Остров Пасхи
Загадочные моаи
Затерянный посреди Тихого океана, остров Пасхи был обнаружен в 1722 г., когда к его берегам прибыли корабли экспедиции под руководством голландского мореплавателя Якоба Роггевена (1659-1729). Тогда он сотрудничал с Вест-Индской компанией (1621-1791 гг.), одной из самых могущественных торговых организаций. В 1721 г. по ее заданию Роггевен отправился в путешествие для поиска легендарного южного материка. Упоминания о нем сохранились в работах древних ученых, в том числе и Клавдия Птолемея (ок. 87-165), и мореходы не одно столетие путешествовали по просторам Тихого и Атлантического океанов, не теряя надежды обнаружить несуществующие земли. Конечно, Якоб Роггевен так и не нашел то, что искал, но в ходе плавания в Тихом океане было обнаружено несколько небольших островов, среди которых был и остров Пасхи. Кстати, название ему дали именно голландцы: согласно традиции новые земли назывались в честь религиозных праздников. Экспедиция Роггевена достигла острова в день Воскресения Христова (Пасхи), отсюда и появилось название острова.
Открытые островные земли вовсе не были необитаемыми: голландских путешественников встретили полинезийцы. Интересно, что местные жители ничуть не удивились прибытию пришельцев из Голландии и оказались людьми приветливыми и отзывчивыми. И по сей день неизвестно, когда этот народ прибыл на остров Пасхи, но, судя по результатам археологических раскопок, ко времени обнаружения острова полинезийцы населяли его уже на протяжении многих веков. Тур Хейердал (1914-2002) с особенным энтузиазмом занимался изучением вопроса о происхождении этого народа. Чтобы доказать свою теорию о заселении острова людьми из Нового Света, он и несколько его единомышленников отправились в путешествие через Тихий океан на бальсовом плоту «Кон-Тики». Эксперимент удался, но ученым его результаты показались не слишком убедительными.
После того как Якоб Роггевен покинул остров, иностранные корабли нечасто появлялись у местных берегов. В 1770 г. Испания формально аннексировала (насильственно присоединила) территории острова из-за их близости к американским колониям государства, но на практике испанцы так и не установили здесь свою власть, а вскоре и вовсе забыли об острове. В 1774 г. остров Пасхи гостеприимно принял экспедицию Джеймса Кука, только что совершившую изматывающее двухгодичное путешествие к Южному полюсу в поисках все того же южного материка.
В 1862 г. на острове высадились мореплаватели из Перу, и намерения их были далеко не мирными. Это были работорговцы, искавшие людей для работы на плантациях. Уехали они не с пустыми руками: примерно половина населения острова Пасхи была увезена в рабство. Хотя властям Франции и Таити удалось прекратить работорговлю в Перу путем определенных соглашений, лишь пятнадцать полинезийцев вернулись домой, принеся с собой на родину оспу. Несмотря на активную миссионерскую деятельность на острове, численность местного населения сокращалась, а традиции предков утрачивались. В 1888 г. на волне колонизации Чили аннексировала остров Пасхи.
Открытые островные земли вовсе не были необитаемыми: голландских путешественников встретили полинезийцы. Интересно, что местные жители ничуть не удивились прибытию пришельцев из Голландии и оказались людьми приветливыми и отзывчивыми. И по сей день неизвестно, когда этот народ прибыл на остров Пасхи, но, судя по результатам археологических раскопок, ко времени обнаружения острова полинезийцы населяли его уже на протяжении многих веков. Тур Хейердал (1914-2002) с особенным энтузиазмом занимался изучением вопроса о происхождении этого народа. Чтобы доказать свою теорию о заселении острова людьми из Нового Света, он и несколько его единомышленников отправились в путешествие через Тихий океан на бальсовом плоту «Кон-Тики». Эксперимент удался, но ученым его результаты показались не слишком убедительными.
После того как Якоб Роггевен покинул остров, иностранные корабли нечасто появлялись у местных берегов. В 1770 г. Испания формально аннексировала (насильственно присоединила) территории острова из-за их близости к американским колониям государства, но на практике испанцы так и не установили здесь свою власть, а вскоре и вовсе забыли об острове. В 1774 г. остров Пасхи гостеприимно принял экспедицию Джеймса Кука, только что совершившую изматывающее двухгодичное путешествие к Южному полюсу в поисках все того же южного материка.
В 1862 г. на острове высадились мореплаватели из Перу, и намерения их были далеко не мирными. Это были работорговцы, искавшие людей для работы на плантациях. Уехали они не с пустыми руками: примерно половина населения острова Пасхи была увезена в рабство. Хотя властям Франции и Таити удалось прекратить работорговлю в Перу путем определенных соглашений, лишь пятнадцать полинезийцев вернулись домой, принеся с собой на родину оспу. Несмотря на активную миссионерскую деятельность на острове, численность местного населения сокращалась, а традиции предков утрачивались. В 1888 г. на волне колонизации Чили аннексировала остров Пасхи.
В настоящее время остров Пасхи по-прежнему остается территорией Чили: его земли включены в состав области Вальпараисо. Он имеет вулканическое происхождение: через разлом на границе тектонических плит на дне океана происходили выбросы лавы, которая в конечном итоге и сформировала новый остров. Судя по сохранившимся частичкам пыльцы и орехам, земли некогда были покрыты густой растительностью, но по неизвестным причинам лес сильно поредел, а от былого многообразия растительности остались только археологические свидетельства. Среди основных причин обеднения местной природы ученые указывают активную вырубку леса и перенаселенность острова. Замкнутая система флоры и фауны острова Пасхи была нарушена, что привело к экологической катастрофе.
Самая известная и загадочная достопримечательность острова Пасхи статуи, так называемые моаи, большинство из которых сделаны из вулканической породы. История моаи долгое время складывалась по кусочкам из рассказов потомков полинезийцев, сохранившихся записей путешественников и результатов археологических раскопок. На сегодняшний день известно, что памятники ставились в честь вождей и других уважаемых предков и иногда служили надгробиями - всего здесь около шестисот таких сооружений. Они отличаются некой унифицированностью: черты лиц схожи, без ярких отличительных признаков. Предполагается, что моаи создавались еще при жизни вождей, а после их смерти в пустые глазницы статуй вставлялись коралловые глаза, символизировавшие воплощение покойного в созданном памятнике. Своеобразной мастерской для их создания был кратер Рано-Рараку, в котором до наших дней сохранились незавершенные или поврежденные моаи. Еще Якоб Роггевен и Джеймс Кук задавались вопросом, как местные жители, не имея никаких механических приспособлений, могли поднять тяжелые изваяния высотой в два — четыре метра и установить их на постаменты на достаточно далеком расстоянии от каменоломни. Сами полинезийцы, отвечая на этот вопрос, часто ссылались на легенду, согласно которой моаи оживали и сами передвигались в пространстве. Ученые же со временем пришли к выводу, что для перемещения статуй использовались деревянные сани, а проведенные на острове опыты доказали, что перевозка почти десятитонного груза таким образом была вполне возможна.
К концу XVIII в. многие моаи были свергнуты с постаментов и разбиты. Иногда это объясняется тем, что общество полинезийцев имело строгую иерархию и было разделено на несколько кланов. Статуи вождей принадлежали разным кланам, и, когда в кризисный для народа период между слоями общества разразилась война, моаи начали целенаправленно уничтожаться. Именно поэтому ко времени прибытия Джеймса Кука многие изваяния оказались поваленными.
Еще одна загадка, оставленная современным исследователям аборигенами, — это дощечки ронго-ронго, образцы полинезийской письменности. После того как значительная часть местного населения была вывезена с острова, секрет алфавита был утерян, и до сих пор не существует единого мнения о значении символов.
Самая известная и загадочная достопримечательность острова Пасхи статуи, так называемые моаи, большинство из которых сделаны из вулканической породы. История моаи долгое время складывалась по кусочкам из рассказов потомков полинезийцев, сохранившихся записей путешественников и результатов археологических раскопок. На сегодняшний день известно, что памятники ставились в честь вождей и других уважаемых предков и иногда служили надгробиями - всего здесь около шестисот таких сооружений. Они отличаются некой унифицированностью: черты лиц схожи, без ярких отличительных признаков. Предполагается, что моаи создавались еще при жизни вождей, а после их смерти в пустые глазницы статуй вставлялись коралловые глаза, символизировавшие воплощение покойного в созданном памятнике. Своеобразной мастерской для их создания был кратер Рано-Рараку, в котором до наших дней сохранились незавершенные или поврежденные моаи. Еще Якоб Роггевен и Джеймс Кук задавались вопросом, как местные жители, не имея никаких механических приспособлений, могли поднять тяжелые изваяния высотой в два — четыре метра и установить их на постаменты на достаточно далеком расстоянии от каменоломни. Сами полинезийцы, отвечая на этот вопрос, часто ссылались на легенду, согласно которой моаи оживали и сами передвигались в пространстве. Ученые же со временем пришли к выводу, что для перемещения статуй использовались деревянные сани, а проведенные на острове опыты доказали, что перевозка почти десятитонного груза таким образом была вполне возможна.
К концу XVIII в. многие моаи были свергнуты с постаментов и разбиты. Иногда это объясняется тем, что общество полинезийцев имело строгую иерархию и было разделено на несколько кланов. Статуи вождей принадлежали разным кланам, и, когда в кризисный для народа период между слоями общества разразилась война, моаи начали целенаправленно уничтожаться. Именно поэтому ко времени прибытия Джеймса Кука многие изваяния оказались поваленными.
Еще одна загадка, оставленная современным исследователям аборигенами, — это дощечки ронго-ронго, образцы полинезийской письменности. После того как значительная часть местного населения была вывезена с острова, секрет алфавита был утерян, и до сих пор не существует единого мнения о значении символов.
Общая информация
Провинция в области Вальпараисо, Чили.
Форма правления: самоуправление осуществляет местный совет из 6 человек во главе с мэром.
Дата аннексирования Чили: 1888 г.
Административный центр: Ханга-Роа. 3400 чел. (2005 г.).
Административный центр: Ханга-Роа. 3400 чел. (2005 г.).
Языки: испанский, рапануи.
Денежная единица: чилийский песо.
Международный аэропорт: Матавери (Ханга-Роа)
Цифры
Площадь: 163,6 км2.Население: 3791 чел. (2002 г.)
Плотность населения: 23 2 чел./км2.
Самая высокая точка: вулкан Теревака (539 м над водой, общая высота — 3000 м).
Среднегодовая температура: +21,8ºС.
Плотность населения: 23 2 чел./км2.
Самая высокая точка: вулкан Теревака (539 м над водой, общая высота — 3000 м).
Климат и погода
Теплый субтропический морской с редкими жаркими днями.Среднегодовая температура: +21,8ºС.
Среднее количество осадков: 106 мм.
Экономика
■ Большую часть дохода остров получает за счет туризма.■ Основная сельскохозяйственная культура — кукуруза.
■ Распространено скотоводство, рыболовство.
■ Остров получает экономическую поддержку со стороны чилийского правительства (обеспечивается поставка товаров для местного населения).
Достопримечательности
■ Моаи;■ Деревня Оронго;
■ Окрестности вулкана Рано-Рараку;
■ Аху Те Лито Кура, или «Пуп Земли» (место расположения самой крупной статуи);
■ Антропологический музей Себастьяна Энглера;
■ Национальный парк Рапа-Нуи;
■ Озеро Рано Кау.
Любопытные факты
■ Пукао (в переводе — «пучок волос») — это своеобразные «шляпы» на головах некоторых моаи — огромные каменные цилиндры высотой до 2 м и диаметром до 2,7 м. Они водружались на уже законченные статуи. Но почему их не высекали сразу? Как это делалось технически? Какой в этом кроется смысл? Нет ответа...■ Остров находится на значительном расстоянии от основных территорий Чили: расстояние до побережья страны составляет 3703 км.
■ Первоначальное название острова Пасхи — Рапа-Нуи, что в переводе означает «Большой Рапа». Существует гипотеза, согласно которой подобное название было придумано для различения острова Пасхи и острова Рапа, расположенного на расстоянии в 650 км.
■ В период упадка полинезийской культуры на острове Пасхи был распространен так называемый культ птицелюдей или культ бога Маке-Маке, считавшегося создателем людей. Каждый год здесь устраивались соревнования, по результатам которых выбирался птицечеловек. Избранный получал контроль над распределением ресурсов.
■ На основании сохранившихся записей Якоба Роггевена о спокойствии и дружелюбии полинезийцев некоторые ученые предполагают, что чужаки нередко посещали остров Пасхи и раньше, возможно, еще в эпоху Средневековья. Однако точные доказательства этой теории пока не найдены в В середине XIX в. на острове Пасхи работал миссионер-доброволец Эжен Эйро. За несколько лет он обучил местных жителей французской грамоте, некоторые из них приняли христианство.
■ Первоначальное название острова Пасхи — Рапа-Нуи, что в переводе означает «Большой Рапа». Существует гипотеза, согласно которой подобное название было придумано для различения острова Пасхи и острова Рапа, расположенного на расстоянии в 650 км.
■ В период упадка полинезийской культуры на острове Пасхи был распространен так называемый культ птицелюдей или культ бога Маке-Маке, считавшегося создателем людей. Каждый год здесь устраивались соревнования, по результатам которых выбирался птицечеловек. Избранный получал контроль над распределением ресурсов.
■ На основании сохранившихся записей Якоба Роггевена о спокойствии и дружелюбии полинезийцев некоторые ученые предполагают, что чужаки нередко посещали остров Пасхи и раньше, возможно, еще в эпоху Средневековья. Однако точные доказательства этой теории пока не найдены в В середине XIX в. на острове Пасхи работал миссионер-доброволец Эжен Эйро. За несколько лет он обучил местных жителей французской грамоте, некоторые из них приняли христианство.