Мату-Гросу вернулся в первобытное состояние диких джунглей — пока не началась массовая вырубка лесов под пастбища и плантации и сюда не хлынул поток мигрантов — сборщиков каучука, плантаторов и скотоводов.
Вплоть до конца 1880-х гг. федеральное правительство было вынуждено отправлять значительные силы бразильской армии для усмирения индейцев, совершавших набеги на деревни поселенцев-скотоводов.
11 октября 1977 г. территория Мату-Гросу была разделена надвое решением правительства страны из соображений чисто экономических: от Мату-Гросу, который был наименее освоенной и малозаселенной частью большого штата, отделили его южную часть — Мату-Гросу-ду-Сул. В силу этот закон вступил спустя два года — 1 января 1979 г.
В состав новой административно-территориальной единицы Бразилии штата Мату-Гросу-ду-Сул вошли также бывшая Федеральная территория Понта-Пора и северный участок Федеральной территории Игуасу.
После образования отдельного штата заболоченный юг начали осваивать более активно, и количество муниципалитетов увеличилось в десятки раз.
Штат Мату-Гросу-ду-Сул находится на юго-западе Бразилии, в районе обширных болот Пантанал и саванн-серрадо, занятых бескрайними пастбищами.
Кампу-Гранди — столица штата — получила прозвище Сидаде-Морена, или «Смуглый город», на португальском языке: он находится в окружении равнин с красно-коричневой почвой.
Коренной народ штата Мату-Гросу-ду-Сул — индейцы гуарани-кайова — придерживаются очень строгих правил в отношении собственной земли. Землю, согласно легендам, индейцы получили от бога Нанде-Ру, а тот, в свою очередь, сотворил людей гуарани-кайова самыми первыми. Эту мысль внушают каждому подростку, который начинает с определенного возраста посещать хижину касика-шамана. Религия гуарани-кайова готовит каждого индейца к уходу в Терра-Сем-Мал, или «Землю без зла», где души находят упокоение.
Бразильские власти не скрывают, что у них большие проблемы с индейцами гуарани-кайова, не желающими покидать земли, которые они почитают как святые, но уже предназначенные под новые и новые пастбища и дороги. Индейцы неуходят на земли, что предназначены для них правительством, а предпочитают жить в нищете, в убогих хижинах вдоль автотрасс или прямо на пастбищах, во временных постройках. Однако индейская молодежь склоняется к тому, чтобы оставлять землю предков и жить в городах, где их привлекают современные технологии.
Штат Мату-Гросу-ду-Сул оказался богаче штата Мату-Гросу: здесь нашли новые месторождения золота, а также алмазов, марганца и железной руды, быстрыми темпами развивается металлургия, растет сеть железных дорог и автомагистралей за счет сведения девственных лесов.
Экономика штата Мату-Гросу-ду-Сул основана на сельском хозяйстве, в основном на выращивании крупного рогатого скота мясных пород, а также кормов для него: сои и маиса. Каждый город штата — это фактически громадный мясокомбинат с бойней и холодильниками. Мясо перерабатывают тут же, за границу штата в свежем виде почти не вывозят, что значительно повышает доходность этого сектора.
Главный город штата Кампу-Гранди — центр очень пестрой культуры, сформированной несколькими этническими группами: иммигрантами из японской префектуры Окинава, выходцами с Ближнего Востока, из Армении, Португалии, Германии, Италии, Испании и Парагвая. В дополнение ко всему в городе заметно присутствие индейцев и афробразильцев. Результатом такого смешения народов стало то, что в городе происходит почти непрерывная череда различных национальных и религиозных праздников.
Самый популярный праздник — Феста Жунина, или Июньский праздник, по размаху временами превосходящий карнавал в Рио. Мужчины наряжаются фермерскими мальчиками с большими соломенными шляпами, женщины надевают красные клетчатые платья с косичками и рисуют веснушки. Таким немудреным способом они благодарят св. Иоанна Крестителя за то, что ниспослал им дождь и хороший урожай.
Не менее известны также кинофестиваль в Кампу-Гранди, основанный в 2004 г., и фестиваль «Де Инверно де Бонито», или Зимний фестиваль Бонито, — серия музыкальных представлений об экологии и театрально-фольклорные постановки.
Городов в штате становится все больше, один из самых известных — Корумба, «столица» болот Пантанал, обосновавшийся в верхнем течении реки Парагвай. Корумба — самый западный конечный пункт железнодорожного сообщения в Бразилии.
Общая информация
Местонахождение: юго-запад Бразилии.Административный статус: штат в Бразилии, Центрально-Западный регион.
Административное деление: 4 мезорегионов, 11 микрорегионов, 79 муниципалитетов.
Административный центр: г. Кампу-Гранди — 845 763 чел. (2014 г.).
Крупный город: Корумба — 108 010 чел. (2014 г.).
Языки: португальский (официальный), индейские языки группы тупи-гуарани.
Этнический состав: коричневые (бразильский термин для обозначения смешанных рас: метисов, мулатов и т. п.) — 51%, белые — 39%, афроамериканцы — 8%, американские индейцы — 1,5%, азиаты — 0,5% (2012 г.).
Религии: католицизм, верования коренных народов.
Денежная единица: бразильский реал.
Крупные реки: Парана и Парагвай с притоками.
Аэропорты: Кампу-Гранди, Корумба и Пуэрту-Суареш (международные).
Соседние страны и территории: на севере — штат Мату-Гросу, на северо-востоке — Федеральный округ Гояс, на востоке — штат Минас-Жерайс, на юго-востоке — штаты Сан-Паулу и Парана, на юге и юго-западе — Парагвай, на западе — Боливия.
Цифры
Площадь: 357 124,962 км2.Население: 2 505 088 чел. (2012 г.).
Плотность населения: 7 чел/км2.
Городское население: 84,7% (2006 г.).
Средняя высота над уровнем моря: от 200 до 600 м.
Самая высокая точка: возвышенность Морро-Гранде (1065 м).
Самая высокая точка: возвышенность Морро-Гранде (1065 м).
Климат и погода
Субтропический и тропический.Сезон дождей: май-сентябрь/октябрь.
Средняя температура января: +29°С.
Средняя температура июля: +20°С.
Среднегодовое количество осадков: 1500 мм.
Относительная влажность воздуха: 80%.
Относительная влажность воздуха: 80%.
Экономика
ВВП: 54 471 млрд бразильских реалов (2012 г.), надушу населения — 21 744 бразильских реала (2012 г.).
Полезные ископаемые: золото, алмазы, марганец, железо, олово, известняк, мрамор.
Промышленность: горнодобывающая, металлургическая, пищевая (переработка мяса, сои, риса и маниока).
Сельское хозяйство: растениеводство (соя, рис, маниок, кофе, пшеница, кукуруза, бобовые, хлопок, арахис, сахарный тростник), животноводство (крупный рогатый скот, мулы, лошади, свиньи, козы, овцы, ослы).
Традиционные ремесла индейцев: изделия из кожи, ткачество.
Сфера услуг: туристические, транспортные, торговые.
Достопримечательности
■ Природные: саванны-серрадо, болотистые районы Пантанала, притоки реки Парана, заповедник Пантанала (объект Всемирного наследия ЮНЕСКО), гора Бодокена и пещеры Голубое Озеро (город Бониту), Рио-да-Прата (Серебряная река).■ Этнографические: национальный парк Индигена-ду-Шингу (резервация коренных народов штата).
■ Город Кампу-Гранди: Парковый проспект, улица Альфонсо Пена, район Руа Баран ду Риу-Бранку.
■ Город Корумба: мост Рио-Бранко через реку Парагвай, Сад Независимости, авенида генерала Рондона, речная набережная, памятник Героям Второй мировой войны, крепость Жункейра, Музей индейского искусства в бывшей тюрьме Казада Артизан.
Любопытные факты
■ Цвета флага штата Мату-Гросу-ду-Сул — белый (символизирует надежды), зеленый (указывает на богатую растительность штата), синий (бескрайнее небо) и желтый (сила,уверенность и спокойствие).■ В силу исторической оторванности территории штата Мату-Гросу-ду-Сул от более обжитых земель Бразилии эти районы издавна влекли сюда путешественников и исследователей, жаждавших обнаружить затерянные древние города. Самый известный из таких исследователей-авантюристов — британский археолог и путешественник, подполковник Персивал Харрисон Фосетт (1867 — предположительно 1925 гг.). Фосетт пропал при неизвестных обстоятельствах вместе со своим сыном в 1925 г. во время экспедиции, целью которой было обнаружение некоего затерянного города в районе нынешнего штата Мату-Гросу-ду-Сул. На поиски неведомых цивилизаций Фосетта вдохновила, в частности, дружба с писателями-фантастами Г. Райдером Хаггардом и Артуром Конан Дойлом. Последний использовал рассказы Фосетта при работе над романом «Затерянный мир». Фосетта так и не нашли, но появилась легенда о том, что он потерял память и стал вождем племени каннибалов.
■ Так как поиск и захват новых земель и безопасных морских путей одновременно шли со стороны Испании и Португалии, то это легко могло довести до войны. Поэтому границы будущих владений заблаговременно закреплялись договорами под контролем папы римского. После открытия Колумбом Америки в 1492 г. испано-португальская граница в 1494 г. была определена Тордесильясским договором по меридиану 46'37' (впоследствии отмененному в 1777 г.): все, что к западу, — португальское (это стало ядром будущей Бразилии), все, что восточнее, — испанское.
■ Среди жителей штата Мату-Гросу-ду-Сул распространены легенды о том, что именно на территории штата находится вход в подземные лабиринты, ведущие к центру Земли.
■ Штаты Мату-Гросу и Мату-Гросу-ду-Сул часто путают. Чтобы не возникало путаницы, бразильское правительство планирует переименовать его, и как один из вариантов рассматривается название Пантанал — в честь заповедной болотистой низины.
■ В 1988 г. конституция Бразилии закрепила право индейцев на традиционный образ жизни и на занимаемые ими территории: отныне индейские земли неотчуждаемы, а права на них неприкосновенны. Запрещается принудительное перемещение туземного населения с его земель, кроме как по решению федерального парламента в случае катастрофы, эпидемии или в интересах независимости страны; гарантируется их немедленное возвращение после прекращения опасности.