Антиохия (античный город)
Античный город Турции
Антиохия — один из самых известных городов античного времени, прославившийся богатствами материальными и архитектурными, от которых остались лишь легенды. Несмотря на то что в древней истории известны шестнадцать городов с таким названием и на их месте сохранились хотя бы руины отдельных зданий, исчезнувшая Антиохия на Оронте все же самая известная.
Задолго до появления Антиохии на этом месте находилось финикийское поселение Мероя, известное храмом во славу Анат — богини охоты и войны и сестры самого верховного финикийского бога Баала. К тому времени, как здесь появились селевкиды, богиня Анат под эллинским влиянием в представлении местных жителей уже отождествлялась с Афиной Палладой.
Паломничество в храм считалось в Древней Греции делом весьма почетным, хотя и небезопасным из-за постоянной угрозы нападения кочевников с юго-востока. Тут же, у подножия горы Сильпия, находилось еще одно поселение — Иополис, названное так в честь Ио — богини Луны, что впоследствии использовали антиохийцы как доказательство своего происхождения от ионийцев — одного из главных древнегреческих племен.
К слову, антиохийцы были известны в древнем мире кичливостью, заносчивостью и распущенностью нравов, что служило темой множества острот в античной литературе.
Поселения на месте будущей Антиохии успешно вели торговлю, выступая посредником между Ближним Востоком и Малой Азией, когда здесь появился Селевк I Никатор — полководец и сын полководца по имени Антиох.
В 23 года, в 334 г. до н. э., Селевк присоединился к Александру Македонскому, вышедшему в поход на Азию. Перед вторжением в Индию, в 327 г. до н. э., Селевк, прославившийся отвагой, граничившей с безрассудством, удостоился должности командира гвардии Александра — Агираспидов, или «Серебряных щитов». После смерти Александра Селевк стал вторым человеком в армии огромного государства, и со временем стал повелителем значительной части бывшей империи Александра. Селевк погиб последним из полководцев Александра в результате предательства.
При жизни, в 300 г. до н. э., Селевк I Никатор основал столицу своего царства и назвал ее Антиохией в честь отца.
Задолго до появления Антиохии на этом месте находилось финикийское поселение Мероя, известное храмом во славу Анат — богини охоты и войны и сестры самого верховного финикийского бога Баала. К тому времени, как здесь появились селевкиды, богиня Анат под эллинским влиянием в представлении местных жителей уже отождествлялась с Афиной Палладой.
Паломничество в храм считалось в Древней Греции делом весьма почетным, хотя и небезопасным из-за постоянной угрозы нападения кочевников с юго-востока. Тут же, у подножия горы Сильпия, находилось еще одно поселение — Иополис, названное так в честь Ио — богини Луны, что впоследствии использовали антиохийцы как доказательство своего происхождения от ионийцев — одного из главных древнегреческих племен.
К слову, антиохийцы были известны в древнем мире кичливостью, заносчивостью и распущенностью нравов, что служило темой множества острот в античной литературе.
Поселения на месте будущей Антиохии успешно вели торговлю, выступая посредником между Ближним Востоком и Малой Азией, когда здесь появился Селевк I Никатор — полководец и сын полководца по имени Антиох.
В 23 года, в 334 г. до н. э., Селевк присоединился к Александру Македонскому, вышедшему в поход на Азию. Перед вторжением в Индию, в 327 г. до н. э., Селевк, прославившийся отвагой, граничившей с безрассудством, удостоился должности командира гвардии Александра — Агираспидов, или «Серебряных щитов». После смерти Александра Селевк стал вторым человеком в армии огромного государства, и со временем стал повелителем значительной части бывшей империи Александра. Селевк погиб последним из полководцев Александра в результате предательства.
При жизни, в 300 г. до н. э., Селевк I Никатор основал столицу своего царства и назвал ее Антиохией в честь отца.
Решение о месте строительства главного города государства было принято сообразно планам его расширения: Селевк желал обогатить свою империю, а Антиохия стояла на пересечении торговых путей. Это позволяло расширить не только торговые, но и информационные связи, разнести весть о богатстве и славе Антиохии по всему миру. Процветанию города также способствовали плодородие местных почв и возможность использовать воды Оронта, в том числе для орошения.
Город, в котором жило полмиллиона человек, был устроен по принципу военного лагеря (сказалось походное прошлое его основателя): разделен он был на четыре квартала, каждый был окружен отдельной стеной, и весь город дополнительно окружали еще более высокие и отлично укрепленные стены. Был построен дворец Селевка и сохранен старый храм богини Тихе, теперь именовавшийся храмом Артемиды.
Антиохия была одной из столиц государства Селевкидов и стояла на стратегически важном торговом пути, контролировала торговлю между Востоком и Западом, между Ближним Востоком и Малой Азией.
В отличие от многих других античных городов, от Антиохии не сохранились даже руины, лишь отдельные предметы, найденные археологами.
После распада империи Селевкидов Антиохия непродолжительное время находилась в составе Великой Армении эпохи Тиграна II (95-55 гг. до н. э.), прежде чем была завоевана римлянами. С 64 г. Антиохия входила в состав римской провинции Сирия и служила резиденцией наместника. Бывший дворец Селевка облюбовал для себя полководец Гней Помпей. Город был столь велик и прекрасен, что восхищенный император Коммод (161-192 гг.) повелел провести в нем Олимпийские игры.
Закат Римской империи совпал с расцветом христианства в Антиохии: христиан здесь не преследовали, и после смерти первомученика Стефана гонимые христиане бежали из Иерусалима именно в Антиохию.
В I в. Антиохия стала местом крещения апостола Павла, отсюда Павел отправлялся в свои миссионерские путешествия на Кипр и в другие земли, и здесь же после проповеди Павла и Варнавы образовалась первая община из обращенных язычников Древнего Рима.
В истории христианства Антиохия навсегда осталась городом, где, по преданию, спустя всего лишь два десятка лет после смерти Иисуса Христа его последователей впервые стали называть христианами.
В Антиохии было проведено десять Вселенских Соборов, здесь располагалась резиденция патриарха. В наши дни патриарх Антиохийский живет в Дамаске, но сохраняет прежний титул.
Постепенно переживавшая упадок Аниохия снова стала крупным политическим, торгово-ремесленным и религиозным центром. О ее размерах можно судить хотя бы по тому трагическому факту, что при землетрясении 115 г. погибло 200 тыс. жителей. В 526 г. еще более сильное землетрясение едва не сровняло Антиохию с землей.
Бесчисленные войны и грабежи также способствовали ее уничтожению. Например, в 538 г. Антиохию захватил иранский шах Хосров I Ануширван: он не только разрушил город, но еще и увез с собой ремесленников.
Частично город восстановил византийский император Юстиниан Великий: он возвел здесь прекрасные здания и храмы, и в VI-VII вв. Антиохия входила в состав Византии.
К тому времени, как город захватили арабы калифа Омара в 637-638 гг., Антиохия уже утратила прежнее значение.
Некоторая надежда на восстановление прежнего влияния появилась в 1098 г., когда городом овладели крестоносцы и он превратился в важный центр распространения христианства на Ближнем Востоке. Этому способствовало то, что крестоносцы сделали Антиохию столицей Антиохийского княжества (1098-1268 гг.) — одного из самых могущественных государств крестоносцев.
Однако власть крестоносцев оказалась недолговечной, и в 1268 г. Антиохия была захвачена и разграблена мамлюками, а в 1401 г. — войсками Тимура.
В 1516 г. Антиохию — тогда уже незначительный провинциальный городок — завоевали турки, и она была присоединена к Османской империей под новым именем — Антакья (так турки произносили древнее название города).
Больше осад и штурмов Антиохии не было, но точку в ее истории поставили землетрясения, в частности 1822 и 1872 гг., когда было разрушено все античное наследие города. Сейчас на месте Антиохии — турецкий город Антакья.
Город, в котором жило полмиллиона человек, был устроен по принципу военного лагеря (сказалось походное прошлое его основателя): разделен он был на четыре квартала, каждый был окружен отдельной стеной, и весь город дополнительно окружали еще более высокие и отлично укрепленные стены. Был построен дворец Селевка и сохранен старый храм богини Тихе, теперь именовавшийся храмом Артемиды.
Антиохия была одной из столиц государства Селевкидов и стояла на стратегически важном торговом пути, контролировала торговлю между Востоком и Западом, между Ближним Востоком и Малой Азией.
В отличие от многих других античных городов, от Антиохии не сохранились даже руины, лишь отдельные предметы, найденные археологами.
После распада империи Селевкидов Антиохия непродолжительное время находилась в составе Великой Армении эпохи Тиграна II (95-55 гг. до н. э.), прежде чем была завоевана римлянами. С 64 г. Антиохия входила в состав римской провинции Сирия и служила резиденцией наместника. Бывший дворец Селевка облюбовал для себя полководец Гней Помпей. Город был столь велик и прекрасен, что восхищенный император Коммод (161-192 гг.) повелел провести в нем Олимпийские игры.
Закат Римской империи совпал с расцветом христианства в Антиохии: христиан здесь не преследовали, и после смерти первомученика Стефана гонимые христиане бежали из Иерусалима именно в Антиохию.
В I в. Антиохия стала местом крещения апостола Павла, отсюда Павел отправлялся в свои миссионерские путешествия на Кипр и в другие земли, и здесь же после проповеди Павла и Варнавы образовалась первая община из обращенных язычников Древнего Рима.
В истории христианства Антиохия навсегда осталась городом, где, по преданию, спустя всего лишь два десятка лет после смерти Иисуса Христа его последователей впервые стали называть христианами.
В Антиохии было проведено десять Вселенских Соборов, здесь располагалась резиденция патриарха. В наши дни патриарх Антиохийский живет в Дамаске, но сохраняет прежний титул.
Постепенно переживавшая упадок Аниохия снова стала крупным политическим, торгово-ремесленным и религиозным центром. О ее размерах можно судить хотя бы по тому трагическому факту, что при землетрясении 115 г. погибло 200 тыс. жителей. В 526 г. еще более сильное землетрясение едва не сровняло Антиохию с землей.
Бесчисленные войны и грабежи также способствовали ее уничтожению. Например, в 538 г. Антиохию захватил иранский шах Хосров I Ануширван: он не только разрушил город, но еще и увез с собой ремесленников.
Частично город восстановил византийский император Юстиниан Великий: он возвел здесь прекрасные здания и храмы, и в VI-VII вв. Антиохия входила в состав Византии.
К тому времени, как город захватили арабы калифа Омара в 637-638 гг., Антиохия уже утратила прежнее значение.
Некоторая надежда на восстановление прежнего влияния появилась в 1098 г., когда городом овладели крестоносцы и он превратился в важный центр распространения христианства на Ближнем Востоке. Этому способствовало то, что крестоносцы сделали Антиохию столицей Антиохийского княжества (1098-1268 гг.) — одного из самых могущественных государств крестоносцев.
Однако власть крестоносцев оказалась недолговечной, и в 1268 г. Антиохия была захвачена и разграблена мамлюками, а в 1401 г. — войсками Тимура.
В 1516 г. Антиохию — тогда уже незначительный провинциальный городок — завоевали турки, и она была присоединена к Османской империей под новым именем — Антакья (так турки произносили древнее название города).
Больше осад и штурмов Антиохии не было, но точку в ее истории поставили землетрясения, в частности 1822 и 1872 гг., когда было разрушено все античное наследие города. Сейчас на месте Антиохии — турецкий город Антакья.
Общая информация
Местонахождение: граница Ближнего Востока и Малой Азии, юго-восток современной Турции.Административная принадлежность: иль (область) Хатай, Турция.
Дата основания: 300 г до н. э.
Современный населенный пункт: город Антакья — 216 960 чел. (2012 г.).
Языки: турецкий, арабский.
Религии: ислам (суннизм), алавизм, христианство.
Этнический состав: турки, арабы.
Денежная единица: турецкая лира.
Крупная река: Оронт.
Пещерная церковь Св. Петра (гора Стариус): глубина — 13 м, ширина — 9,5 м, высота — 7 м.
Денежная единица: турецкая лира.
Крупная река: Оронт.
Цифры
Удаленность: около 40 км на восток от Средиземного моря, 300 км на север от города Дамаск.Пещерная церковь Св. Петра (гора Стариус): глубина — 13 м, ширина — 9,5 м, высота — 7 м.
Климат и погода
Средиземноморский.Средняя температура января: +7°С.
Средняя температура июля: +26°С.
Среднегодовое количество осадков: 1145 мм.
Среднегодовое количество осадков: 1145 мм.
Относительная влажность воздуха: 60%.
Экономика
Полезные ископаемые: зеленый мрамор.Промышленность: пищевая, табачная и текстильная.
Торговый центр сельскохозяйственного района.
Традиционные ремесла: лавровое мыло, ковроткачество, изделия из кожи и шелка.
Торговый центр сельскохозяйственного района.
Традиционные ремесла: лавровое мыло, ковроткачество, изделия из кожи и шелка.
Сфера услуг: туристические, торговые, транспортные.
Достопримечательности
■ Природные: река Оронт, горный хребет Hyp (Аманос), водопад Харбийе, пещеры Безикли.■ Культурные: Хатайский археологический музей.
■ Исторические: римские постройки(городская стена, стадионы, термы Диоклетиана, дома с мозаичными вымостками I в.), церковь Св. Петра (около 1100 г., реконструкция XIX в.), район Старого рынка, кинотеатр «Гундуз» (бывшее здание парламента иля Хатай).
■ Культовые: оттоманская мечеть Хабиб-и-Неккар Камий, монастырь Св. Симона.
Любопытные факты
■ Селевк I Никатор основал около 75 городов, среди которых — шестнадцать Антиохий (по имени отца), девять Селевкий, три Апамеи, одна Стратоникея, пять Лаодикей (в честь матери Лаодики). Прочие города были названы по имени императора Александра, а также македонских или греческих городов или в память о победах Селевка.■ В настоящее время женское имя Анат — одно из самых распространенных в Израиле.
■ Антиохия периода расцвета была столь богатым городом, что могла позволить себе неслыханную роскошь — ночное освещение самых широких улиц и даже дороги в соседние города.
■ При римлянах Антиохия не только была административным центром провинции Сирия, но и третьим по величине городом Римской империи после Рима и Александрии.
■ Турецкий иль (область) Хатай, в котором находится Антиохия, долго оставался причиной территориального спора между Турцией и Сирией, не признававшей турецкого суверенитета над Хатаем до начала 2005 г. Причиной разногласий послужил тот факт, что после Первой мировой войны Антиохия была частью Сирии, находившейся под французским мандатом, а в состав Турции вернулась в 1939 г.
■ Археологический музей Антакьи хранит в своих фондах вторую по величине коллекцию античных мозаик в мире.
■ Патриарх Антиохийский был одним из трех патриархов на Первом Вселенском Соборе.