Пирамиды Египта
К середине XVIII столетия наука в Европе уже достигла значительных результатов. Но главным образом это касалось технического прогресса. А вот история, а тем паче археология пока что пребывали в зачаточном состоянии. Информацию о древних временах европейцы черпали преимущественно из дошедших до них литературных памятников римлян и греков. Другим авторитетным источником знаний была Библия. Именно из этой книги большинство людей и знали о такой стране, как Египет. Причем многие пребывали в уверенности, что этой страной все еще правит фараон, до сих пор гневающийся на Моисея и его соплеменников.
На самом деле Египет XVIII века представлял собой жалкое зрелище. Тогда он входил в состав Османской империи и считался захолустьем. Пожалуй, только Каир, уже бывший столицей, производил впечатление живого и динамичного города. Чему в немалой степени способствовали арабские купцы, сделавшие его одним из крупнейших торговых центров. Что же касается территории в глубине страны, то европейцы имели о ней весьма скудное представление. Причиной тому был тяжелый для дальних путешествий климат и бедное, но агрессивное население, которое воспринимало чужаков как источник опасности и наживы одновременно.
Неудивительно, что о знаменитых египетских пирамидах европейские историки знали весьма мало. Их знания исчерпывались сведениями о трех пирамидах Гизы. Правда, немногие смельчаки, бывавшие в Египте, говорили и о других памятниках, но веры в их слова у ученых не было.
Чужак в пескахВ сентябре 1737 года в египетский порт Александрия прибыл 32-летний английский юрист Ричард Покок. Или, вернее будет сказать, путешественник. Ведь на тот момент опыта в странствиях у Покока было значительно больше, нежели в юриспруденции. Еще в 1733 году Ричард вместе с кузеном Джереми Миллесом был отправлен их дядей-епископом в годичное путешествие по горным районам Франции и Италии. Затем были Нидерланды, Германия, Австрия, Польша и Венгрия… Покок и Миллес старались во всех странах конспектировать увиденное. Их дядя — епископ Уотерфорда и Лисмора — хотел узнать, как живут христиане в других странах. Правда, летом 1737 года он отозвал Джереми обратно в Англию, а Ричарду, если «на то будет его воля», разрешил продолжить путешествие на Восток. И первым в этом маршрутном листе значился египетский порт Александрия.
Из Александрии Покок отправился дальше на юг. В пути он повстречал молодого греческого монаха Коему Этолийского, ставшего впоследствии известным христианским пророком. Покок был рад встрече и внимательно отнесся к советам монаха относительно нравов, господствующих в мусульманском Египте.
11 ноября 1737 года, облаченный в одежду по арабской моде, верхом на осле и с ружьем за плечами Ричард въехал в Каир. Ему пришлось немало потрудиться, прежде чем он нашел людей, согласных показать чужеземцу нынешнее состояние Египта и его столицы. Но деньги сделали свое дело. В самом Каире Покок нашел чрезвычайно интересным посещение «колодца Иосифа», названного по имени библейского пророка. Потом Ричард обследовал пирамиды, находившиеся вблизи города, а затем решил отправиться в Саккару — местность, находившуюся в нескольких десятках километров южнее Каира. Там находился древнейший некрополь столицы египетского Древнего царства — Мемфис. Правда, систему погребальных камер Покок не увидел, ее открыли археологи лишь в 1924 году. Но он первым из европейцев подробно замерил и описал центральное сооружение Саккары — ступенчатую пирамиду фараона Джосера.
Вслед за этим Покок отправился в городок Эль-Файюм, где древние египтяне поклонялись богу Себеку, изображаемого с головой крокодила. Как знал Покок из записей древнегреческого историка Геродота, в большом храме Файюма жрецы держали живого крокодила громадных размеров, который, по их мнению, воплощал земной образ Себека. Священное животное сытно кормили, украшали золотом и алмазами. После смерти крокодила мумифицировали. Однако все, что смог увидеть на тот момент заезжий европеец, — каменные верхушки разваленных строений, погребенных в песках. Правда, Покок заметил, что местные активно занимались раскопками, чтобы извлечь наружу какую-нибудь скульптуру и выгодно продать ее в Каире. Однако до масштабов расхитителей могил XIX века тем копателям было далеко.
После Файюма Ричард отправился вверх по течению реки Нил — туда, где располагалось царство Верхнего Египта. Знакомство с ним англичанин начал 9 января 1738 года в небольшом городке Дендера, бывшего когда-то столицей одного из египетских номов. На подходе к храму египетской богини Хатхор, олицетворявшей женственность и материнство, Ричард едва не сгинул в песчаной буре. Богиня Хатхор была крайне почитаемой у египтян, сравнивалась с греческой Афродитой и римской Венерой. А потому храм ее хоть и пребывал в развалинах, но еще сохранил остатки былого величия.
В то время район Верхнего Египта был одним из самых заброшенных уголков страны. Здесь, как правило, царствовали лишь немногочисленные шайки грабителей, нападавшие на редких путников и окрестные селения, таких же нищих, как они сами. Поэтому появление европейца, сопровождаемого всего лишь тремя проводниками и двумя погонщиками, могло закончиться для него весьма плачевно. Мини-отряд Покока несколько раз подвергался внезапным обстрелам и нападениям из засад. Но все они были отбиты.
Во всем остальном эта пустынная земля выглядела будто вымершей — здесь не было ничего, кроме скал и песка. Однако, решив пробраться между почти отвесными каменными стенами, Ричард то и дело видел слева и справа от тропы странные сооружения. Наконец, после долгого пути путешественники увидели ступени. По ним они поднялись на круглую открытую площадку, напоминавшую амфитеатр. Отсюда также шел ход наверх, пройдя по которому, Покок увидел цепь голых, кирпично-золотых гор. Будто стражники, они молча охраняли таинственную и мрачную Долину египетских царей — знаменитый Фиванский некрополь.
Англичанин жадно изучал и конспектировал все увиденное, но спутники-арабы торопили его. Слухи о странном чужеземце уже привлекли внимание нескольких шаек, и пока не поздно, нужно было убираться. Благополучно вернувшись в Луксор, Покок на небольшом речном судне вернулся по Нилу в Каир.
В дальнейшем Покок продолжил путешествие по Востоку, исследуя Палестину и Галилею. Однако для научного мира того времени самыми ценными оказались египетские заметки. Вернувшись в Англию в 1741 году, он два года писал свой труд о путешествиях. Публикация сразу же вызвала интерес и долгое время пользовалась популярностью как у простых читателей, так и у историков того времени. За Ричардом Пококом заслуженно закрепилась слава первооткрывателя египетских древностей. Однако свою жизнь «египтолог» Покок закончил не как путешественник, а мирно доживал свой век в сане епископа.
На самом деле Египет XVIII века представлял собой жалкое зрелище. Тогда он входил в состав Османской империи и считался захолустьем. Пожалуй, только Каир, уже бывший столицей, производил впечатление живого и динамичного города. Чему в немалой степени способствовали арабские купцы, сделавшие его одним из крупнейших торговых центров. Что же касается территории в глубине страны, то европейцы имели о ней весьма скудное представление. Причиной тому был тяжелый для дальних путешествий климат и бедное, но агрессивное население, которое воспринимало чужаков как источник опасности и наживы одновременно.
Неудивительно, что о знаменитых египетских пирамидах европейские историки знали весьма мало. Их знания исчерпывались сведениями о трех пирамидах Гизы. Правда, немногие смельчаки, бывавшие в Египте, говорили и о других памятниках, но веры в их слова у ученых не было.
Чужак в пескахВ сентябре 1737 года в египетский порт Александрия прибыл 32-летний английский юрист Ричард Покок. Или, вернее будет сказать, путешественник. Ведь на тот момент опыта в странствиях у Покока было значительно больше, нежели в юриспруденции. Еще в 1733 году Ричард вместе с кузеном Джереми Миллесом был отправлен их дядей-епископом в годичное путешествие по горным районам Франции и Италии. Затем были Нидерланды, Германия, Австрия, Польша и Венгрия… Покок и Миллес старались во всех странах конспектировать увиденное. Их дядя — епископ Уотерфорда и Лисмора — хотел узнать, как живут христиане в других странах. Правда, летом 1737 года он отозвал Джереми обратно в Англию, а Ричарду, если «на то будет его воля», разрешил продолжить путешествие на Восток. И первым в этом маршрутном листе значился египетский порт Александрия.
Из Александрии Покок отправился дальше на юг. В пути он повстречал молодого греческого монаха Коему Этолийского, ставшего впоследствии известным христианским пророком. Покок был рад встрече и внимательно отнесся к советам монаха относительно нравов, господствующих в мусульманском Египте.
11 ноября 1737 года, облаченный в одежду по арабской моде, верхом на осле и с ружьем за плечами Ричард въехал в Каир. Ему пришлось немало потрудиться, прежде чем он нашел людей, согласных показать чужеземцу нынешнее состояние Египта и его столицы. Но деньги сделали свое дело. В самом Каире Покок нашел чрезвычайно интересным посещение «колодца Иосифа», названного по имени библейского пророка. Потом Ричард обследовал пирамиды, находившиеся вблизи города, а затем решил отправиться в Саккару — местность, находившуюся в нескольких десятках километров южнее Каира. Там находился древнейший некрополь столицы египетского Древнего царства — Мемфис. Правда, систему погребальных камер Покок не увидел, ее открыли археологи лишь в 1924 году. Но он первым из европейцев подробно замерил и описал центральное сооружение Саккары — ступенчатую пирамиду фараона Джосера.
Вслед за этим Покок отправился в городок Эль-Файюм, где древние египтяне поклонялись богу Себеку, изображаемого с головой крокодила. Как знал Покок из записей древнегреческого историка Геродота, в большом храме Файюма жрецы держали живого крокодила громадных размеров, который, по их мнению, воплощал земной образ Себека. Священное животное сытно кормили, украшали золотом и алмазами. После смерти крокодила мумифицировали. Однако все, что смог увидеть на тот момент заезжий европеец, — каменные верхушки разваленных строений, погребенных в песках. Правда, Покок заметил, что местные активно занимались раскопками, чтобы извлечь наружу какую-нибудь скульптуру и выгодно продать ее в Каире. Однако до масштабов расхитителей могил XIX века тем копателям было далеко.
После Файюма Ричард отправился вверх по течению реки Нил — туда, где располагалось царство Верхнего Египта. Знакомство с ним англичанин начал 9 января 1738 года в небольшом городке Дендера, бывшего когда-то столицей одного из египетских номов. На подходе к храму египетской богини Хатхор, олицетворявшей женственность и материнство, Ричард едва не сгинул в песчаной буре. Богиня Хатхор была крайне почитаемой у египтян, сравнивалась с греческой Афродитой и римской Венерой. А потому храм ее хоть и пребывал в развалинах, но еще сохранил остатки былого величия.
Фиванский некрополь
Наконец путешественник добрался до окрестностей «стовратных Фив» — еще одной столицы Древнего Египта (периода Среднего царства). Впрочем, на тот момент «столица» уже давно пребывала в упадке, возвышаясь над песком вершинами пирамид и капителями колонн в виде цветов лотоса. Ричард посетил остатки знаменитых храмов в Луксоре и Карнаке, после чего двинулся на западный берег Нила — в Долину царей. Там, как он помнил из записей древнеримского географа Страбона, располагалось тайное подземное кладбище фараонов.В то время район Верхнего Египта был одним из самых заброшенных уголков страны. Здесь, как правило, царствовали лишь немногочисленные шайки грабителей, нападавшие на редких путников и окрестные селения, таких же нищих, как они сами. Поэтому появление европейца, сопровождаемого всего лишь тремя проводниками и двумя погонщиками, могло закончиться для него весьма плачевно. Мини-отряд Покока несколько раз подвергался внезапным обстрелам и нападениям из засад. Но все они были отбиты.
Во всем остальном эта пустынная земля выглядела будто вымершей — здесь не было ничего, кроме скал и песка. Однако, решив пробраться между почти отвесными каменными стенами, Ричард то и дело видел слева и справа от тропы странные сооружения. Наконец, после долгого пути путешественники увидели ступени. По ним они поднялись на круглую открытую площадку, напоминавшую амфитеатр. Отсюда также шел ход наверх, пройдя по которому, Покок увидел цепь голых, кирпично-золотых гор. Будто стражники, они молча охраняли таинственную и мрачную Долину египетских царей — знаменитый Фиванский некрополь.
Бесценные записи
Данные Покока впоследствии весьма помогли археологам, открывшим здесь сотни гробниц фараонов, членов их семей и придворных. Впрочем, кое-какие захоронения обнаружил и сам Покок. Он исследовал 14 фараонских могил, составив планы пяти из них, и набросал эскизы наружных галерей и камер четырех склепов. В своей книге Ричард написал позднее: «По труду, затраченному на их строительство, некоторые из них наверняка могут сравниться с пирамидами». Кроме того, Покок показал Европе, что в Египте существует, по крайней мере, три вида пирамид, а не один, как тогда считал научный мир.Англичанин жадно изучал и конспектировал все увиденное, но спутники-арабы торопили его. Слухи о странном чужеземце уже привлекли внимание нескольких шаек, и пока не поздно, нужно было убираться. Благополучно вернувшись в Луксор, Покок на небольшом речном судне вернулся по Нилу в Каир.
В дальнейшем Покок продолжил путешествие по Востоку, исследуя Палестину и Галилею. Однако для научного мира того времени самыми ценными оказались египетские заметки. Вернувшись в Англию в 1741 году, он два года писал свой труд о путешествиях. Публикация сразу же вызвала интерес и долгое время пользовалась популярностью как у простых читателей, так и у историков того времени. За Ричардом Пококом заслуженно закрепилась слава первооткрывателя египетских древностей. Однако свою жизнь «египтолог» Покок закончил не как путешественник, а мирно доживал свой век в сане епископа.