Мадрид (город)
На фото панорама центра Мадрида. На переднем плане — Королевский дворец, официальная резиденция королей Испании. До него здесь стояла мавританская крепость эмиров Кордовы и Толедо, а затем — дворец Алькасар Габсбургов, погибший во время пожара. На заднем плане — кафедральный собор Нуэстра-Сеньора-де-ла-Альмудена в неоготическом стиле.
Сентро — старый город
Мадрид — столица и крупнейший город Испании, центр автономной области — общины Мадрид. Важный экономический, транспортный и культурный центр. В Мадриде находятся резиденции испанской королевской семьи, парламента и правительства. Город стоит на берегах мелководной реки Мансанарес, на равнине, к которой с севера и северо-запада подходит цепь гор Сьерра-де-Гвадаррама.
Первые следы древнего человека в районе нынешнего Мадрида относятся к эпохе палеолита — около 500 тыс. лет до н. э. Первое постоянное поселение возникло около 2 тыс. лет до н. э. В эпоху Древнего Рима в районе Мадрида, предположительно, находился городок Майоритум. В V-VIII вв. его захватили вестготы, затем — мусульмане.
После арабского завоевания Испании во второй половине IX в. эмир Кордовы Мухаммад I построил тут крепость Майрит, чье название позднее трансформировалось в Мадрид. Крепость стояла на том месте, где сейчас расположен Королевский дворец, и предназначалась для того, чтобы контролировать перевалы через горы Сьерра-де-Гвадаррама и служить базой для нападений на христианский север полуострова. От той крепости сохранился лишь небольшой фрагмент — Арабская стена.
Христиане вернули Мадрид в XI в. при короле Альфонсе VI, и город стал религиозным центром католической Испании. Мадрид расширялся, строились новые монастыри и церкви.
Период с 1516 по 1700 г. и постройки того времени получили название «Австрийский Мадрид»: это было время, когда страной правила династия Габсбургов (Габсбургская Испания).
В 1561 г. король Филипп II перенес в Мадрид столицу: тогда это был небольшой кастильский город с населением 20 тыс. человек. Превратившись в столицу, Мадрид начал быстро расти, он был окружен новой стеной, в нем появились роскошные дворцы.
В начале XVIII в. влияние эпохи Просвещения сказалось на облике города, были построены сооружения, до сих пор украшающие Мадрид: арка Пуэрто-де-Алькала, Королевский дворец, Дом Почты на пл. Пуэрта-дель-Соль, Ботанический сад.
Когда к власти пришла династия Бурбонов, король Карл III (1716-1788 гг.), обожавший Мадрид, превратил город в собрание прекрасных зданий, взяв за образец Париж. Во время правления Карла III город достиг наибольшего расцвета, а короля и сегодня вспоминают «как лучшего мэра города», называя Рей алькальд, или «Король мэров».
Три важнейшие площади исторического центра Мадрида — Пуэрта-дель-Соль, Пласа-Майор и Пласа-де-Эспанья.
Пуэрта-дель-Соль — центральная площадь Мадрида, у нее интересная форма в виде полумесяца.
Ее называют Сердцем Мадрида, а ее название переводится как «Врата Солнца». Когда-то здесь действительно стояли Солнечные Ворота, служившие в Средневековье восточным въездом в Мадрид. Они были частью крепостной стены, но их снесли по повелению короля Карлоса I еще в 1521 г. Сейчас здесь сходятся три главные мадридские улицы — Майор, Алкала и Сан-Херонимо.
Долгое время Пуэрта-дель-Соль считали географическим центром Испании. Здесь есть знаменитая «Нулевая точка», или «Километро серо»: бронзовая пластина с надписью Km 0 вмурована в тротуар у бывшего Дома Почты, где когда-то размещался главный почтамт Мадрида. На нем висят старинные часы — главные часы Испании: они оповещают о приходе Нового года.
В центре площади возвышается 9-метровой высоты бронзовая конная статуя обожаемого мадридцами Карла III. Еще один памятник — скульптура «Медведь и земляничное дерево» — символ города.
Нынешний законченный вид площадь приобрела после реконструкции 1984-1986 гг.
Историческим центром города является одноименный район Сентро, один из 21 района столицы Испании, в котором сосредоточены важные достопримечательности Мадрида.
Пласа-Майор
На Пласа-Майор некогда устраивали бои быков, сжигали еретиков и вешали разбойников.
Пласа-Майор — одна из самых известных площадей Испании — имеет классическую форму прямоугольника со сторонами 200x100 м. Построенная при Филиппе III, она стала материальным воплощением Австрийского Мадрида. Однако ее старомодность никак не устраивала «Короля мэров» Карла III, и центр города переместился отсюда на Пасео-дель-Прадо, где было построено много новых административных зданий во французском стиле.
Многие дома на Пласа-Майор стояли на деревянных сваях, из-за чего на площади нередко происходили пожары. Площадь часто реконструировали, последняя перестройка завершилась в 1853 г. По периметру площади расположились одинаковые по стилю дома, в зданиях были проделаны сквозные арки, образующие девять ворот.
Находящийся неподалеку рынок Сан-Мигель — единственный рынок начала XX в., сделанный из железных ажурных конструкций.
Площадь Пласа-де-ла-Вилья считается олицетворением прежнего Мадрида. Самое старое сооружение на ней — башня Торре-де-лас-Луханес, возведенная еще в XV в., с подковообразными арками в стиле мудехар. Шедевром стиля платереско является стоящее рядом здание Каса-де-Синерос середины XVI в.
Пласа-Майор — одна из самых известных площадей Испании — имеет классическую форму прямоугольника со сторонами 200x100 м. Построенная при Филиппе III, она стала материальным воплощением Австрийского Мадрида. Однако ее старомодность никак не устраивала «Короля мэров» Карла III, и центр города переместился отсюда на Пасео-дель-Прадо, где было построено много новых административных зданий во французском стиле.
Многие дома на Пласа-Майор стояли на деревянных сваях, из-за чего на площади нередко происходили пожары. Площадь часто реконструировали, последняя перестройка завершилась в 1853 г. По периметру площади расположились одинаковые по стилю дома, в зданиях были проделаны сквозные арки, образующие девять ворот.
Находящийся неподалеку рынок Сан-Мигель — единственный рынок начала XX в., сделанный из железных ажурных конструкций.
Площадь Пласа-де-ла-Вилья считается олицетворением прежнего Мадрида. Самое старое сооружение на ней — башня Торре-де-лас-Луханес, возведенная еще в XV в., с подковообразными арками в стиле мудехар. Шедевром стиля платереско является стоящее рядом здание Каса-де-Синерос середины XVI в.
Редким для Мадрида образцом бурбонского барокко является базилика Сан-Мигель. Ее построили в XVIII в. для дона Луиса де Бурбона-и-Фарнезе, младшего сына короля Филиппа X, получившего сан архиепископа в возрасте пяти лет. Фасад базилики украшают четыре статуи — Милосердия, Силы духа, Веры и Надежды.
Собор Сан-Исидро возводился в середине XVII в. для ордена иезуитов. В 1936 г. храм серьезно пострадал от пожара во время Гражданской войны (1936-1939 гг.). После войны началась реконструкция храма, и в результате были достроены две башни оригинального фасада, которые долгое время оставались незавершенными. Мощи святого Исидора, перенесенные сюда во время правления Карла III, хранятся в саркофаге в главном алтаре храма.
Дворец Санта-Крус первой половины XVII в. — подлинный шедевр эпохи Габсбургов. Однако это здание долго было Королевской тюрьмой, в которой приговоренные к сожжению на костре ожидали казни на Пласа-Майор. Оригинальная архитектура здания полностью сохранилась.
А вот площадь Пласа-де-Санта-Ана тесно связана с испанской литературой. На ней установлены памятники замечательному поэту Федерико Гарсия Лорке и великому драматургу Педро Кальдерону де ла Барке. Последний обращен лицом в сторону находящегося тут же театра «Эспаньоль» постройки первой половины XVIII в.
Рядом, в здании XVIII в., располагается Королевская академия художеств, в числе учеников которой были и два гения — Сальвадор Дали и Пабло Пикассо.
Через весь исторический центр города проходит улица Гран-Виа — главная магистраль Мадрида, по обеим сторонам которой расположились театры, отели, кинотеатры, магазины и рестораны.
Неподалеку от этой шумной широкой улицы находится одно из самых известных культовых сооружений города — монастырь Дескальсас Реалес. Этот женский монастырь занимает здание XVI в. и наполнен многочисленными произведениями искусства. Часть монастыря является музеем. В 1554 г. испанская инфанта Хуана Австрийская осталась вдовой в очень юном возрасте и основала монастырь на месте старинного дворца. В дальнейшем монастырь неоднократно избирали своим прибежищем многие особы королевской крови. Они жаловали монастырю щедрые подарки, и со временем тут накопилась значительная коллекция произведений искусства.
Планировка центра города Мадрида отражает его историю как центра всей громадной Испанской империи: Королевский дворец, широкие площади и монументальные здания, огромные соборы и церкви.
Когда практически дотла сгорел древний дворец Алькасар, остававшийся символом Мадрида почти тысячу лет, королям потребовался новый символ их власти.
Площадь Испании — Пласа-де-Эспанья
Площадь Испании, или Пласа-де-Эспанья, — еще одна из главных площадей Мадрида, находящаяся к северо-востоку от Королевского дворца на пересечении улиц Гран-Виа, Калье де Принцесса, Калье де Байлен и Сан Висенте. Свой нынешний вид Пласа-де-Эспанья приобрела во время диктатуры Франко, когда здесь в 1940-е гг. был построен небоскреб «Эдифисио-де-Эспанья». Еще одно высотное современное здание на площади — Мадридская башня (Торре-де-Мадрид) — появилось в 1957 г. и было прозвано «Жирафом». Но главная достопримечательность на площади — памятник Сервантесу. Перед сидящим на постаменте писателем расположились бронзовые статуи главных героев его произведения — Дон Кихота (верхом на лошади) и Санчо Пансы (на осле).
Дворец Сенадо — резиденция парламента страны. До того как в 1814 г. на территории дворца разместился парламент, она принадлежала монастырю XVII в. Поскольку монастырские постройки не подходили для проведения заседаний, внутренний дворик накрыли крышей.
Королевский монастырь Энкарнасьон (Воплощения Господня) — женский августинский монастырь на одноименной площади. Его основала Маргарита Австрийская в начале XVII в., он призван был служить напоминанием об указе ее супруга Филиппа III, направленном на изгнание морисков из Мадрида.
К западу от Пуэрта-дель-Соль и до самого до берега реки Мансанарес расположен Старый город, где находится Королевский дворец. Строительство дворца было начато при первом Бурбоне на испанском престоле — короле Филиппе V в 1734 г.
Дворец был задуман огромным, строительство затянулось на десятилетия. Филипп V скончался, так и не увидев законченное архитектурное творение, и первым монархом, поселившимся в Королевском дворце, стал его преемник Карл III.
В строительстве дворца и украшении его интерьера принимало участие множество мастеров, в основном итальянских и испанских. Внешний его облик выполнен в итальянском стиле, а внутреннее убранство — под влиянием французского стиля тех времен. Стены дворца выложены из гранита, добытого в Сьерра-де-Гуадаррама, и белого известняка. Фасады здания декорированы колоннами ионического ордера и дорическими пилястрами, со всех сторон дворец равномерно украшен в позднебарочном и неоклассическом стиле. Здание дворца имеет три основных этажа и еще два подвальных.
В XIX в. здесь были разбиты скверы и установлены скульптуры, а также построена парадная площадь со стороны восточного фасада.
Дворец оставался официальной резиденцией королевской семьи вплоть до отречения и ссылки в 1931 г. короля Альфонса XIII.
В 1950 г. дворец был открыт для посещения, а после восстановления монархии резиденцией короля стал загородный дворец Сарсуэла XVII в. В то же время часть помещений до сих пор используется для проведения различных официальных королевских мероприятий.
В Королевской оружейной палате, расположенной в павильоне конца XIX в., после пожара, уничтожившего старую Оружейную палату, хранятся королевское оружие и доспехи. Считается, что открытая при Филиппе II Королевская оружейная палата стала первым музеем в Мадриде.
Напротив Королевского дворца стоит Королевский театр — оперный театр Мадрида. Инициатором его строительства был король Фердинанд VII. Работы начались в 1830 г., но замедлились из-за сложной политической ситуации в стране, и открытие театра состоялось лишь в 1850 г. Оперы Верди остаются самыми любимыми у мадридской публики. Здесь с большим успехом проходили гастроли «Русского балета» Дягилева: в 1917 г. на этой сцене танцевал великий Нижинский, а в 1921 г. дирижировал своим балетом «Петрушка» Стравинский. Сегодня это один из ведущих оперных театров Европы. Каждый сезон здесь проходит около 180 оперных и балетных спектаклей.
Общая информация
Исторический центр Мадрида
Старый город и прилегающие территории: от реки Мансанарес на запад до улицы Алькала на восток, от площади Испании на север до Толедских ворот на юг, в составе двух баррио — Соль и Паласио, а также частично соседних баррио.
Баррио района Сентро: Паласио, Эмбахадорес, Кортес, Хустисия, Универсидад, Соль.
Мадрид
Местонахождение: Центр Пиренейского полуострова.
Административный статус: столица Королевства Испания.
Административная принадлежность: община Ареа-Метрополитана, провинция Мадрид, регион Мадрид, Испания.
Первое упоминание: 932 г.
Город: с 1123 г.
Языки: испанский, каталанский, галисийский, баскский, арабский и др.
Этнический состав: испанцы, мигранты из стран Северной и Западной Африки, Европы, Южной Америки.
Религия: католицизм, ислам.
Денежная единица: евро.
Аэропорт: Мадрид — Барахас (международный).
Цифры
МАДРИД
Площадь: 604,3 км2.
Население: 3 141 991 чел. (2015).
Плотность населения: 5199,4 чел/км2.
РАЙОН СЕНТРО
Площадь: 5,23 км2.
Население: 131 928 чел. (2017).
Плотность населения: 25 225,2 чел/км2.
Баррио Соль: 0,44 км2, 7422 чел.
Баррио Паласио: 1,47 км2, 22 751 чел.
Высота относительно уровня моря: 673 м.
Улица Гран-Виа: длина — около 1 км, ширина — до 35 м.
Мадридская башня (Торре-де-Мадрид): высота 142 м, этажей — 36.
Королевский дворец: длина фасада — 130 м, высота — 33 м, комнаты — около 2800, балконы — 240, парадные двери — 110.
Королевский театр: площадь сцены — 1430 м2.
Кафедральный собор Нуэстра-Сеньора-де-ла-Альмудена: длина — 102 м, высота — 73 м.
Климат и погода
Субтропический.
Прохладная зима, жаркое сухое лето.
Средняя температура января: +6,3°С.
Средняя температура июля: +25,5°С.
Среднегодовое количество осадков: 436 мм.
Среднегодовая относительная влажность: 58%.
Экономика
Сфера услуг: туристические, транспортные, телекоммуникационные, медицинские, образовательные, торговые, финансовые.
Достопримечательности
Исторические
- Арабская стена (IX в.)
- Церковь Сан-Николас (XII-ХIIІ вв.)
- Башня Торре-де-лас-Луханес (XV в.)
- Здание Каса-де-Синерос (1547)
- Монастырь Дескальсас Реалес (1559)
- Булочная Каса-де-ла-Панадерия (1590)
- Рынок Эль-Растро (XVI в.)
- Базилика де Сан-Мигель (XVIII в.)
- Конная статуя короля Филиппа III (1616)
- Королевский монастырь Энкарнасьон (1616)
- Собор Сан-Исидро (1622-1664)
- Дворец Санта-Крус (1629-1643)
- Королевский дворец (1734-1764)
- Дом Почты (Каса-де-Корреос, 1761)
- Толедские ворота (1827)
- Скульптура «Медведь и земляничное дерево» (XX в.)
Архитектурные
- Дворец Сенадо (1814)
- Королевский театр (1830-1850)
- Дом Кордело (1846)
- Отель «Рома» (1913)
- Здание клуба «Гран-Пенья» (1914)
- Рынок «Сан-Мигель» (1914-1915)
- Казино «Милитар» (1916)
- Здание Эдифисио Грасси (1917) и Музей часов Грасси
- Отель «Атлантик» (1920)
- Здание компании «Телефоника» (1926-1929)
- Кинотеатр «Капитоль» (1933)
- Здание «Эдифисио-де-Эспанья» (1948-1953)
- Мадридская башня (Торре-де-Мадрид, 1957)
Улицы и площади
- Улицы Гран-Виа (1950), Калье-де-Пресьядос и Калье де Байлен
- Площади Пуэрта-дель-Соль, Пласа-Майор (Главная площадь, XVII в.), Пласа-де-Эспанья, Пласа-де-ла-Вилья, Пласа-де-Санта-Ана (начало XIX в.), Пласа-дель-Кальяо, Пласа-де-ла-Энкарнасьон, Пласа-де-Армас, Пласа-де-ла-Паха и Пласа де Ориенте
- Парк «Кампо-дель-Моро» (фонтаны «Тритоны» XVII в. и «Раковины» XVIII в.)
- Квартал Ла-Латина
Культовые
- Церковь Сан-Франсиско-эль-Гранде (1784)
- Базилика Сан-Мигель (вторая половина XVIII в.)
- Кафедральный собор Нуэстра-Сеньора-де-ла-Альмудена (1883-1993)
Культурные
- Статуя Филиппа IV (первая половина XVII в.)
- Театр «Эспаньоль» (1745)
- Королевская академия художеств (здание XVIII в.)
- Памятник драматургу Педро Кальдерону де ла Барке (1878)
- Музеи Оружия (Королевская оружейная палата, 1897) и Серральбо (усадьба XIX в.)
- Памятник Сервантесу (1928)
- Статуя короля Карла III (1994)
- Памятник поэту Фредерико Гарсия Лорке (1998)
Любопытные факты
- В XIII в. возник спор о праве на охоту в лесах, что принадлежали церкви. Было решено, что земля, как и была, так и остается собственностью церкви, но жители Мадрида имеют право на все, что находится на ее поверхности. С этим связан символ Мадрида, изображенный на его гербе и флаге: медведь, обнюхивающий земляничное дерево. В 1212 г. произошла Битва при Лас-Навас-де-Толоса, в которой сражались войска Альфонсо VIII Кастильского и мусульманской династии Альмохадов. В ответ на призыв о поддержке жители Мадрида прислали в помощь королю отряд под знаменем с изображением медведя. Когда же возник вопрос о праве на охоту, Мадриду по велению Альфонсо VIII было дано такое право, и на гербе города появилось еще и земляничное дерево как символ кровью завоеванных привилегий.
- Русский литератор Василий Боткин (1811-1869), посетивший Мадриде 1845 г., в своих «Письмах об Испании» оставил такое описание Пуэрта-дель-Соль: «На площади с раннего утра до позднего вечера толпится масса всякого народа, беспрестанно возобновляющаяся, ибо всякий вышедший за чем бы то ни было из дому, непременно зайдет послушать новостей; точно также, если пахнет в воздухе бунтом, он непременно начнется на Пуэрта-дель-Соль».
- Справа от Дома Почты стоит знаменитый дом Кордеро. Сантьяго Алонсо Кордеро — реальный житель Мадрида, обожавший играть в национальную рождественскую лотерею. И однажды он угадал в государственной лотерее столько номеров, что испанское министерство финансов оказалось не в состоянии ему заплатить. Тогда было принято решение передать Кордеро во владение дорогой участок земли в районе Пуэрта-дель-Соль в счет покрытия большей части выигранной суммы. Предприимчивый Кордеро принял предложение и в 1846 г. построил на этом месте первый в городе многоквартирный дом с шикарными апартаментами. Башня дома довольно долгое время служила телеграфом — на фотографиях начала XX в. хорошо видно, как к ней отовсюду тянулись нити проводов.
- Лишь в 1498 г. после многолетних требований горожан городские власти наконец-то законодательно запретили выпускать свиней на улицы столицы.
- В центре Пласа-де-Орьенте установлена бронзовая статуя короля Филиппа IV в окружении грозных львов. Филиппу IV очень нравился конный портрет, написанный его любимцем художником Веласкесом, и монарх решил воплотить себя в бронзе точно таким же. Флорентийский скульптор Пьетро Такка, взявшись за работу, понял, что обычными способами удержать на постаменте тяжелого бронзового коня на двух ногах не удастся. Отчаявшись найти решение проблемы, флорентиец обратился за советом к самому Галилею. Великий астроном занялся математическими расчетами и вывел формулу равновесия, согласно которой нижнюю часть коня необходимо было отлить из более тяжелого металла, нежели верхнюю.
- Многие считают, что географическим центром Испании является «Нулевой километр» на Пуэрта-дель-Соль, однако он находится в 10 км к югу от Мадрида, в окрестностях Хетафе, и называется Холмом Ангелов. Холм — возвышенность высотой 670 м, на вершине которой расположена площадь с монументом «Священное Сердце Иисуса Христа», установленным в 1914 г.
- На своем веку Пуэрта-дель-Соль повидала много потрясений. В 1808 г. именно здесь вспыхнуло восстание против Наполеона и началась Первая испанская революция 1873 г. На площади торжественно провозглашалась Кадисская конституция 1812 г., которую в 1814 г. так же торжественно здесь же и сожгли. В 1931 г., с балкона Министерства внутренних дел, которое тогда размещалось в Доме Почты, была провозглашена Испанская республика, павшая в 1939 г.
- В новогоднюю ночь толпы народа заполняют Пуэрта-дель-Соль. С каждым ударом часов, что висят на стене Дома Почты, пришедшие съедают по виноградине. По традиции, это должно принести счастье в наступающем году.
- Здание Каса-де-ла-Панадерия, или булочная, исторически выполняло не совсем обычную роль для булочной. Дело в том, что королевский двор был тесно связан с хлебной коммерцией, в связи с чем во время различных мероприятий на площади (праздников, казней, корриды) балконы Каса-де-ла-Панадерия занимались членами королевской семьи и вельможами. Внутри здания на верхних этажах находились роскошные залы, в которых во время праздников давались пышные приемы. Всего же на Пласа-Майор насчитывалось 477 балконов, выходивших на площадь, места на которых распределялись в зависимости от положения в обществе и финансовых возможностей. Всего же площадь могла вместить около 50 тыс. зрителей.
- В XVII в. на Пласа-Майор часто проводили аутодафе — сожжение еретиков по приговору инквизиции. Наиболее известна казнь 1680 г.: был по очереди сожжен 21 человек. Король Карл II и королева Мария Луиза Орлеанская целых 12 часов наблюдали за этим страшным зрелищем с балкона Панадерии.
- В Королевском монастыре Энкарнасьон есть зал с реликвиями, где находится свыше 700 мощехранительниц. Наибольший интерес посетителей вызывает сосуд с кровью св. Пантелеймона, которая, как считается, раз в год, 27 июля — в день рождения святого, становится свежей. Считается, что, если этого вдруг не произойдет или случится в какой-либо другой день, Мадрид ожидают беды и несчастья.
- Вдоль всего здания Королевского дворца верхняя часть фасада украшена карнизом с балюстрадой, где выстроились статуи испанских монархов. Эти статуи стали поводом для гнева Карла III, увидевшего впервые дворец, так как он не обнаружил среди этих статуй свою мать Изабеллу Фарнезе, главную вдохновительницу строительства нового королевского дворца. Карл III поручил демонтировать все статуи, которые в течение долгого времени хранились в подвале дворца.