Кёльнский кафедральный собор
История
Современный посетитель кельнского кафедрального собора не заметит никаких признаков длительной истории его создания, хотя собор был завершен только в 1880 году, спустя более 600 лет с момента начала строительства. Изумительная гармония и единство собора таковы,что практически невозможно отличить его средневековые части от более поздних элементов. Этот собор стал высшей точкой развития готического стиля в архитектуре, который был доминирующим в Европе в эпоху позднего Средневековья.
Кёльн стал одним из центров европейского христианства задолго до того, как началось сооружение собора на месте более ранней базилики, уничтоженной пожаром во время реставрационных работ в 1248 году. Первая городская христианская община собиралась для молитв в расположенном рядом с этим местом доме начиная со II века. После того, как император Карл I Великий сделал в конце VIII века Кельн местопребыванием архиепископского престола, власть над городом перепил в руки церкви.
Город процветал благодаря торговле и промышленности, однако зажиточные купцы постоянно пытались бороться против политической власти архиепископа, и в 1288 году им удалось одержать верх. После этого Кельн стал вольным городом - этот статус был официально закреплен за ним в 1475 году.
В 1164 году архиепископство обрело мощи волхвов, трех библейских мудрецов, пришедших поклониться младенцу Христу. Народ потянулся отовсюду, чтобы увидеть Кельнский собор кажется устремленным в небо за счет тонких вертикальных контрфорсов и заостренных арок, в которых невозможно выделить глазом хоти бы одну четкую горизонтальную линию. Подчеркивание вертикали было характерной особенностью готического стиля, который появился во Франции приблизительно за сто лет до начала строительства кельнского собора и доминировал в европейской архитектуре с XII по XV век.
На земле кельнский кафедральный собор следовал очертаниям своего предшественника -собора в романском стиле с главным нефом и четырьмя боковыми приделами, но значительно отличался от него во всех остальных отношениях. Революционным решением была замена старых закругленных арок на угловатые с заостренными концами. Французские архитекторы разработали способ распределения веса всего сооружения и его крыши на относительно небольшое число точек на внешних стенах. В этих точках вес переносился на арочные контрфорсы - аркбутаны, расположенные с внешней стороны строения и направлявшие действующую на них силу книзу, а не наружу. Сами контрфорсы венчались тяжелыми шпилями, украшенными статуями и геометрическими резными узорами.
В готической архитектуре стены стали пространством, на котором располагались каменные скульптуры ангелов, святых и других религиозных персонажей или наносились богатые узоры в виде арок, окружностей, колони или ниш. Арка над главным входом кафедрального собора на западном фасаде и ажурные каменные узоры его шпилей - яркие отличительные детали готического стиля.
Пространства между контрфорсами заполнены приблизительно 1350 м2 стеклянных витражей, составляющими внутреннее убранство собора. Стеклянные витражи на западном конце собора были установлены к моменту его освящения в 1322 году, в них был применен еще один ключевой для готического стиля прием - ажурная каменная вязь или каменные переборки и так называемые средники, с помощью которых делились па части огромные пространства стекол.
Кёльн стал одним из центров европейского христианства задолго до того, как началось сооружение собора на месте более ранней базилики, уничтоженной пожаром во время реставрационных работ в 1248 году. Первая городская христианская община собиралась для молитв в расположенном рядом с этим местом доме начиная со II века. После того, как император Карл I Великий сделал в конце VIII века Кельн местопребыванием архиепископского престола, власть над городом перепил в руки церкви.
Город процветал благодаря торговле и промышленности, однако зажиточные купцы постоянно пытались бороться против политической власти архиепископа, и в 1288 году им удалось одержать верх. После этого Кельн стал вольным городом - этот статус был официально закреплен за ним в 1475 году.
В 1164 году архиепископство обрело мощи волхвов, трех библейских мудрецов, пришедших поклониться младенцу Христу. Народ потянулся отовсюду, чтобы увидеть Кельнский собор кажется устремленным в небо за счет тонких вертикальных контрфорсов и заостренных арок, в которых невозможно выделить глазом хоти бы одну четкую горизонтальную линию. Подчеркивание вертикали было характерной особенностью готического стиля, который появился во Франции приблизительно за сто лет до начала строительства кельнского собора и доминировал в европейской архитектуре с XII по XV век.
На земле кельнский кафедральный собор следовал очертаниям своего предшественника -собора в романском стиле с главным нефом и четырьмя боковыми приделами, но значительно отличался от него во всех остальных отношениях. Революционным решением была замена старых закругленных арок на угловатые с заостренными концами. Французские архитекторы разработали способ распределения веса всего сооружения и его крыши на относительно небольшое число точек на внешних стенах. В этих точках вес переносился на арочные контрфорсы - аркбутаны, расположенные с внешней стороны строения и направлявшие действующую на них силу книзу, а не наружу. Сами контрфорсы венчались тяжелыми шпилями, украшенными статуями и геометрическими резными узорами.
В готической архитектуре стены стали пространством, на котором располагались каменные скульптуры ангелов, святых и других религиозных персонажей или наносились богатые узоры в виде арок, окружностей, колони или ниш. Арка над главным входом кафедрального собора на западном фасаде и ажурные каменные узоры его шпилей - яркие отличительные детали готического стиля.
Пространства между контрфорсами заполнены приблизительно 1350 м2 стеклянных витражей, составляющими внутреннее убранство собора. Стеклянные витражи на западном конце собора были установлены к моменту его освящения в 1322 году, в них был применен еще один ключевой для готического стиля прием - ажурная каменная вязь или каменные переборки и так называемые средники, с помощью которых делились па части огромные пространства стекол.
Достопримечательности
1. Портал Св. Петра. Правый украшенный резными статуями дверной проем был единственным входом в собор, завершенным во время первой стадии строительства, до 1560 года.
2. Южная башня. Незавершенная конструкция Южной башни возвышалась над Кельном в течение 300 лет, прежде чем была увенчана шпилем и соединена со второй башней. Сегодня посетители имеют возможность подняться по 509 ступеням на расположенную на высоте 95 м площадку, с которой открывается прекрасный вид на город и протекающий внизу Рейн.
3. Сокровищница. Здесь хранятся многочисленные произведения искусства, а также реликвии, включая посох Св. Петра и выполненную в стиле барокко раку с мощами Св. Энгельберта.
4. Распятие Геро, придел Святого причастия. Это монументальное дубовое распятие X века, на котором изображена резная фигура Христа с закрытыми глазами, - древнейшее крупное деревянное распятие в Северной Европе.
5. Верхний алтарь. Сделан из единой плиты черного мрамора. Считается, что это самый большой алтарь во всех христианских церквях. Алтарь был создан приблизительно в 1320 году и подарен собору жившим в XIV веке архиепископом Вильгельмом фон Геннепом.
6. Ларь с мощами волхвов. Считается, что внутри этого саркофага XIII века хранятся мощи трех волхвов, пришедших поклониться младенцу Христу.
7. Хоры. Одна из ранее всего законченных частей собора. В 1308-1311 годах деревянные антресоли хоров были покрыты резьбой. Фресками стены хоров покрыли спустя приблизительно 10 лет, тогда же появились витражные стекла с изображениями библейских царей.
8. Часовня волхвов. Достопримечательностью этого придела считаются витражные окна приблизительно 1320 года, изображающие сцены поклонения волхвов младенцу Христу. Здесь же находится мраморная пластина, покрывающая сердце Марии Медичи, которая с 1600 года была королевой Франции, а позже регентшей при своем сыне Людовике XIII. Она умерла в Кельне в 1642 году, куда несколькими годами ранее была изгнана из Франции кардиналом Ришелье.
9. Внутренняя галерея. Этот огибающий сзади алтарь проход гораздо шире, чем в обычных церквях. Обеспечивает свободный доступ толпам паломников к саркофагу волхвов.
10. Триптих Лохнера. На панели «Поклонение волхвов» в приделе Богородицы изображены фигуры пяти святых - покровителей Кельна. Этот шедевр был создан художником Стефаном Лохнером (ок. 1400-1451), ведущим представителем кельнской школы живописи. Когда триптих закрыт, на внешней стороне его стенок появляется «Благовещение» - сцена явления архангела Гавриила Деве Марии.
2. Южная башня. Незавершенная конструкция Южной башни возвышалась над Кельном в течение 300 лет, прежде чем была увенчана шпилем и соединена со второй башней. Сегодня посетители имеют возможность подняться по 509 ступеням на расположенную на высоте 95 м площадку, с которой открывается прекрасный вид на город и протекающий внизу Рейн.
3. Сокровищница. Здесь хранятся многочисленные произведения искусства, а также реликвии, включая посох Св. Петра и выполненную в стиле барокко раку с мощами Св. Энгельберта.
4. Распятие Геро, придел Святого причастия. Это монументальное дубовое распятие X века, на котором изображена резная фигура Христа с закрытыми глазами, - древнейшее крупное деревянное распятие в Северной Европе.
5. Верхний алтарь. Сделан из единой плиты черного мрамора. Считается, что это самый большой алтарь во всех христианских церквях. Алтарь был создан приблизительно в 1320 году и подарен собору жившим в XIV веке архиепископом Вильгельмом фон Геннепом.
6. Ларь с мощами волхвов. Считается, что внутри этого саркофага XIII века хранятся мощи трех волхвов, пришедших поклониться младенцу Христу.
7. Хоры. Одна из ранее всего законченных частей собора. В 1308-1311 годах деревянные антресоли хоров были покрыты резьбой. Фресками стены хоров покрыли спустя приблизительно 10 лет, тогда же появились витражные стекла с изображениями библейских царей.
8. Часовня волхвов. Достопримечательностью этого придела считаются витражные окна приблизительно 1320 года, изображающие сцены поклонения волхвов младенцу Христу. Здесь же находится мраморная пластина, покрывающая сердце Марии Медичи, которая с 1600 года была королевой Франции, а позже регентшей при своем сыне Людовике XIII. Она умерла в Кельне в 1642 году, куда несколькими годами ранее была изгнана из Франции кардиналом Ришелье.
9. Внутренняя галерея. Этот огибающий сзади алтарь проход гораздо шире, чем в обычных церквях. Обеспечивает свободный доступ толпам паломников к саркофагу волхвов.
10. Триптих Лохнера. На панели «Поклонение волхвов» в приделе Богородицы изображены фигуры пяти святых - покровителей Кельна. Этот шедевр был создан художником Стефаном Лохнером (ок. 1400-1451), ведущим представителем кельнской школы живописи. Когда триптих закрыт, на внешней стороне его стенок появляется «Благовещение» - сцена явления архангела Гавриила Деве Марии.
Любопытные факты
■ Начавшееся в 1248 году строительство этого шедевра готической архитектуры было завершено лишь в 1880 году. Сменявшие друг друга поколения строителей вдохновляла общая вера и преданность первоначальным планам. Помимо высокой художественной ценности кельнский кафедральный собор важен как свидетельство непреходящей крепости христианской веры в Европе.
■ Кельнский кафедральный собор не только главная достопримечательность, но и неофициальный символ города. В момент своего завершения, в 1880 году, собор являлся самым высоким зданием в мире, хотя и уступил в 1884 году первенство монументу Вашингтона в США.
■ Кафедральный собор украшают почти 1350 м-средневековых оконных витражей - это самый большой из сохранившихся циклов витражных окон XIV века в Европе, Окна в северном и южном приделах датируются, соответственно, началом XVI и XIX веком.
■ Кельнский кафедральный собор не только главная достопримечательность, но и неофициальный символ города. В момент своего завершения, в 1880 году, собор являлся самым высоким зданием в мире, хотя и уступил в 1884 году первенство монументу Вашингтона в США.
■ Кафедральный собор украшают почти 1350 м-средневековых оконных витражей - это самый большой из сохранившихся циклов витражных окон XIV века в Европе, Окна в северном и южном приделах датируются, соответственно, началом XVI и XIX веком.
■ Триптих работы Стефана Лохнера в приделе Богородицы изображает святую Урсулу на левой панели, трех волхвов, поклоняющихся младенцу Христу на центральной панели, и святого Гереона на правой панели.
■ С момента завершения строительства в 1880 году, в соборе не раз проводились масштабные реставрационные работы. Здание сильно пострадало в годы Второй мировой войны в результате бомбежки. В наши дни то одна, то другая часть собора закрывается строительными лесами, за которыми ведутся непрекращающиеся работы.
■ С момента завершения строительства в 1880 году, в соборе не раз проводились масштабные реставрационные работы. Здание сильно пострадало в годы Второй мировой войны в результате бомбежки. В наши дни то одна, то другая часть собора закрывается строительными лесами, за которыми ведутся непрекращающиеся работы.
■ В южной башне подвешены девять колоколов собора, четыре из которых были отлиты еще в Средние века. Один из колоколов весит 24 тонны - это самый большой в мире колокол на свободной подвеске.
■ Фасад собора, как говорят, больше фасада любой другой церкви в Европе.
■ Портал Св. Петра был единственным входом, завершенным к 1560 году, когда строительство собора неожиданно остановилось. Дверной проем окружен резными статуями, изображающими фигуры апостолов.
■ Фасад собора, как говорят, больше фасада любой другой церкви в Европе.
■ Портал Св. Петра был единственным входом, завершенным к 1560 году, когда строительство собора неожиданно остановилось. Дверной проем окружен резными статуями, изображающими фигуры апостолов.