Пура Улун Дану Батур (храм)
Второй храм Бали
Пура Улун Дану Батур — второй по значимости храм на Бали после Матери Храмов — Пура-Бесаких, крупнейшего религиозного комплекса на этом индонезийском острове. Местные жители редко используют в разговоре полное название храма, сокращая его до Пура Улун Дану, Пура Батур или просто Пура Бат.
Нынешний храм находится на восточном участке горной цепи, протянувшейся с запада на восток через весь Бали. Здесь зона высокой вулканической активности, и история храма неразрывно связана с окружающими его вулканами. Храм стоит на Гунунг-Батуре — одном из двух самых высоких действующих вулканов в северо-восточной части острова. Форма Гунунг-Батура — кальдера, или обширная круглая котловина с крутыми стенками и почти ровным дном. За сотни тысяч лет активной вулканической деятельности в большой кальдере образовалась малая, ее заполнила вода и образовалось озеро, именуемое так же, как и вулкан, Гунунг-Батур.
Окружающая храм и вулкан территория покрыта вулканическим пеплом, благодаря чему почва в этих местах очень плодородная. Люди издавна селились в этих местах, строили деревни на берегу кальдерного озера и возделывали поля, хотя жить тут опасно — в буквальном смысле «как на вулкане».
Храмы здесь строили всегда: место считалось священным, хотя, если верить преданиям, извержения вулкана разрушили здесь девять храмов. На месте нынешнего храма Пура Улун Дану Батур стоял другой, более ранней постройки. Дата сооружения того храма, что стоял на месте нынешнего, точно неизвестна, существуют лишь предположения, что она восходит к XI в.
В 1905 г. произошло особенно сильное извержение вулкана Гунунг-Батур, когда лава, поднявшись из главной кальдеры, подступила прямо к воротам храма, но тут и остановилась. Храм получил незначительные повреждения.
Более серьезный урон нанесло храму извержение 1917 г., когда лава унесла жизни многих людей, но, поднявшись к стенам храма, снова остановилась. Верующие индуисты Бали посчитали это добрым знаком: богиня Деви Батари защищает его от злых сил.
Богиня рек и озер Деви Батари Улун Дану, которой посвящен храм (Улун Дану переводится как «Хозяйка озера»), — одна из главных в балийском индуизме, в котором вода и ее справедливое распределение играют жизненно важное значение.
В 1926 г. силы природы сумели одолеть храм: во время извержения вулкана святилище было засыпано десятками тонн пепла, адеревню накрыл поток лавы. Некоторые святыни храма были спасены верующими и подняты выше по склону кальдеры. И в том же году на высоком и старом гребне кальдеры — повыше от озера — были построены нынешний храм и новая деревня.
Крупные извержения Гунунг-Батура и Гунунг-Агунга в 1963 г., приведшие к многочисленным жертвам, опустошили восточные районы острова, вынудив многих балийцев эмигрировать.
Последнее значительное извержение вулкана Гунунг-Батур произошло в 2000 г., но не имело столь катастрофических последствий. Столб пепла достиг 300 м в высоту.
Вулкан дает себя знать и другим способом: в 2011 г. жители деревень вокруг храма Пура Улун Дану Батур наблюдали выброс сернистого газа, после чего на поверхность озера Гунунг-Батур всплыло много мертвой рыбы.
Храм Улун Дану Батур посвящен богине плодородия и хорошего урожая Деви Дану, она же — богиня всех чистых вод, рек и озер. Название «Улун Дану» так и переводится: «Хозяйка озера».
Храм смотрится весьма живописно на фоне заросших лесом зеленых вулканических конусов, опоясанных облаками.
Как и прочие балийские храмы, Пура Улун Дану Батур представляет собой открытое пространство, огороженное стенами со всех сторон и разделенное, согласно теории балийского индуизма «Три Мандала», на три зоны.
Ниста мандала — внешняя зона, соединяет храм с окружающим миром и здесь находится вход в храм. Вход в Пура Улун Дану Батур выглядит довольно необычно: ворота, представляющие собой высокую пагоду, разрезанную сверху донизу и раздвинутую, чтобы образовать проход. Мадья мандала — средняя зона храма, в которой адепты занимаются бытовыми делами. Утама мандала — внутренняя зона, самая священная, закрытая для посещений, где находится падмасана — трон высшего Бога в виде лотоса. Во всех трех зонах расположено около трехсот разнообразных святилищ и павильонов.
Главный храм комплекса — Пура Пенатран Агунг Батур — состоит из пяти площадок-дворов, на которых построены меру — 11-, 9- и 3-ярусные балийские пагоды. Они производят очень сильное впечатление, когда их окутывает туман, поднимающийся с поверхности кальдерного озера.
В северо-западном углу храмового комплекса находится разноцветная постройка в китайском стиле, резко выделяющаяся на фоне остальных святилищ. Этот храм посвящен святому — покровителю торговли по имени Ида Рату Аю Субандар, выполнявшему при богах обязанности своего рода администратора. Поклонение этому святому на Бали восходит к тому периоду истории Бали, когда местный король нанимал хранителя казны (как правило, китайца).
Стены храма сложены из подручного материала — разновеликих кусков черной вулканической лавы. Заметно, что строители не старались тщательно обрабатывать куски лавы, щедро заливая пространство между ними серым строительным раствором.
По всей территории храма расставлены каменные фигуры страшно оскалившихся стражников и драконов-единорогов, призванных охранять святилище от поругания. Фигуры очень ярко раскрашены в соответствии с балийскими индуистскими традициями.
Храм Пура Улун Дану Батур относится к особому типу балийских храмов, именуемых «пура тирта», или водные храмы. Это верховный водный храм острова. Храм имеет не только религиозное значение, но и является важнейшим элементом балийской ирригационной системы субак — и в религиозном смысле, и в практическом, контролируя всю пресную воду центрального Бали. Верховный жрец храма обладает непререкаемым правом распределять поступление воды среди рисовых террас в деревнях вокруг храма. Он обращается за советом о том, как правильно распределить воду, к богине Деви Батари, а потом передает ее волю местному населению. Выполнять волю богини жрецу помогают несколько сот субак, или ирригационных крестьянских обществ.
Самый важный храмовый праздник — одиннадцатидневный Нгусаба Кедаса в честь основания храма Пура Улун Дану Батур. Только в эти дни звучит старинный гонг-геде, аккомпанируя священному танцу барис и церемониальному танцу реджанг в исполнении девушек.
Не менее важна для балийских буддистов церемония Дану Керти, что проводится на берегу озера раз в пять лет, когда люди приводят на берег домашнюю живность — коров, коз, свиней, уток — и погружают их в воды озера, принося ему жертву.
Нынешний храм находится на восточном участке горной цепи, протянувшейся с запада на восток через весь Бали. Здесь зона высокой вулканической активности, и история храма неразрывно связана с окружающими его вулканами. Храм стоит на Гунунг-Батуре — одном из двух самых высоких действующих вулканов в северо-восточной части острова. Форма Гунунг-Батура — кальдера, или обширная круглая котловина с крутыми стенками и почти ровным дном. За сотни тысяч лет активной вулканической деятельности в большой кальдере образовалась малая, ее заполнила вода и образовалось озеро, именуемое так же, как и вулкан, Гунунг-Батур.
Окружающая храм и вулкан территория покрыта вулканическим пеплом, благодаря чему почва в этих местах очень плодородная. Люди издавна селились в этих местах, строили деревни на берегу кальдерного озера и возделывали поля, хотя жить тут опасно — в буквальном смысле «как на вулкане».
Храмы здесь строили всегда: место считалось священным, хотя, если верить преданиям, извержения вулкана разрушили здесь девять храмов. На месте нынешнего храма Пура Улун Дану Батур стоял другой, более ранней постройки. Дата сооружения того храма, что стоял на месте нынешнего, точно неизвестна, существуют лишь предположения, что она восходит к XI в.
В 1905 г. произошло особенно сильное извержение вулкана Гунунг-Батур, когда лава, поднявшись из главной кальдеры, подступила прямо к воротам храма, но тут и остановилась. Храм получил незначительные повреждения.
Более серьезный урон нанесло храму извержение 1917 г., когда лава унесла жизни многих людей, но, поднявшись к стенам храма, снова остановилась. Верующие индуисты Бали посчитали это добрым знаком: богиня Деви Батари защищает его от злых сил.
Богиня рек и озер Деви Батари Улун Дану, которой посвящен храм (Улун Дану переводится как «Хозяйка озера»), — одна из главных в балийском индуизме, в котором вода и ее справедливое распределение играют жизненно важное значение.
В 1926 г. силы природы сумели одолеть храм: во время извержения вулкана святилище было засыпано десятками тонн пепла, адеревню накрыл поток лавы. Некоторые святыни храма были спасены верующими и подняты выше по склону кальдеры. И в том же году на высоком и старом гребне кальдеры — повыше от озера — были построены нынешний храм и новая деревня.
Крупные извержения Гунунг-Батура и Гунунг-Агунга в 1963 г., приведшие к многочисленным жертвам, опустошили восточные районы острова, вынудив многих балийцев эмигрировать.
Последнее значительное извержение вулкана Гунунг-Батур произошло в 2000 г., но не имело столь катастрофических последствий. Столб пепла достиг 300 м в высоту.
Вулкан дает себя знать и другим способом: в 2011 г. жители деревень вокруг храма Пура Улун Дану Батур наблюдали выброс сернистого газа, после чего на поверхность озера Гунунг-Батур всплыло много мертвой рыбы.
Храм Улун Дану Батур посвящен богине плодородия и хорошего урожая Деви Дану, она же — богиня всех чистых вод, рек и озер. Название «Улун Дану» так и переводится: «Хозяйка озера».
Храм смотрится весьма живописно на фоне заросших лесом зеленых вулканических конусов, опоясанных облаками.
Как и прочие балийские храмы, Пура Улун Дану Батур представляет собой открытое пространство, огороженное стенами со всех сторон и разделенное, согласно теории балийского индуизма «Три Мандала», на три зоны.
Ниста мандала — внешняя зона, соединяет храм с окружающим миром и здесь находится вход в храм. Вход в Пура Улун Дану Батур выглядит довольно необычно: ворота, представляющие собой высокую пагоду, разрезанную сверху донизу и раздвинутую, чтобы образовать проход. Мадья мандала — средняя зона храма, в которой адепты занимаются бытовыми делами. Утама мандала — внутренняя зона, самая священная, закрытая для посещений, где находится падмасана — трон высшего Бога в виде лотоса. Во всех трех зонах расположено около трехсот разнообразных святилищ и павильонов.
Главный храм комплекса — Пура Пенатран Агунг Батур — состоит из пяти площадок-дворов, на которых построены меру — 11-, 9- и 3-ярусные балийские пагоды. Они производят очень сильное впечатление, когда их окутывает туман, поднимающийся с поверхности кальдерного озера.
В северо-западном углу храмового комплекса находится разноцветная постройка в китайском стиле, резко выделяющаяся на фоне остальных святилищ. Этот храм посвящен святому — покровителю торговли по имени Ида Рату Аю Субандар, выполнявшему при богах обязанности своего рода администратора. Поклонение этому святому на Бали восходит к тому периоду истории Бали, когда местный король нанимал хранителя казны (как правило, китайца).
Стены храма сложены из подручного материала — разновеликих кусков черной вулканической лавы. Заметно, что строители не старались тщательно обрабатывать куски лавы, щедро заливая пространство между ними серым строительным раствором.
По всей территории храма расставлены каменные фигуры страшно оскалившихся стражников и драконов-единорогов, призванных охранять святилище от поругания. Фигуры очень ярко раскрашены в соответствии с балийскими индуистскими традициями.
Храм Пура Улун Дану Батур относится к особому типу балийских храмов, именуемых «пура тирта», или водные храмы. Это верховный водный храм острова. Храм имеет не только религиозное значение, но и является важнейшим элементом балийской ирригационной системы субак — и в религиозном смысле, и в практическом, контролируя всю пресную воду центрального Бали. Верховный жрец храма обладает непререкаемым правом распределять поступление воды среди рисовых террас в деревнях вокруг храма. Он обращается за советом о том, как правильно распределить воду, к богине Деви Батари, а потом передает ее волю местному населению. Выполнять волю богини жрецу помогают несколько сот субак, или ирригационных крестьянских обществ.
Самый важный храмовый праздник — одиннадцатидневный Нгусаба Кедаса в честь основания храма Пура Улун Дану Батур. Только в эти дни звучит старинный гонг-геде, аккомпанируя священному танцу барис и церемониальному танцу реджанг в исполнении девушек.
Не менее важна для балийских буддистов церемония Дану Керти, что проводится на берегу озера раз в пять лет, когда люди приводят на берег домашнюю живность — коров, коз, свиней, уток — и погружают их в воды озера, принося ему жертву.
Приобретя тур на Бали вы получите незабываемые впечатления посетив храм Пура Улун Дану Батур.
Общая информация
Местонахождение: северо-восток острова Бали.
Статус: индуистский храм.
Административная принадлежность: провинция Бали, Индонезия.
Языки: балийский и индонезийский.
Этнический состав: балийцы.
Религия: агама тиртха (балийский индуизм).
Языки: балийский и индонезийский.
Этнический состав: балийцы.
Религия: агама тиртха (балийский индуизм).
Денежная единица: индонезийская рупия.
Аэропорт: международный аэропорт Нгурах-Рай, или Денпасар.
Цифры
Дата постройки: 1926 г.
Общее количество святилищ и павильонов храма: 285.
Высота над уровнем моря: около 900 м.
Высота над уровнем моря: около 900 м.
Вулкан Гунунг-Батур: высота — 1717 м, форма-кальдера диаметром 13,8 км, относительная высота над окружающей местностью — 700 м, начало вулканической деятельности — около 500 тыс. лет назад.
Климат и погода
Экваториально-муссонный.
Сезоны: сухой (июнь-октябрь) и влажный (ноябрь-март).
Среднегодовая температура: +26°С.
Среднегодовая температура: +26°С.
Среднегодовое количество осадков: 4250 мм.
Относительная влажность воздуха: до 95%.
Достопримечательности
- Природные: вулкан Гунунг-Батур, озеро Гунунг-Батур в малой кальдере, фумаролы.
- Архитектурные: Главные ворота храма, многоярусные пагоды, святилища, павильоны, стены из вулканического камня, скульптуры стражников и драконов-единорогов.
- Этнографические: приозерная деревня Кинтамани.
Любопытные факты
- Согласно концепции бапийского индуизма «Руа Бхинеда», или Баланс Противоположностей, храм Пура Улун Дану Батур считается «женским» началом, а храм Пура-Бесаких — «мужским». Существованием двух таких главных храмов на Бали поддерживается Баланс Противоположностей во Вселенной.
- Всем желающим посетить храм Пура Улун Дану Батур придется, подчиняясь требованию служителей храма, обернуться в саронг: традиционный предмет верхней мужской и женской одежды народов Юго-Восточной Азии. Саронг представляет собой полосу цветной хлопчатобумажной ткани, которая наматывается вокруг пояса у мужчин или до середины груди у женщин, прикрывая нижнюю часть тела до щиколоток и образуя подобие длинной юбки.
- Вулкан Гунунг-Батур — одна из главных достопримечательностей острова Бали, популярный туристический объект, на его вершину можно подняться за полтора часа.
- Верховный жрец храма Пура Улун Дану Батур выбирается из числа маленьких мальчиков. Подходящую кандидатуру отыскивает жрица-девственница (представительница богини озера) после того, как действующий Верховный жрец скончается. Мальчик выбирается исключительно из общины «Пасеков Черного Леса». Верховный жрец носит длинные волосы, одет во все белое, получает новое имя — Джеро Геде. Его считают не совсем богоподобным, но и уже не человеком. В статусе Верховного жреца он будет пребывать всю жизнь, он имеет право забрать себе все, что оказывается на территории храма, и ни одно новое рисовое поле или водоотвод субак в центральном Бали не будут устроены без его разрешения.
- Согласно одной из версий, храм Пура Улун Дану Батур был построен в 1633 г. по повелению Густи Агунг I Анома — правителя балийского королевства Менгви.
- Еще одна древняя легенда рассказывает, что храм возвели местные мастера-оружейники, которые изготавливали в нем магические кинжалы для королей и их войск. Позже они были изгнаны захватчиками, прибывшими с острова Ява.