Немрут-Даг (гора)
Археологический памятник Турции
Гора Немрут-Даг расположена в Таврских горах на юго-востоке Турции в иле Адыяман. Ее нередко путают с одноименным активным стратовулканом в системе Армянского нагорья на востоке Турции.
После того как в 190 г. до н. э. римляне разбили армию Селевкидского государства в битве при Магнезии, владения Селевкидов стали распадаться на отдельные небольшие царства. Одним из них в 163 г. до н. э. стало Комагенское царство.
Гора Немрут-Даг прежде находилась в пределах владений Комагенского царства. Со времени существования этого государства практически не осталось каких-либо археологических памятников, так как большинство из них были разрушены турецкими властями. Однако гора Немрут-Даг сохранила одно из архитектурных сокровищ Комагена.
Антиох I Теос (86-38 гг. до н. э.) был царем Комагенского государства из армянской династии Ервандидов. Ко времени его восшествия на престол Комаген был очень разнородным с религиозной точки зрения, и молодому государству было необходимо единство в этом вопросе. Поэтому одной из задач, которые поставил перед собой правитель, было создание новой религии на основе привычных для местных жителей верований.
И задача эта была решена Антиохом, но… довольно необычным путем. Пантеон составили не только армянские, греческие и персидские божества, но и сам Антиох, а также представители его рода. Последователям нового религиозного течения обещали счастливую жизнь и спасение души. Таким образом, благодаря религиозной реформе он не только сделал шаг к объединению царства, но и обеспечил безопасность своей династии.
Новой религии нужно было подкрепление не только верой, но и архитектурой. Еще при жизни, в 62 г. до н. э., Антиох повелел построить на вершине горы Немруг-Даг гробницу-святилище, при которой после его смерти должны были проходить торжественные церемонии. Комплекс был возведен на высоте 2150 м над уровнем моря.
Похоронен Антиох был так, как он и просил в своем завещании, — в святилище на горе Немрут-Даг. Но, несмотря на его старания и надежду на то, что потомки будут следовать новым правилам и проводить пышные праздники на вершине горы, культ просуществовал недолго и был забыт вскоре после смерти Антиоха. Тем не менее несколько человек из числа его преемников повелели соорудить свои гробницы на Немрут-Даге по соседству с усыпальницей Антиоха.
Европейцам посчастливилось найти культовый комплекс на Немрут-Даге лишь в 1881 г. Одним из первооткрывателей этого места считается немецкий инженер Карл Сестер, который занимался здесь проработкой транспортной системы. В 1882-1883 гг. на Немрут-Даге работали немецкие археологи Отто Пухштейн и Карл Хуман.
Во время раскопок так и не было найдено подтверждение того, что Антиох I Теос был похоронен на Немрут-Даге. Однако до сих пор считается, что именно его гробница была центральным сооружением комплекса и здесь он обрел покой.
В 1987 г. археологические находки эпохи Комагена на вершине горы Немрут-Даг были включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
В комплексе Немрут-Даг все было предусмотрено для проведения ежемесячных церемоний. Территория была разделена на три террасы, которые украшали статуи божеств, барельефы с изображением предков божественного Антиоха, а также охранительные статуи. Во время церемоний процессии должны были обходить всю территорию, поэтому для удобства террасы были соединены специальными проходами.
По сей день на вершине горы Немрут-Даг можно увидеть заветы Антиоха, выраженные языком камня.
В центре святилища на Немрут-Даге расположен каменный курган высотой почти 50 м и шириной у основания 150 м. Предполагается, что именно этот курган был местом захоронения Антиоха I Теоса. Существует предположение, что курган из мелких камней был насыпан над гробницей царя, чтобы обезопасить место его захоронения от расхитителей. Как на собственном опыте проверили археологи, пытавшиеся изучить внутреннее убранство кургана, любые попытки пробиться сквозь насыпь заканчивались тем, что только что откопанные участки тут же заново засыпались камнями.
Вокруг кургана по краям скалы, на которой был сооружен культовый комплекс, были созданы три террасы: западная, восточная и северная. Первоначально эти террасы были украшены величественными изваяниями богов в сидячих позах. Среди них — Зевс-Арамазд, Аполлон, Геркулес-Ваагн, а также Тихе Коммагенская и сам Антиох. Божества нового пантеона носили сразу несколько имен. Это связано с тем, что Антиох пытался объединить персидские, греческие и армянские верования, а в них многие божества были похожи, но носили различные имена. Так, Зевс-Арамазд объединил в одном лице греческого и армянского верховных богов и громовержцев.
Высота изваяний достигает 9 м. Особенностью этих статуй является их оформление, свидетельствовавшее о попытке смешения греческих, армянских и персидских традиций. Хотя лица божеств были изображены по греческим канонам, одеяния исполинов были сделаны в персидском и армянском духе. Каждую из статуй охраняли небольшие фигуры львов и орлов.
На территории комплекса также были найдены остатки барельефов, которые некогда служили украшением культовых построек. На них изображены предки Антиоха I Теоса. Предполагается, что к своим прадедам Антиох причислил Александра Македонского и персидского царя Дария.
На западной террасе сохранилась плита с барельефом, изображающим льва. На этом барельефе также зафиксировано расположение Марса, Меркурия и Юпитера на 7 июля 62 г. до н. э. Предполагается, что именно в этот день был дан старт строительству культового комплекса.
Исследователи пришли к выводу, что прежде западную и восточную террасы связывал проход, по которому, как предполагается, должны были проходить церемониальные процессии.
В целом святилище на вершине Немрут-Дага сохранилось довольно хорошо, но особенности географического расположения сказались на судьбе некоторых сооружений. Разрушительное действие оказывали периодические землетрясения. Эрозию усиливает и снег: в условиях современного климата снег покрывает территорию комплекса на протяжении полугода.
Больше всего досталось изваяниям богов. По различным версиям, в результате одного из землетрясений или же сознательного уничтожения религиозных символов изваяния лишились голов. Восстанавливать их первоначальный облик специалисты не стали, и теперь головы выставлены отдельно от каменных тел по всей территории комплекса.
После того как в 190 г. до н. э. римляне разбили армию Селевкидского государства в битве при Магнезии, владения Селевкидов стали распадаться на отдельные небольшие царства. Одним из них в 163 г. до н. э. стало Комагенское царство.
Гора Немрут-Даг прежде находилась в пределах владений Комагенского царства. Со времени существования этого государства практически не осталось каких-либо археологических памятников, так как большинство из них были разрушены турецкими властями. Однако гора Немрут-Даг сохранила одно из архитектурных сокровищ Комагена.
Антиох I Теос (86-38 гг. до н. э.) был царем Комагенского государства из армянской династии Ервандидов. Ко времени его восшествия на престол Комаген был очень разнородным с религиозной точки зрения, и молодому государству было необходимо единство в этом вопросе. Поэтому одной из задач, которые поставил перед собой правитель, было создание новой религии на основе привычных для местных жителей верований.
И задача эта была решена Антиохом, но… довольно необычным путем. Пантеон составили не только армянские, греческие и персидские божества, но и сам Антиох, а также представители его рода. Последователям нового религиозного течения обещали счастливую жизнь и спасение души. Таким образом, благодаря религиозной реформе он не только сделал шаг к объединению царства, но и обеспечил безопасность своей династии.
Новой религии нужно было подкрепление не только верой, но и архитектурой. Еще при жизни, в 62 г. до н. э., Антиох повелел построить на вершине горы Немруг-Даг гробницу-святилище, при которой после его смерти должны были проходить торжественные церемонии. Комплекс был возведен на высоте 2150 м над уровнем моря.
Похоронен Антиох был так, как он и просил в своем завещании, — в святилище на горе Немрут-Даг. Но, несмотря на его старания и надежду на то, что потомки будут следовать новым правилам и проводить пышные праздники на вершине горы, культ просуществовал недолго и был забыт вскоре после смерти Антиоха. Тем не менее несколько человек из числа его преемников повелели соорудить свои гробницы на Немрут-Даге по соседству с усыпальницей Антиоха.
Европейцам посчастливилось найти культовый комплекс на Немрут-Даге лишь в 1881 г. Одним из первооткрывателей этого места считается немецкий инженер Карл Сестер, который занимался здесь проработкой транспортной системы. В 1882-1883 гг. на Немрут-Даге работали немецкие археологи Отто Пухштейн и Карл Хуман.
Во время раскопок так и не было найдено подтверждение того, что Антиох I Теос был похоронен на Немрут-Даге. Однако до сих пор считается, что именно его гробница была центральным сооружением комплекса и здесь он обрел покой.
В 1987 г. археологические находки эпохи Комагена на вершине горы Немрут-Даг были включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
В комплексе Немрут-Даг все было предусмотрено для проведения ежемесячных церемоний. Территория была разделена на три террасы, которые украшали статуи божеств, барельефы с изображением предков божественного Антиоха, а также охранительные статуи. Во время церемоний процессии должны были обходить всю территорию, поэтому для удобства террасы были соединены специальными проходами.
По сей день на вершине горы Немрут-Даг можно увидеть заветы Антиоха, выраженные языком камня.
В центре святилища на Немрут-Даге расположен каменный курган высотой почти 50 м и шириной у основания 150 м. Предполагается, что именно этот курган был местом захоронения Антиоха I Теоса. Существует предположение, что курган из мелких камней был насыпан над гробницей царя, чтобы обезопасить место его захоронения от расхитителей. Как на собственном опыте проверили археологи, пытавшиеся изучить внутреннее убранство кургана, любые попытки пробиться сквозь насыпь заканчивались тем, что только что откопанные участки тут же заново засыпались камнями.
Вокруг кургана по краям скалы, на которой был сооружен культовый комплекс, были созданы три террасы: западная, восточная и северная. Первоначально эти террасы были украшены величественными изваяниями богов в сидячих позах. Среди них — Зевс-Арамазд, Аполлон, Геркулес-Ваагн, а также Тихе Коммагенская и сам Антиох. Божества нового пантеона носили сразу несколько имен. Это связано с тем, что Антиох пытался объединить персидские, греческие и армянские верования, а в них многие божества были похожи, но носили различные имена. Так, Зевс-Арамазд объединил в одном лице греческого и армянского верховных богов и громовержцев.
Высота изваяний достигает 9 м. Особенностью этих статуй является их оформление, свидетельствовавшее о попытке смешения греческих, армянских и персидских традиций. Хотя лица божеств были изображены по греческим канонам, одеяния исполинов были сделаны в персидском и армянском духе. Каждую из статуй охраняли небольшие фигуры львов и орлов.
На территории комплекса также были найдены остатки барельефов, которые некогда служили украшением культовых построек. На них изображены предки Антиоха I Теоса. Предполагается, что к своим прадедам Антиох причислил Александра Македонского и персидского царя Дария.
На западной террасе сохранилась плита с барельефом, изображающим льва. На этом барельефе также зафиксировано расположение Марса, Меркурия и Юпитера на 7 июля 62 г. до н. э. Предполагается, что именно в этот день был дан старт строительству культового комплекса.
Исследователи пришли к выводу, что прежде западную и восточную террасы связывал проход, по которому, как предполагается, должны были проходить церемониальные процессии.
В целом святилище на вершине Немрут-Дага сохранилось довольно хорошо, но особенности географического расположения сказались на судьбе некоторых сооружений. Разрушительное действие оказывали периодические землетрясения. Эрозию усиливает и снег: в условиях современного климата снег покрывает территорию комплекса на протяжении полугода.
Больше всего досталось изваяниям богов. По различным версиям, в результате одного из землетрясений или же сознательного уничтожения религиозных символов изваяния лишились голов. Восстанавливать их первоначальный облик специалисты не стали, и теперь головы выставлены отдельно от каменных тел по всей территории комплекса.
Общая информация
Месторасположение: вершина горы Немрут-Даг на юго-востоке Турции.Административная принадлежность: ил Адыяман.
Время строительства: 62 г. до н. э.
Статус: объект Всемирного наследия ЮНЕСКО (1987 г.).
Статус: объект Всемирного наследия ЮНЕСКО (1987 г.).
Язык: турецкий.
Ближайший аэропорт: международный аэропорт Малатья.
Размеры кургана: 49,8 м в длину и 150 м в ширину.
Цифры
Высота над уровнем моря: 2150 м.Размеры кургана: 49,8 м в длину и 150 м в ширину.
Высота статуй: 8-9 м.
Средняя температура июля (Юго-Восточная Анатолия): +21°С.
Средняя температура января (Юго-Восточная Анатолия): -1°С.
Климат и погода
Континентальный, характерен низкий уровень влажности и ярко выраженная смена сезонов.Средняя температура июля (Юго-Восточная Анатолия): +21°С.
Средняя температура января (Юго-Восточная Анатолия): -1°С.
Среднегодовое количество осадков (Юго-Восточная Анатолия): 481 мм.
Достопримечательности
■ Курган Антиоха I Теоса.■ Статуи божеств: Зевс-Арамазд, Аполлон, Геркулес-Ваагн, Тихе Коммагенская, Антиох.
■ Барельеф с изображением льва, на котором отображено положение Марса, Меркурия и Юпитера на 7 июля 62 г. до н. э.
Любопытные факты
■ После Антиоха I Теоса Кармагеном правили еще пять царей. В 72 г. царство вошло в состав Римской империи.■ С названием горы Нимрут-Даг связана легенда. Считается, что вершина получила свое название по имени Нимруда — героя азиатских преданий. Предполагается, что именно он повелел построить печально известную Вавилонскую башню, желая побороться с богом. Когда сооружение было готово, он поднялся на его крышу и выстрелил в небо. Бог прогневался и сбросил Немрута и его башню в пропасть, которая затем заполнилась водой.
■ На одном из барельефов на территории комплекса Немрут-Даг сохранилось завещание Антиоха. Оно содержит указания потомкам о том, как они должны проводить церемонии на территории святилища. Так, он желал, чтобы его день рождения отмечался ежегодно, чтобы праздничные церемонии проходили каждый месяц. Все должно было быть организовано поистине роскошно, с возжиганием благовоний и организацией пиршеств с самыми дорогими блюдами и винами. Каждый подданный бога в человеческом обличии должен был отведать угощение с праздничного стола.