Лодзь (город)
География
Лодзь находиться в самом сердце Польши. Крупный промышленный город считается третьим по величине после Варшавы и Кракова. От столицы Польши находящуюся юго-западнее р. Лодзь отделяют примерно 120 км. Рельеф вокруг долины сформирован мореновыми холмами из обломков пород, оставшихся со времен прохождения ледника. Эта территория относится к водоразделу реки Висла и реки Одра — второй реки после Вислы, образующей часть границы между Польшей и Германией. Регион Среднепольской низменности, в котором находится Лодзь, богат водными ресурсами, так что прямо через город, глубоко под землей или на поверхности, протекает несколько реки ручьев: исторически Лодзь стоит на 18 реках, самая большая шириной 10 м. Деревушка, выросшая в этот город, была основана между двумя протоками: речкой Лудкой и правым притоком Одры — Вартой.
История
Лодзь — не просто старинный город. Это одно из древнейших на территории Польши мест обитания человека: первые поселения в этих местах люди организовывали не меньше 12 000 лет назад. К XII в. здесь уже существовало довольно крупное поселение, но документальные упоминания о нем относятся к 1332 г., который принято считать датой основания города. В тот год местный князь Владислав освободил деревню Лодзь от подчинения княжеским законам. Получив свободу, жители переместились чуть ближе к торговому пути, и это стимулировало развитие поселка настолько, что в 1414 г. епископы Вроцлава уже подумывали дать поселению статус города. Предоставление королевского муниципального права состоялось в 1423 г., хотя еще около двух столетий Лодзь оставалась небольшим аграрно-ремесленным городком. Права Лодзи были закреплены подписью родоначальника новой династии Ягеллов — витебским князем, литовским великим князем и польским королем Ягелло (в крещении Владислав II (1351-1434 гг.), польским королем он стал после смерти супруги — юной польской королевы (по официальному титулу — короля) Ядвиги (1373-1399 гг.).
Мирное течение жизни надолго прервала польско-шведская война (1600-1629 гг.). Шведам, как и полякам, был необходим контроль над торговыми путями к Балтийскому морю и на нем. После вторжения шведов город еще долго не мог оправиться: Лодзь впала в нищету и влачила довольно жалкое существование. Но произошло настоящее чудо: на богатый водными ресурсами поселок обратил внимание Сейм Польского Королевства, решивший развивать его как фабричный город текстиля, с соответствующими привилегиями и вложением больших денег. Случилось это в 1820 г., а в 1822 г. в России произошло снижение таможенных тарифов на экспорт сырья и на ввоз польских товаров. В Польшу начали ввозить доступный по цене хлопок-сырец, и произошел бум развития текстильного производства, в котором Лодзь сразу же заняла лидирующие позиции. В XIX в. население выросло от полутора до 623 тыс. чел. В 1823 г. границы города уже значительно расширились, в том числе благодаря притоку иностранных специалистов, а старую часть Лодзи соединил с новой Пётрковский тракт — теперь это любимая прогулочная и торговая улица Лодзи длиной почти 4 км, Пётрковска.
В 1824 г. в городе выросла первая ткацкая фабрика из красного кирпича. Затем появились фабрики-марки, прославившие польский текстиль не только в Европе, но и в Америке: это предприятия Шайблера, Грохмана, Познаньского, Бидермана, Зильберштайна, Гейера, Кона, Киндермана. Такое обилие еврейских фамилий не случайно, ведь многие фабриканты перевели сюда свои предприятия из Москвы после выселения оттуда евреев в 1891-1892 гг. Так что к 1914 г. им принадлежало 175 фабрик Лодзи, из которых текстильные составляли большинство — 150. Число еврейских рабочих также было значительным — к началу 1910-х их насчитывалось более 27 000, что составляло около 33% от общего количества рабочих города. Еврейская община сыграла большую роль в период капиталистического становления города.
Так в свое время назвали Лодзь за прорыв, совершенный в области текстильного производства. А сегодня она, как и Манчестер, делает все больший упор на науку, иностранные инвестиции, культуру и туризм.
Сельскохозяйственные угодья стремительно поглощал разрастающийся промышленный центр: Лодзь постепенно превращалась в «польский Манчестер», причем предприятия текстильной промышленности стали своеобразным двигателем местного прогресса, подстегнув развитие прочих отраслей. В частности — архитектуры: Лодзь славится своими роскошными дворцовыми ансамблями, некогда принадлежавшими главным фабрикантам. В их числе особое место занимает фабрично-жилищный комплекс «Ксенжи Млын» — результат объединения конкурентов Грохма-нов и Шейблеров, создавших в 1921 г.
за счет слияния своих мощностей самую большую хлопчатобумажную фабрику Европы. Ансамбль дополнялся со второй половины 1820-х по конец XIX в., так что в этот «город в городе», помимо прядильной фабрики и фамул (домов для рабочих), вошли пожарное депо, ж/д вокзал, больницы, школы, магазины, фольварк (усадьба в Польше), дворец. Жилища Шейблера и Грохмана, Израиля Познаньского, виллу Грохмана, Хербста и других фабрикантов иначе какдворцами и не назовешь: они представляют собой эффектную эклектичную смесь элементов разных стилей, от ренессанса и барокко до модерна. Сами фабрики зачастую выглядят не менее интересно: вначале их строили в неоклассическом духе, а ближе к концу — будто бы оправдывая звание «Польского Манчестера» — уже с использованием красного кирпича и железобетонных конструкций (когда промышленный бум спал, их начали активно переоборудовать в культурно-выставочные и развлекательные центры, сегодня это прекрасные образцы постиндустриальной архитектуры). Разумеется, в красивый и процветающий город потянулись переселенцы — и его население резко увеличилось: к концу XIX в. Лодзь уже была вторым городом страны после Варшавы (сейчас ее опередил Краков). Помимо еврейской общины, крупные сообщества составляли немцы, силезцы, чехи. Но больше всего здесь было поляков, евреев, немцев и русских, за что Лодзь прозвали «городом четырех культур».
В 1839 г. заработала первая паровая машина — и черное облако дыма в лодзинском небе окончательно превратило город в подобие Манчестера. Стремительное развитие этого текстильного центра приостановили Первая и Вторая мировые войны: город был сильно разрушен, заводы и фабрики встали, а население подверглось жесточайшим репрессиям. Одно из крупнейших еврейских гетто с 1940 по 1944 г. находилось именно здесь. В нем содержалось более 200 000 узников, которых вынудили продолжать трудиться на производстве на нужды вермахта. Выживших вывезли в Освенцим. Сама Лодзь в эти годы носила название Лицманштадт — в честь Карла Лицмана (1850-1936 гг.), немецкого генерала времен Первой мировой войны.
После войн город восстановили, особое внимание обращая на оригинальные дворцы промышленников и сами старые фабрики, во многих из которых сегодня помещаются музеи. Роль текстильного центра Лодзь за собой сохранила (после 1990-х — в основном за счет обилия мелких фирм). Но текстиль стал еще и культурным брендом города: в здании фабрики Гейера гигантский Музей текстильной промышленности собрал уникальную коллекцию современной декоративной ткани, здесь же проходит с 1975 г. Международная триеннале на эту тему. Лодзь успешно развенчивает миф, будто в промышленных городах туристам нечего делать. Одних только особняков и дворцов промышленников тут около 160. Во дворце Оскара Кона расположилась Высшая школа кинематографии, телевидения и театра. Одним из ее известных выпускников стал режиссер Роман Полански (род. в 1933 г.), а известные актеры составили славу яркой театральной жизни Лодзи. Уставшие от городской суеты могут побродить по одному из 33 парков, 11 из которых старинные и подлежат особой охране: например крупнейший лесопарк Европы Лес Лагевники (1200 га) — часть заповедника «Лодзские возвышенности», или старинный парк «Зрудлиска».
Мирное течение жизни надолго прервала польско-шведская война (1600-1629 гг.). Шведам, как и полякам, был необходим контроль над торговыми путями к Балтийскому морю и на нем. После вторжения шведов город еще долго не мог оправиться: Лодзь впала в нищету и влачила довольно жалкое существование. Но произошло настоящее чудо: на богатый водными ресурсами поселок обратил внимание Сейм Польского Королевства, решивший развивать его как фабричный город текстиля, с соответствующими привилегиями и вложением больших денег. Случилось это в 1820 г., а в 1822 г. в России произошло снижение таможенных тарифов на экспорт сырья и на ввоз польских товаров. В Польшу начали ввозить доступный по цене хлопок-сырец, и произошел бум развития текстильного производства, в котором Лодзь сразу же заняла лидирующие позиции. В XIX в. население выросло от полутора до 623 тыс. чел. В 1823 г. границы города уже значительно расширились, в том числе благодаря притоку иностранных специалистов, а старую часть Лодзи соединил с новой Пётрковский тракт — теперь это любимая прогулочная и торговая улица Лодзи длиной почти 4 км, Пётрковска.
В 1824 г. в городе выросла первая ткацкая фабрика из красного кирпича. Затем появились фабрики-марки, прославившие польский текстиль не только в Европе, но и в Америке: это предприятия Шайблера, Грохмана, Познаньского, Бидермана, Зильберштайна, Гейера, Кона, Киндермана. Такое обилие еврейских фамилий не случайно, ведь многие фабриканты перевели сюда свои предприятия из Москвы после выселения оттуда евреев в 1891-1892 гг. Так что к 1914 г. им принадлежало 175 фабрик Лодзи, из которых текстильные составляли большинство — 150. Число еврейских рабочих также было значительным — к началу 1910-х их насчитывалось более 27 000, что составляло около 33% от общего количества рабочих города. Еврейская община сыграла большую роль в период капиталистического становления города.
Так в свое время назвали Лодзь за прорыв, совершенный в области текстильного производства. А сегодня она, как и Манчестер, делает все больший упор на науку, иностранные инвестиции, культуру и туризм.
Сельскохозяйственные угодья стремительно поглощал разрастающийся промышленный центр: Лодзь постепенно превращалась в «польский Манчестер», причем предприятия текстильной промышленности стали своеобразным двигателем местного прогресса, подстегнув развитие прочих отраслей. В частности — архитектуры: Лодзь славится своими роскошными дворцовыми ансамблями, некогда принадлежавшими главным фабрикантам. В их числе особое место занимает фабрично-жилищный комплекс «Ксенжи Млын» — результат объединения конкурентов Грохма-нов и Шейблеров, создавших в 1921 г.
за счет слияния своих мощностей самую большую хлопчатобумажную фабрику Европы. Ансамбль дополнялся со второй половины 1820-х по конец XIX в., так что в этот «город в городе», помимо прядильной фабрики и фамул (домов для рабочих), вошли пожарное депо, ж/д вокзал, больницы, школы, магазины, фольварк (усадьба в Польше), дворец. Жилища Шейблера и Грохмана, Израиля Познаньского, виллу Грохмана, Хербста и других фабрикантов иначе какдворцами и не назовешь: они представляют собой эффектную эклектичную смесь элементов разных стилей, от ренессанса и барокко до модерна. Сами фабрики зачастую выглядят не менее интересно: вначале их строили в неоклассическом духе, а ближе к концу — будто бы оправдывая звание «Польского Манчестера» — уже с использованием красного кирпича и железобетонных конструкций (когда промышленный бум спал, их начали активно переоборудовать в культурно-выставочные и развлекательные центры, сегодня это прекрасные образцы постиндустриальной архитектуры). Разумеется, в красивый и процветающий город потянулись переселенцы — и его население резко увеличилось: к концу XIX в. Лодзь уже была вторым городом страны после Варшавы (сейчас ее опередил Краков). Помимо еврейской общины, крупные сообщества составляли немцы, силезцы, чехи. Но больше всего здесь было поляков, евреев, немцев и русских, за что Лодзь прозвали «городом четырех культур».
В 1839 г. заработала первая паровая машина — и черное облако дыма в лодзинском небе окончательно превратило город в подобие Манчестера. Стремительное развитие этого текстильного центра приостановили Первая и Вторая мировые войны: город был сильно разрушен, заводы и фабрики встали, а население подверглось жесточайшим репрессиям. Одно из крупнейших еврейских гетто с 1940 по 1944 г. находилось именно здесь. В нем содержалось более 200 000 узников, которых вынудили продолжать трудиться на производстве на нужды вермахта. Выживших вывезли в Освенцим. Сама Лодзь в эти годы носила название Лицманштадт — в честь Карла Лицмана (1850-1936 гг.), немецкого генерала времен Первой мировой войны.
После войн город восстановили, особое внимание обращая на оригинальные дворцы промышленников и сами старые фабрики, во многих из которых сегодня помещаются музеи. Роль текстильного центра Лодзь за собой сохранила (после 1990-х — в основном за счет обилия мелких фирм). Но текстиль стал еще и культурным брендом города: в здании фабрики Гейера гигантский Музей текстильной промышленности собрал уникальную коллекцию современной декоративной ткани, здесь же проходит с 1975 г. Международная триеннале на эту тему. Лодзь успешно развенчивает миф, будто в промышленных городах туристам нечего делать. Одних только особняков и дворцов промышленников тут около 160. Во дворце Оскара Кона расположилась Высшая школа кинематографии, телевидения и театра. Одним из ее известных выпускников стал режиссер Роман Полански (род. в 1933 г.), а известные актеры составили славу яркой театральной жизни Лодзи. Уставшие от городской суеты могут побродить по одному из 33 парков, 11 из которых старинные и подлежат особой охране: например крупнейший лесопарк Европы Лес Лагевники (1200 га) — часть заповедника «Лодзские возвышенности», или старинный парк «Зрудлиска».
Общая информация
Воеводство: Лодзинское.
Этнический состав: более 90% — этнические поляки (2002 г.).
Религия: преобладает католицизм.
Язык: польский.
Денежная единица: польский злотый.
Крупнейшая река: Висла.
Аэропорт: международный аэропорт им. Владислава Реймонта Лодзь-Люблинек.
Аэропорт: международный аэропорт им. Владислава Реймонта Лодзь-Люблинек.
Цифры
Площадь: 293,25 км2.Население: 737 000 чел. (2010 г.).
Плотность населения: 2513,2 чел/км2.
Плотность населения: 2513,2 чел/км2.
Высота над уровнем моря: 163-284 м.
Климат и погода
Умеренно континентальный.Средняя температура января: 0°С.
Средняя температура июля: +21°С.
Среднегодовое количество осадков: 560 мм.
Экономика
Промышленность: текстильная, машиностроение, электротехника (трансформаторы, оборудование для электротяги, киноаппаратура, текстильные станки), химическая (в частности, резиновые, синтетические и искусственные волокна), кожевенно-обувная, полиграфическая, пищевкусовая.
Сфера услуг: туризм, финансовые, информационные, транспортные.
Достопримечательности
■ Природные: заповедник «Лодзские возвышенности», первые парки города — «Зрудлиска I» и «Зрудлиска II».■ Костелы: Успения Богородицы (1888-1897 гг.), Сошествия Святого Духа (кон. XIX в.);
■ Дворцы и виллы фабрикантов XIX в.: Израиля Кальмановича Познаньского (сейчас Музей истории города Лодзи), Роберта Бидерманна (здание Лодзинского университета), Карла Познаньского (ныне Музыкальная академия), вилла Рейнхольда Рихтера, вилла Эдуарда Хербста (филиал Музея современного искусства).
■ Фабричные центры: «Белая Фабрика» Людвига Гейера (1835-1839 гг.), фабрично-жилищный комплекс «Ксенжи Млын» (XIX в.), в 2006 г. открыт культурно-торгово-развлекательный центр «Мануфактура»: на 27 га фабрики XIX в., принадлежавшей Израилю Познаньскому, разместились более 300 магазинов, отель, концертная плошадка, летом — пляж, зимой — каток, фонтан длиной 300 м и многое другое.
Любопытные факты
■ Местная легенда связывает происхождение названия города Лодзи, означающего «лодка», с именем крестьянина Януша, повздорившего с властями и бежавшего из соседнего городка Ленчицы. Он долго плыл на лодке, пока не пристал к болотистому берегу, когда его застал ливень. Чтобы не промокнуть, он смастерил укрытие из своей же лодки — первый «дом» будущей Лодзи. На щите герба города изображена золотая лодка. А красный цвет щита, по легенде, — цвет крови, пролитой рыцарем-скитником. Он погиб, защищая бежавшую от властей все той же Ленчицы девушку, обвиняемуюв колдовстве.
■ Лодзь — самый первый город в стране, в котором ввели обязательное школьное образование.
■ Улица Пётрковска — самая длинная торговая улица страны (около 4 км).
■ В самой крупной в Польше резиденции фабриканта — дворце Израиля Познаньско-го — теперь располагается Музей истории города.
■ Лодзь — колыбель польского кинематографа. На его съемочной площадке снято более 150 картин. На улице Пётрковской расположена местная Аллея Славы: на одной стороне улицы звезды с именами актеров, на противоположной — режиссеров.
■ Польский король литовского происхождения Владислав Ягелло прожил необычайно долго для средневекового монарха и умер своей смертью в 83 года. Он отличался отличным здоровьем, ел простую пищу, пил воду вместо вина, много гулял и охотился, в 70 лет зачал наследника. Умер от воспаления легких, которое, говорят, получил, до поздней ночи слушая в лесу соловьев.
■ В Лодзи находится самое большое (39,6 га) еврейское кладбище Центральной Европы (с 1892 г.). Здесь похоронены как богатые фабриканты, так и бедняки, а также жертвы Холокоста.
■ Раньше в Лодзи был кинотеатр «Иваново», но его переименовали, а в Иванове до сих пор функционирует кинотеатр «Лодзь».
■ Раньше в Лодзи был кинотеатр «Иваново», но его переименовали, а в Иванове до сих пор функционирует кинотеатр «Лодзь».
■ Лодзь — место действия романа «Земля обетованная» польского писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе (1924 г.) Владислава Станислава Реймонта (1867-1925 гг.). Анджей Вайда снял по его мотивам в 1974 г. одноименный фильм.
■ Лодзь официально с 1998 г. имеет собственный хейнал (сигнал точного времени, раздающийся ежечасно с главной городской башни) — это произведение польского композитора Станислава Монюшко «Прялка».
■ В надежде побороть тягу к хищению металла чиновники Лодзи попросили священников освятить ценные для воров и городской казны люки городской канализации.
■ В городе Здуньска-Воля Лодзинского воеводства родился Максимилиан Абрамович Факторович — основатель косметической марки «Макс Фактор». «Голливудский волшебник», усовершенствовавший грим и макияж, даже получил премию «Оскар» «за значительный вклад в развитие мирового кинематографа».
■ Лодзь официально с 1998 г. имеет собственный хейнал (сигнал точного времени, раздающийся ежечасно с главной городской башни) — это произведение польского композитора Станислава Монюшко «Прялка».
■ В надежде побороть тягу к хищению металла чиновники Лодзи попросили священников освятить ценные для воров и городской казны люки городской канализации.
■ В городе Здуньска-Воля Лодзинского воеводства родился Максимилиан Абрамович Факторович — основатель косметической марки «Макс Фактор». «Голливудский волшебник», усовершенствовавший грим и макияж, даже получил премию «Оскар» «за значительный вклад в развитие мирового кинематографа».