Елисейские Поля, квартал Дома Инвалидов и Эйфелевой башни
Исторический Париж
В давние времена это была болотистая безлюдная местность, королевские угодья для охоты на уток. Пока Марии Медичи, королеве, вдовствующей после смерти Генриха IV, не пришла в голову мысль, что было бы неплохо проложить здесь приличную дорогу: не подобает королевским особам трястись на ухабах. И в 1616 г. такой путь в виде обсаженной деревьями прямой аллеи, начинающейся от сада Тюильри и проходящий вдоль правого берега Сены, появился с названием «Дорога королевы». В 1660-х гг по приказу Людовика XIV северо-западнее первой дороги была проложена еще одна аллея. Так сложилась главная историческая ось Парижа. В ее современном виде она начинается от двора Наполеона в Лувре и заканчивается Большой аркой Дефанс. Вернемся, однако, в историю и к авеню Елисейские Поля, самой известной части этой оси.
При Людовике XIV аллею засадили двойными рядами вязов. Когда королевский двор в 1682 г. переехал в Версаль, аллея была объявлена общедоступной проезжей и прогулочной зоной. Вязы к тому времени привольно разрослись, и как-то само собой возникло название Елисейские Поля: так радовали глаз и эти деревья, и возможность ездить и гулять здесь, в королевских местах. Элизиум (Елисейские Поля) — это в древнегреческой мифологии апология своего рода рая, места обитания героев, куда они попадают по окончании земного срока жизни и где их ничто не тревожит. В XVIII в. название стало уже официальным.
В 1800 г на Елисейских Полях было всего шесть зданий, в том числе Отель Элизе (1722 г.) графа Эврё в стиле Регентства, который в 1753 г. приобрел Людовик XV для своей фаворитки маркизы де Помпадур, которая значительно увеличила его площадь.
В 1805 г. дворец приобрел Мюрат, наполеоновский маршал. После того как он стал королем Неаполитанского королевства, там поселился сам император, распорядившись устроить на Елисейских Полях кафе, и они в большом количестве не заставили себя ждать. В 1848 г дворец стал резиденцией президента Второй республики Луи Наполеона Бонапарта, который в 1852 г. объявил себя императором Наполеоном III, но жил он во дворце Тюильри, а Елисейский дворец в 1853-1867 гг. был перестроен в стиле классицизма и с тех пор уже не менялся. С 1873 г. здесь находится резиденция президентов Франции. В 1830-е гг. возникла ландшафтная зона Елисейских Полей в стиле английского парка, разбитая на квадраты и тянущаяся до круглого в плане места перепутья пяти дорог на холме Шайо. В 1853 г. по замыслу барона Османа к ним было добавлено еще семь лучей-проспектов, идущих от пригородов Парижа, и так образовалась площадь Звезды, с 1970 г. — площадь Шарля де Голля. Кроме Елисейских Полей к стоящей на площади Триумфальной арке выходят проспекты, названные в честь маршалов Франции (авеню Карно, Марсо, Ош) или в честь военных побед (авеню Фридланд, Ваграм, Йена).
Триумфальная арка начала возводиться по воле Наполеона в 1806 г., в честь победы его армии под Аустерлицем (1805 г.), а закончена в 1836 г., став памятником самых значительных побед его Великой армии и тем самым ему самому. Арка украшена скульптурными группами: «Триумф Наполеона» по случаю подписания Венского мира 1810 г. (скульптор Ж. П. Корта), «Выступление волонтеров» против прусских войск, оккупировавших Лотарингию (1792 г.), более известная как «Марсельеза» (скульптор Ф. Рюд), «Сопротивление 1814 года» и «Мир 1815 года» (обе — скульптора А. Этекса). А также шестью барельефами, на которых изображены сцены из истории Великой Французской революции и империи. Под аркой расположена могила Неизвестного солдата.
Авеню Елисейские Поля проходит с востока на запад на правом берегу реки Сена. Берет начало от площади Согласия, доходит до площади Шарля де Голля (исторической площади Звезды) с Триумфальной аркой. От нее эта магистраль под названиями авеню Великой армии и авеню Шарля де Голля продолжается вплоть до современного делового квартала Дефанс на северо-западе Парижа. Квартал Дома Инвалидов и Эйфелевой башни расположен на левом берегу Сены в юго-западной части исторического центра города.
Дом Инвалидов и Эйфелева башня — памятники Парижа, историческое значение которых заключено в самом факте их существования. Первый — символ памяти о воинской доблести сынов Франции, второй — ее достижений в технике и техническом дизайне.
Елисейские Поля и Дом Инвалидов связаны между собой не только славой и судьбой Наполеона. Великий император умер 5 мая 1821 г. на острове Св. Елены, где пребывал в изгнании с 1815 г. Прах его был пронесен под Триумфальной аркой 15 декабря 1840 г., после чего перемещен в Дом Инвалидов, а окончательно захоронен 2 апреля 1861 г. после изготовления саркофага из красного кварцита на пьедестале темно-зеленого гранита из Вогезов.
Дом Инвалидов на плато Гренель недалеко от Сены — монументальный комплекс зданий и сооружений, занимающий в целом 13 га, — зовут чаще коротко — Инвалиды. И в то же время это дом в самом житейском смысле — для героев войн и ветеранов армии. Так его и задумал Людовик XIV в 1670 г. — как приют для ветеранов войн, в первую очередь для перенесших тяжелые ранения, а также и для невоевавших ветеранов армии, одиноких и не имеющих собственных средств на достойную старость. Самой собой, церковь здесь была необходима, и ее начали строить одновременно с госпиталем-приютом. Церковь Св. Людовика с символическими позолоченными изображениями военных трофеев на куполе удалась настолько, что ее сразу стали именовать собором. Сегодня в комплексе располагаются резиденция военного коменданта Парижа, несколько музеев военной и патриотической тематики и некрополь.
Проживают около 100 ветеранов армии. А в первой четверти XVIII в. и после Первой мировой войны единовременно проживало до 4 тыс. человек. У них были некоторые обязанности: регулярно посещать церковные службы, работать, кому это по силам, в мастерских по пошиву обуви и производству небольших гобеленов патриотической тематики, а для тех, кто еще был способен держать в руках винтовку, — нести в праздники почетный караул у Триумфальной арки (конечно, короткое время) и принимать посильное участие в военных учениях. Они носили униформу. Женщины в Дом Инвалидов не допускались, но женатые пансионеры могли посещать семью два раза в неделю.
Обладающий самой массовой известностью символ Парижа — Эйфелева башня — был построен к Всемирной выставке 1889 г., посвященной 100-летнему юбилею Великой Французской революции, и ей требовался символ дерзкий и яркий с художественной точки зрения, а с другой стороны — представляющий собой некое техническое новшество. Ну и витриной престижа Франции, конечно, тоже. Из 107 проектов, участвовавших в конкурсе, был выбран проект Гюстава Эйфеля, основные идеи которого принадлежали инженерам Морису Кёхпену и Эмилю Нугье, архитектору Стефану Совестру. Это отнюдь не умаляет роли Эйфеля, он как руководитель всей группы быстро и безошибочно точно оценивал как успешные еще на стадии проектирования экспериментальные идеи своих коллег. Например, такую: сделать соединения отдельных элементов конструкции башни по принципу сочленения больших суставов человеческого тела. А еще Эйфель был блестящим организатором работ, топ-менеджером, как сказали бы мы сегодня: умел убеждать сомневающихся в целесообразности строительства такой громады из кованого железа, находил правильных и надежных субподрядчиков и инвесторов. На момент своего открытия Эйфелева башня была самым высоким сооружением в мире (тогда 300 м) и пребывала в этом статусе 40 лет. Поначалу срок жизни башни был определен в 20-25 лет, но развитие радио, а затем и телевидения дало ей практически бессрочный карт-бланш. Сегодня Эйфелева башня в Парижском регионе — основной передатчик радиовещания в FM-формате и сигналов цифрового телевидения. В 2010 г. башня приветствовала своего 250-миллионного посетителя.
При Людовике XIV аллею засадили двойными рядами вязов. Когда королевский двор в 1682 г. переехал в Версаль, аллея была объявлена общедоступной проезжей и прогулочной зоной. Вязы к тому времени привольно разрослись, и как-то само собой возникло название Елисейские Поля: так радовали глаз и эти деревья, и возможность ездить и гулять здесь, в королевских местах. Элизиум (Елисейские Поля) — это в древнегреческой мифологии апология своего рода рая, места обитания героев, куда они попадают по окончании земного срока жизни и где их ничто не тревожит. В XVIII в. название стало уже официальным.
В 1800 г на Елисейских Полях было всего шесть зданий, в том числе Отель Элизе (1722 г.) графа Эврё в стиле Регентства, который в 1753 г. приобрел Людовик XV для своей фаворитки маркизы де Помпадур, которая значительно увеличила его площадь.
В 1805 г. дворец приобрел Мюрат, наполеоновский маршал. После того как он стал королем Неаполитанского королевства, там поселился сам император, распорядившись устроить на Елисейских Полях кафе, и они в большом количестве не заставили себя ждать. В 1848 г дворец стал резиденцией президента Второй республики Луи Наполеона Бонапарта, который в 1852 г. объявил себя императором Наполеоном III, но жил он во дворце Тюильри, а Елисейский дворец в 1853-1867 гг. был перестроен в стиле классицизма и с тех пор уже не менялся. С 1873 г. здесь находится резиденция президентов Франции. В 1830-е гг. возникла ландшафтная зона Елисейских Полей в стиле английского парка, разбитая на квадраты и тянущаяся до круглого в плане места перепутья пяти дорог на холме Шайо. В 1853 г. по замыслу барона Османа к ним было добавлено еще семь лучей-проспектов, идущих от пригородов Парижа, и так образовалась площадь Звезды, с 1970 г. — площадь Шарля де Голля. Кроме Елисейских Полей к стоящей на площади Триумфальной арке выходят проспекты, названные в честь маршалов Франции (авеню Карно, Марсо, Ош) или в честь военных побед (авеню Фридланд, Ваграм, Йена).
Триумфальная арка начала возводиться по воле Наполеона в 1806 г., в честь победы его армии под Аустерлицем (1805 г.), а закончена в 1836 г., став памятником самых значительных побед его Великой армии и тем самым ему самому. Арка украшена скульптурными группами: «Триумф Наполеона» по случаю подписания Венского мира 1810 г. (скульптор Ж. П. Корта), «Выступление волонтеров» против прусских войск, оккупировавших Лотарингию (1792 г.), более известная как «Марсельеза» (скульптор Ф. Рюд), «Сопротивление 1814 года» и «Мир 1815 года» (обе — скульптора А. Этекса). А также шестью барельефами, на которых изображены сцены из истории Великой Французской революции и империи. Под аркой расположена могила Неизвестного солдата.
Авеню Елисейские Поля проходит с востока на запад на правом берегу реки Сена. Берет начало от площади Согласия, доходит до площади Шарля де Голля (исторической площади Звезды) с Триумфальной аркой. От нее эта магистраль под названиями авеню Великой армии и авеню Шарля де Голля продолжается вплоть до современного делового квартала Дефанс на северо-западе Парижа. Квартал Дома Инвалидов и Эйфелевой башни расположен на левом берегу Сены в юго-западной части исторического центра города.
Дом Инвалидов и Эйфелева башня — памятники Парижа, историческое значение которых заключено в самом факте их существования. Первый — символ памяти о воинской доблести сынов Франции, второй — ее достижений в технике и техническом дизайне.
Елисейские Поля и Дом Инвалидов связаны между собой не только славой и судьбой Наполеона. Великий император умер 5 мая 1821 г. на острове Св. Елены, где пребывал в изгнании с 1815 г. Прах его был пронесен под Триумфальной аркой 15 декабря 1840 г., после чего перемещен в Дом Инвалидов, а окончательно захоронен 2 апреля 1861 г. после изготовления саркофага из красного кварцита на пьедестале темно-зеленого гранита из Вогезов.
Дом Инвалидов на плато Гренель недалеко от Сены — монументальный комплекс зданий и сооружений, занимающий в целом 13 га, — зовут чаще коротко — Инвалиды. И в то же время это дом в самом житейском смысле — для героев войн и ветеранов армии. Так его и задумал Людовик XIV в 1670 г. — как приют для ветеранов войн, в первую очередь для перенесших тяжелые ранения, а также и для невоевавших ветеранов армии, одиноких и не имеющих собственных средств на достойную старость. Самой собой, церковь здесь была необходима, и ее начали строить одновременно с госпиталем-приютом. Церковь Св. Людовика с символическими позолоченными изображениями военных трофеев на куполе удалась настолько, что ее сразу стали именовать собором. Сегодня в комплексе располагаются резиденция военного коменданта Парижа, несколько музеев военной и патриотической тематики и некрополь.
Проживают около 100 ветеранов армии. А в первой четверти XVIII в. и после Первой мировой войны единовременно проживало до 4 тыс. человек. У них были некоторые обязанности: регулярно посещать церковные службы, работать, кому это по силам, в мастерских по пошиву обуви и производству небольших гобеленов патриотической тематики, а для тех, кто еще был способен держать в руках винтовку, — нести в праздники почетный караул у Триумфальной арки (конечно, короткое время) и принимать посильное участие в военных учениях. Они носили униформу. Женщины в Дом Инвалидов не допускались, но женатые пансионеры могли посещать семью два раза в неделю.
Обладающий самой массовой известностью символ Парижа — Эйфелева башня — был построен к Всемирной выставке 1889 г., посвященной 100-летнему юбилею Великой Французской революции, и ей требовался символ дерзкий и яркий с художественной точки зрения, а с другой стороны — представляющий собой некое техническое новшество. Ну и витриной престижа Франции, конечно, тоже. Из 107 проектов, участвовавших в конкурсе, был выбран проект Гюстава Эйфеля, основные идеи которого принадлежали инженерам Морису Кёхпену и Эмилю Нугье, архитектору Стефану Совестру. Это отнюдь не умаляет роли Эйфеля, он как руководитель всей группы быстро и безошибочно точно оценивал как успешные еще на стадии проектирования экспериментальные идеи своих коллег. Например, такую: сделать соединения отдельных элементов конструкции башни по принципу сочленения больших суставов человеческого тела. А еще Эйфель был блестящим организатором работ, топ-менеджером, как сказали бы мы сегодня: умел убеждать сомневающихся в целесообразности строительства такой громады из кованого железа, находил правильных и надежных субподрядчиков и инвесторов. На момент своего открытия Эйфелева башня была самым высоким сооружением в мире (тогда 300 м) и пребывала в этом статусе 40 лет. Поначалу срок жизни башни был определен в 20-25 лет, но развитие радио, а затем и телевидения дало ей практически бессрочный карт-бланш. Сегодня Эйфелева башня в Парижском регионе — основной передатчик радиовещания в FM-формате и сигналов цифрового телевидения. В 2010 г. башня приветствовала своего 250-миллионного посетителя.
Общая информация
Центральный проспект Парижа на правом берегу Сены и исторический квартал на левом берегу.Административно-территориальная принадлежность: Елисейские Поля — 8-й округ, квартал Дом Инвалидов и Эйфелева башня — 7-й округ Парижа.
Официальный статус Эйфелевой башни: собственность города Парижа.
Язык: французский.
Денежная единица: евро.
Ближайшие аэропорты: Руасси — Шарль де Голль, Орли (международные), Бовэ — в 100 км от Парижа (также международный, принимающий лоукостеры).
Цифры
Протяженность авеню Елисейские Поля: 1915 м.Максимальная ширина Елисейских Полей: 71м.
Триумфальная арка: высота — 49,51 м, ширина — 44,82 м, высота свода — 29,19 м.
Высота собора Св. Людовика: 107 м.
Высота собора Св. Людовика: 107 м.
Эйфелева башня: современная высота вместе с новой радиоантенной — 324 м, вес — около 10 100 т, количество металлических сборных элементов — около 15 000, количество сварных заклепок — около 2,5 млн, количество ступеней лестниц — 1792, количество посетителей в год — более 7 млн человек.
Климат и погода
Умеренный континентальный.Средняя температура января: +4,5°С.
Средняя температура июля: +20,2°С.
Среднегодовое количество осадков: 557 мм.
Достопримечательности
Елисейские Поля
■ Президентский Елисейский дворец (классицизм, 1722 г.).■ Театр Рон-Пуан де Шанз-Элизе.
■ Триумфальная арка (1836 г.).
■ Поблизости — Большой дворец (боз-ар, 1897 г.), построенный к Всемирной выставке 1889 г., Художественная галерея, Музей открытий и изобретений, Малый дворец (боз-ар, 1900 г.) — городской музей изящных искусств; площадь Клемансо, авеню Уинстон Черчилль.
Квартал Дома Инвалидов и Эйфелевой башни
■ Комплекс Дома Инвалидов: собор Св. Людовика (барокко, классицизм, 1677 г.), могила Наполеона Бонапарта, захоронения других знаменитых военачальников Франции; солдатская церковь Сен-Луи-дез-Инвалид (1708 г.); эспланада, оружейная площадка с трофейными пушками; музеи; планов и рельефов, армии (большая коллекция видов оружия и доспехов разных видов и эпох), ордена Освобождения (тема Сопротивления во Второй мировой войне), современной истории, Шарля де Голля (Историал).
■ Базилика Сент-Клотильд (первая неоготическая церковь Парижа, 1856 г.).
■ Музей Майоля.
■ Музей Родена в здании бывшего отеля Бирон (здание — шедевр архитектуры рококо).
■ Марсово поле.
■ Эйфелева башня: позолоченный бюст Гюстава Эйфеля установлен у северной «ноги» башни с лаконичной надписью: «Эйфель: 1832-1923», смотровые площадки на трех уровнях: нижняя — 57 м, средняя — 115 м, верхняя — 274 м.
■ Весной 1944 г., когда Париж был оккупирован гитлеровцами, под Эйфелевой башней пролетел американский летчик Уильям Оверстрит. Правда, не только он один. Оверстрит преследовал немецкого летчика, самолет которого уже был поврежден. Немец пошел ва-банк, решившись «нырнуть» под Эйфелеву башню, куда, как он надеялся, наглый янки не посмеет сунуться. А он посмел, да еще и стрелял. И немецкий самолет рухнул на землю. 15 сентября 1991 г. этот маневр повторил пилот, пожелавший остаться неизвестным. Он пролетел под сводом Триумфальной арки, после чего как ни в чем не бывало покружил над Елисейскими Полями и повторил маневр Оверсмита между опорами Эйфелевой башни.
■ Президент Франции в 1969-1974 гг. Жорж Помпиду был, как известно, ценителем современного искусства. В своих личных апартаментах в Елисейском дворце он установил Салон Агама — кинетическую инсталляцию художника Якова Агама в виде внутренности куба, постоянно находящегося в волнении благодаря его разноцветным, колышущимся от малейшего движения воздуха пластинкам в стенах, что позволяло наблюдателю в зависимости от изменения угла зрения видеть в этом произведении каждый раз что-то новое. В центре куба стоял металлический шар, а на нем — перевернутый треугольник. Валери Жискар д'Эстен, президент в 1974-1981 г., придерживающийся консервативных вкусов, распорядился убрать из дворца это произведение и заменить его интерьером в стиле Людовика XVI. Салон Агама был передан Центру Помпиду.
■ Рядом с могилой Наполеона находится и могила его единственного законнорожденного ребенка — Наполеона 11 (1811-1832 гг.), полное имя которого Наполеон Франсуа Жозеф Шарль Бонапарт, а титулы, данные ему при рождении, — король Римский и герцог Рейхштадтский. Бонапартисты присвоили ему еще почетное прозвище Орленок. Он никогда не царствовал, хотя в период с 22 июня по 7 июля 1815г. Париж признавал его де-юре императором.
■ Ги де Мопассан, Александр Дюма-сын, Шарль Гуно, Леконт де Лиль, Шарль Гарнье и другие столпы французской культуры — всего 300 человек — подписали декларацию, в которой призвали немедленно снести Эйфелеву башню, уродующую Париж. Мопассан называл ее «пошлостью». Но ежедневно обедал в ее ресторане. Когда его спрашивали, в чем причина такой непоследовательности, он отвечал: «Это единственное место, с которого ее не видно».
■ Эйфелеву башню мошенники «продавали» около 20 раз. Виктор Люстиг из Чехии сподобился сделать это в 1925 г. дважды. Первый раз — убедив нескольких «жирных котов» с помощью изготовленных им фальшивок «секретных государственных документов», что ее вот-вот снесут, и значит, «надо брать», чтобы потом заработать на металлоломе. Больше всех денег дал некто А. Пуассон, но даже после того, как обман раскрылся, не заявил об этом в полицию, чтобы не потерять свою репутацию солидного человека. Люстиг, вообразив себя незаурядным психологом, через месяц вернулся в Париж и вновь предложил богатому дельцу, уже другому, купить башню. Тот сделку вроде бы и заключил, но потом засомневался и все же обратился в полицию.
■ Базилика Сент-Клотильд (первая неоготическая церковь Парижа, 1856 г.).
■ Музей Майоля.
■ Музей Родена в здании бывшего отеля Бирон (здание — шедевр архитектуры рококо).
■ Марсово поле.
■ Эйфелева башня: позолоченный бюст Гюстава Эйфеля установлен у северной «ноги» башни с лаконичной надписью: «Эйфель: 1832-1923», смотровые площадки на трех уровнях: нижняя — 57 м, средняя — 115 м, верхняя — 274 м.
Любопытные факты
■ Создать символическую могилу Неизвестного солдата и зажечь над ней вечный огонь — это была идея англиканского священника Дэвида Рэйлтона, воевавшего и оставлявшего надпись «Неизвестный британский солдат» на крестах над могилами неопознанных соотечественников. Впервые такой огонь был зажжен 11 ноября 1920 г. одновременно под Триумфальной аркой в Париже и в Вестминстерском аббатстве в Лондоне над прахом «пуалю» и «томми» (прозвища, соответственно, французских и британских солдат в годы Первой мировой). С 1923 г. эта традиция стала ежегодной. А затем распространилась и по другим странам мира.■ Весной 1944 г., когда Париж был оккупирован гитлеровцами, под Эйфелевой башней пролетел американский летчик Уильям Оверстрит. Правда, не только он один. Оверстрит преследовал немецкого летчика, самолет которого уже был поврежден. Немец пошел ва-банк, решившись «нырнуть» под Эйфелеву башню, куда, как он надеялся, наглый янки не посмеет сунуться. А он посмел, да еще и стрелял. И немецкий самолет рухнул на землю. 15 сентября 1991 г. этот маневр повторил пилот, пожелавший остаться неизвестным. Он пролетел под сводом Триумфальной арки, после чего как ни в чем не бывало покружил над Елисейскими Полями и повторил маневр Оверсмита между опорами Эйфелевой башни.
■ Президент Франции в 1969-1974 гг. Жорж Помпиду был, как известно, ценителем современного искусства. В своих личных апартаментах в Елисейском дворце он установил Салон Агама — кинетическую инсталляцию художника Якова Агама в виде внутренности куба, постоянно находящегося в волнении благодаря его разноцветным, колышущимся от малейшего движения воздуха пластинкам в стенах, что позволяло наблюдателю в зависимости от изменения угла зрения видеть в этом произведении каждый раз что-то новое. В центре куба стоял металлический шар, а на нем — перевернутый треугольник. Валери Жискар д'Эстен, президент в 1974-1981 г., придерживающийся консервативных вкусов, распорядился убрать из дворца это произведение и заменить его интерьером в стиле Людовика XVI. Салон Агама был передан Центру Помпиду.
■ Рядом с могилой Наполеона находится и могила его единственного законнорожденного ребенка — Наполеона 11 (1811-1832 гг.), полное имя которого Наполеон Франсуа Жозеф Шарль Бонапарт, а титулы, данные ему при рождении, — король Римский и герцог Рейхштадтский. Бонапартисты присвоили ему еще почетное прозвище Орленок. Он никогда не царствовал, хотя в период с 22 июня по 7 июля 1815г. Париж признавал его де-юре императором.
■ Ги де Мопассан, Александр Дюма-сын, Шарль Гуно, Леконт де Лиль, Шарль Гарнье и другие столпы французской культуры — всего 300 человек — подписали декларацию, в которой призвали немедленно снести Эйфелеву башню, уродующую Париж. Мопассан называл ее «пошлостью». Но ежедневно обедал в ее ресторане. Когда его спрашивали, в чем причина такой непоследовательности, он отвечал: «Это единственное место, с которого ее не видно».
■ Эйфелеву башню мошенники «продавали» около 20 раз. Виктор Люстиг из Чехии сподобился сделать это в 1925 г. дважды. Первый раз — убедив нескольких «жирных котов» с помощью изготовленных им фальшивок «секретных государственных документов», что ее вот-вот снесут, и значит, «надо брать», чтобы потом заработать на металлоломе. Больше всех денег дал некто А. Пуассон, но даже после того, как обман раскрылся, не заявил об этом в полицию, чтобы не потерять свою репутацию солидного человека. Люстиг, вообразив себя незаурядным психологом, через месяц вернулся в Париж и вновь предложил богатому дельцу, уже другому, купить башню. Тот сделку вроде бы и заключил, но потом засомневался и все же обратился в полицию.