Лалибэла (город)
Столица династии Загве
Прозвище правившего в начале XIII в. эфиопского правителя Лалибэлы можно перевести с местного языка примерно так: «Его власть признают [даже] пчелы». Как он этого добился, не оговаривается. Ното, что власть Лалибэлы признавало множество людей, — исторический факт. Гебра Маскал был самым сильным правителем в династии Загве (в разных источниках упоминается от 5 до 16 правителей этого дома), которая пришла к власти в средневековой Эфиопии в 1170 г. и правила вплоть до кровопролитного восстания 1270 г., поднятого представителем Соломоновой династии Йекуно Амлаком. Амлака тогда поддержали и эфиопская знать, и эфиопская церковь. Сквозь призму времени последнее кажется странным, учитывая религиозное рвение Гебры Маскала Лалибэлы — инициатора создания грандиозного христианского скального храмового комплекса в своей новой горной столице Роха, позднее Лалибэла, на высоте около 2500 м над уровнем моря. Со временем Гебра Маскал был даже причислен к лику святых эфиопской церкви. Но в свое время всех Загве было принято считать узурпаторами, ведь они не являлись Соломонитами — потомками аксумских царей, выходцев из аравийского Сабейского царства. Хотя на самом деле причины упадка и древнего, некогда могущественного Аксумского царства выходят далеко за рамки местной политики: закат начался с приходом арабов-мусульман, оттеснивших аксумцев от Красного моря…
В первой половине XI в., после распада Аксумского царства, на его территории образовалось множество мусульманских, христианских, иудейских, языческих княжеств. Так что объединение христианских княжеств под властью амхарского (амхара, или агау, — второй по численности эфиопский этнос) рода Загве из гористой области Ласта пошло всем на пользу: были установлены связи с Египтом и Йеменом, начался новый подъем экономики и культуры…
Правители Загве перенесли столицу своей молодой империи из Аксума в родные горы, на хребет Ласта. Сначала новая столица называлась Адефа, или Роха, позже она была переименована в Лалибэла в честь царя-праведника (предположительные годы его правления — с 1181 до 1221 г., т. е. сорок лет). Стоит отметить, что сведений о правлении прочих царей династии Загве почти не сохранилось: их предала забвению пришедшая на смену династия Соломонитов. Но Лалибэла прочно «врезался» в память своего народа, причем совершенно очевидно, что это случилось именно благодаря его детищу — Новому Иерусалиму Лалибэла. Священное место притягивало паломников со всей страны, и не только. Так, в 1210 г. ко двору Лалибэлы поклониться святыням и посмотреть на чудесные церкви явилась делегация от патриарха из Александрии. Остались их заметки о визите, о церковном комплексе, о самом царе, его племяннике На'акуето Ла'абе (унаследовавшем или узурпировавшем трон после Лалибэлы) и сыне Йетбараке (последний царь династии Загве, упоминаемый в официальных хрониках последующей династии как За-Илмакун — «неизвестный, скрытый»). Также сохранились публикации итальянского ученого Карло Конти Росси, побывавшего в Лалибэле, и нескольких португальцев. Много любопытных сведений при желании можно почерпнуть и в эфиопской агиографической литературе.
Храмовый комплекс высоко в горах представлен 11 монолитными каменными церквями под жестяными крышами. Все они находятся ниже уровня земли. Храмы распределены на четыре группы по сторонам света. Их соединяют тоннели — лабиринты переходов. Вся инфраструктура города ориентирована на паломников: людской поток верующих и просто туристов никогда не иссякает.
В житии канонизированного царя-каменотеса (нет, в отличие от нашего Петра Великого, Лалибэла не принимал личного участия в работах, но зато он все организовал) утверждается, что «днем над созданием храмов трудились люди, а ночью — ангелы».
о преданию, идея строительства возникла у эфиопского царя после того, как во сне к нему явился Бог и велел это сделать. Как следствие, в горах Эфиопии возник точный слепок с летописного Иерусалима — со своей рекой Иордан, своей Голгофой, своей могилой Иисуса и своей могилой девы Мариам. Местные жители всерьез считают свой Иордан тем самым Иорданом и свою могилу Иисуса — той самой могилой Иисуса. Они верят, что именно здесь хранятся те самые каменные скрижали Моисея и колесница Сиона. Ну, а тот самый Ковчег Завета, который сейчас хранится в Аксуме, в XIX в. был вывезен из Лалибэлы англичанами как военная добыча. Не так давно реликвию со скандалом (и утверждениями, что, мол, он у вас все равно ненастоящий) вернули в Эфиопию…
Строительство 11 вырубленных прямо в красноватой скальной породе монолитных храмов, отдаленно напоминающих постройки Иерусалима, было начато вскоре после захвата настоящего Иерусалима мусульманами в 1187 г. и заняло не меньше четверти века (ученые высказывали насчет хронологии постройки самые противоречивые мнения, начиная с утверждения, что храмы были высечены в скалах за 500 лет до Лалибэлы, при Аксумском царстве, и заканчивая предположением, что работы начались при нем, но продолжались вплоть до XIV в.). Последний храм Абба Либанос был построен в память о Лалибэле уже после его смерти: так пожелала его вдова Маскаль Кибра. Точных сведений о ходе строительства не сохранилось. Но, судя по прекрасно сохранившемуся результату этого строительства, работа была проделана грандиозная и безумно трудоемкая. Трудно даже представить, какой объем породы (вулканический туф) пришлось вынуть каменотесам: ведь они высвобождали от камня не только внешние контуры зданий, но и внутренние помещения. Кроме того, нужно было еще вырубить в скале отводные каналы, колодцы, спуски и тоннели-лабиринты. Причем все это выполнялось, естественно, вручную, самыми примитивными инструментами, без применения высоких технологий. Как они это проделали, не вполне понятно. По одной из версий, сначала каменотесы высекали большой каменный блок, пока он совершенно не отделялся от горы, высвобождали от камня обширный двор, затем начинали собственно оформление зданий. По другой версии, работы могли вести сверху вниз поступательно, т. е. на каждом последующем уровне тонкая отделка шла непосредственно вслед за грубой выемкой. В таком случае строительные леса не понадобились. Удивительно, как древним мастерам удавалось держать в голове заранее составленный точный план еще не выступивших из скалы зданий вместе с отделкой, вплоть до мелких завитушек рельефов на стенах и узорчатых проемов оконных рам. Не менее удивительны достижения инженерной мысли в плане обеспечения средневекового города водой: используя артезианскую геологическую систему, они обеспечили подачу воды на вершину горного хребта. Вода наполняет колодцы по соседству со многими церквями.
В плане храмовый комплекс делится на четыре группы по сторонам света. Церкви каждой группы соединены между собой лабиринтом тоннелей-переходов. Жилого дворца Лалибэлы ни в этом комплексе, ни в черте средневекового города не обнаружено. Это не противоречит местной легенде, что царь после окончания строительства стал отшельником и отрекся от всего мирского. Впрочем, церкви Восточной группы могли выполнять и «побочные» функции: было высказано предположение, что функции дворца выполняла Бет Габриэль Руфаэль, соединенная с пекарней, а Бет Меркориос могла служить тюрьмой.
В первой половине XI в., после распада Аксумского царства, на его территории образовалось множество мусульманских, христианских, иудейских, языческих княжеств. Так что объединение христианских княжеств под властью амхарского (амхара, или агау, — второй по численности эфиопский этнос) рода Загве из гористой области Ласта пошло всем на пользу: были установлены связи с Египтом и Йеменом, начался новый подъем экономики и культуры…
Правители Загве перенесли столицу своей молодой империи из Аксума в родные горы, на хребет Ласта. Сначала новая столица называлась Адефа, или Роха, позже она была переименована в Лалибэла в честь царя-праведника (предположительные годы его правления — с 1181 до 1221 г., т. е. сорок лет). Стоит отметить, что сведений о правлении прочих царей династии Загве почти не сохранилось: их предала забвению пришедшая на смену династия Соломонитов. Но Лалибэла прочно «врезался» в память своего народа, причем совершенно очевидно, что это случилось именно благодаря его детищу — Новому Иерусалиму Лалибэла. Священное место притягивало паломников со всей страны, и не только. Так, в 1210 г. ко двору Лалибэлы поклониться святыням и посмотреть на чудесные церкви явилась делегация от патриарха из Александрии. Остались их заметки о визите, о церковном комплексе, о самом царе, его племяннике На'акуето Ла'абе (унаследовавшем или узурпировавшем трон после Лалибэлы) и сыне Йетбараке (последний царь династии Загве, упоминаемый в официальных хрониках последующей династии как За-Илмакун — «неизвестный, скрытый»). Также сохранились публикации итальянского ученого Карло Конти Росси, побывавшего в Лалибэле, и нескольких португальцев. Много любопытных сведений при желании можно почерпнуть и в эфиопской агиографической литературе.
Храмовый комплекс высоко в горах представлен 11 монолитными каменными церквями под жестяными крышами. Все они находятся ниже уровня земли. Храмы распределены на четыре группы по сторонам света. Их соединяют тоннели — лабиринты переходов. Вся инфраструктура города ориентирована на паломников: людской поток верующих и просто туристов никогда не иссякает.
В житии канонизированного царя-каменотеса (нет, в отличие от нашего Петра Великого, Лалибэла не принимал личного участия в работах, но зато он все организовал) утверждается, что «днем над созданием храмов трудились люди, а ночью — ангелы».
о преданию, идея строительства возникла у эфиопского царя после того, как во сне к нему явился Бог и велел это сделать. Как следствие, в горах Эфиопии возник точный слепок с летописного Иерусалима — со своей рекой Иордан, своей Голгофой, своей могилой Иисуса и своей могилой девы Мариам. Местные жители всерьез считают свой Иордан тем самым Иорданом и свою могилу Иисуса — той самой могилой Иисуса. Они верят, что именно здесь хранятся те самые каменные скрижали Моисея и колесница Сиона. Ну, а тот самый Ковчег Завета, который сейчас хранится в Аксуме, в XIX в. был вывезен из Лалибэлы англичанами как военная добыча. Не так давно реликвию со скандалом (и утверждениями, что, мол, он у вас все равно ненастоящий) вернули в Эфиопию…
Строительство 11 вырубленных прямо в красноватой скальной породе монолитных храмов, отдаленно напоминающих постройки Иерусалима, было начато вскоре после захвата настоящего Иерусалима мусульманами в 1187 г. и заняло не меньше четверти века (ученые высказывали насчет хронологии постройки самые противоречивые мнения, начиная с утверждения, что храмы были высечены в скалах за 500 лет до Лалибэлы, при Аксумском царстве, и заканчивая предположением, что работы начались при нем, но продолжались вплоть до XIV в.). Последний храм Абба Либанос был построен в память о Лалибэле уже после его смерти: так пожелала его вдова Маскаль Кибра. Точных сведений о ходе строительства не сохранилось. Но, судя по прекрасно сохранившемуся результату этого строительства, работа была проделана грандиозная и безумно трудоемкая. Трудно даже представить, какой объем породы (вулканический туф) пришлось вынуть каменотесам: ведь они высвобождали от камня не только внешние контуры зданий, но и внутренние помещения. Кроме того, нужно было еще вырубить в скале отводные каналы, колодцы, спуски и тоннели-лабиринты. Причем все это выполнялось, естественно, вручную, самыми примитивными инструментами, без применения высоких технологий. Как они это проделали, не вполне понятно. По одной из версий, сначала каменотесы высекали большой каменный блок, пока он совершенно не отделялся от горы, высвобождали от камня обширный двор, затем начинали собственно оформление зданий. По другой версии, работы могли вести сверху вниз поступательно, т. е. на каждом последующем уровне тонкая отделка шла непосредственно вслед за грубой выемкой. В таком случае строительные леса не понадобились. Удивительно, как древним мастерам удавалось держать в голове заранее составленный точный план еще не выступивших из скалы зданий вместе с отделкой, вплоть до мелких завитушек рельефов на стенах и узорчатых проемов оконных рам. Не менее удивительны достижения инженерной мысли в плане обеспечения средневекового города водой: используя артезианскую геологическую систему, они обеспечили подачу воды на вершину горного хребта. Вода наполняет колодцы по соседству со многими церквями.
В плане храмовый комплекс делится на четыре группы по сторонам света. Церкви каждой группы соединены между собой лабиринтом тоннелей-переходов. Жилого дворца Лалибэлы ни в этом комплексе, ни в черте средневекового города не обнаружено. Это не противоречит местной легенде, что царь после окончания строительства стал отшельником и отрекся от всего мирского. Впрочем, церкви Восточной группы могли выполнять и «побочные» функции: было высказано предположение, что функции дворца выполняла Бет Габриэль Руфаэль, соединенная с пекарней, а Бет Меркориос могла служить тюрьмой.
Общая информация
Лалибэла — средневековый город с храмовым комплексом, созданным по подобию Иерусалима.Месторасположение: горный хребет Ласта на севере страны.
Административная принадлежность: зона Сымен-Уолло региона (килила) Амхара, Эфиопия.
Статус: при династии Загве — столица империи (после Аксума), в наше время — объект паломничества, культурный памятник в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Дата основания: 1187 г.
Смысл названия: в честь основателя — царя-праведника Лалибэла (амхарский «его власть признают пчелы»).
Язык: амхарский.
Этнический состав: амхара — большинство.
Религии: христиане-монофизиты — большинство (эфиопская церковь).
Денежная единица: эфиопский быр.
Цифры
Население города: 14 668 чел. (2005 г.).Высота центра: 2500 м наду. м.
Удаленность: от Аксума — ок. 400 км на север, от Аддис-Абебы — ок. 400 км на юг.
Удаленность: от Аксума — ок. 400 км на север, от Аддис-Абебы — ок. 400 км на юг.
Климат и погода
Средняя температура января: +15,5°С.Средняя температура июля: +17°С.
Среднегодовое количество осадков: 1142 мм.
Среднегодовое количество осадков: 1142 мм.
Экономика
Сельское хозяйство: основные традиционные занятия амхара — пашенное земледелие (кукуруза, сорго, бобовые); разведение рогатого скота.Сфера услуг: паломничество, туризм.
Достопримечательности
Культурные и исторические
- Северная группа: включает крупнейшую монолитную церковь в мире — Бет Медхане Алем, в которой хранится крест Лалибэлы, старейшую местную церковь Бет Марьям, известную своими произведениями искусства Бет Голгофа (предположительно, в ней находится могила царя Лалибэлы), часовню Селассие и могилу Адама. Они соединены между собой тоннелями.
- Западная группа: главная жемчужина — церковь Бет Гиоргис, изящная и прекрасно сохранившаяся.
- Восточная группа: церкви Бет Аману-эль, Бет Меркориос, Бет Абба Либанос и Бет Габриэль Руфаэль.
- Южная группа: в некотором отдалении находятся монастырь Ашетан Марьям и пещерная церковь Йимрехане Кристос.
Любопытные факты
- Согласно легенде, при рождении Лалибэлу окружил рой пчел, и мать посчитала это знаком свыше: предзнаменованием того, что он станет царем Эфиопии.
- По преданию, Лалибэла впервые увидел Иерусалим в том вещем сне, где Бог поручил ему строительство храмов. Однако царь наверняка посещал священный город в юности, во время своего изгнания из-за происков дяди и брата (тогда престол переходил не от отца к сыну, а от брата к брату). К слову, с родней Лалибэла не ладил: двоюродная сестра, говорят, чуть не отравила его до смерти, да и сам он сел на трон, свергнув предшественника-брата не без помощи военных...
- По мнению ряда историков, упоминавшиеся в житии царя-праведника помощники-«ангелы» могли оказаться тамплиерами, которые прибыли в Эфиопию в поисках Ковчега Завета, однако никаких подтверждений тому не обнаружено.
- Очевидец эфиопского архитектурного чуда священник Франсишку Альвареш в 1520-е гг. составил подробное описание места, которое заканчивается словами: «Мне наскучило писать еще об этих зданиях, поскольку мне кажется, что мне не поверят, если я напишу больше... Клянусь Богом, во власти которого пребываю, что все написанное мной — истинная правда».
- Эфиопский литературный памятник «Кебра Нагаст» («Слава царей») пересказывает известную легенду, согласно которой после встречи царя Соломона и царицы Савской (Македы) у них родился сын Байна-Легкем, ставший впоследствии царем Менеликом. Якобы он тайно перенес Ковчег Завета в Эфиопию и поместил его в одном из храмов Аксума. Соответственно, когда столица была перенесена в Лалибэлу, туда же перенесли и реликвии. На самом деле о перемещениях Ковчега существует много разных легенд. Не исключено, что эфиопский Ковчег — действительно «тот самый».
- В одной из церквей находится каменный столб, закрытый тканью. На нем написано то, что поведали царю ангелы. А не каждый смертный должен знать о таких вещах.