Аддис-Абеба (столица Эфиопии)
История города
Разные источники основателем города Аддис-Абеба называют то императора Эфиопии Менелика II, то его супругу Таиту. Через год его жена, полюбившая купания в горячих источниках, предложила для города другое название, более изысканное и поэтичное, — Аддис-Абеба — «Новый цветок». Менелик, любящий муж и набожный христианин, решил: что ж, чего хочет женщина — того хочет Бог, к тому же цветок — символ надежды. А он очень надеялся, что новая столица Эфиопии превратится со временем в столицу всей Африки. В 1889 г. он стал императором (царем царей, или негусом негуси) Эфиопии (Абиссинии). Таиту была при нем, можно сказать, главным архитектором. Это она начала строительство императорского дворца и других зданий новой столицы Эфиопии.
В 1974 г. другая женщина, по имени Лкэси, жившая ни много ни мало приблизительно 3,5-3,2 млн лет назад, сделала Аддис-Абебу известной всему миру как город, самый близкий к тому месту в долине реки Омо, где антропологи французско-американской экспедиции нашли самый древний скелет гоминида австралопитека, в данном случае это были кости женщины лет 25-30. Такие кости приблизительно там же, а также в Кении находили в 1950-х гг., но символом самого древнего человека Земли стала именно Люси, прежде всего потому, что она была гоминидом прямоходящим. Это установлено по костям таза и нижних конечностей; ее скелет сохранился на 40%, что большая редкость. А почему Люси? — просто потому, что антропологи любили песню «Битлз» «Люси на небе в алмазах». Воспроизведенный по найденным костям цельный скелет Люси из гипса и пластика, как и сами кости, — из тех же материалов (оригинал хранится в Музее естественной истории в Париже), можно увидеть в Национальном музее в Аддис-Абебе, чем город чрезвычайно гордится. Другой предмет его гордости — эвкалиптовые рощи, начало которым положил еще Менелик II.
Взаимоотношения Эфиопии и Италии — отдельная история, эти отношения были сложными: случались конфликты, заключались мирные договоры, затем снова разгоралась вражда. Последний конфликт XX в. напрямую коснулся Аддис-Абебы. В ходе Второй итало-абиссинской войны 1935-1936 гг. 5 мая 1936 г. итальянцы заняли город и сделали его столицей Итальянской Восточной Африки, б апреля 1941 г. британские войска и восставшие против колонизаторов эфиопы освободили город, а император Хайле Селассие I (1892-1975 гг.) вернулся в столицу, специально приурочив свой въезд в город во главе частей эфиопской армии и партизан к 5 мая 1941 г.
Город заметно изменился в последние годы — здесь немало красивых и даже роскошных зданий. Это так называемый «Париж Африки». Но стоит отойти совсем недалеко, и вот она — другая Африка: глинобитные дома — чика — с крышами из рифленого железа, с земляным полом. Рядом пасутся тощие козы и бредут ослики с кувшинами воды и вязанками хвороста на спине. Бывает, что горожане вырубают и эвкалипты — на дрова. До какой-то степени их можно понять — в большей части города нет системы центрального отопления, так же как и водопровода и канализации. И хотя Аддис-Абебу, или в просторечии Аддис, называют «городом вечной весны» (средняя температура круглый год здесь держится в пределах +16 — +19°С), ночи, в условиях высокогорья, бывают весьма прохладными, пищу обитателям чика приходится готовить на примитивных печках или даже на костре. Но от своих надежд никогда нельзя отказываться. Не для того нас создал Бог, говорят они.
«Домом Африки» Аддис-Абебу стали называть в мире начиная с 1960-х гг.
Сбылась мечта Менелика II — в 1963 г. в Аддис-Абебе была принята Хартия африканского единства и создана конфедерация государств Африки — Организация Африканского Единства (ОАЕ) со штаб-квартирой в Аддис-Абебе. Своими программными целями ОАЕ провозгласила укрепление единства и солидарности африканских государств, защиту их суверенитета, территориальной целостности и независимости и поощрение международного сотрудничества. В 2002 г. ОАЕ была распущена, по той причине, что, по мнению оппонентов глав государств, у них на родине она превратилась в «союз диктаторов». Правопреемником ОАЕ стал Африканский союз, объединивший 54 государства Африки. Кроме того, в Аддис-Абебе находится штаб-квартира Экономической комиссии ООН для Африки, Совет Восточных Православных Церквей и еще 120 различных иностранных миссий и представительств.
Эфиопия — оплот христианства В Африке, а почти 75% ее населения — православного вероисповедания. Православие в Эфиопии имеет свою специфику, его наименование, по церковной лексике, — монофизитство, от древнегреческих слов «монос» — «один» и «физит» — «природа, естество». Монофизитская христологическая доктрина основана константинопольским архимандритом Евтихием в 451 г. По ней, в Иисусе Христосе божественное начало поглотило человеческое, он — суть Бог. Практика монофизитства включает в себя некоторые нормы иудаизма и ислама: празднуется суббота, существует запрет на свинину, мальчикам делают обрезание на восьмой день жизни. Есть разница в обрядах по сравнению с русской православной церковью. Проповеди здесь распеваются, мужчины и женщины молятся раздельно: женщины — в правой стороне храма, мужчины — в левой, и т. д.
Эфиопы считают, что они — народ, особо приближенный к Небу: ведь Бог отдал им высокогорье. В эфиопской священной «Книге о славе царей» (XII в.) содержится легенда о любви царицы Савской (эфиопы называют ее Македа) и царя Соломона. Царица Савская — правительница аравийского царства Сава (Шеба), имевшего колонии в Абиссинии. В библии описывается ее визит к царю Соломону в Иерусалим, но нет сведений о близких отношениях между ними. А эфиопская легенда гласит, что царица Савская провела в Иерусалиме несколько месяцев и по возвращении в Аксум родила сына. Он-то (Менелик I) якобы и стал родоначальником царской династии Эфиопии (Абиссинии). Все ее императоры считали себя их потомками и носили титул «Лев Иудеи». Менелик I, по другой легенде, когда вырос, проник в дом отца и хитростью выманил у него священный Ковчег Завета с заповедями Моисея, Считается, что Ковчег хранится в Аксуме, в храме Божией Матери Сионской, под охраной монахов, хотя его никто никогда не видел. Символ Ковчега табот был похищен британцами в горной крепости Магдала в 1868 г. В 2002 г. он был обнаружен в Эдинбурге, возвращен Эфиопии и помещен в Кафедральный православный собор Св. Георгия. Этот собор примечателен и как архитектурное сооружение. Он восьмигранный, итальянский архитектор Себастьяно Кастанья создавал его, ориентируясь на африканскую архитектуру, как он ее понимал. При соборе есть музей, где экспонируются витражи работы знаменитого эфиопского художника Афуорка Тэкле и коллекция оружия, использовавшегося в войнах с итальянцами, кроме ружей — еще и изогнутые мечи, трезубцы и шлемы, украшенные львиными гривами.
Эфиопия — бедная страна. Ее ВВП в 2011 г. на душу населения по ППС составил $1092, а номинальный — $365. Почти половина населения страны неграмотна, неконтролируемый приток крестьян в столицу будет продолжаться, работу в провинции найти крайне трудно. И вот что замечают внимательные путешественники: если еще несколько лет назад эти люди ходили в шлепанцах из автомобильных покрышек, то теперь они носят дешевую, но настоящую обувь.
В 1974 г. другая женщина, по имени Лкэси, жившая ни много ни мало приблизительно 3,5-3,2 млн лет назад, сделала Аддис-Абебу известной всему миру как город, самый близкий к тому месту в долине реки Омо, где антропологи французско-американской экспедиции нашли самый древний скелет гоминида австралопитека, в данном случае это были кости женщины лет 25-30. Такие кости приблизительно там же, а также в Кении находили в 1950-х гг., но символом самого древнего человека Земли стала именно Люси, прежде всего потому, что она была гоминидом прямоходящим. Это установлено по костям таза и нижних конечностей; ее скелет сохранился на 40%, что большая редкость. А почему Люси? — просто потому, что антропологи любили песню «Битлз» «Люси на небе в алмазах». Воспроизведенный по найденным костям цельный скелет Люси из гипса и пластика, как и сами кости, — из тех же материалов (оригинал хранится в Музее естественной истории в Париже), можно увидеть в Национальном музее в Аддис-Абебе, чем город чрезвычайно гордится. Другой предмет его гордости — эвкалиптовые рощи, начало которым положил еще Менелик II.
Взаимоотношения Эфиопии и Италии — отдельная история, эти отношения были сложными: случались конфликты, заключались мирные договоры, затем снова разгоралась вражда. Последний конфликт XX в. напрямую коснулся Аддис-Абебы. В ходе Второй итало-абиссинской войны 1935-1936 гг. 5 мая 1936 г. итальянцы заняли город и сделали его столицей Итальянской Восточной Африки, б апреля 1941 г. британские войска и восставшие против колонизаторов эфиопы освободили город, а император Хайле Селассие I (1892-1975 гг.) вернулся в столицу, специально приурочив свой въезд в город во главе частей эфиопской армии и партизан к 5 мая 1941 г.
Город заметно изменился в последние годы — здесь немало красивых и даже роскошных зданий. Это так называемый «Париж Африки». Но стоит отойти совсем недалеко, и вот она — другая Африка: глинобитные дома — чика — с крышами из рифленого железа, с земляным полом. Рядом пасутся тощие козы и бредут ослики с кувшинами воды и вязанками хвороста на спине. Бывает, что горожане вырубают и эвкалипты — на дрова. До какой-то степени их можно понять — в большей части города нет системы центрального отопления, так же как и водопровода и канализации. И хотя Аддис-Абебу, или в просторечии Аддис, называют «городом вечной весны» (средняя температура круглый год здесь держится в пределах +16 — +19°С), ночи, в условиях высокогорья, бывают весьма прохладными, пищу обитателям чика приходится готовить на примитивных печках или даже на костре. Но от своих надежд никогда нельзя отказываться. Не для того нас создал Бог, говорят они.
«Домом Африки» Аддис-Абебу стали называть в мире начиная с 1960-х гг.
Сбылась мечта Менелика II — в 1963 г. в Аддис-Абебе была принята Хартия африканского единства и создана конфедерация государств Африки — Организация Африканского Единства (ОАЕ) со штаб-квартирой в Аддис-Абебе. Своими программными целями ОАЕ провозгласила укрепление единства и солидарности африканских государств, защиту их суверенитета, территориальной целостности и независимости и поощрение международного сотрудничества. В 2002 г. ОАЕ была распущена, по той причине, что, по мнению оппонентов глав государств, у них на родине она превратилась в «союз диктаторов». Правопреемником ОАЕ стал Африканский союз, объединивший 54 государства Африки. Кроме того, в Аддис-Абебе находится штаб-квартира Экономической комиссии ООН для Африки, Совет Восточных Православных Церквей и еще 120 различных иностранных миссий и представительств.
Эфиопия — оплот христианства В Африке, а почти 75% ее населения — православного вероисповедания. Православие в Эфиопии имеет свою специфику, его наименование, по церковной лексике, — монофизитство, от древнегреческих слов «монос» — «один» и «физит» — «природа, естество». Монофизитская христологическая доктрина основана константинопольским архимандритом Евтихием в 451 г. По ней, в Иисусе Христосе божественное начало поглотило человеческое, он — суть Бог. Практика монофизитства включает в себя некоторые нормы иудаизма и ислама: празднуется суббота, существует запрет на свинину, мальчикам делают обрезание на восьмой день жизни. Есть разница в обрядах по сравнению с русской православной церковью. Проповеди здесь распеваются, мужчины и женщины молятся раздельно: женщины — в правой стороне храма, мужчины — в левой, и т. д.
Эфиопы считают, что они — народ, особо приближенный к Небу: ведь Бог отдал им высокогорье. В эфиопской священной «Книге о славе царей» (XII в.) содержится легенда о любви царицы Савской (эфиопы называют ее Македа) и царя Соломона. Царица Савская — правительница аравийского царства Сава (Шеба), имевшего колонии в Абиссинии. В библии описывается ее визит к царю Соломону в Иерусалим, но нет сведений о близких отношениях между ними. А эфиопская легенда гласит, что царица Савская провела в Иерусалиме несколько месяцев и по возвращении в Аксум родила сына. Он-то (Менелик I) якобы и стал родоначальником царской династии Эфиопии (Абиссинии). Все ее императоры считали себя их потомками и носили титул «Лев Иудеи». Менелик I, по другой легенде, когда вырос, проник в дом отца и хитростью выманил у него священный Ковчег Завета с заповедями Моисея, Считается, что Ковчег хранится в Аксуме, в храме Божией Матери Сионской, под охраной монахов, хотя его никто никогда не видел. Символ Ковчега табот был похищен британцами в горной крепости Магдала в 1868 г. В 2002 г. он был обнаружен в Эдинбурге, возвращен Эфиопии и помещен в Кафедральный православный собор Св. Георгия. Этот собор примечателен и как архитектурное сооружение. Он восьмигранный, итальянский архитектор Себастьяно Кастанья создавал его, ориентируясь на африканскую архитектуру, как он ее понимал. При соборе есть музей, где экспонируются витражи работы знаменитого эфиопского художника Афуорка Тэкле и коллекция оружия, использовавшегося в войнах с итальянцами, кроме ружей — еще и изогнутые мечи, трезубцы и шлемы, украшенные львиными гривами.
Эфиопия — бедная страна. Ее ВВП в 2011 г. на душу населения по ППС составил $1092, а номинальный — $365. Почти половина населения страны неграмотна, неконтролируемый приток крестьян в столицу будет продолжаться, работу в провинции найти крайне трудно. И вот что замечают внимательные путешественники: если еще несколько лет назад эти люди ходили в шлепанцах из автомобильных покрышек, то теперь они носят дешевую, но настоящую обувь.
Общая информация
Столица Федеративной Демократической Республики Эфиопия и Африканского союза.Имеет статус отдельного региона страны.
Дата основания: 1886 г.
Административно-территориальное деление: 10 районов.
Языки: амхарский (официальный), другие языки общения — оромо, гураге, тиграи, английский.
Этнический состав: среди представителей около 80 африканских этносов, живущих в Аддис-Абебе, выделяются амхара — 47% населения, оромо — 19,5%, гураге — 16,3%, тиграи — 6,2%, силте — 2,9%, геэз — 1,7%.
Этнический состав: среди представителей около 80 африканских этносов, живущих в Аддис-Абебе, выделяются амхара — 47% населения, оромо — 19,5%, гураге — 16,3%, тиграи — 6,2%, силте — 2,9%, геэз — 1,7%.
Религии: христиане — православные (монофизиты) — 74,7%, протестанты — 7,8%, католики — 0.5%; мусульмане — 16,2%, традиционные африканские верования.
Денежная единица: эфиопский быр.
В городе нет рек, водой он снабжается из небольших горных речек.
Важнейший аэропорт: международный аэропорт Боле.
Важнейший аэропорт: международный аэропорт Боле.
Цифры
Площадь: 527 км2.Население: 3 041 002 чел. (2012 г.), в агломерации — около 5 млн.
Плотность населения: 5770,5 чел/км2.
Высота центра: 2400 м.
Самая низкая точка: 2326 м.
Самая высокая точка: гора Энгото (3200 м).
Климат и погода
Субэкваториальный, горный.Средняя температура января: +16°С.
Средняя температуря июля: +16,2°С.
Среднегодовое количество осадков: 1010 мм.
В зависимости от высоты над уровнем моря той или иной части города и преобладающих ветров температура воздуха в них может отличаться на 10°С. Несмотря на близость к экватору, в Аддис-Абебе не бывает сильной жары, ниже 0°С температура иногда опускается, но крайне редко.
Сезон дождей — с февраля по май.
Экономика
Торговый и транспортный центр Эфиопии.Промышленность: химическая, цементная, полиграфическая, текстильная, металлообработка, обработка пластмассы, пищевая, табачная.
Аддис-Абебу можно считать отчасти и сельскохозяйственным городом (животноводство).
Сфера услуг: финансовые и страховые услуги, торговля, туризм.
Аддис-Абебу можно считать отчасти и сельскохозяйственным городом (животноводство).
Сфера услуг: финансовые и страховые услуги, торговля, туризм.
Достопримечательности
■ Культовые сооружения: православные соборы Св. Георгия (1896 г.), Св. Троицы (1942 г.), католический Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы, церковь Св. Георгия армянской апостольской православной церкви (1935 г.), собор Медеханиалем, мечеть Анвар (1930-е гг).■ Здания: дворец Meнелика II (1894 г), Национальный дворец(резиденция президента), Дом Африки (витраж «Африка: прежде, теперь и в будущем» А. Тэкле, площадью 150 мг), где проводятся важные международные конференции, Национальная библиотека, Национальный театр, Театр Хагер-Фикир.
■ Музеи: Национальный, Археологический, Института эфиопских исследований, Аддис-Абебы, Этнографический, Естественной истории, Железнодорожный. Почтовый.
■ Рынок Аддис-Меркато.
■ Зоопарк «Львиная пещера», в котором содержатся редкие львы абиссинской породы с черной гривой.
■ В окрестностях — Национальный парк Менегаша.
Любопытные факты
■ 28 декабря и 26 июля в православных храмах Аддис-Абебы проходят празднества в честь архангела Гавриила. В эти дни люди приносят в церкви свечи и зонты. Собранные зонты церковные служители относят на рынок и передают торговцам для продажи. Вырученные деньги идут на нужды храмов и помощь бедным.■ В Аддис-Абебе есть улица Русских Врачей Она была названа так в честь тех, кто работал в первом медицинском учреждении города и страны — русском госпитале — в 1898-1906 гг. В 1947 г. Общество Красного Креста и Красного Полумесяца СССР открыло в Аддис-Абебе общедоступную больницу имени Деджазмача Балча. «Балча-госпиталь» — российский госпиталь Красного Креста, многопрофильная клиника, работает в Аддис-Абебе и сегодня.
■ В часовне храма Св. Троицы захоронены останки императора Хайле Селассие I, Часовня, как и собор Св. Георгия, где этот негус был коронован, — места паломничества растаманов, почитающих его как пророка бога Джа. Растафарианство — религиозное движение, связанное с музыкой регги. Сам термин «растафари» возник от имени Рас (принц) Тафари, которое носил Хайле Селассие до коронации а 1930 г.
■ В театре Хагер-Фикир ставят пьесы классического европейского репертуара — творения Шекспира, Шиллера и Мольера.
■ По календарю, принятому в Эфиопии, каждый из 12 месяцев имеет по 30 дней и есть пять или шесть эпагоменальных дней (не вошедших ни в один месяц года — по александрийскому календарю) в конце года, обычно выделяемых в 13-й месяц. Число эпагоменальных дней определяет, простой год или високосный. Счет лет начинается с 29 августа 8 года н. э. по юлианскому календарю. В третье тысячелетие Эфиопия вступила 11 сентября 2008 г. В канун Нового года — Энктутаташа — вечером на главной площади города зажигается огромный, высотой до шести метров, костер из стволов и ветвей эвкалипта.
■ В театре Хагер-Фикир ставят пьесы классического европейского репертуара — творения Шекспира, Шиллера и Мольера.
■ По календарю, принятому в Эфиопии, каждый из 12 месяцев имеет по 30 дней и есть пять или шесть эпагоменальных дней (не вошедших ни в один месяц года — по александрийскому календарю) в конце года, обычно выделяемых в 13-й месяц. Число эпагоменальных дней определяет, простой год или високосный. Счет лет начинается с 29 августа 8 года н. э. по юлианскому календарю. В третье тысячелетие Эфиопия вступила 11 сентября 2008 г. В канун Нового года — Энктутаташа — вечером на главной площади города зажигается огромный, высотой до шести метров, костер из стволов и ветвей эвкалипта.