Архитектура Антонио Гауди — Барселона
Архитектура Барселоны
Нет более выразительной альтернативы архитектурным шаблонам, чем творения каталонского гения Антонио Гауди в Барселоне. Это вовсе не означает, что унификация в градостроительстве — нечто устаревшее. Напротив, она вечна и необходима. Но в том и состоит ценность архитектуры Гауди (1852-1926 гг.) и его единомышленников, других барселонских модернистов, что у них получалось создавать уникальные здания не в ущерб канонам строительной инженерии. Благодаря тому, что они смело смотрели за горизонт этих канонов.
Эшампле и Грасиа
Большинство памятников каталонского модерна находятся в районах Эшампле и Грасиа. Название района Эшампле, расположенного по обе стороны проспекта Пассеч-де-Грасиа, переводится как «расширение». Эшампле славен прежде всего собором Саграда Фамилия (Святого Семейства), недостроенным. По одним оценкам, он будет завершен к 2026 г., по другим — к 2030-му. Начал строить собор в неоготическом стиле в 1884 г. Франсиско де Вильяра, но потом счел эту работу непосильной для себя, и в 1891 г. главным архитектором собора был назначен Гауди. Сказать, что он жил этим собором, — ничего не сказать. Он отдал ему весь свой несравненный и мощный талант. Им было задумано три фасада — Рождества, Страстей Христовых и Воскресения, каждый с четырьмя башнями высотой 112 м. Двенадцать этих башен символизируют апостолов. Еще четыре башни по 120 м — евангелистов. Центральная, самая высокая (170 м) посвящена Иисусу. Башня с колокольней в честь Девы Марии венчает апсиду.
В 1926 г. Гауди погиб, попав под трамвай. К этому моменту были готовы крипта, апсида, одна башня и великолепный фасад Рождества. Гауди оставил лишь наброски; проработанных в деталях чертежей он вообще не составлял, искренне полагая, что получает вдохновение от Бога. Но делал макеты, большинство из которых были уничтожены во время гражданской войны 1936-1939 гг. Продолжили его работу в 1950-х гг. другие архитекторы. Они следуют замыслу гения, но импровизируя. Против этого Гауди вряд ли возражал бы, он и сам был великим импровизатором и эклектику грехом не считал. Так или иначе, но законченный в 1980-х гг. фасад Страстей Христовых архитектора Субиракса имеет мало общего с фасадом Рождества.
В Эшампле находятся и другие шедевры Гауди. Дом Мила, или Ла Педрера (Каменоломня): он имеет нарочито грубо обработанный фасад. Изящные решетки балконов этого дома создавал его коллега Жузеп Мария Жужоль. Другой знаменитый дом — Бальо, называемый также домом Костей. На его фасаде мотивы чешуи, в формах колонн бельэтажа и балконов угадываются кости и черепа. Символика эта получила разные толкования: море, карнавал и т. д. Наиболее обоснованной считается трактовка изображений как победы св. Георгия над драконом. Дома Амалье и Морера рядом с домом Бальо созданы другими архитекторами и интересны каждый по-своему. Все три дома образуют Квартал несогласия, прозванный так из-за стилистической разнородности зданий.
В районе Грасиа стоит дом Висенс в испано-арабском стиле мудехар, построенный Гауди в 1878 г., и все там, вплоть до дверных ручек — его авторства. В Грасиа находится и парк Гуэль, который создавался в 1900-1914 гг. в духе английской концепции города-сада, но так, как англосаксы не могли даже представить себе. Это — воплощение безудержных фантастических грез Гауди. Самые знаменитые объекты парка — два словно бы сказочных домика у входа, зал ста колонн (в реальности их 86) и извилистая бетонная скамья, декорированная мозаикой из обломков стекла и керамических плиток, по совместному замыслу Гауди и Жужоля.
Район Грасиа, еще в XIX в. обжитый барселонской художественной богемой, таковым и остался. Он отличается уютной, в чем-то даже «деревенской» атмосферой, без той парадности, что присуща Эшампле, но модернистских домов, как правило, небольших, элегантных, здесь немало.
Район Эшампле возник в XIX в. на небольшой равнине между Старым городом и бывшими городками Сантс, Грасиа и Сант-Андреу-де-Паломар, Ампле и Грасиа, приобретший статус городского района, по генеральному плану Барселоны 1859 г. стали четко урбанизированной средой с сеткой перпендикулярных друг к другу улиц. В районе Сантс-Монжуик находится гора Монжуик, часть горного хребта Кальсеролла, огибающего Барселону с юга. Этот район включает в себя также промышленный портовый кластер Зона Франка.
Сантс-Монжуик
Холм Монжуик, который в Барселоне именуют горой, от самого его подножия — своеобразная торжественная кулиса центральной части города. Среди ее красок и история, и культура, и спорт, и природа.
Название Монжуик со старокаталанского переводится как «еврейская гора». Евреи жили здесь до 1492 г., когда, согласно Гранадскому эдикту, они, если не приняли крещение, должны были покинуть Испанию. Большинство из них так и сделали. Но первыми здешними оседлыми жителями были не евреи, а иберы. Это было большое племя невыясненного происхождения, заселившее восток Пиренейского (Иберийского) полуострова, в том числе территорию современной Каталонии, приблизительно в VII-VI вв. до н. э. По этой горе назван и район Сантс-Монжуик, в состав которого вошел и бывший городок Сантс.
С горы видны вся Барселона, порт и море. В XVII в. это обстоятельство имело важное оборонительное значение, и здесь появляются сначала дозорная башня, затем земляные валы с небольшим фортом, а в 1640-1694 гг. вырастает крепостной замок с высокими стенами, на которых было установлено 120 пушек. Часто стрелять им не приходилось, но эпизоды такие были. Например, в 1842 г. во время мятежа каталонцев против регента Испанского королевства Бальдомеро Эспартеро.
Достраивался и расширялся замок еще 100 лет, после чего стал тюрьмой для политических заключенных, а во время гражданской войны 1936-1939 гг., когда сторонники Франко завоевали Каталонию, здесь, в специальной яме, расстреливали его противников. Замок оставался тюрьмой до 1960 г. В 1963 г. по распоряжению все того же Франко после кардинальной реконструкции он был преобразован в Военный музей.
Другой большой музей — Национальный музей искусства Каталонии, объединивший в 1990 г. Музей современного искусства и Музей искусства Каталонии и Испании. Он расположен в Национальном дворце, построенном в неоклассическом стиле в 1929 г. к Всемирной выставке в Барселоне. В музее хранится богатейшая коллекция из 236 тыс. работ каталонских, испанских и других западноевропейских художников, в основном XVII-XX вв., а также большая коллекция нумизматики. При музее работают Художественная библиотека и несколько просветительских центров. В том же 1929 г. перед дворцом был разбит Волшебный фонтан. Вечером его струи меняющейся высоты и плотности, подсвечиваемые лучами разных цветов, подчиняются темпоритмам звучащей музыки. Нечто подобное или похожее есть во многих больших городах, но мнение всех, кто имеет возможность сравнивать, единодушно: барселонский фонтан на фоне Национального дворца — самый впечатляющий.
1929 г. ознаменовался для Монжуика еще одним ценным приобретением — Испанской деревней. Это музей под открытым небом, представляющий традиционную архитектуру разных регионов Испании и образ жизни людей в них. Всего в деревне 117 строений. Это и подлинные, перевезенные сюда дома из разных мест, и уменьшенные копии знаменитых зданий. Испанская деревня при этом — очень живое место, здесь работают ремесленники, использующие старинные технологии. Их мастерские открыты для всех.
К XXV летней Олимпиаде 1992 г. в Барселоне в центральной части горы Монжуик был возведен комплекс сооружений, составивших Олимпийское кольцо. Среди строений, работающих и поныне, есть и настоящее произведение искусства — башня в эстетике биотек, предназначенная специально для оперативной полной трансляции спортивных соревнований. Ее автор Сантьяго Калатрава, всемирно известный архитектор, в творческом аспекте — наследник Гауди. Дворец спорта Сан-Жорди после Олимпиады стал выполнять и другие функции: здесь кроме спортивных состязаний проходят концерты, спектакли, ярмарки, фестивали, международные конференции, выставки. Динамику Сантс-Монжуика оттеняют, и в буквальном смысле тоже, великолепные сады и парки.
Общая информация
Три центральных района Барселоны — столицы автономной области Каталония в Испании.
Денежная единица: евро.
Языки: каталанский, испанский (кастильский).
Аэропорт: Эль-Прат (международный).
Денежная единица: евро.
Языки: каталанский, испанский (кастильский).
Аэропорт: Эль-Прат (международный).
Цифры
Площадь района Эшампле: 7,48 км2.
Население Эшампле: 269 185 чел. (2010 г.).
Площадь района Сантс-Монжуик: 21,65 км2.
Население Сантс-Монжуик: 252 171 чел. (2015 г.).
Высота горы Монжуик: 173 м.
Площадь парка Гуэль: около 17 га.
Площадь Испанской деревни на горе Монжуик: 4,2 га.
Население Эшампле: 269 185 чел. (2010 г.).
Площадь района Сантс-Монжуик: 21,65 км2.
Население Сантс-Монжуик: 252 171 чел. (2015 г.).
Высота горы Монжуик: 173 м.
Площадь парка Гуэль: около 17 га.
Площадь Испанской деревни на горе Монжуик: 4,2 га.
Климат и погода
Субтропический средиземноморский.
Средняя температура января: +11,8°С.
Средняя температура июля: +25,7°С.
Среднегодовое количество осадков: 565 мм.
Среднегодовая относит, влажность: 72%.
Средняя температура января: +11,8°С.
Средняя температура июля: +25,7°С.
Среднегодовое количество осадков: 565 мм.
Среднегодовая относит, влажность: 72%.
Экономика
Туризм, торговля, банковские услуги.
Достопримечательности
Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО
- Собор Саграда Фамилия (строительство начато в 1884 г.)
- Дом Висенс (1885 г.)
- Дом Мила (1910г.)
- Парк Гуэль (1900-1914 гг.)
- Дом Бальо (1877 г., перестроен Гауди в 1904-1905 гг.)
Музеи
- Крепостной замок Монжуик (XVII-XVIII вв.)
- Военный музей
- Национальный дворец (неоклассицизм, 1929 г.)
- Национальный музей искусства Каталонии
- Площадь Испании (1929 г.), две башни — копии колокольни на пл. Св. Марка в Венеции
- Квартал несогласия
- Музейный архитектурный и этнографический комплекс под открытым небом «Испанская деревня»
- Фонд-музей Жуана Миро
- Дом-музей Гауди в парке Гуэль
- Павильон Германии Всемирной выставки 1929 г. Людвига Мис ван дер Роэ (разобран и исчез в Германии в 1930 г., восстановлен по чертежам в 1986 г. в статусе музейного объекта).
Олимпийское кольцо Барселоны
- Олимпийский стадион
- Дворец Сан-Жорди и другие спортивные сооружения
- Площадь Европы
- Телебашня Калатравы
Парки и сады
- Моники
- Ботанический сад Барселоны
- Сады Муссон Каста-и-Льдобура (экзотические растения)
- «Испания индустриальная»
Любопытные факты
- Специалисты считают, что одна из главных причин беспримерно затянувшегося строительства собора Саграда Фамилия — эксклюзивные особенности колонн, поддерживающих свод. Каждый камень-блок в них должен иметь свою, особенную и уникальную форму, будучи при этом технически надежным, прежде всего сточки зрения безопасности. Добиться этого баланса инженерам-строителям бывает крайне непросто.
- Те, кто знал Гауди в зрелом возрасте, с трудом могли себе представить, что в юности он одевался изысканно и по последней моде: великого гражданина Барселоны в его зрелые годы довольно часто принимали за неопрятного бездомного. Перелом в его облике произошел, когда он пришел к осознанию того, что его единственная миссия на земле — всеми силами служить одному только искусству архитектуры, и он перестал придавать значение всему прочему, даже собственному внешнему виду.
- В 1999 г. Барселона была награждена Королевским институтом Британских архитекторов (RIBA) золотой медалью. Впервые она была присуждена не персонально архитектору или группе архитекторов, а городу. В профессиональном сообществе это награда имеет самый высокий престиж.
- В канун Рождества в Барселоне ставят на видное место фигурку каганера — присевшего по нужде человечка в красной шапочке барретине со спущенными штанами. Он удобряет землю, чем приносит хорошие виды на урожай наступающего года. Вероятнее всего, это языческая традиция. В образе каганера может быть изображен кто угодно, любой политик, да хоть папа римский: для каталонцев шутки на темы плоти — обычное дело.
- Для детей ставят кага тио — «какающего дядю». Его ягодицы подпирает бревно, которое, чем ближе к празднику, тем толще становится (это забота родителей). В сочельник дети колотят кага тио палками, и из-под наброшенного на него покрова сыплются конфеты.