Ломбок (остров)
Название «Ломбок» в переводе с индонезийского языка означает «острый перец». Оно родилось в связи с формой острова: по своим очертаниям он действительно напоминает этакий перчик с загнутым хвостиком. Но в переносном смысле этого слова Ломбок на протяжении своей истории был весьма «острым» и для властителей острова Бали, и для европейского колонизатора этого региона — Голландии.
История острова
Как предполагают антропологи, сасаки, которые составляют преобладающую часть населения Ломбока, мигрировали с острова Ява. Допускается также, что из Индии и Бирмы в середине I тысячелетия до н. э. Но это в теории, по каким-то косвенным признакам и сведениям, археологических раскопок на острове не велось. Первые отрывочные сведения о жизни на острове датируются IX в. По этой в историческом ключе весьма смутной картинке выходит, что сасакские княжества с самого начала попали под влияние балийцев. Вот это уже похоже на правду. Острова соседствуют в Малайском архипелаге, и хотя по площади они почти равны, Бали, более развитый и в экономическом, и в культурном отношении, всегда был властным «старшим братом» по отношению к Ломбоку, но самое главное — более влиятельным. По уже более достоверным, хотя и разрозненным, сведениям, происходящим с Бали, местные ломбокские княжества с XI в. попали к балийцам в полное подчинение. Те же источники свидетельствуют, что ломбокские княжества враждовали между собой. Независимости от балийцев удалось добиться в XIII в. только одному местному княжеству — Селапаранг, причем у него получилось подчинить себе не только Ломбок, но и часть острова Сумбава. В 1357 г. Селапаранг подвергся нападению со стороны яванского княжества Маджапахит, также имевшего колонии на острове Сумбава, использованные как плацдарм. Однако вскоре ломбокцы сумели выгнать захватчиков со своих территорий.
Более точные данные о жизни на Ломбоке относятся уже к XVII в. К этому времени отношения между ломбокцами (сасаками) и балийцами приняли дружественную форму: заключались браки, и не только династические. И тут на исторической сцене появились колонизаторы. Это были голландцы, стремившиеся закрепиться на Малых Зондских островах. В 1667-1668 гг. между голландскими отрядами и ломбокцами произошли серьезные столкновения. В итоге с Ломбока голландцы вынуждены были уйти, но владения княжества Селапаранг на Сумбаве захватили. Однако в 1674 г. Голландской Ост-Индской компании удалось заключить с принцессой княжества договор, по форме торговый, по сути политический, что, конечно, не понравилось балийцам. Балийское княжество Карангасем давно имело виды на Ломбок, и в 1740 г. ему удалось осуществить свои захватнические планы. О недавней идиллии между балийцами и ломбокцами в этот период уже никто не вспоминал.
Примерно через 150 лет после этого отношения между ними настолько обострились, что ломбокцы стали искать защиты у голландцев. Те ответили с оружием в руках и в 1894 г. изгнали балийцев с острова, не преминув, конечно, установить свою власть над ним. Остров вошел в Нидерландскую Ост-Индию (а ею тогда была практически вся нынешняя Индонезия) и отныне должен был платить метрополии непомерно высокие налоги. Поняв, что оказались в ловушке, ломбокцы восстали теперь уже против своих недавних заступников, но потерпели ряд поражений. В результате остров был разорен. Во время Второй мировой войны в 1942-1945 гг. Нидерландская Ост-Индия, в том числе и Ломбок, была оккупирована Японией. Голландцы сопротивлялись, но были разбиты.
17 августа 1945 г. была провозглашена независимость Индонезии, но буквально в тот же день голландцы восстановили колониальный контроль на Ломбоком. Последовали еще три года затяжных переговоров и вооруженных стычек, прежде чем в 1949 г. между Нидерландами и Индонезией было заключено соглашение по Ломбоку: он стал индонезийским.
Остров Ломбок соперничает с Бали и поныне, теперь — в области туризма.
Кому-то нравится более яркий, парадный и комфортабельный Бали, кому-то — более провинциальный и менее пафосный Ломбок. Серфинг и дайвинг на обоих островах почти равноценный, сервис — тоже, а климат на Ломбоке несколько более сухой, чем на Бали: спокойный отдых в тихом «раю», как любят выражаться туристы, предпочитающие жаркие страны, обеспечен. Для самих же жителей острова жизнь на нем далеко не всегда и была, и есть райская. В период 1957-1965 гг., при президенте Сукарно, коммунисты, в том числе и на Ломбоке, получали поддержку, и коммунистическая идеология на самом деле нравилась беднякам-островитянам. При следующем президенте, Сухарто, в 1965-1998 гг., коммунистов, наоборот, стали жестоко притеснять и сажать в тюрьмы. Несмотря на это и жестокие засухи 1966 и 1973 гг., в целом этот период ломбокцы расценивают теперь как благоприятный. Понять их непросто, ведь именно при Сухарто они массово, из-за голода и репрессий, покидали родной остров. В их оценке, если вникнуть в суть этого противоречия, главную роль сыграло то важное обстоятельство, что в 1980-е гг. началось массовое строительство отелей и иной туристической инфраструктуры. Как только все построенное заработало, они потихоньку стали возвращаться на Ломбок. И тут грянуло новое потрясение: в 2000 г. в столице острова городе Матараме начались спровоцированные балийцами (но не местными, а приехавшими специально с Бали, как считают сасаки) яростные стычки с предприимчивыми китайцами. Тех на острове хоть и всего ничего относительно и сасаков, и балийцев, но они как-то сумели расторопно прибрать к своим рукам туристический бизнес. И он, этот бизнес, только-только начавший оперяться в качестве конкурента Бали, естественно, рухнул. Только к концу 2010-х враждующие стороны как-то все-таки сумели договориться действовать к взаимной выгоде, и сейчас туризм — основная экономическая опора острова.
Главная проблема острова Ломбок — нехватка пресной воды. Основные причины этого — сокращение площади лесов вследствие их неконтролируемой вырубки и регулярные засухи. Последняя по времени катастрофическая засуха случилась в 2010 г., все округа острова тогда были объявлены зоной стихийного бедствия. Не такой уж редкий случай, когда человеку, чтобы принести домой ведро воды, приходится проходить путь в несколько километров. Об установках опреснения морской воды пока на острове говорят только в качестве планов на перспективу: слишком уж много электроэнергии они, эти установки, требуют, а с энергией на острове тоже не сказать чтобы хорошо. И опять живым укором все тот же Бали, там пресная вода приемлемого качества течет не только из крана, но и в бассейнах.
Ислам начал свое победное шествие на индонезийских островах в XIII-XV вв., его принесли арабы-мореплаватели с Ближнего Востока и индийские купцы-мусульмане, в свите которых непременно состояли проповедники новой для островитян веры. Сегодня большинство жителей Ломбока мусульмане, причем ислам здесь хоть и отчетливо выраженного суннитского толка, но имеет существенное отличие от всех прочих разновидностей этой религии, на Ломбоке принято молиться не пять раз день, а всего лишь три раза. Этот ислам так и называется: «ислам вету телу», то есть, если перевести буквально, «трехразовый ислам», особенно широко он распространен на севере острова. С чем связано такое отступление от ортодоксальных норм, трудно сказать, остальной исламский мир считает на этом основании ломбокцев «ненастоящими» правоверными мусульманами, но те к этой оценке относятся совершенно индифферентно. Может, потому, что придерживаются одновременно с исламом и древних верований своих предков в языческих богов, добрых и злых духов, а те волноваться из-за таких пустяков, как обязанности и каноны, не велят.
Более точные данные о жизни на Ломбоке относятся уже к XVII в. К этому времени отношения между ломбокцами (сасаками) и балийцами приняли дружественную форму: заключались браки, и не только династические. И тут на исторической сцене появились колонизаторы. Это были голландцы, стремившиеся закрепиться на Малых Зондских островах. В 1667-1668 гг. между голландскими отрядами и ломбокцами произошли серьезные столкновения. В итоге с Ломбока голландцы вынуждены были уйти, но владения княжества Селапаранг на Сумбаве захватили. Однако в 1674 г. Голландской Ост-Индской компании удалось заключить с принцессой княжества договор, по форме торговый, по сути политический, что, конечно, не понравилось балийцам. Балийское княжество Карангасем давно имело виды на Ломбок, и в 1740 г. ему удалось осуществить свои захватнические планы. О недавней идиллии между балийцами и ломбокцами в этот период уже никто не вспоминал.
Примерно через 150 лет после этого отношения между ними настолько обострились, что ломбокцы стали искать защиты у голландцев. Те ответили с оружием в руках и в 1894 г. изгнали балийцев с острова, не преминув, конечно, установить свою власть над ним. Остров вошел в Нидерландскую Ост-Индию (а ею тогда была практически вся нынешняя Индонезия) и отныне должен был платить метрополии непомерно высокие налоги. Поняв, что оказались в ловушке, ломбокцы восстали теперь уже против своих недавних заступников, но потерпели ряд поражений. В результате остров был разорен. Во время Второй мировой войны в 1942-1945 гг. Нидерландская Ост-Индия, в том числе и Ломбок, была оккупирована Японией. Голландцы сопротивлялись, но были разбиты.
17 августа 1945 г. была провозглашена независимость Индонезии, но буквально в тот же день голландцы восстановили колониальный контроль на Ломбоком. Последовали еще три года затяжных переговоров и вооруженных стычек, прежде чем в 1949 г. между Нидерландами и Индонезией было заключено соглашение по Ломбоку: он стал индонезийским.
Остров Ломбок соперничает с Бали и поныне, теперь — в области туризма.
Кому-то нравится более яркий, парадный и комфортабельный Бали, кому-то — более провинциальный и менее пафосный Ломбок. Серфинг и дайвинг на обоих островах почти равноценный, сервис — тоже, а климат на Ломбоке несколько более сухой, чем на Бали: спокойный отдых в тихом «раю», как любят выражаться туристы, предпочитающие жаркие страны, обеспечен. Для самих же жителей острова жизнь на нем далеко не всегда и была, и есть райская. В период 1957-1965 гг., при президенте Сукарно, коммунисты, в том числе и на Ломбоке, получали поддержку, и коммунистическая идеология на самом деле нравилась беднякам-островитянам. При следующем президенте, Сухарто, в 1965-1998 гг., коммунистов, наоборот, стали жестоко притеснять и сажать в тюрьмы. Несмотря на это и жестокие засухи 1966 и 1973 гг., в целом этот период ломбокцы расценивают теперь как благоприятный. Понять их непросто, ведь именно при Сухарто они массово, из-за голода и репрессий, покидали родной остров. В их оценке, если вникнуть в суть этого противоречия, главную роль сыграло то важное обстоятельство, что в 1980-е гг. началось массовое строительство отелей и иной туристической инфраструктуры. Как только все построенное заработало, они потихоньку стали возвращаться на Ломбок. И тут грянуло новое потрясение: в 2000 г. в столице острова городе Матараме начались спровоцированные балийцами (но не местными, а приехавшими специально с Бали, как считают сасаки) яростные стычки с предприимчивыми китайцами. Тех на острове хоть и всего ничего относительно и сасаков, и балийцев, но они как-то сумели расторопно прибрать к своим рукам туристический бизнес. И он, этот бизнес, только-только начавший оперяться в качестве конкурента Бали, естественно, рухнул. Только к концу 2010-х враждующие стороны как-то все-таки сумели договориться действовать к взаимной выгоде, и сейчас туризм — основная экономическая опора острова.
Главная проблема острова Ломбок — нехватка пресной воды. Основные причины этого — сокращение площади лесов вследствие их неконтролируемой вырубки и регулярные засухи. Последняя по времени катастрофическая засуха случилась в 2010 г., все округа острова тогда были объявлены зоной стихийного бедствия. Не такой уж редкий случай, когда человеку, чтобы принести домой ведро воды, приходится проходить путь в несколько километров. Об установках опреснения морской воды пока на острове говорят только в качестве планов на перспективу: слишком уж много электроэнергии они, эти установки, требуют, а с энергией на острове тоже не сказать чтобы хорошо. И опять живым укором все тот же Бали, там пресная вода приемлемого качества течет не только из крана, но и в бассейнах.
Ислам начал свое победное шествие на индонезийских островах в XIII-XV вв., его принесли арабы-мореплаватели с Ближнего Востока и индийские купцы-мусульмане, в свите которых непременно состояли проповедники новой для островитян веры. Сегодня большинство жителей Ломбока мусульмане, причем ислам здесь хоть и отчетливо выраженного суннитского толка, но имеет существенное отличие от всех прочих разновидностей этой религии, на Ломбоке принято молиться не пять раз день, а всего лишь три раза. Этот ислам так и называется: «ислам вету телу», то есть, если перевести буквально, «трехразовый ислам», особенно широко он распространен на севере острова. С чем связано такое отступление от ортодоксальных норм, трудно сказать, остальной исламский мир считает на этом основании ломбокцев «ненастоящими» правоверными мусульманами, но те к этой оценке относятся совершенно индифферентно. Может, потому, что придерживаются одновременно с исламом и древних верований своих предков в языческих богов, добрых и злых духов, а те волноваться из-за таких пустяков, как обязанности и каноны, не велят.
Общая информация
Остров Малайского архипелага.Государственная принадлежность: Индонезия.
Административная принадлежность: провинция Западные Малые Зондские острова.
Административное деление: 4 округа (кабупатена), агломерация Матарама с окрестностями выделена в особую административную единицу — муниципалитет (кота), равный по статусу округу.
Административное деление: 4 округа (кабупатена), агломерация Матарама с окрестностями выделена в особую административную единицу — муниципалитет (кота), равный по статусу округу.
Административный центр: Матарам.
Языки: индонезийский, сасакский, балийский, сасакско-балийский.
Этнический состав: сасаки — около 85%, балийцы — около 10%, другие (народности Индонезии, метисы этих народностей, а также китайцы, яванцы, индийцы, арабы) — около 5%.
Религии: ислам — 96%, индуизм — 3%, буддизм — 1%. Имеется также небольшое количество христиан, в основном среди китайцев (католики и протестанты).
Языки: индонезийский, сасакский, балийский, сасакско-балийский.
Этнический состав: сасаки — около 85%, балийцы — около 10%, другие (народности Индонезии, метисы этих народностей, а также китайцы, яванцы, индийцы, арабы) — около 5%.
Религии: ислам — 96%, индуизм — 3%, буддизм — 1%. Имеется также небольшое количество христиан, в основном среди китайцев (католики и протестанты).
Денежная единица: индонезийская рупия.
Крупнейшие города: Матарам — 402 296 чел. (2010 г.), Селонг, Прингабая, Сугиан.
Основные порты: Лембар, Лабукан-Ломбок.
Важнейший аэропорт: международный аэропорт Ломбока (Матарам).
Цифры
Площадь: около 5435 км2.Население: 3 166 685 чел. (2010 г.).
Плотность населения: около 582,6 чел/км2.
Самая высокая точка: Ринджани (3726 м).
Климат и погода
Экваториально-муссонный.Среднегодовая температура воздуха: от +26 до +35°С.
Среднегодовая температура воды: от +26 до +27°С.
Среднегодовое количество осадков: 1600 мм.
Сезон дождей: с ноября по март.
Среднегодовая температура воды: от +26 до +27°С.
Среднегодовое количество осадков: 1600 мм.
Сезон дождей: с ноября по март.
Экономика
Полезные ископаемые: разведаны месторождения олова, свинца, железа, марганца, цинка, серебра и золота.Основная статья дохода — туризм.
Промышленность: крайне незначительна — несколько мелких текстильных и пищевкусовых предприятий, судоремонтных доков.
Сельское хозяйство: выращивание риса, кукурузы, хлопка, овощей, кофе, разведение коз, домашней птицы.
Рыболовство.
Выращивание искусственного жемчуга.
Выращивание искусственного жемчуга.
Традиционные промыслы: гончарный, ткачество, пчеловодство, бортничество.
Достопримечательности
■ Гора вулканического происхождения Ринджани, высокогорное озеро Сегара-Анак в его кальдере, горячие источники на склонах (национальный парк вулкана Ринджани).■ Острова кораллового происхождения Джили, популярное место дайвинга.
■ Водопады: Отакокок, Синданг-Джила, Тиу-Келеп, Бетара Пеньянг.
■ Индуистский храм Пура-Меру (1720 г., крупнейшее культовое сооружение на острове).
■ Храм Пура-Лингсар (1714 г.), посвященный так называемому трехразовому исламу и индуистскому богу Шиве.
■ Водный парк Нармада (построен для королевской семьи в XIX в.), на его территории — индуистский храм Пура-Каласа, плавательный бассейн, «фонтан молодости», цепочка небольших озер и источников.
■ Водный дворец Маюра (1744 г.).
■ Традиционные деревни ремесленников: сукараре (шелкоткачество по древним технологиям), прингасела (изготовление национальных одежд), сурадади (плетение из пальмовых листьев), пенуяк (гончарный промысел).
■ Пляжи Джили, Синджане, Синджиджи.
Любопытные факты
■ Самый распространенный вид транспорта на острове — двухколесные повозки чомбоко, в повседневной жизни островитян они используются по прямому назначению, в туристических кластерах — для неспешных прогулок гостей Ломбока.■ По ломбокскому этикету, входя в дом (и даже в некоторые офисы, о чем, как правило, предупреждается заранее), полагается снимать обувь. Категорически нельзя ничего передавать левой рукой, а уж тем более протягивать ее другому человеку — это верх неприличия, если не сказать, вызывающего поведения.
■ Водный дворец Маюра в отличие от «дома отдыха» парка Нармада строился не для приятного времяпрепровождения и развлечений среди столь ценимой на Ломбоке воды, а как место королевского правосудия. В 1894 г. дворец был сильно разрушен в результате битвы между голландцами и балийцами, и теперь под этим названием понимается скорее просто парк, украшенный, однако, не только садовыми скульптурами и жертвенниками, но и жерлами пушек.
■ Между островами Бали и Ломбок проходит Линия Уоллеса — западная биогеографическая граница переходной зоны между азиатской и австралийской флорой и фауной нашей планеты.
■ Одним из главных действующих лиц во время противостояния ломбокцев и голландцев в 1894 г. был наш соотечественник родом из Молдавии Василий Пантелеймонович Малыгин, по профессии горный инженер. Голландцы считали его русским шпионом, одного только не понимали — что нужно России в этих краях? Малыгин и правда фигура во многим загадочная. Непонятно, прежде всего, что побудило его вообще окунуться с головой в эту историю. Это если с рациональной точки зрения рассуждать. А если предположить, что Малиган, как звали его на острове, именно тот, в ком «не угас дух авантюризма», то все выстраивается. Одно его «поджигание воды» чего стоит. Чтобы расположить к себе местного раджу, Малиган заявил, что может совершить чудо — воспламенить воду. Производя над чаном с водой сложные пассы руками, произнося заклинания, он незаметно бросил в чан кусочек натрия. Последовала вспышка, а Малиган стал первым советником раджи. Затем он добывал для ломбокцев оружие, для чего покупал корабль, поднимал их зажигательными речами на восстание, сидел в индонезийской тюрьме, исчезал и появлялся то в Одессе, а то в Сингапуре, убежал из-под полицейского надзора на родине. Существуют и рассказы о необычайной романтической любовной истории, с ним связанной. Но вот когда он умер и где похоронен, не знает никто.