Синд (провинция)
География
Провинция Синд находится на юго-востоке Пакистана, выходит к побережью Аравийского моря. На приморское положение провинции указывает и ее название на санскрите — Синдху, что означает «океан» и одновременно связано с названием реки Инд. Инд — главная река провинции, ее воды образовали широкую долину, а ее ил создал плодородную почву, на которой растут плодовые деревья — манго, финиковая пальма, бананы, гуава, апельсин.Река делит провинцию на две части. Восточную ограничивает песчаная пустыня Тар, западную — голые горы Киртхар. Многими рукавами Инд впадает в Аравийское море, образуя обширную дельту. Синд занимает всю дельту и весь бассейн Нижнего Инда.
Такая география и сухой климат определили состав растительности. В пустынных и горных районах произрастают засухоустойчивые виды: карликовая пальма, акация-бабул и тамарикс. В прибрежной полосе — влаголюбивые авиценния и цериопс.
Из-за роста численности населения в провинции уменьшается численность диких животных. В труднодоступных районах сохранился сарех — синдский каменный козел, дикий баран уриал, свиной олень, черный медведь и крайне редкий леопард.
История
Первые поселения людей в районе нынешнего Синда появились еще в раннем палеолите, в долине Инда. Затем в эпоху Хараппской цивилизации возникли первые города, такие как Амри. Самым же известным городом древнего Синда был Мохенджо-Даро — памятник цивилизации долины Инда, возникший почти 6 тыс. лет назад. Это крупнейший древний город долины Инда, один из первых городов в истории всей Южной Азии, появившийся и процветавший тысячу лет — одновременно с цивилизациями Древнего Египта и Древней Месопотамии. Город отличается почти идеальной планировкой, использованием обожженного кирпича в постройках и сложной конструкцией ирригационных и культовых сооружений.
На протяжении тысяч лет территория Синда — как важнейший район транзитной торговли морем и караванными путями, привлекала как торговцев, так и завоевателей: ассирийцы именовали этот край Синда, персы — Аб-е-синд, греки — Индос, римляне — Индус, пуштуны — Абасинд, китайцы — Синтоу. Окончательно закрепилось арабское название — Эль-Синд, сокращенное до Синд.
С наступлением эпохи империй для Синда началась и бесконечная череда войн за эту стратегически важную территорию.
В конце VI в. до н. э. Синд захватила древнеперсидская империя Ахеменидов и создала здесь сатрапию (провинцию) Хиндуш. В 327-325 гг. до н. э. Синда достигла и завоевала армия Александра Македонского. После кончины великого завоевателя Синдом правила династия Селевкидов, унаследовавшая его владения в Южной Азии. В конце IV — начале III в. до н. э. Синд входил в империю Маурьев, во II-I вв. до н. э. — в Греко-Бактрийское царство, в I-III вв. — в Кушанское царство, в V-VI вв. — в государство эфталитов.
Эта череда захватов прекратилась с нашествием арабов в 711 г., сопровождавшимся распространением ислама в Синде.
Султаны и моголы, сменяя друг друга, правили Синдом вплоть до 1843 г., когда его покорили англичане. До 1936 г. Синд был частью Бомбейского президентства колонии Британская Индия, в 1936-1947 гг. — провинцией Британской Индии.
В 1947 г., при разделе Индии, Синд был включен в состав Пакистана, и с 1970 г. выделен в одноименную провинцию.
На протяжении всей истории Синда некоторые его территории так и остались непокоренными многочисленными завоевателями: с одной стороны Инда расстилалась пустыня, с другой — безжизненные склоны гор.
«Рекой жизни» местные народы прозвали Инд, от поведения которого зависит урожай, а значит, и выживание тех, кто населяет его берега в провинции Синд.
Синд — одна из четырех провинций Пакистана. Он же является исторической родиной большого народа — синдхов (синдов). Они составляют большинство населения провинции.
Религиозные предпочтения синдхов формировались под влиянием завоевателей, проникавших как с запада (персы и арабы), так и с севера и востока (тюрки и монголы). Большинство — сторонники ислама (сунниты), а с территории Синда ислам отчасти проникал и в Индию, из-за чего провинцию именуют Баб-аль-Ислам (Врата ислама). В то же время многие синдхи с древнейших времен являются адептами зороастризма, индуизма, сикхизма, а после появления здесь христианских миссионеров в XVIII в. — и христианства. Точно так же и культура синдхов — результат влияния завоевателей и торговцев, для которых Синд всегда был привлекателен в том числе как плацдарм в дельте Инда, откуда ведут пути в глубь континента. В культуре синдхов заметны элементы влияния эллинов, арабов, персов, афганцев, тюрков, монголов, индийцев и англичан.
Индусы входят в пять процентов тех, кто не является приверженцем ислама в Синде, зато в этой провинции проживает 98% всех индусов Пакистана.
Традиционно большинство синдхов занимается земледелием, скотоводством и рыболовством. Начиная со второй половины XX в. растет число занятых в промышленности, в основном в текстильной. Уже половина населения провинции живет в городах.
Археологические раскопки исторических районов Синда, в первую очередь Мохенджо-Даро, доказывают зарождение здесь древней цивилизации. Она развивалась на плодородных наносных почвах, сложенных речным илом, с которых можно было снимать богатый урожай. Плодородие почвы и жизнь в Синде всегда зависели от разлива Инда, затопляющего равнины в июне и до начала сентября.
Этим Синд почти полностью похож на долину Нила, где существование египетской цивилизации зависело от разливов Нила. В Синде даже существует поговорка: «Египет — дар Нила, Синд — подарок Инда».
Долина Инда в Синде — основной поставщик фруктов и овощей для всего Пакистана. При этом урожаи в Синде целиком зависят от выпадения дождей и поведения Инда. Осадков выпадает мизерное количество, воду здесь берут из реки. Земледелие без искусственного орошения невозможно. Жителям приходится смиряться с тем, что два раза в год на Инде происходят наводнения, иногда — катастрофические, вызванные таянием гималайских снегов и ливнями в верховьях в сезон муссонов. Подъем воды теперь контролируется дамбами на Инде, строить которые начали англичане в эпоху, когда Синд был провинцией колонии Британская Индия. Были построены плотины и каналы. Но другая беда, которую приносят с собой наводнения, — эпидемии болезней, в особенности малярии.
Карачи — столица провинции, а также самый большой город Синда и всего Пакистана, его главный финансовый центр, здесь же сосредоточена почти половина общенационального промышленного производства. Транспортное значение Синда для страны и всего этого района Южной Азии огромно: в Карачи находятся сразу два гигантских морских порта и самый большой пакистанский международный аэропорт.
В провинции Синд находятся два объекта, внесенных в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, — древние города Мохенджо-Даро и Татта.
Административный статус: провинция в Пакистане.
Административное деление: 29 округов, 119 городов, 1108 советов.
Административный центр: город Карачи — 13 205 339 чел. (2010 г.).
Города: Хайдарабад — 1 391 534 чел. (2012 г.), Ларкана — 435 817 чел. (2009 г.), Мирпур-Хас — 242 887 чел. (2010 г.), Джейкобабад — 187 840 чел. (2008 г.), Даду — 146 179 чел. (2010 г.), Хайрпур — 144 949 чел. (2010 г.), Бадин — 73 103 чел. (2012 г.).
Образована: в 1970 г.
Языки: синдхи (официальный) — 59%, урду — 19%, пенджабский — 10%, пушту — 5%, белуджский — 5%, прочие — 2% (1998 г.).
Этнический состав: синдхи — большинство, пенджабцы, пуштуны, белуджи.
Религии: ислам (суннизм) — 94,81%, индуизм, христианство (католицизм, протестанство), зороастризм — 5,19% (1998 г.).
Денежная единица: пакистанская рупия.
Крупнейшая река: Инд.
Аэропорт: международный аэропорт Карачи Джинна.
Соседние страны и территории: на северо-западе — провинция Белуджистан, на севере — провинция Пенджаб, на востоке — Индия (штаты Гуджарат и Раджастхан), на юге — Аравийское море.
Протяженность: с севера на юг — около 579 км, с востока на запад — 442 км (наибольшая) и 281 км (средняя).
Население: 55 245 497 чел. (2011 г.).
Плотность населения: 392 чел/км2.
Городское население: 49% (2012 г.).
Самая высокая точка: гора Кут-ди-Кабар (хребет Киртхар, 2097 м.).
Жаркое лето и холодная зима.
Средняя температура января: +10°С.
Средняя температура июля: +28°С.
Среднегодовое количество осадков: 180 мм.
Относительная влажность воздуха: 65-80%.
Полезные ископаемые: нефть, природный газ, каменный уголь.
Промышленность: легкая (текстильная), пищевая, химическая, машиностроение и металлообработка.
Морской порт: Карачи.
Речное судоходство.
Сельское хозяйство: растениеводство (рис, пшеница, сахарный тростник, хлопок, джовар), животноводство (овцеводство, птицеводство).
Морское и речное рыболовство.
Традиционные ремесла: вышивка (Аджрак), хлопчатобумажная ткань «суси», керамика и черепица (Хала), ковроткачество (Бубак), металлические сосуды (Шикарпур), изделия из кожи (Тхарпаркар), лакированное дерево (Джанди), покрывала (Рилхи).
Сфера услуг: туристические, транспортные, торговые, финансовые.
На протяжении тысяч лет территория Синда — как важнейший район транзитной торговли морем и караванными путями, привлекала как торговцев, так и завоевателей: ассирийцы именовали этот край Синда, персы — Аб-е-синд, греки — Индос, римляне — Индус, пуштуны — Абасинд, китайцы — Синтоу. Окончательно закрепилось арабское название — Эль-Синд, сокращенное до Синд.
С наступлением эпохи империй для Синда началась и бесконечная череда войн за эту стратегически важную территорию.
В конце VI в. до н. э. Синд захватила древнеперсидская империя Ахеменидов и создала здесь сатрапию (провинцию) Хиндуш. В 327-325 гг. до н. э. Синда достигла и завоевала армия Александра Македонского. После кончины великого завоевателя Синдом правила династия Селевкидов, унаследовавшая его владения в Южной Азии. В конце IV — начале III в. до н. э. Синд входил в империю Маурьев, во II-I вв. до н. э. — в Греко-Бактрийское царство, в I-III вв. — в Кушанское царство, в V-VI вв. — в государство эфталитов.
Эта череда захватов прекратилась с нашествием арабов в 711 г., сопровождавшимся распространением ислама в Синде.
Султаны и моголы, сменяя друг друга, правили Синдом вплоть до 1843 г., когда его покорили англичане. До 1936 г. Синд был частью Бомбейского президентства колонии Британская Индия, в 1936-1947 гг. — провинцией Британской Индии.
В 1947 г., при разделе Индии, Синд был включен в состав Пакистана, и с 1970 г. выделен в одноименную провинцию.
На протяжении всей истории Синда некоторые его территории так и остались непокоренными многочисленными завоевателями: с одной стороны Инда расстилалась пустыня, с другой — безжизненные склоны гор.
«Рекой жизни» местные народы прозвали Инд, от поведения которого зависит урожай, а значит, и выживание тех, кто населяет его берега в провинции Синд.
Синд — одна из четырех провинций Пакистана. Он же является исторической родиной большого народа — синдхов (синдов). Они составляют большинство населения провинции.
Религиозные предпочтения синдхов формировались под влиянием завоевателей, проникавших как с запада (персы и арабы), так и с севера и востока (тюрки и монголы). Большинство — сторонники ислама (сунниты), а с территории Синда ислам отчасти проникал и в Индию, из-за чего провинцию именуют Баб-аль-Ислам (Врата ислама). В то же время многие синдхи с древнейших времен являются адептами зороастризма, индуизма, сикхизма, а после появления здесь христианских миссионеров в XVIII в. — и христианства. Точно так же и культура синдхов — результат влияния завоевателей и торговцев, для которых Синд всегда был привлекателен в том числе как плацдарм в дельте Инда, откуда ведут пути в глубь континента. В культуре синдхов заметны элементы влияния эллинов, арабов, персов, афганцев, тюрков, монголов, индийцев и англичан.
Индусы входят в пять процентов тех, кто не является приверженцем ислама в Синде, зато в этой провинции проживает 98% всех индусов Пакистана.
Традиционно большинство синдхов занимается земледелием, скотоводством и рыболовством. Начиная со второй половины XX в. растет число занятых в промышленности, в основном в текстильной. Уже половина населения провинции живет в городах.
Археологические раскопки исторических районов Синда, в первую очередь Мохенджо-Даро, доказывают зарождение здесь древней цивилизации. Она развивалась на плодородных наносных почвах, сложенных речным илом, с которых можно было снимать богатый урожай. Плодородие почвы и жизнь в Синде всегда зависели от разлива Инда, затопляющего равнины в июне и до начала сентября.
Этим Синд почти полностью похож на долину Нила, где существование египетской цивилизации зависело от разливов Нила. В Синде даже существует поговорка: «Египет — дар Нила, Синд — подарок Инда».
Долина Инда в Синде — основной поставщик фруктов и овощей для всего Пакистана. При этом урожаи в Синде целиком зависят от выпадения дождей и поведения Инда. Осадков выпадает мизерное количество, воду здесь берут из реки. Земледелие без искусственного орошения невозможно. Жителям приходится смиряться с тем, что два раза в год на Инде происходят наводнения, иногда — катастрофические, вызванные таянием гималайских снегов и ливнями в верховьях в сезон муссонов. Подъем воды теперь контролируется дамбами на Инде, строить которые начали англичане в эпоху, когда Синд был провинцией колонии Британская Индия. Были построены плотины и каналы. Но другая беда, которую приносят с собой наводнения, — эпидемии болезней, в особенности малярии.
Карачи — столица провинции, а также самый большой город Синда и всего Пакистана, его главный финансовый центр, здесь же сосредоточена почти половина общенационального промышленного производства. Транспортное значение Синда для страны и всего этого района Южной Азии огромно: в Карачи находятся сразу два гигантских морских порта и самый большой пакистанский международный аэропорт.
В провинции Синд находятся два объекта, внесенных в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, — древние города Мохенджо-Даро и Татта.
Общая информация
Местонахождение: запад Южной Азии.Административный статус: провинция в Пакистане.
Административное деление: 29 округов, 119 городов, 1108 советов.
Административный центр: город Карачи — 13 205 339 чел. (2010 г.).
Города: Хайдарабад — 1 391 534 чел. (2012 г.), Ларкана — 435 817 чел. (2009 г.), Мирпур-Хас — 242 887 чел. (2010 г.), Джейкобабад — 187 840 чел. (2008 г.), Даду — 146 179 чел. (2010 г.), Хайрпур — 144 949 чел. (2010 г.), Бадин — 73 103 чел. (2012 г.).
Образована: в 1970 г.
Языки: синдхи (официальный) — 59%, урду — 19%, пенджабский — 10%, пушту — 5%, белуджский — 5%, прочие — 2% (1998 г.).
Этнический состав: синдхи — большинство, пенджабцы, пуштуны, белуджи.
Религии: ислам (суннизм) — 94,81%, индуизм, христианство (католицизм, протестанство), зороастризм — 5,19% (1998 г.).
Денежная единица: пакистанская рупия.
Крупнейшая река: Инд.
Аэропорт: международный аэропорт Карачи Джинна.
Соседние страны и территории: на северо-западе — провинция Белуджистан, на севере — провинция Пенджаб, на востоке — Индия (штаты Гуджарат и Раджастхан), на юге — Аравийское море.
Цифры
Площадь: 140 914 км2.Протяженность: с севера на юг — около 579 км, с востока на запад — 442 км (наибольшая) и 281 км (средняя).
Население: 55 245 497 чел. (2011 г.).
Плотность населения: 392 чел/км2.
Городское население: 49% (2012 г.).
Самая высокая точка: гора Кут-ди-Кабар (хребет Киртхар, 2097 м.).
Климат и погода
Субтропический муссонный.Жаркое лето и холодная зима.
Средняя температура января: +10°С.
Средняя температура июля: +28°С.
Среднегодовое количество осадков: 180 мм.
Относительная влажность воздуха: 65-80%.
Экономика
ВРП: $77 млрд (2010 г.), на душу населения — $1400 (2010 г.).Полезные ископаемые: нефть, природный газ, каменный уголь.
Промышленность: легкая (текстильная), пищевая, химическая, машиностроение и металлообработка.
Морской порт: Карачи.
Речное судоходство.
Сельское хозяйство: растениеводство (рис, пшеница, сахарный тростник, хлопок, джовар), животноводство (овцеводство, птицеводство).
Морское и речное рыболовство.
Традиционные ремесла: вышивка (Аджрак), хлопчатобумажная ткань «суси», керамика и черепица (Хала), ковроткачество (Бубак), металлические сосуды (Шикарпур), изделия из кожи (Тхарпаркар), лакированное дерево (Джанди), покрывала (Рилхи).
Сфера услуг: туристические, транспортные, торговые, финансовые.
Достопримечательности
Природные
Река Инд, пустыня Тар, ботанический сад Рани Багх (Хайдарабад, 1861 г.), национальный парк Киртхар (1974 г.), озеро Кинджхар, орнитологический заповедник озеро Халеджи, холм Горакх (Даду).
Культовые
Мечеть Бхудесар (Нагарпаркар, 1505 г.), мечеть Шахджахана (Татта, 1644 г.).
Исторические
Палеолитические поселения Онгар (Хайдарабад), Мулри и Рехри (Карачи), руины города Амри (3600-2750 гг. до н. э.), поселения Харрапской цивилизации Кот-Диджи и Лакхуин-джо-даро (III-II тыс. до н. э.), руины города Мохенджо-Даро (цивилизация долины Инда, около 2600 г. до н. э.), некрополь Макли-Хилл (до XIV в.), форт Пакка-Килло (Хайдарабад, 1768 г.), форт Раникот (Санна, 1812 г.).
Архитектурные
Железнодорожные мосты через Инд (Лэнсдаун, 1889 г.; Айюб, 1962 г.), дамба Котр (1955 г.).
Город Карачи
Руины города-порта Банбхор (I в. до н. з. — XIII в. н. э.), индуистский храм Шри Варун Мандир (XVI в.), гробницы Чаукханди (XV-XVIII вв.), храм Шри Сваминараян Мандир (середина XIX в.), полуостров Манора, форт Раникот (1812 г.), католический собор Св. Патрика (1845 г.), Рынок Императрицы (1884-1889 гг.), здание Джехангир Котари (1919 г.), дворец Мохатты (1927 г.), Здание муниципалитета (1930 г.), Мавзолей Джинны (1960-е гг.).
■ Древние жители Синда торговали с Египтом и Месопотамией по морским водным путям. В Древнем Египте слово «синд» означало «хлопок»: археологи считают это прямым доказательством того факта, что большую часть хлопка египтяне вывозили через Синд, куда тот попадал из Индии.
■ Численность синдхов в мире достигает 60 млн чел. В Пакистане проживает около 53 млн, в Индии — около 6 млн.
■ Мохенджо-Даро просуществовал около тысячи лет, но погиб почти мгновенно по историческим меркам. Единства мнений по вопросу о причине этого события в научной среде нет, предлагаются версии о разрушении города во время наводнения, нашествия ариев, гибели от «стаи» гигантских шаровых молний, ядерной бомбардировки инопланетной цивилизацией или во время приземления космического корабля (многие кирпичи зданий оплавлены).
■ Более всего поразило археологов при раскопках Мохенджо-Даро наличие в древнейшем городе общественных туалетов (древнейших из известных археологам) и многоуровневой системы городской канализации.
■ Свиной олень, обитающий в Синде, получил такое название за своеобразную манеру передвижения: вместо того, чтобы, как все олени, держать голову высоко и перепрыгивать через препятствия, это парнокопытное, обитающее в густых зарослях, опускает голову как можно ниже и на манер кабана пробирается под препятствиями.
■ Первые почтовые марки в Азии были изготовлены в Синде, когда тот был провинцией Британской Индии, в 1852 г. Они носят название «Красный Синд», обладают необычным внешним видом (марки круглые и выпуклые) и являются очень дорогой филателистической редкостью.
■ Некрополь Макли-Хилл в окрестностях древнего синдского города Татта — один из самых больших в мире, его диаметр более 8 км.
■ С целью повышения религиозности и сохранения национального самосознания Пакистана в 2009 г. был учрежден Национальный день культуры провинции Синд. Он отмечается ежегодно в начале декабря. Главными символами праздника стали традиционная для жителей провинции шапочка синдхи топи и национальная накидка аджрак.
■ В 2011 г. в провинции Синд отмечен природный феномен. Во время разлива Инда, продолжавшегося несколько месяцев и самого катастрофического за последние 80 лет, несметное количество пауков, спасаясь от воды, забрались на немногочисленные деревья и затянули их крону паутиной, превратив деревья в гигантские коконы.
В результате резко снизилась популяция комаров, поедаемых пауками, и, как следствие, пошла на убыль эпидемия малярии, которую комары разносят.
■ Самая высокая гора Синда находится в хребте Киртхар и называется Кут-ди-Кабар, что в буквальном переводе с синдхи означает «собачья могила». Существует масса легенд, объясняющих это странное для горы название.
Любопытные факты
■ Впервые Синд упоминается в «Бхагавата-пуране» — одной из восемнадцати основных Пуран, философских древнеиндийских текстов, созданных в III-XII вв. «Бхагават-пурана» относится к числу важнейших, в ней рассказывается о появлении и существовании различных аватар Вишну, а также история Кришны.■ Древние жители Синда торговали с Египтом и Месопотамией по морским водным путям. В Древнем Египте слово «синд» означало «хлопок»: археологи считают это прямым доказательством того факта, что большую часть хлопка египтяне вывозили через Синд, куда тот попадал из Индии.
■ Численность синдхов в мире достигает 60 млн чел. В Пакистане проживает около 53 млн, в Индии — около 6 млн.
■ Мохенджо-Даро просуществовал около тысячи лет, но погиб почти мгновенно по историческим меркам. Единства мнений по вопросу о причине этого события в научной среде нет, предлагаются версии о разрушении города во время наводнения, нашествия ариев, гибели от «стаи» гигантских шаровых молний, ядерной бомбардировки инопланетной цивилизацией или во время приземления космического корабля (многие кирпичи зданий оплавлены).
■ Более всего поразило археологов при раскопках Мохенджо-Даро наличие в древнейшем городе общественных туалетов (древнейших из известных археологам) и многоуровневой системы городской канализации.
■ Свиной олень, обитающий в Синде, получил такое название за своеобразную манеру передвижения: вместо того, чтобы, как все олени, держать голову высоко и перепрыгивать через препятствия, это парнокопытное, обитающее в густых зарослях, опускает голову как можно ниже и на манер кабана пробирается под препятствиями.
■ Первые почтовые марки в Азии были изготовлены в Синде, когда тот был провинцией Британской Индии, в 1852 г. Они носят название «Красный Синд», обладают необычным внешним видом (марки круглые и выпуклые) и являются очень дорогой филателистической редкостью.
■ Некрополь Макли-Хилл в окрестностях древнего синдского города Татта — один из самых больших в мире, его диаметр более 8 км.
■ С целью повышения религиозности и сохранения национального самосознания Пакистана в 2009 г. был учрежден Национальный день культуры провинции Синд. Он отмечается ежегодно в начале декабря. Главными символами праздника стали традиционная для жителей провинции шапочка синдхи топи и национальная накидка аджрак.
■ В 2011 г. в провинции Синд отмечен природный феномен. Во время разлива Инда, продолжавшегося несколько месяцев и самого катастрофического за последние 80 лет, несметное количество пауков, спасаясь от воды, забрались на немногочисленные деревья и затянули их крону паутиной, превратив деревья в гигантские коконы.
В результате резко снизилась популяция комаров, поедаемых пауками, и, как следствие, пошла на убыль эпидемия малярии, которую комары разносят.
■ Самая высокая гора Синда находится в хребте Киртхар и называется Кут-ди-Кабар, что в буквальном переводе с синдхи означает «собачья могила». Существует масса легенд, объясняющих это странное для горы название.