Каттегат (пролив)
География
Каттегат, как и все остальные Балтийские проливы, сравнительно мелкий, особенно на порогах в южной части. Лишь несколько фарватеров пригодны для прохождения по нему крупных судов и военных кораблей. Поэтому название Каттегат, восходящее к древнескандинавскому «путь кораблей», в ганзейском жаргоне превратилось в «кошачий лаз» (то есть узкий проход), ведь «гат» может означать и корабль, и кошку. Со времен викингов это хоть и трудный и не безопасный, но очень оживленный международный морской путь. Сейчас навигация стала намного проще благодаря углублению морских каналов (откачали песок, выловили камни) и хорошо развитой системе световой сигнализации (маяки).
От пролива Скагеррак Каттегат отделяет узкий и низкий мыс Скаген — северо-восточная оконечность Ютландии. Пролив Каттегат также имеет выход в Северное море через судоходный пролив Лим-фьорд. Западный датский берег Каттегата более низменный, чем отвесный и скалистый восточный шведский берег, являющийся краем обширного плато. Поросшие смешанным лесом берега Каттегата прорезаны заливами и бухтами, многие из которых представляют собой затопленные русла рек.
Интенсивная эксплуатация акватории и берегов пролива привели к тому, что в 1970-х гг. Каттегат был объявлен экологами первой «мертвой» морской зоной.
Долгое время этот важный морской путь полностью контролировала датская корона, которая к XIV в. подчинила практически все скандинавские земли. Копенгаген обеспечивал защиту от пиратов и все условия для стоянки, ремонта и торговли, а датские короли богатели, взимая за прохождение кораблей через Эресунн большие «зундские пошлины», особенно высокие с 1645 г. (до строительства Кильского канала в 1784 г. альтернативы практически не было). Швецию, которой с XIII в. принадлежал узкий «коридор» между норвежским Бохусленом и датским Халландом, ведущий к Каттегату, такое положение не устраивало. Между двумя странами постоянно вспыхивали военные конфликты, закончившиеся в XVII в. поражением Дании. В результате датско-шведских войн в 1658 г. к Швеции отошел Бохуслен с центром в Гётеборге (самый крупный город-порт в проливе), в 1660 г. — Сконе и Восточная Норвегия; утвердилась шведская гегемония на Балтийском море.
Главными отраслями экономики региона с давних пор были морской транспорт, портовая индустрия и рыболовство. Потом скандинавская промышленная революция привела к интенсивному развитию судостроения, машиностроения, нефтепереработки и других отраслей промышленности на обоих берегах пролива. Позже к ним добавился оживленный транзит нефти в не всегда исправных танкерах, и в результате случился экологический коллапс. Дания совместно с ЕЭС предпринимает целый ряд долгосрочных и дорогостоящих проектов с целью восстановления природного равновесия в регионе.
Общая информация
Соединяет Балтийское (через проливы Эресунн (Зунд), Малый Бельт и Большой Бельт) с Северным морем (через пролив Скагеррак). Водообмен между морями, определяющий постоянные течения, затруднен из-за мелководности порогов в проливах.Местоположение: между восточным берегом п-ва Ютландия и юго-западной частью Скандинавского полуострова.
Острова: Анхольт, Лесе и Самоё (Дания), Уруст (Швеция).
Цифры
Площадь: ок. 30 тыс. км2.Длина: 270 км.
Ширина: от 60 км до 120 км (на юге).
Глубина: от 7-18 м на порогах на юге до 50 и более в северной части.
Климат и погода
Умеренный морской.Среднегодовая температура воды: +10°С.
Экономика
Промышленность: портовая индустрия, тяжелое машиностроение (в т. ч. судостроение), металлургия, нефтепереработка, пищевая.Сфера услуг: транспорт (морские перевозки, в т. ч. транзит нефти, паромное сообщение), торговля (исторически в Гётеборге находилась резиденция Шведской Ост-Индской компании, торговавшей с Востоком). К середине XIX в. Гётеборг Стал крупнейшим шведским портом, через который сначала шел в основном импорт, потом также экспорт продукции местных предприятий текстильной и пищевой промышленности, с середины XX в. продукция металлургии и тяжелого машиностроения.
Достопримечательности
Восточная часть острова Анхольт известна как самая большая пустыня Северной Европы. Песчаные дюны высотой до 21 м. Там же — крупнейшая в Дании колония тюленей.
Шведский национальный заповедник Куллаберг в Сконе: ряд редких видов, суровые скалистые берега и пещеры.
Мёлле (Швеция): живописная гавань с видом на шведский Куллаберг и датский Скаген.
Гётеборг (Швеция): промышленный город, известный как центр скандинавского рока.
В обозримом будущем Дания планирует построить в южной части Каттегата мост, который должен соединить Ютландию и остров Самсё с островами Зеландии.
Любопытные факты
Острова Анхольт и Лесе называют «пустынным поясом Дании» из-за засушливого лета и истребленной растительности. На Анхольте антропопустыня появилась из-за того, что растительность столетиями вырубали для поддержания работы маяка, а на Лесе — для обеспечения топливом соляных печей.
Одна из шутливых песен Юлия Кима начинается словами: «Хорошо идти фрегату / по проливу Каттегату, — / Ветер никогда не заполощет паруса! А в проливе Скагерраке / Волны, скалы, буераки / И чудовищные раки, / Просто дыбом волоса!»
Шведский Гётеборг не имеет к немецкому классику Гёте никакого отношения. Гёты — это древнегерманское племя, сформировавшее шведскую нацию вместе со свеями.
В Средние века на острове Лесе на естественных солончаках активно добывали соль. Но после того как из-за вырубки растительности обнажились пески и стали заметать дома и сельскохозяйственные угодья, соляной промысел был запрещен. В 1980-х добычу соли средневековым методом возобновили — уже в качестве археологического эксперимента и туристического аттракциона.
В 1857 г. между Данией и Россией, Австрией, Венгрией, Бельгией, Францией, Англией, Голландией, Швецией, Норвегией и другими заинтересованными странами был заключен действующий и в настоящее время Копенгагенский трактат, регулирующий режим Датских проливов. Трактат установил свободное и беспошлинное движение судов всех стран через проливы, и Дании за отказ от взимания «зундских пошлин» выплатили около 23 млн руб., из них Российская империя выплатила около 9 млн руб.
В Первую и Вторую мировые войны Балтийское море оказывалось полностью изолированным от других морских театров из-за одностороннего контроля проливов.