Целий и Аппиева дорога
История
По преданию, первоначальный состав Семигорья (лат. «Септимонтиум») охватывал Палатин с двумя отрогами Цермап и Велия, северо-западную часть Целия и три возвышенности Эсквилина: Карины, Оппий, Циспий. Холмы Квиринал и Виминал населяли сабиняне, влившиеся в римское сообщество уже после улаживания инцидента с похищением сабинянок. Таким образом, Целий изначально входил в священные границы (померий) Рима и частично находился внутри древнейшей Сервиевой стены. Но большая его часть оставалась снаружи, и там разрешалось устраивать захоронения и строить храмы иноземным богам. В архаичный период в дубовой роще на этом холме поклонялись духам леса и источников. Так, второй царь Рима Нума Помпилий (715-673/672 гг. до н. э.) возвел в Капенской роще святилище нимфы-прорицательницы Эгерии, которая, по легенде, была его женой и лучшей советницей в упорядочении законодательства и религиозных культов (полагают, что они встретились там, где сейчас сады виллы Челимонтана). Также на Целиевом холме находилось святилище Карны — покровительницы важнейших органов человеческого тела; жертвоприношения богине совершалось 1 июня.
Заселение Целия латинянами произошло при третьем царе Тулле Гостилии (673-641 гг. до н. э.): этот воинственный правитель подчинил Альба-Лонгу, а когда считавшиеся союзниками альбанцы не поспешили поддержать Рим во время войны с Фиденами (надеясь вернуть независимость в случае поражения римлян), их город в наказание был разрушен. Сами альбанцы были насильно переселены на Целий и получили права римлян. По преданию, Тулл Гостилий тоже поставил здесь свой дом. Он был доволен: при нем население молодого Рима удвоилось.
Нынешний топоним историки почти единогласно возводят к знатному этруску Целию Вибенна (Кайлию Випина), который был кондотьером — предводителем наемного отряда. Его вместе с братом Авилем и остатками отряда, судя по этрусским источникам, изгнали из родного города Вульчи. На прекрасно сохранившейся этрусской фреске в «гробнице Франсуа» в Вульчи (обнаружена А. Франсуа в 1857 г.) есть детальная сцена освобождения связанного веревкой Целия Мастарной, в то время как Авиль и еще четверо из этой компании закалывают своих противников; все действующие лица названы по именам, про поверженных написано, откуда они родом. Среди убитых есть, в частности, некий Гней Тарквиний из Рима. Придя в Рим, люди Целия поставили на холме Куеркуетуланус военный лагерь. Они захватили власть, убив царя и его приближенных из этрусского города Тарквинии. После захвата Рима и смерти Целия авантюрист Мастарна, вероятно, устранил Авиля и изменил свое имя. Тогда же Дубравный холм был переименован в честь погибшего Целия Вибенны. По версии, озвученной в сенате Клавдием, наемник Целия по имени Мастарна был не кем иным, как царем Сервием Туллием (578-535 гг. до н. э.). Это не доказано, но и не исключено. Как было на самом деле, судить сложно: если сравнивать этрусские и римские хроники, история словно бы начинает двоиться.
Целий долго был плебейским районом, застроенным доходными домами. При императоре Августе (27 г. до н. э. — 14 г. н.э.) территория холма стала обозначаться как Целимонтиум (район II). Участок холма между Латерано и Порта-Маджоре административно был отнесен к V району (Эсквилин). Только после пожара 27 г. н. э. Целий начали застраивать особняками богачей.
Целийский холм находится на юго-востоке от исторического центра. Развивался он вполне традиционно для Древнего Рима: вначале это был плебейский район, но впоследствии патриции застроили всю территорию дворцами и колоннами. Знаменитые термы Каракаллы находятся совсем рядом, под холмом.
В самом Риме захоронения были запрещены, поэтому сразу за городской стеной вдоль дорог начиналось городское кладбище. Чем внушительнее гробница, тем престижнее.
От Капенских ворот Сервиевой стены на юго-восток, через область латинов, уходила в направлении Капуи одна из древнейших римских общественных дорог — Латинская, расширенная к 334 г. до н. э. Вдоль Латинской дороги за старой чертой города располагаются несколько катакомб, в том числе богато украшенные фресками катакомбы на Латинской дороге (найдены в 1955 г.). В 312 г. до н. э. усилиями цензора Аппия Клавдия Цека почти параллельно Латинской пролегла отходящая от нее чуть южнее новая, более удобная военная Аппиева дорога. Она шла от Капенских ворот до Капуи, где соединялась с Латинской дорогой. Постепенно вдоль новой дороги на обочине тоже выстроились длинные шеренги монументальных некрополей, катакомб и колумбариев. Так, вскоре после открытия Аппиевой дороги всего в километре от Капенских ворот был построен сохранившийся до наших дней некрополь древнего рода Корнелиев Сципионов — гробница Сципионов, использовавшаяся с 298 г. до н. э. до III в. н. э. для 30 захоронений, позже заброшенная и обнаруженная в 1780 г. Кроме того, Аппиева дорога получила печальную известность после подавления восстания Спартака, когда в 71 г. до н. э. вдоль нее от Капуи до Рима были распяты более 6 тысяч пленных рабов...
Аппиева дорога с поверхностью из гладких каменных блоков приводила современников в восхищение своей основательностью: это была первая мощеная дорога такого качества. Позже ее достроили от Капуи до города-порта Бриндизи, и по ней было организовано сообщение с Грецией, Египтом, Малой Азией и др. Одновременно со строительством первого участка дороги параллельно ей строили самый старый римский акведук аква Аппия длиной 16,5 км, доводивший воду до Бычьего форума. В 144-140 гг. до н. э. для снабжения Рима водой через Целий пролегли также старейшие акведуки Анио-Ветус и аква Марция (также отводили воду от левого притока Тибра Анио), позже были достроены аква Тепула и аква Юлия. При Клавдии в 52 г. н. э. были построены Анио-Новус и аква Клавдия. Вблизи города последние 13 км акведуков шли над землей на монументальных трехуровневых арочных конструкциях, достигающих высоты 32 м. В частности, два пролета туфовой арки, служившие частью акведуков аква Клавдия и Анио-Новус на пересечении с виа Пренестина и виа Лабикана в III в. н. э., превратилась в мощные ворота Аврелиановой стены с названием Порта-Маджоре. Когда при Нероне достраивали акведук Клавдия, под его опору использовали арку Донателы постройки 10 г. н. э., которую еще называли воротами Целийского холма.
С именем Клавдия, помимо акведука, связаны также двухэтажный храм Божественного Клавдия (сохранились его развалины на прямоугольном фундаменте 180 x200 м), построенные его женой Агриппиной в 54 г. н. э. на склоне холма напротив Колизея, и название улицы — виа Клавдия. Нерон разрушил часть храма, чтобы построить большой нимфей, но после его смерти Веспасиан восстановил здание. Рядом с ним расположена улица с названием спуск Скавр (вероятно, в честь Эмилия Скавра, цензора в 109 г. до н. э.).
На спуске был ряд жилых больших зданий эпохи империи, крипта и базилика; недалеко — торговые ряды и многоквартирные доходные дома. В IV в. на Целии было построено несколько частных богатых домов, в том числе палаты Фаусты (возможно, принадлежали второй жене Константина), Домиции Луциллы (матери Марка Аврелия) и огромное здание Вектилиановых палат, перестроенное из более раннего строения времен республики. Предположительно оно служило резиденцией императора Коммода, где его и задушили в конце 192 г. н. э.
В загородной части холма в Латеране (собственность семьи Латеран, конфискованная в 65 г. Нероном) при Траяне (98-117 гг.) были построены казармы Кастра-Перегрина, рядом в 193-197 гг. появилась Кастра-Нова (казармы императорской конной гвардии). Когда военный корпус был расформирован Константином, казармы снесли и возвели старейшую христианскую базилику Св. Иоанна Латеранского (318 г. н. э.). Константин подарил ее Папе Римскому, и с тех пор она считается главнейшей католической церковью. В Средние века по ней весь холм стали называть Латеранским.
Заселение Целия латинянами произошло при третьем царе Тулле Гостилии (673-641 гг. до н. э.): этот воинственный правитель подчинил Альба-Лонгу, а когда считавшиеся союзниками альбанцы не поспешили поддержать Рим во время войны с Фиденами (надеясь вернуть независимость в случае поражения римлян), их город в наказание был разрушен. Сами альбанцы были насильно переселены на Целий и получили права римлян. По преданию, Тулл Гостилий тоже поставил здесь свой дом. Он был доволен: при нем население молодого Рима удвоилось.
Нынешний топоним историки почти единогласно возводят к знатному этруску Целию Вибенна (Кайлию Випина), который был кондотьером — предводителем наемного отряда. Его вместе с братом Авилем и остатками отряда, судя по этрусским источникам, изгнали из родного города Вульчи. На прекрасно сохранившейся этрусской фреске в «гробнице Франсуа» в Вульчи (обнаружена А. Франсуа в 1857 г.) есть детальная сцена освобождения связанного веревкой Целия Мастарной, в то время как Авиль и еще четверо из этой компании закалывают своих противников; все действующие лица названы по именам, про поверженных написано, откуда они родом. Среди убитых есть, в частности, некий Гней Тарквиний из Рима. Придя в Рим, люди Целия поставили на холме Куеркуетуланус военный лагерь. Они захватили власть, убив царя и его приближенных из этрусского города Тарквинии. После захвата Рима и смерти Целия авантюрист Мастарна, вероятно, устранил Авиля и изменил свое имя. Тогда же Дубравный холм был переименован в честь погибшего Целия Вибенны. По версии, озвученной в сенате Клавдием, наемник Целия по имени Мастарна был не кем иным, как царем Сервием Туллием (578-535 гг. до н. э.). Это не доказано, но и не исключено. Как было на самом деле, судить сложно: если сравнивать этрусские и римские хроники, история словно бы начинает двоиться.
Целий долго был плебейским районом, застроенным доходными домами. При императоре Августе (27 г. до н. э. — 14 г. н.э.) территория холма стала обозначаться как Целимонтиум (район II). Участок холма между Латерано и Порта-Маджоре административно был отнесен к V району (Эсквилин). Только после пожара 27 г. н. э. Целий начали застраивать особняками богачей.
Целийский холм находится на юго-востоке от исторического центра. Развивался он вполне традиционно для Древнего Рима: вначале это был плебейский район, но впоследствии патриции застроили всю территорию дворцами и колоннами. Знаменитые термы Каракаллы находятся совсем рядом, под холмом.
В самом Риме захоронения были запрещены, поэтому сразу за городской стеной вдоль дорог начиналось городское кладбище. Чем внушительнее гробница, тем престижнее.
От Капенских ворот Сервиевой стены на юго-восток, через область латинов, уходила в направлении Капуи одна из древнейших римских общественных дорог — Латинская, расширенная к 334 г. до н. э. Вдоль Латинской дороги за старой чертой города располагаются несколько катакомб, в том числе богато украшенные фресками катакомбы на Латинской дороге (найдены в 1955 г.). В 312 г. до н. э. усилиями цензора Аппия Клавдия Цека почти параллельно Латинской пролегла отходящая от нее чуть южнее новая, более удобная военная Аппиева дорога. Она шла от Капенских ворот до Капуи, где соединялась с Латинской дорогой. Постепенно вдоль новой дороги на обочине тоже выстроились длинные шеренги монументальных некрополей, катакомб и колумбариев. Так, вскоре после открытия Аппиевой дороги всего в километре от Капенских ворот был построен сохранившийся до наших дней некрополь древнего рода Корнелиев Сципионов — гробница Сципионов, использовавшаяся с 298 г. до н. э. до III в. н. э. для 30 захоронений, позже заброшенная и обнаруженная в 1780 г. Кроме того, Аппиева дорога получила печальную известность после подавления восстания Спартака, когда в 71 г. до н. э. вдоль нее от Капуи до Рима были распяты более 6 тысяч пленных рабов...
Аппиева дорога с поверхностью из гладких каменных блоков приводила современников в восхищение своей основательностью: это была первая мощеная дорога такого качества. Позже ее достроили от Капуи до города-порта Бриндизи, и по ней было организовано сообщение с Грецией, Египтом, Малой Азией и др. Одновременно со строительством первого участка дороги параллельно ей строили самый старый римский акведук аква Аппия длиной 16,5 км, доводивший воду до Бычьего форума. В 144-140 гг. до н. э. для снабжения Рима водой через Целий пролегли также старейшие акведуки Анио-Ветус и аква Марция (также отводили воду от левого притока Тибра Анио), позже были достроены аква Тепула и аква Юлия. При Клавдии в 52 г. н. э. были построены Анио-Новус и аква Клавдия. Вблизи города последние 13 км акведуков шли над землей на монументальных трехуровневых арочных конструкциях, достигающих высоты 32 м. В частности, два пролета туфовой арки, служившие частью акведуков аква Клавдия и Анио-Новус на пересечении с виа Пренестина и виа Лабикана в III в. н. э., превратилась в мощные ворота Аврелиановой стены с названием Порта-Маджоре. Когда при Нероне достраивали акведук Клавдия, под его опору использовали арку Донателы постройки 10 г. н. э., которую еще называли воротами Целийского холма.
С именем Клавдия, помимо акведука, связаны также двухэтажный храм Божественного Клавдия (сохранились его развалины на прямоугольном фундаменте 180 x200 м), построенные его женой Агриппиной в 54 г. н. э. на склоне холма напротив Колизея, и название улицы — виа Клавдия. Нерон разрушил часть храма, чтобы построить большой нимфей, но после его смерти Веспасиан восстановил здание. Рядом с ним расположена улица с названием спуск Скавр (вероятно, в честь Эмилия Скавра, цензора в 109 г. до н. э.).
На спуске был ряд жилых больших зданий эпохи империи, крипта и базилика; недалеко — торговые ряды и многоквартирные доходные дома. В IV в. на Целии было построено несколько частных богатых домов, в том числе палаты Фаусты (возможно, принадлежали второй жене Константина), Домиции Луциллы (матери Марка Аврелия) и огромное здание Вектилиановых палат, перестроенное из более раннего строения времен республики. Предположительно оно служило резиденцией императора Коммода, где его и задушили в конце 192 г. н. э.
В загородной части холма в Латеране (собственность семьи Латеран, конфискованная в 65 г. Нероном) при Траяне (98-117 гг.) были построены казармы Кастра-Перегрина, рядом в 193-197 гг. появилась Кастра-Нова (казармы императорской конной гвардии). Когда военный корпус был расформирован Константином, казармы снесли и возвели старейшую христианскую базилику Св. Иоанна Латеранского (318 г. н. э.). Константин подарил ее Папе Римскому, и с тех пор она считается главнейшей католической церковью. В Средние века по ней весь холм стали называть Латеранским.
Общая информация
Целий — один из семи холмов Рима; заселен в VI в. до н. э. царем Туллой Гостилием побежденными латинянами из Альба-Лонги.Местоположение: юго-восточный сектор исторического центра Рима, частично внутри, большей частью снаружи древней Сервиевой стены.
В республиканский период — плебейский район, застроенный доходными домами.
С 27 г. н. э. — строительство богатых частных домов для знати.
Цифры
Ширина холма Целий: 400-500 м.Длина: ок. 2 км.
Длина Аппиевой дороги (Аппия-Антика): до Капуи — 195 км, до Бриндизи — 540 км.
Длина Аппиевой дороги (Аппия-Антика): до Капуи — 195 км, до Бриндизи — 540 км.
Длина Латинской дороги: около 218 км до Капуи.
Достопримечательности
■ Храм Божественного Клавдия.
■ Холм Скавров.
■ Арка Долабеллы.
■ Палаты Вектилиана.
■ Латеран.
■ Порта-Маджоре, гробница булочника Эврисака, подземная базилика Порта-Маджоре.
■ Сессорий: дворец св. Елены (не сохранился), термы Елены, базилика Санта-Кроче-ин-Джерусалемме.
■ Цирк Вариана.
■ Лагерный амфитеатр.
■ Термы Каракаллы.
■ Гробница Сципионов.
■ Ворота Сан-Себастьяно (Ворота Аппия).
■ Аппиева дорога (окрестности).
■ Лудус-Магнус (между Эсквилином и Целием).
■ Сады и вилла Челимонтана.
■ Церкви: Сан-Джованни-а-Порта-Латина, Сан-Джованни-ин-Олео, Санта-Мария-ин-Домника, Санто-Стефа-но-Ротондо, Санти-Джованни-э-Паоло, Санти-Куаттро-Коронати.
■ Музей городских стен (делле Мура) при воротах Св. Себастьяна на Аппиевой дороге.
■ Очень любопытным памятником республиканской эпохи является гробница пекаря Эврисака («булочника, официального поставщика», как гордо значится на памятнике) между Порта-Маджоре и Порта-Лабикана. Вероятно, Эврисак был добившимся благосостояния своим трудом вольноотпущенником, и по всему видно, что он маниакально любил свою профессию, гордился ею: вся гробница украшена рельефами с разными стадиями выпечки хлеба, а большие круглые сквозные отверстия, похоже, являются настоящими, встроенными в стену тестомешалками.
■ Если пойти от Порта-Маджоре вдоль Аврелиановой стены строго на юг, быстро попадешь к церкви Санта-Кроче-ин-Джерузапемме (Святого Креста в Иерусалиме), стоящей впритык к руинам Лагерного амфитеатра. По легенде, эта церковь была построена в начале IV в. вокруг той комнаты дворца Елены (мать императора Константина), где хранились привезенные ею из Иерусалима «страстные реликвии»: фрагмент трехъязычной надписи на кресте («Иисус Назорей, царь иудейский»), две колючки тернового венца Христа, кусок гвоздя, три маленьких деревянных фрагмента Истинного Креста (Христа) и большой кусок соседнего креста; кость указательного пальца св. Фомы, куски колонны, возле которой Христа били плетьми, и т. д. Елена, говорят, привезла даже иерусалимскую землю, чтобы ею покрыли пол церкви.
■ Хотя Август и не увидел во внуке своей супруги Ливии задатков политического деятеля, тем не менее признавал за ним неплохие задатки ученого, исторические(написал несколько книг) и лингвистические (ввел в употребление новые буквы алфавита) изыскания Клавдия не внесли заметного вклада в науку и были быстро забыты. При Тиберии и Калигуле Клавдий выдавал себя чуть ли не за идиота, чтобы избежать политических преследований. К государственной службе он никогда не готовился и не стремился. Как ни странно, случайно (в результате чужого заговора) оказавшись в возрасте 51 года у власти, императором он оказался совсем неплохим. Особенно по сравнению со своим психически неуравновешенным племянником Калигулой.
■ Катакомбами (греч. «ката» — «внизу» и «комбос» — «сплетение») в наше время называют любые подземные ходы и лабиринты, а в Риме это слово относилось изначально только к подземным погребальным галереям под церковью Св. Себастьяна. Другие подземные погребальные галереи обычно назывались цементериями.
■ Римский историк Тит Ливий в IX книге из «Истории от основания города» так пишет о строительстве Аппиевой дороги: «На этот год приходится и знаменитое цензорство Аппия Клавдия и Гая Плавтия, но Аппиеву имени в памяти потомков досталась более счастливая судьба, потому что он проложил дорогу и провел в город воду; совершил он все это один, так как товарищ его, устыдясь беззастенчивой недобросовестности, с какой были составлены сенаторские списки, сложил с себя должность».
■ Диодор уточняет, что на строительство дороги (возвышенные места были срыты, овраги и впадины уравнены насыпями, массивными камнями было вымощено более 1000 стадиев из 1600) Аппий растратил почти всю государственную казну.
■ Холм Скавров.
■ Арка Долабеллы.
■ Палаты Вектилиана.
■ Латеран.
■ Порта-Маджоре, гробница булочника Эврисака, подземная базилика Порта-Маджоре.
■ Сессорий: дворец св. Елены (не сохранился), термы Елены, базилика Санта-Кроче-ин-Джерусалемме.
■ Цирк Вариана.
■ Лагерный амфитеатр.
■ Термы Каракаллы.
■ Гробница Сципионов.
■ Ворота Сан-Себастьяно (Ворота Аппия).
■ Аппиева дорога (окрестности).
■ Лудус-Магнус (между Эсквилином и Целием).
■ Сады и вилла Челимонтана.
■ Церкви: Сан-Джованни-а-Порта-Латина, Сан-Джованни-ин-Олео, Санта-Мария-ин-Домника, Санто-Стефа-но-Ротондо, Санти-Джованни-э-Паоло, Санти-Куаттро-Коронати.
■ Музей городских стен (делле Мура) при воротах Св. Себастьяна на Аппиевой дороге.
Любопытные факты
■ Термы Каракаллы (изначально термы Антонина), возведенные в 212-217 гг. в долине между холмами Адвентин и Целий на площади 11 га, являются самым замечательным образцом общественных бань периода империи из дошедших до наших дней. Величественные руины развлекательного центра говорят об уровне культуры римлян не меньше, чем украшавшие термы произведения искусства: мозаичные полы, фрески, скульптуры... С V в. термы Каракаллы называют одним из чудес Рима. Термы имели главный корпус 218x112 м в центре большого внутреннего двора 323х323 м, окруженного по периметру «стеной» из соединенных между собой помещений. Здесь был плавательный бассейн с теплой водой (тьепидариум) 54х23 м, а высота сводов кальдариума (помещение с горячей водой) и фригидариума (с холодной) достигала 41 и 44 м.■ Очень любопытным памятником республиканской эпохи является гробница пекаря Эврисака («булочника, официального поставщика», как гордо значится на памятнике) между Порта-Маджоре и Порта-Лабикана. Вероятно, Эврисак был добившимся благосостояния своим трудом вольноотпущенником, и по всему видно, что он маниакально любил свою профессию, гордился ею: вся гробница украшена рельефами с разными стадиями выпечки хлеба, а большие круглые сквозные отверстия, похоже, являются настоящими, встроенными в стену тестомешалками.
■ Если пойти от Порта-Маджоре вдоль Аврелиановой стены строго на юг, быстро попадешь к церкви Санта-Кроче-ин-Джерузапемме (Святого Креста в Иерусалиме), стоящей впритык к руинам Лагерного амфитеатра. По легенде, эта церковь была построена в начале IV в. вокруг той комнаты дворца Елены (мать императора Константина), где хранились привезенные ею из Иерусалима «страстные реликвии»: фрагмент трехъязычной надписи на кресте («Иисус Назорей, царь иудейский»), две колючки тернового венца Христа, кусок гвоздя, три маленьких деревянных фрагмента Истинного Креста (Христа) и большой кусок соседнего креста; кость указательного пальца св. Фомы, куски колонны, возле которой Христа били плетьми, и т. д. Елена, говорят, привезла даже иерусалимскую землю, чтобы ею покрыли пол церкви.
■ Хотя Август и не увидел во внуке своей супруги Ливии задатков политического деятеля, тем не менее признавал за ним неплохие задатки ученого, исторические(написал несколько книг) и лингвистические (ввел в употребление новые буквы алфавита) изыскания Клавдия не внесли заметного вклада в науку и были быстро забыты. При Тиберии и Калигуле Клавдий выдавал себя чуть ли не за идиота, чтобы избежать политических преследований. К государственной службе он никогда не готовился и не стремился. Как ни странно, случайно (в результате чужого заговора) оказавшись в возрасте 51 года у власти, императором он оказался совсем неплохим. Особенно по сравнению со своим психически неуравновешенным племянником Калигулой.
■ Катакомбами (греч. «ката» — «внизу» и «комбос» — «сплетение») в наше время называют любые подземные ходы и лабиринты, а в Риме это слово относилось изначально только к подземным погребальным галереям под церковью Св. Себастьяна. Другие подземные погребальные галереи обычно назывались цементериями.
■ Римский историк Тит Ливий в IX книге из «Истории от основания города» так пишет о строительстве Аппиевой дороги: «На этот год приходится и знаменитое цензорство Аппия Клавдия и Гая Плавтия, но Аппиеву имени в памяти потомков досталась более счастливая судьба, потому что он проложил дорогу и провел в город воду; совершил он все это один, так как товарищ его, устыдясь беззастенчивой недобросовестности, с какой были составлены сенаторские списки, сложил с себя должность».
■ Диодор уточняет, что на строительство дороги (возвышенные места были срыты, овраги и впадины уравнены насыпями, массивными камнями было вымощено более 1000 стадиев из 1600) Аппий растратил почти всю государственную казну.