Тартус (город, мухафаза)
Мухафаза Тартус и ее столица — город Тартус — находятся на крайнем западе Сирии, на побережье Средиземного моря.
История
С финикийских времен эта местность Сирии — важнейший торговый район страны. Неподалеку от того места, где сегодня стоит город Тартус, стоял другой город — Амрит. Основанный финикийцами в 3 тыс. до н.э., Амрит просуществовал до II в. до н.э.
Сохранились руины города, оставленного жителями и в дальнейшем никем не заселенным. По той же причине руины представляют собой уникальную ценность для археологов, так как сохранилась оригинальная планировка города.
Останки Амрита и сегодня пересекают две реки. Нахр-Амрит несет свои воды мимо главного храма города, Нахр аль-Кубл протекает рядом со вторым по значимости храмом. Известно, что в финикийской религии вода играла роль звена, что соединяет мир смертных и мир богов, и расположение храмов Амрита на это прямо указывает.
Существует предположение, что Амрит основали арвадиты — жители Арвада, еще более древнего финикийского города, стоявшего на единственном острове у побережья Сирии, в нескольких километрах от Тартуса. Пока неизвестны причины, по которым часть жителей Арвада оставила родной город и по соседству основала другой — Амрит, практически во всем подчиненный властям Арвада.
Арвад дважды упоминался в Библии — в Книге Бытия и Книге пророка Иезекииля, поэтому и Амрит можно считать одним из библейских городов. К югу от Арвада находилась библейская Симира, входившая в сферу его влияния.
На протяжении своей долгой истории Амрит — вместе с Арвадом — входил в союз с хеттами в XIV в. до н. э. и вместе с ними совершал нападения на восточные провинции Древнего Египта. В VIII в. до н. э. город подчинили себе ассирийцы, затем — Вавилон, и в 333 г. до н. э. — Александр Македонский.
В эпоху селевкидов город получил новое название — Марафус. К тому времени Арвад вступил в стадию упадка, и в 219 г. до н. э. Амрит, казалось, окончательно вышел из-под его влияния. Но в 148 г. до н. э. непонятно как усилившийся Арвад захватил Амрит, разграбил и разрушил его.
Город возродился, но во время Римской империи пришел в упадок и его снова разграбили, а роль континентального порта Сирии унаследовал более приспособленный к приему больших судов Антарадус — нынешний Тартус.
Раскопки руин города начались в 1860-х гг. французской экспедицией под руководством академика-востоковеда Жозефа Эрнеста Ренана (1823-1892 гг.).
Находка керамических изделий помогла установить возраст города. В дальнейшем нашли так называемые «шахтные захоронения» конца бронзового века с высокими колоннообразными надгробиями. Их никто не трогал в течение тысяч лет, местные жители и сегодня относятся к ним с благоговейным ужасом, называя «эль-магхазиль», или «веретено». Самый большой погребальный камень — высокий и изогнутый — носит название Эль-Бурдж Баззак, или Башня-червяк. Находка надгробий стала самым крупным открытием в области погребальных обрядов финикийцев. Дальнейшие раскопки помогли обнаружить строения древней гавани и огромный U-образный стадион, размерами и планировкой схожий со стадионом в греческой Олимпии.
По обе стороны от стадиона стояли оба городских храма. Главный именовался маабед, его посвятили богу-покровителю мореплавателей Мелькарту. Амрит стоял на берегу Средиземного моря, финикийцы были прославленными мореходами и торговцами, и покровительство бога, способного наслать ураган и потопить судно, оказывалось крайне необходимым. В архитектуре храма заметно влияние месопотамского и египетского зодчества.
Территория нынешней сирийской мухафазы Тартус с глубокой древности — морской торговый форпост страны: товары доставлялись сюда караванами из Ассирии, Вавилона и Персии, а через морской порт Тартус отправлялись во все города Средиземноморья.
Латинское название города — Антарадус, что означает «город напротив Арвада». Впоследствии название много раз искажалось, пока не приняло устоявшуюся форму Тартус.
Мухафаза Тартус — одна из 14 мухафаз Сирии, у нее есть выход к Средиземному морю. Рельеф мухафазы преимущественно горный, с высотами 300-400 м: это западные отроги Сирийского берегового хребта, или Джебель-Ансария, протянувшегося с севера на юг вдоль моря. Между горами — речные долины. Вдоль моря — узкая прибрежная полоса.
Территория нынешней мухафазы Тартус в древние времена являлась частью Финикии. В дальнейшем в результате завоеваний становилась частью Ассирии и Вавилонии. Недолго пробыв в составе империи Александра Македонского, в IV в. вошла в состав государства Селевкидов. В эпоху Древнего Рима здешний край покорили римские легионы, и он вошел в римскую провинцию Сирия.
Ислам пришел в Сирию в 661 г., едва Дамаск стал столицей Арабского халифата при Омейядах. XII в. — период крестовых походов и попытка крестоносцев создать, в том числе и в Тартусе, христианские государства, не просуществовавшие и ста лет.
С XIII в. Тартус захватывают мамлюки, и земли входят в состав их империи. В 1400 г. значительная часть территории подверглась разрушениям войсками Тимуридов. А с 1517 г. и еще на протяжении четырех веков Тартус — в составе Османской империи.
После распада Османской империи и раздела ее территорий Тартус — в составе подмандатной территории Франции, часть государства Алавитов, существовавшего в 1923-1936 гг.
С 1946 г. — в составе независимой Сирии.
Этническая картина мухафазы довольно одноообразная: подавляющее большинство — сирийские арабы, преобладающий язык — арабский.
Местное население занято в сельском хозяйстве, выращивая фрукты и овощи и разводя овец. Более престижной считается работа на службе правительства, что в условиях непрекращающейся гражданской войны стало довольно затруднительным.
Совершенно особый вид заработка — обслуживание желающих стать беженцем. Поток беженцев через Тартус велик, люди отдают все сбережения владельцам катеров и небольших судов, с риском для пассажиров доставляющих беженцев в соседнюю Турцию или даже Грецию.
Самая известная достопримечательность здешних мест после города Тартус — концентрический замок Маргат. Построенный мусульманами в XII в. на холме высотой 36 м, он контролировал дорогу между Триполи и Латакией. Замок захватывали византийцы, затем — крестоносцы князя Галилеи Танкреда Тарентского (1072-1112 гг.), потом его купили рыцари ордена госпитальеров. Со своими 14 башнями замок считался неприступным, и даже сам Саладин вынужден был отступить от его стен в 1188 г. В конце концов, замок сдали сами рыцари-госпитальеры мамлюкам под угрозой взрыва.
Тартус — второй по величине портовый город в Сирии после Латакии и самый большой город мухафазы. Исторический центр Тартуса состоит из более современных зданий, построенных на стенах и внутри стен крепости времен крестоносцев, ров от которой до сих пор отделяет Старый город от Нового.
В мирные времена Тартус пользовался славой крупного курорта, сюда приезжали туристы со всего мира, чтобы увидеть крепость Маргат и кафедральный собор крестоносцев. Сегодня эхо гражданской войны в Сирии доходит и до этих мест, где периодически подрывают себя террористы-смертники. Но Тартусский порт работает и сегодня, обслуживая в основном грузопоток из Ирака и обратно. В порту города располагалась ранее советская, а сегодня — последняя российская военно-морская база за рубежом.
Общая информация
Местонахождение: запад Сирии.
Административный статус: город и мухафаза (область) в Сирии.
Административное деление мухафазы: 5 минтаки (района) — Кэш-Шейх-Бадр, Банияс, Дурейкиш, Сафита и Тартус.
Административный центр: город Тартус — 93 054 чел. (2008 г.).
Города: Эш-Шайх-Бадр — 47982 чел., Банияс — 42 128 чел., Дурейкиш — 28 749 чел. (2008 г.).
Основание города Тартус: 2-е тыс. до н.э.
Учреждение мухафазы Тартус: 1946 г.
Языки: арабский, греческий.
Этнический состав: сирийские и палестинские арабы, греки.
Религия: ислам (суннизм, исмаилизм, алавизм), христианство (Мелькитская греческая католическая церковь, православие), религия друзов.
Денежная единица: сирийский фунт.
Соседние мухафазы, страны и акватории: на севере — Латакия, на северо-востоке — Хама, на юго-востоке — Хомс, на юге — Ливан, на западе — Средиземное море.
Административный статус: город и мухафаза (область) в Сирии.
Административное деление мухафазы: 5 минтаки (района) — Кэш-Шейх-Бадр, Банияс, Дурейкиш, Сафита и Тартус.
Административный центр: город Тартус — 93 054 чел. (2008 г.).
Города: Эш-Шайх-Бадр — 47982 чел., Банияс — 42 128 чел., Дурейкиш — 28 749 чел. (2008 г.).
Основание города Тартус: 2-е тыс. до н.э.
Учреждение мухафазы Тартус: 1946 г.
Языки: арабский, греческий.
Этнический состав: сирийские и палестинские арабы, греки.
Религия: ислам (суннизм, исмаилизм, алавизм), христианство (Мелькитская греческая католическая церковь, православие), религия друзов.
Денежная единица: сирийский фунт.
Соседние мухафазы, страны и акватории: на севере — Латакия, на северо-востоке — Хама, на юго-востоке — Хомс, на юге — Ливан, на западе — Средиземное море.
Цифры
Площадь мухафазы: 1896 км2.
Население мухафазы: 1 064 570 чел. (2012 г.), население г. Тартус — 115 769 чел. (2004 г.).
Плотность населения мухафазы: 561,5 чел/км2.
Удаленность: руины Амрита — 6 км к югу от города Тартус, Тартус — 220 км к северо-западу от Дамаска.
Амрит: стадион — длина 230 м, ширина 30-40 м; храм Мелькарта: длина — 49 м, ширина — 47 м; вертикальные надгробия некрополя — высота до 19,5 м, диаметр основания до 3 м.
Остров Арвад: площадь — 20 га, расстояние от берега — 3,5 км, население — 4403 чел. (2004 г.), плотность населения — 22 015 чел/км2.
Население мухафазы: 1 064 570 чел. (2012 г.), население г. Тартус — 115 769 чел. (2004 г.).
Плотность населения мухафазы: 561,5 чел/км2.
Удаленность: руины Амрита — 6 км к югу от города Тартус, Тартус — 220 км к северо-западу от Дамаска.
Амрит: стадион — длина 230 м, ширина 30-40 м; храм Мелькарта: длина — 49 м, ширина — 47 м; вертикальные надгробия некрополя — высота до 19,5 м, диаметр основания до 3 м.
Остров Арвад: площадь — 20 га, расстояние от берега — 3,5 км, население — 4403 чел. (2004 г.), плотность населения — 22 015 чел/км2.
Климат и погода
Средиземноморский с жарким, засушливым летом и очень мягкой, дождливой зимой.
Средняя температура января: +12,5°С.
Средняя температура июля: +26°С.
Среднегодовое количество осадков: до 800 мм.
Среднегодовая относительная влажность: 60%.
Средняя температура января: +12,5°С.
Средняя температура июля: +26°С.
Среднегодовое количество осадков: до 800 мм.
Среднегодовая относительная влажность: 60%.
Экономика
Морской порт Тартус.
Сельское хозяйство: растениеводство (пшеница, ячмень, томаты, арбузы, морковь, грейпфруты, оливы, миндаль), животноводство (овцы, козы).
Сфера услуг: транспортные, торговые.
Сельское хозяйство: растениеводство (пшеница, ячмень, томаты, арбузы, морковь, грейпфруты, оливы, миндаль), животноводство (овцы, козы).
Сфера услуг: транспортные, торговые.
Достопримечательности
Природные
Пещеры Эйн-Ибрахайм, дубовый лес Эльшикх-Аббас, минеральные источники Дурайкиш.
Исторические
Руины финикийского города Амрит (гавань, стадион, храм Мелькарта, «второй» храм, 3 тыс. — 48 г. до н.э.), раскопки Симиры (Телль-Казел, ок. 3-го тыс. до н.э.), замок Маргат (Маргаб или Калаат Эль-Маркаб, 1062 г.), руины замка Эль-Кадмус (до XII в.).
Город Тартус
Кафедральный собор Богоматери Тартусской (музей, XII в.), Старый город, остров Арвад (район Тартус).
Любопытные факты
- Историки, изучающие средневековые фортификационные сооружения, указывают, что по своей мощи замок Маргат если и не превосходил знаменитый замок Крак де Шевалье, то уж точно ни в чем ему не уступал, оставаясь, по их выражению, «идеальной военной машиной».
- Название деревни Сауда переводится с арабского как «черная». Название указывает на цвет базальта, из которого жители деревни прежде строили дома. В эпоху Османской империи добыча черного базальта стала основным занятием жителей деревни. Профессия исчезла, когда в сирийские деревни пришел дешевый железобетон.
- В зимнее время года на Средиземном море случаются сильные штормы, поэтому жители острова Арвад временно перебираются на материк — в Тартус, где остаются до весны.
- Амрит считается единственным местом в Сирии, руины которого, пусть и частично, передают особенности финикийской цивилизации. В том числе главную: способность финикийцев перенимать и переосмысливать внешнее влияние других цивилизаций, в том числе персидской, греческой и египетской.
- Позднейшие исследования амритского стадиона показали, что его возраст — около 1500 лет до н. э. Археологи утверждают, что масштабные спортивные состязания между городами и странами проводились в Амрите за несколько веков до Олимпийских игр в Греции.
- Предположительно, стадион в Амрите служил местом проведения состязаний, имевших культовое значение и связанных с обрядами посвящения и отпевания. «Похоронные состязания» посвящались памяти недавно усопших уважаемых граждан города.