Авентин - Тиберина - Трастевере
Древний Рим
В Капитолийском музее находится статуя античной работы, изображающая бога реки Тибр Тиберия. Точнее было бы сказать, гения места, потому что он был реальным человеком — Тиберием Сильвием, девятым кесарем Альба-Лонги, древнего города латинян, находившегося на восток от Рима и основанного около 1152 г. до н. э. По римской мифологии, богом Тиберия сделал сам Юпитер, после того как кесарь утонул в реке. До этого происшествия река называлась Альбула. Полулежащий мраморный Тиберий, с бороды и волос которого «струится» вода, в левой руке держит рог изобилия, глядя на него с явным напряжением мысли во взоре. Под его правой рукой, согнутой в локте, находится небольшая композиция с младенцами Ромулом и Ремом, по одной легенде — уроженцами Альба-Лонги, по другой — найденными в водах Тибра, замедлившего свое течение у прибрежного болота Велабр (ныне — площадь Сан Джорджио ин Велабро с церковью, заложенной в VII в.).
Далее в историю основания Рима вступают холмы Палатин и Авентин. Братья поспорили о том, на каком именно из холмов следует возвести город. Условились так: оба лягут навзничь на облюбованном холме, и над кем пролетит больше птиц, тот и победил. Над Авентином, где лежал Рем, пролетело шесть коршунов, над Папатином, избранном Ромулом, — двенадцать. Рем попытался доказать, что его птицы пролетели раньше, но спор, как известно, закончился братоубийством, а Рим был основан на Палатине, в 753 г. до н. э. Авентин, самый южный холм Рима, еще долго пребывал за городской чертой. В V в. до н. э. на Авентине начали селиться плебеи, большинство — по собственной воле, некоторые — по воле патрициев, желавших иметь с ними как можно меньше общего. И пока государственные мужи решали свои важные дела, строили роскошные дворцы и величественные храмы, плебеи ловили рыбу, доставляли по реке разные грузы, торговали и ремесленничали. В границы города Авентин окончательно вошел при Октавиане Августе (63 г. до н. э. — 14 г. н. э.).
Между Авентином и Палатином пролегает лощина, в которой размещался древнеримский Большой цирк — место состязаний и народных собраний, ныне заросшее травой и деревьями. Там были проложены две покрытые песком дорожки для конных состязаний. Император сидел или в своем дворце на Палатине, или в отдельной ложе в цирке, сенаторы и другие важные персоны — в ложах поменьше, внизу на скамьях — простой люд. В месте разворота колесниц стояли гранитный обелиск, позже перенесенный на пьяцца дель Пополо, семь деревянных яиц и семь каменных дельфинов. После прохождения колесницами обелиска служители цирка снимали одно яйцо или разворачивали дельфина в другую сторону. Авентин, покрытый садами, тем не менее не остался без храмов. На его вершине стоял в дохристианские времена храм богини Дианы и других божеств латинян. У подножия холма и той части Большого цирка, которая выходит к Тибру, находился Бычий форум, уникальные храмы которого мы представили в 243-м выпуске «Атласа». И вот еще несколько достопримечательностей Авентина (конечно, далеко не все). Базилика позднеримского типа (422-432) Санта Сабина на вершине; первоначальный облик ей и кампаниле X в. был возвращен в начале XX в. Ворота Сан-Паоло, относившиеся к стене, которой обнес Рим в III в. император Аврелиан (нынешний вид ворота обрели в XVI в.). Пирамида Гая Цестия — надгробие римского претора, умершего в 12 г. до н. э. Портик базилики Эмилия, построенной в 179 г. до н. э., сгоревшей в 410 г. Эта базилика была также рынком и местом общения, возможно, здесь проводились заседания суда. Портик и таверны базилики Эмилия были восстановлены в 418-420 гг. за счет городской казны. Благодаря своим апельсиновым рощам и отсутствию суеты Авентин считается самым романтичным холмом Вечного города.
Авентин, наиболее близкий к излучине Тибра холм Рима, набережные реки, жилые кварталы, примыкающие к ним на обоих берегах, остров Тиберина — эта часть Вечного города в определенном смысле его колыбель. Не случайно: здесь с древности существовал брод — в этом месте река замедляет свое течение и мелеет. Эта часть города до наших дней сохранила спокойную атмосферу, отличающую ее от Рима блистательного, величественного, парадного.
С Авентина хорошо видны и остров Тиберина, и простирающийся за ним район Трастевере, а вдалеке, на север от него, — купол собора Святого Петра в Ватикане.
Остров Тиберина имеет удлиненную форму судна, это настолько очевидно, что иных сравнений и быть не может. А вот легенды о его возникновении гораздо более разнообразны. По одной, крестьяне, возмущенные жестокостью кесаря Тарквиния Гордого, не позволявшего им выращивать пшеницу на Марсовом поле, в 510 г. до н. э. набросали в Тибр столько снопов, что возник целый остров. Другая гласит, что, когда сюда после эпидемии чумы в 292 или в 291 г. до н. э. прибыл приглашенный из Греции целитель Асклепий (Эскулап), за свое искусство получивший от богов бессмертие, он привез с собой змею, та вырвалась, лодка перевернулась и стала основанием острова. И это еще не все предания. Геологи же объясняют все смывами почвы с берегов, часто страдавших от наводнений, вплоть до 1876 г., когда берега были подняты и укреплены. В 62 г. до н. э. Тиберину и левый берег соединил каменный мост Фабриция, по имени консула — строителя дорог. Мост сохранился в почти первоначальном виде и используется до сих пор. В 46 г. до н. э. был построен мост, названный в честь консула Цестия. Этот мост реконструировался многажды, а в 1892 г. был разобран и собран заново, но при этом использовались его древние блоки, так что, пусть и с некоторой натяжкой, и он может считаться действующим (пешеходным) античным мостом. Мистическая ли сила змеиного яда в малых дозах, прекращение эпидемии или забота отцов церкви тому причиной, но Тиберина сохранила свой
медицинский «профиль»: здесь и сегодня к церкви Сан Бартоломео, возведенной в XII в. и перестроенной после наводнения в XVI в., по легенде, на месте святилища Асклепия, примыкает госпиталь с названием Фатебенефрателли, в переводе с итальянского — «Творите добро, братья».
В древности правый берег Тибра был населен этрусками. Между ними и италийцами-латинянами из Лация отношения были довольно натянутыми. Так и повелось, что в римском заречье Трастевере (от латинского trans Tiberim — «за Тибром») селились «другие». Этрусков со временем потеснили евреи, сирийцы и другие чужеземцы. И почти все здесь прижились, что навсегда определило колорит Трастевере, хотя много евреев в конце Средневековья переселились на другой берег. Этот Рим и такой, и не совсем такой, как на левобережье, здесь в ходу даже свой диалект. При этом жители Трастевере только себя считают истинными римлянами. Это во-первых. А во-вторых, по их мнению, здесь живут самые красивые римлянки. Бродить по хаотично запутанным (так они прокладывались и застраивались) мощенным булыжником улочкам Трастевере лучше всего самостоятельно, не спеша. И тогда откроется удивительная особенность этого района Рима. Здесь совершенно неожиданно можно встретить не подавленные пышным барокко, как в других частях итальянской столицы, фрагменты античных построек, украшающие на первый взгляд неказистые даже не дома, а хибары — старинные жилища бедных торговцев и ремесленников. И то, что эти жилища могут соседствовать с элегантными виллами и дворцами, тоже никого не удивляет: это Трастевере, здесь возможно всё. Центр района — пьяцца Санта Мария ин Трастевере с одноименной церковью и восьмиугольным фонтаном. Церковь считается первым римским храмом, посвященным Богоматери, Мадонне. Заложена она была в 340 г. на том месте, где, по легенде, однажды 25 декабря забил источник благовонного масла, знаменующий рождение Спасителя. У легенды есть реальное основание: в почве под площадью имеются нефтеносные слои. Как многие римские храмы, церковь пережила ряд перестроек, и все же сегодня благодаря реставраторам доминирует в ее облике XII в. С давних, можно сказать древних, пор и поныне эта площадь — самое оживленное место в Трастевере.
Далее в историю основания Рима вступают холмы Палатин и Авентин. Братья поспорили о том, на каком именно из холмов следует возвести город. Условились так: оба лягут навзничь на облюбованном холме, и над кем пролетит больше птиц, тот и победил. Над Авентином, где лежал Рем, пролетело шесть коршунов, над Папатином, избранном Ромулом, — двенадцать. Рем попытался доказать, что его птицы пролетели раньше, но спор, как известно, закончился братоубийством, а Рим был основан на Палатине, в 753 г. до н. э. Авентин, самый южный холм Рима, еще долго пребывал за городской чертой. В V в. до н. э. на Авентине начали селиться плебеи, большинство — по собственной воле, некоторые — по воле патрициев, желавших иметь с ними как можно меньше общего. И пока государственные мужи решали свои важные дела, строили роскошные дворцы и величественные храмы, плебеи ловили рыбу, доставляли по реке разные грузы, торговали и ремесленничали. В границы города Авентин окончательно вошел при Октавиане Августе (63 г. до н. э. — 14 г. н. э.).
Между Авентином и Палатином пролегает лощина, в которой размещался древнеримский Большой цирк — место состязаний и народных собраний, ныне заросшее травой и деревьями. Там были проложены две покрытые песком дорожки для конных состязаний. Император сидел или в своем дворце на Палатине, или в отдельной ложе в цирке, сенаторы и другие важные персоны — в ложах поменьше, внизу на скамьях — простой люд. В месте разворота колесниц стояли гранитный обелиск, позже перенесенный на пьяцца дель Пополо, семь деревянных яиц и семь каменных дельфинов. После прохождения колесницами обелиска служители цирка снимали одно яйцо или разворачивали дельфина в другую сторону. Авентин, покрытый садами, тем не менее не остался без храмов. На его вершине стоял в дохристианские времена храм богини Дианы и других божеств латинян. У подножия холма и той части Большого цирка, которая выходит к Тибру, находился Бычий форум, уникальные храмы которого мы представили в 243-м выпуске «Атласа». И вот еще несколько достопримечательностей Авентина (конечно, далеко не все). Базилика позднеримского типа (422-432) Санта Сабина на вершине; первоначальный облик ей и кампаниле X в. был возвращен в начале XX в. Ворота Сан-Паоло, относившиеся к стене, которой обнес Рим в III в. император Аврелиан (нынешний вид ворота обрели в XVI в.). Пирамида Гая Цестия — надгробие римского претора, умершего в 12 г. до н. э. Портик базилики Эмилия, построенной в 179 г. до н. э., сгоревшей в 410 г. Эта базилика была также рынком и местом общения, возможно, здесь проводились заседания суда. Портик и таверны базилики Эмилия были восстановлены в 418-420 гг. за счет городской казны. Благодаря своим апельсиновым рощам и отсутствию суеты Авентин считается самым романтичным холмом Вечного города.
Авентин, наиболее близкий к излучине Тибра холм Рима, набережные реки, жилые кварталы, примыкающие к ним на обоих берегах, остров Тиберина — эта часть Вечного города в определенном смысле его колыбель. Не случайно: здесь с древности существовал брод — в этом месте река замедляет свое течение и мелеет. Эта часть города до наших дней сохранила спокойную атмосферу, отличающую ее от Рима блистательного, величественного, парадного.
С Авентина хорошо видны и остров Тиберина, и простирающийся за ним район Трастевере, а вдалеке, на север от него, — купол собора Святого Петра в Ватикане.
Остров Тиберина имеет удлиненную форму судна, это настолько очевидно, что иных сравнений и быть не может. А вот легенды о его возникновении гораздо более разнообразны. По одной, крестьяне, возмущенные жестокостью кесаря Тарквиния Гордого, не позволявшего им выращивать пшеницу на Марсовом поле, в 510 г. до н. э. набросали в Тибр столько снопов, что возник целый остров. Другая гласит, что, когда сюда после эпидемии чумы в 292 или в 291 г. до н. э. прибыл приглашенный из Греции целитель Асклепий (Эскулап), за свое искусство получивший от богов бессмертие, он привез с собой змею, та вырвалась, лодка перевернулась и стала основанием острова. И это еще не все предания. Геологи же объясняют все смывами почвы с берегов, часто страдавших от наводнений, вплоть до 1876 г., когда берега были подняты и укреплены. В 62 г. до н. э. Тиберину и левый берег соединил каменный мост Фабриция, по имени консула — строителя дорог. Мост сохранился в почти первоначальном виде и используется до сих пор. В 46 г. до н. э. был построен мост, названный в честь консула Цестия. Этот мост реконструировался многажды, а в 1892 г. был разобран и собран заново, но при этом использовались его древние блоки, так что, пусть и с некоторой натяжкой, и он может считаться действующим (пешеходным) античным мостом. Мистическая ли сила змеиного яда в малых дозах, прекращение эпидемии или забота отцов церкви тому причиной, но Тиберина сохранила свой
медицинский «профиль»: здесь и сегодня к церкви Сан Бартоломео, возведенной в XII в. и перестроенной после наводнения в XVI в., по легенде, на месте святилища Асклепия, примыкает госпиталь с названием Фатебенефрателли, в переводе с итальянского — «Творите добро, братья».
В древности правый берег Тибра был населен этрусками. Между ними и италийцами-латинянами из Лация отношения были довольно натянутыми. Так и повелось, что в римском заречье Трастевере (от латинского trans Tiberim — «за Тибром») селились «другие». Этрусков со временем потеснили евреи, сирийцы и другие чужеземцы. И почти все здесь прижились, что навсегда определило колорит Трастевере, хотя много евреев в конце Средневековья переселились на другой берег. Этот Рим и такой, и не совсем такой, как на левобережье, здесь в ходу даже свой диалект. При этом жители Трастевере только себя считают истинными римлянами. Это во-первых. А во-вторых, по их мнению, здесь живут самые красивые римлянки. Бродить по хаотично запутанным (так они прокладывались и застраивались) мощенным булыжником улочкам Трастевере лучше всего самостоятельно, не спеша. И тогда откроется удивительная особенность этого района Рима. Здесь совершенно неожиданно можно встретить не подавленные пышным барокко, как в других частях итальянской столицы, фрагменты античных построек, украшающие на первый взгляд неказистые даже не дома, а хибары — старинные жилища бедных торговцев и ремесленников. И то, что эти жилища могут соседствовать с элегантными виллами и дворцами, тоже никого не удивляет: это Трастевере, здесь возможно всё. Центр района — пьяцца Санта Мария ин Трастевере с одноименной церковью и восьмиугольным фонтаном. Церковь считается первым римским храмом, посвященным Богоматери, Мадонне. Заложена она была в 340 г. на том месте, где, по легенде, однажды 25 декабря забил источник благовонного масла, знаменующий рождение Спасителя. У легенды есть реальное основание: в почве под площадью имеются нефтеносные слои. Как многие римские храмы, церковь пережила ряд перестроек, и все же сегодня благодаря реставраторам доминирует в ее облике XII в. С давних, можно сказать древних, пор и поныне эта площадь — самое оживленное место в Трастевере.
Общая информация
Авентин — один из семи холмов, на которых был построен Древний Рим.Тиберина — остров на реке Тибр в центре Рима.
Трастевере — современное название района на правом, западном берегу Тибра, происходит от латинского trans Tiberim — «за Тибром».
Цифры
Предельная высота Авентина: 47 м (холм имеет две вершины — на северо-востоке и юго-западе).Площадь Авентина: 31 га.
Размеры острова Тиберина: 270×67 м.
Достопримечательности
Авентин
■ Культовые сооружения: базилики Санта Сабина, Сан Джорджио ин Велабро, Сан Джованни Деколлато, Сан Саба, Санта Мария делла Консолацьоне, Санта Мария ин Космедин, Санти Бонифацио и Алесио, Сан Теодоро, Санта Приска (в подземной части сохранились остатки римского дома с языческим святилищем Митры I в.), «Уста Истины».■ Руины цирка Максимуса.
■ Портик Эмилия.
■ Пирамида Цестия.
■ Арка Януса.
■ Искусственный холм Тестаччо.
Трастевере
■ Культовые сооружения: базилики Сан Криогенно (заложена в IV в.), Санта Мария ин Трастевере, Санта Чечиле ин Трастевере (заложена в 220 г.), церкви Санта Агата, Сан Бенедикта ин Пожинала; здания и сооружения — ворота Сеттимиана, переделанные из Триумфальной арки Септимия Севера, вилла Шара, Музей Рима.Остров Тиберина
■ Базилика Сан Бартоломео (по легенде — на месте храма Асклепия III в. до н. э.), колодец Аскпепия, госпиталь Фатебенефрателли, мосты Фабриция и Цестия.■ Мавзолей Адриана (замок Святого Ангела).
Любопытные факты
■ Есть три версии происхождения названия Авентин. Первая связана со словом aves («птицы»), вторая со словом aventus («сбор»): на холме люди собирались, чтобы почтить богиню Диану, защитницу плебеев, а третья — от имени кесаря Авентинуса Сервия, убитого здесь молнией, причем известно, что было два кесаря с таким именем. Есть и легенда с прямо обратным смыслом: это Авентинус был назван в честь холма.■ В эпоху империи Авентин теряет свой «плебейский» характер. Здесь строили свои дворцы Траян и Адриан (до того, как стали императорами), префекты, магистраты и другие влиятельные патриции. Историки — современники Древнего Рима полагали, что именно по этой причине в 410 г. король вестготов Аларих I, осадивший Рим,особенно яростно грабил и уничтожал здесь, в «гнезде врагов», все подряд. После этого разорения произошел первый и самый большой исход с Авентина и плебеев. Многие из них устремились тогда на противоположный берег Тибра.
■ Тибєрий часто отождествляется с Волтурном, по разным версиям-легендам, сыном Януса и кесарем Альба-Лонги, так же, как и Тиберий, утонувшим в реке, названной его именем и протекающей в Южной Италии. В память и Волтурна, и Тиберия в Древнем Риме 27 августа проходил праздник волтурналий. Праздников у римлян, в соответствии с принципом «Хлеба и зрелищ!», было множество, а этот они отождествляли с всемогуществом жизненной силы воды.
■ Арка Януса из кирпича и мрамора — сооружение не только примечательное, но и загадочное. Примечательное тем, что это единственная в Риме арка формы квадрифон, или тетрапилум, т.е. имеющая четыре пролета. Такие арки обычно устанавливали на перекрестках дорог, а эта установлена в 304 г. в честь императора Септимия Севера (146-211), его жены Юлии Домны и их сыновей — Геты и Каракаллы. В Средние века ее использовали как опору крепостной башни, разрушенной в 1827 г. А загадочность арки поддерживают легенды о том, что во многих ее нишах и глубоких отверстиях, появившихся после того, как из них извлекли статуи и металлические фрагменты,спрятаны сокровища. Охотников найти их было множество, но лукавый Янус никому не открыл тайну клада... Янус на берегах Тибра был глубоко почитаемым божеством. Он, по преданиям, стал первым кесарем Лация, научил людей судостроению и земледелию. Его двуликость считалась также символом дверей, но не в прикладном, а в более глубоком смысле — всякого входа, который одновременно и выход. Иногда эту арку называют также аркой Константина Великого (272-306), потому что установлена она была при нем.
■ Тибр имел для римлян большое практическое значение. По нему к портовым причалам и докам на его берегах доставлялись зерно, камень, лес, песок и вообще все, что требовалось городу, из разных краев Южной Европы и Средиземноморья. Так продолжалось приблизительно до I в. н. э., когда Тибр обмелел и ниже по его течению был построен новый порт — Фьюмичино. Тибр также входил в Большую клоаку, или клоаку Максима, как называлась канализационная система города, созданная в VI в. до н. э.
В этом качестве она уже давно не используется, но действует до сих пор как система ливневой канализации, естественно, претерпев модернизацию, и в основе этой подземной сети каналов все же остается то, что заложили строители античных времен. Выложенные камнем выходы древней Большой клоаки можно увидеть на набережных Тибра и на острове Тиберина.
■ Громада мавзолея императора Адриана (76-138), более известного как замок Святого Ангела, и пешеходный мост к нему через Тибр — архитектурный контрапункт, соединяющий древнюю часть Рима с Римом Ватиканским. Строительство мавзолея завершилось в 139 г., уже после смерти императора. Прах его, погребенный сначала в Байи, близ Неаполя, в конце концов обрел свое законное место в мавзолее. Адриан сам составил план усыпальницы. На пятигранном основании была возведена ротонда высотой 64 м, украшенная греческими статуями, над ней был насыпан холм по типу этрусских захоронений, засаженный вечнозелеными растениями. Холм венчала статуя Адриана в облике бога Солнца Гелиоса.
В III в. император Аврелиан, оценив оборонительный потенциал сооружения, включил его в пояс защитных стен Рима. И в V-VI вв. мавзолей выступил в роли неприступного бастиона. Когда не хватало метательных снарядов, его защитники сбрасывали с высоты статуи. В 590 г. во время крестного хода с молением от избавления от чумы во главе с папой Григорием I на вершине холма папе привиделся архангел Михаил, вкладывающий меч в ножны. Это была истолковано как благая весть, и, действительно, эпидемия чумы вскоре прекратилась. На крыше мавзолея была установлена бронзовая статуя ангела, затем замененная на мраморную, а в XVII в. — снова на бронзовую. Мавзолей еще не раз побывал крепостью (с добавленными бастионами), был и тюрьмой.
■ У жителей Трастевере есть свой локальный праздник, возникший еще в дохристианские времена. Он называется Ноантри, что на местном наречии означает «Мы — другие». Длится он целую неделю, на украшенные цветами улицы выносятся столы не только из тратторий и баров, но и из обычных домов.
■ Госпиталь Фатебенефрателли на острове Тиберина работает с 1548 г. без перерывов.
■ Католическую церковь Санти Бонифачо е Алессио на Авентине русские люди — и живущие в Италии, и гости Рима — посещают часто. Алессио, он же Алексий, Божий человек, — общий для всего христианского мира святой, здесь хранятся его мощи, так же как и мощи Вонифатия (Бонифация). Священники не удивляются: они хорошо знают, что в России святого Алексия почитают особо, и имя это популярно, не в последнюю очередь потому, что Божьим человеком Достоевский называл своего любимого и самого светлого героя — Алешу Карамазова.