Флоренция (город)
История города
Флоренция, столица Тосканы, — всемирно значимый центр искусств и памятников эпохи Возрождения, периода, когда культура Европы «открыла» человека.
История Флоренции много лет находилась в руках семьи Медичи, представители которой имели влияние на судьбы всей Европы.
Принимал ли участие лично Юлий Цезарь в основании поселения Флоренция для римских солдат-ветеранов в 59 г. до н. э., точно неизвестно. Но городок, чье название означало «цветущая», действительно быстро расцвел. Основную роль сыграло расположение города — на бойкой Кассиевой дороге, ведущей, разумеется, в Рим.
Однако настоящее величие ждало Флоренцию не в античные времена — мировая слава пришла к ней, когда в XIV в. она стала центром Ренессанса. Богатый купеческий город, чеканивший с 1252 г. собственную золотую монету — флорин, одну из самых устойчивых валют того времени, мог себе позволить масштабное строительство и покровительство искусствам.
Когда в 1434 г. власть во Флоренции перешла к семейству купцов и банкиров Медичи, наступил период, который иначе называют «золотым веком» флорентийского искусства. Первый из Медичи, получивший власть над городом, Козимо Старший, дружил с людьми искусства и вкладывал немалые средства в украшение города. При нем были построены церковь Сан-Лоренцо, ставшая впоследствии семейной усыпальницей Медичи, монастырь Сан-Марко, дворец, который сегодня называется палаццо Медичи-Риккарди. В доме Козимо запросто бывали Донателло (1386-1466), Фра Филиппе Липпи (1406-1469), Брунеллески. Козимо передал своим наследникам не только немалое состояние, но и «высокий стиль жизни» — привычку править и покровительствовать прекрасному.
Внук Козимо Старшего, Лоренцо (1449-1492), получил от современников прозвище Великолепный. Он первый в семье заключил династический брак — женился на наследнице древнего рода Орсини, научился тонко использовать искусство в политических целях и укрепил влияние семьи в масштабах страны, сделав своего сына и племянника кардиналами (будущие Римские Папы Лев X (1475-1521) и Климент VII (1478-1534)). Лоренцо — создатель первой в Европе публичной библиотеки, он же открыл во Флоренции университет. Во многом великолепие двору Лоренцо придавали Леонардо да Винчи (1452-1519), Сандро Боттичелли (1445-1510), Доменико Гирландайо (1449-1494), в разное время работавшие во Флоренции. Юный Микеланджело Буонаротти (1475-1564) прожил у Лоренцо два года меценат хотел поддержать талантливого юношу. Микеланджело учился в школе молодых художников и ваятелей, созданной Лоренцо.
Хотя через два года после смерти Лоренцо Великолепного Медичи были изгнаны из Флоренции, благодаря своим семейным связям им удалось не только вернуть Флоренцию, но и стать герцогами Тосканскими (1537 г.). Козимо I Медичи, Великий герцог Тосканский, основал новую династию, которая правила ровно два столетия. Медичи женились на принцессах, всходили на папский престол, девушки этой фамилии становились королевами и герцогинями. Но главным итогом деятельности этой семьи стала прекрасная Флоренция, великий памятник Возрождения.
История Флоренции много лет находилась в руках семьи Медичи, представители которой имели влияние на судьбы всей Европы.
Принимал ли участие лично Юлий Цезарь в основании поселения Флоренция для римских солдат-ветеранов в 59 г. до н. э., точно неизвестно. Но городок, чье название означало «цветущая», действительно быстро расцвел. Основную роль сыграло расположение города — на бойкой Кассиевой дороге, ведущей, разумеется, в Рим.
Однако настоящее величие ждало Флоренцию не в античные времена — мировая слава пришла к ней, когда в XIV в. она стала центром Ренессанса. Богатый купеческий город, чеканивший с 1252 г. собственную золотую монету — флорин, одну из самых устойчивых валют того времени, мог себе позволить масштабное строительство и покровительство искусствам.
Когда в 1434 г. власть во Флоренции перешла к семейству купцов и банкиров Медичи, наступил период, который иначе называют «золотым веком» флорентийского искусства. Первый из Медичи, получивший власть над городом, Козимо Старший, дружил с людьми искусства и вкладывал немалые средства в украшение города. При нем были построены церковь Сан-Лоренцо, ставшая впоследствии семейной усыпальницей Медичи, монастырь Сан-Марко, дворец, который сегодня называется палаццо Медичи-Риккарди. В доме Козимо запросто бывали Донателло (1386-1466), Фра Филиппе Липпи (1406-1469), Брунеллески. Козимо передал своим наследникам не только немалое состояние, но и «высокий стиль жизни» — привычку править и покровительствовать прекрасному.
Внук Козимо Старшего, Лоренцо (1449-1492), получил от современников прозвище Великолепный. Он первый в семье заключил династический брак — женился на наследнице древнего рода Орсини, научился тонко использовать искусство в политических целях и укрепил влияние семьи в масштабах страны, сделав своего сына и племянника кардиналами (будущие Римские Папы Лев X (1475-1521) и Климент VII (1478-1534)). Лоренцо — создатель первой в Европе публичной библиотеки, он же открыл во Флоренции университет. Во многом великолепие двору Лоренцо придавали Леонардо да Винчи (1452-1519), Сандро Боттичелли (1445-1510), Доменико Гирландайо (1449-1494), в разное время работавшие во Флоренции. Юный Микеланджело Буонаротти (1475-1564) прожил у Лоренцо два года меценат хотел поддержать талантливого юношу. Микеланджело учился в школе молодых художников и ваятелей, созданной Лоренцо.
Хотя через два года после смерти Лоренцо Великолепного Медичи были изгнаны из Флоренции, благодаря своим семейным связям им удалось не только вернуть Флоренцию, но и стать герцогами Тосканскими (1537 г.). Козимо I Медичи, Великий герцог Тосканский, основал новую династию, которая правила ровно два столетия. Медичи женились на принцессах, всходили на папский престол, девушки этой фамилии становились королевами и герцогинями. Но главным итогом деятельности этой семьи стала прекрасная Флоренция, великий памятник Возрождения.
Эпоха Возрождения
Флоренцию по праву считают центром возникновения Ренессанса. Именно флорентиец Джотто ди Бондоне (1267-1337), художник, чьи картины и фрески показали совершенно новый облик человека, считается основателем итальянской живописи эпохи Возрождения. Он же — автор проекта колокольни кафедрального собора Санта-Мария-дель-Фьоре (1296-1436), купол которого уже век спустя возвел великий Филиппе Брунеллески (1377-1446).
Этот купол сегодня возвышается над морем черепичных крыш Флоренции, сохранившей свой ренессансный облик. А рядом — колокольня Джотто. Вместе с башней Палаццо Веккьо — городской ратуши, стоящей на главной площади города Пьяцца Синьории, они считаются тремя главными достопримечательностями Флоренции.
Пьяцца Синьории — великолепный музей под открытым небом. Сегодня все статуи на площади, кроме «Персея с головой Медузы» Бенвенуто Челлини (1500-1571), заменены на копии. Но это не уменьшает впечатления от площади, в центре которой находится прекрасный Фонтан Нептуна работы Бартоломео Амманати (1511-1592) и конная статуя первого герцога Тосканского Козимо I работы Джамболоньи (1529-1608). Рядом круглая мраморная доска отмечает место, на котором в 1498 г. со своими сподвижниками был сожжен фанатичный монах Джироламо Савонарола (1452-1498), едва не лишивший Флоренцию великих произведений искусства. Увлеченные его проповедями горожане бросали в костер картины, скульптуры, красивые ткани, драгоценности. Даже ученики Сандро Боттичелли, каясь, уничтожали свои произведения.
Баптистерий Сан Джованни самое древнее из сохранившихся зданий Флоренции. Он был построен в IV-V вв. возле северных ворот Флоренции римского периода, а свой нынешний облик получил в XI-XIII вв. Бронзовые Восточные ворота баптистерия работы Лоренцо Гиберти (1378-1455) со сценами из Ветхого Завета сам Микеланджело назвал «Врата рая».
В готической базилике Санта-Кроче похоронены великие флорентийцы Микеланджело, Николо Макиавелли (1469-1527), Галилео Галилей (1564-1642).
Здание, в котором теперь располагается Галерея Уффици, было построено знаменитым архитектором Джорджо Вазари (1511-1574) по распоряжению Козимо I, который намеревался собрать все административные службы города под одной крышей. Уффици как раз означает — «офисы». В 1575 г. здесь была помещена семейная коллекция Медичи, которая позже стала основой музея.
Благодаря страсти семейства Медичи к прекрасному, Флоренция сегодня может похвастаться множеством музеев так, помимо Галереи Уффици, Палатинская галерея и Музей серебра в Палаццо Питти — наследники коллекции Медичи. После смерти последнего Великого герцога Тосканского Гастона Медичи в 1737 г. его сестра Анна Мария Луиза передала в дар городу все собрание семьи.
Этот купол сегодня возвышается над морем черепичных крыш Флоренции, сохранившей свой ренессансный облик. А рядом — колокольня Джотто. Вместе с башней Палаццо Веккьо — городской ратуши, стоящей на главной площади города Пьяцца Синьории, они считаются тремя главными достопримечательностями Флоренции.
Пьяцца Синьории — великолепный музей под открытым небом. Сегодня все статуи на площади, кроме «Персея с головой Медузы» Бенвенуто Челлини (1500-1571), заменены на копии. Но это не уменьшает впечатления от площади, в центре которой находится прекрасный Фонтан Нептуна работы Бартоломео Амманати (1511-1592) и конная статуя первого герцога Тосканского Козимо I работы Джамболоньи (1529-1608). Рядом круглая мраморная доска отмечает место, на котором в 1498 г. со своими сподвижниками был сожжен фанатичный монах Джироламо Савонарола (1452-1498), едва не лишивший Флоренцию великих произведений искусства. Увлеченные его проповедями горожане бросали в костер картины, скульптуры, красивые ткани, драгоценности. Даже ученики Сандро Боттичелли, каясь, уничтожали свои произведения.
Баптистерий Сан Джованни самое древнее из сохранившихся зданий Флоренции. Он был построен в IV-V вв. возле северных ворот Флоренции римского периода, а свой нынешний облик получил в XI-XIII вв. Бронзовые Восточные ворота баптистерия работы Лоренцо Гиберти (1378-1455) со сценами из Ветхого Завета сам Микеланджело назвал «Врата рая».
В готической базилике Санта-Кроче похоронены великие флорентийцы Микеланджело, Николо Макиавелли (1469-1527), Галилео Галилей (1564-1642).
Здание, в котором теперь располагается Галерея Уффици, было построено знаменитым архитектором Джорджо Вазари (1511-1574) по распоряжению Козимо I, который намеревался собрать все административные службы города под одной крышей. Уффици как раз означает — «офисы». В 1575 г. здесь была помещена семейная коллекция Медичи, которая позже стала основой музея.
Благодаря страсти семейства Медичи к прекрасному, Флоренция сегодня может похвастаться множеством музеев так, помимо Галереи Уффици, Палатинская галерея и Музей серебра в Палаццо Питти — наследники коллекции Медичи. После смерти последнего Великого герцога Тосканского Гастона Медичи в 1737 г. его сестра Анна Мария Луиза передала в дар городу все собрание семьи.
Общая информация
Официальное название: город Флоренция, административный центр региона Тоскана (Итальянская Республика) и провинции Флоренция.
Язык: итальянский.
Религия: католицизм.
Денежная единица: евро.
Аэропорт: международный аэропорт им. Америго Веспуччи.
Важнейшие реки: Арно.
Цифры
Площадь: 102 км2.Население: 366 074 чел. (2008 г.).
Плотность населения: 3588,9 чел./км2.
Этнический состав: 93,3% — итальянцы, 6,7% — иммигранты.
Экономика
Практически отсутствуют крупные предприятия. Флоренция — центр ремесленного искусства. Вещи, изготовленные «под старину» — бронзовые, кожаные, тканые, деревянные и т. д., пользуются особым спросом и дорого стоят. Развито ювелирное дело. Работают студии дизайна и ателье известных модных марок, например «Гуччи».Самая развитая отрасль экономики — сфера услуг, туризм, ресторанное дело, гостиничный бизнес. Среди занятого населения высок процент государственных служащих, т. к. Флоренция — столица одновременно региона и провинции.
Климат и погода
Средиземноморский, мягкие зимы и жаркое лето. Дожди с октября по январь.Средняя температура января: +3,8ºС, июля: +23,4ºС.
В июле — августе дневная температура может подниматься выше +30ºС.
Осадки: от 600 до 1000 мм в год.
■ Кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре;
■ Базилика Санта-Мария-Маджоре;
■ Базилика Санта-Кроче;
■ Церковь Сан-Лоренцо;
■ Баптистерий Сан-Джованни;
■ Мост Понте Веккьо;
■ Мост Санта-Тринита;
■ Палаццо Питти;
■ Палаццо Строцци;
■ Палаццо Медичи-Риккарди;
■ Музей Барджелло;
■ Палаццо Даванцати;
■ Национальный археологический музей Флоренции;.
■ Площадь Республики;
■ Ботанический сад;
■ Монастырь и музей Сан-Марко;
■ Галерея Академии изящных искусств;
Достопримечательности
■ Пьяцца Синьории: Палаццо Веккьо. Галерея Уффици;■ Кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре;
■ Базилика Санта-Мария-Маджоре;
■ Базилика Санта-Кроче;
■ Церковь Сан-Лоренцо;
■ Баптистерий Сан-Джованни;
■ Мост Понте Веккьо;
■ Мост Санта-Тринита;
■ Палаццо Питти;
■ Палаццо Строцци;
■ Палаццо Медичи-Риккарди;
■ Музей Барджелло;
■ Палаццо Даванцати;
■ Национальный археологический музей Флоренции;.
■ Площадь Республики;
■ Ботанический сад;
■ Монастырь и музей Сан-Марко;
■ Галерея Академии изящных искусств;
■ Дом Данте;
■ Музей истории науки.
■ Музей истории науки.
Любопытные факты
■ Хотя свою знаменитую «Божественную комедию» поэт Данте Алигьери (1265-1321) писал уже после разлуки с Флоренцией, откуда он был изгнан, вдохновение поэт черпал в воспоминаниях детства и юности в родном городе, где в 1274 г. ребенком встретил любовь всей своей жизни — Беатриче Портинари. И после смерти Беатриче в 1290 г. Данте продолжал посвящать ей свои произведения.■ Другой знаменитый флорентиец — Джованни Боккаччо (1313-1375), автор «Декамерона», убедил своих сограждан создать особую кафедру Флорентийского университета для изучения «Божественной комедии». В 1373 г. ему поручили руководство этой кафедрой.
■ И сегодня во Флоренции часто встречается герб рода Медичи — шесть шаров, изображенных на щите. Согласно легенде, которую пропагандировало само семейство Медичи, это капли крови великана, угрожавшего Флоренции и убитого основателем рода. Однако история объясняет происхождение шести шаров более прозаично — предками Медичи были аптекари, традиционным символом которых в средневековье были шары, то есть скатанные вручную пилюли.
■ Первый из Медичи, получивший реальную власть во Флоренции, Козимо Старший (1389-1464), невзирая на все свое влияние, официально был рядовым гражданином Флоренции. Когда архитектор Филиппо Брунеллески (1377-1446) предложил ему проект грандиозного по размерам и роскоши дворца, Козимо отказался из нежелания вызывать зависть сограждан. Проект осуществил политический противник Козимо — Лука Питти. Но в результате Питти разорился, а дворец через столетие перешел к потомку Козимо Старшего — герцогу Тосканскому Козимо I.