Абу-Мина (древний город)
История
Руины древнего города Абу-Мины (также именуемого Абу-Меной) — важного центра паломничества времен египетского Средневековья — находятся к юго-западу от Александрии в сторону впадины Вади-Натрун. Когда был основан Абу-Мина, Александрия, некогда служившая одним из главных центров эллинистической цивилизации, переживала период упадка.
Тем не менее за три столетия до появления Абу-Мины именно в Александрии началась история христианства в Египте. Основателем ее, согласно преданию, был апостол Марк (ум. 68 г.), один из четырех евангелистов. Он впоследствии стал первым епископом Александрии и долгое время вел борьбу с язычеством. Позднее, уже в VI в., появилась Коптская православная церковь Александрии, как называют христианскую церковь Египта.
В конце III в. — начале IV в. делу укрепления веры в тяжелые для христиан времена послужил Мина Котуанский (Фригийский), причисленный к лику христианских святых и почитаемый православными в лике великомучеников. О его жизни и судьбе известно из церковных хроник, утверждающих, что он был египтянином, служил в римской армии, в гарнизоне города Котуан во Фригии (запад полуострова Малая Азия). Его военачальником был центурион Фирмилиан, и сама служба проходила с 284 по 305 гг., в эпоху римских императоров Гая Аврелия Диоклетиана (245-313 гг.) и Максимиана Геркулия (около 250-310 гг.). При этих императорах ранние христиане подверглись гонениям, сопровождавшимся ужасными мучениями и казнями. Хроники утверждают, что Мина отказался служить гонителям истинной церкви, ушел в горы, где предался посту и молитве. Возможно, он закончил бы жизнь как большинство отшельников, всеми забытый, но однажды во время языческого праздника он пришел в Котуан, встал перед толпой и стал гневно обличать грешников, при этом славя Господа. Мина был схвачен римлянами и предстал перед судом римского наместника. Отказавшись принести жертву языческим богам, он подвергся пыткам и был обезглавлен в 304 г. Останки его было приказано сжечь, однако, по легенде, огонь не повредил тело мученика. Христиане ночью, тайком, собрали в погасшем костре уцелевшие останки Мины и перевезли в Египет.
Место захоронения, если верить легенде, было выбрано по воле случая. Тело Мины перевозили на верблюде. Животное послушно следовало маршруту, но вдруг остановилось и отказывалось продолжить путь. Подобное поведение верблюда было принято за знак свыше. Здесь Мина был похоронен, а над его могилой была построена небольшая церковь его имени. До императора Флавия Аркадия (377-408 гг.) донеслись слухи о церкви, к которой паломники нескончаемым потоком приходят за исцелением, и он приказал построить здесь более вместительное здание. К середине периода раннего Средневековья Абу-Мина стал главным центром паломничества в Египте.
Между IV и VII вв. многочисленные христианские паломники шли по дорогам, что вели в Абу-Мину, надеясь на исцеление и другие чудеса.
В VII в. сюда вторглись мусульмане, в результате значительная часть города была сожжена. Гибели города поспособствовал и правитель Египта Аль-Мамун, который велел снести все, что осталось от города, и использовать мраморные колонны построек Абу-Мины для строительства своего дворца и мечетей.
Абу-Мину можно условно разделить на южный и северный районы — новый и исторический соответственно. К западу и к востоку от священного места тянутся сельскохозяйственные земли, засеянные поля.
Копты-христиане чтут память св. Мины и сохраняют развалины монастыря, что становится делать все труднее: грунтовые воды поднимаются, глиняный фундамент построек размокает и разрушается. Город стоит на пороге гибели.
Археологи обратили внимание на Абу-Мину лишь в начале XX в., хотя в научных трудах он упоминался и до этого.
Регулярные раскопки начались в 1905 г. Тогда же были обнаружены значительных размеров базилика, а также церковь, что была построена неподалеку, служившая местом захоронения останков святых.
Базилика носила имя императора Аркадия. Ее крышу поддерживали 56 мраморных колонн. В архитектуре церкви заметно влияние египетского и византийского архитектурного стиля. В нескольких местах сохранились фрагменты мозаики из полудрагоценных камней и выложенный мрамором тротуар. К югу от базилики находились жилые помещения для старшего клира.
Из остатков гражданских построек лучше всего сохранились римские бани. Во второй половине XX в. археологи раскопали большую общую спальню для бедных паломников с отдельными помещениями для мужчин, женщин и детей.
Еще одно строение — ксенодохий, бесплатный приют для нищенствующих паломников и заболевших в пути. Дополнительные раскопки показали, что под ксенодохием находится более древнее кладбище.
Баптистерий — отдельное здание для крещения, также расположенное неподалеку от первой — малой — церкви, несколько раз подвергался перестройке.
Интересным оказалось соседство храмовых строений с винокурней и винными погребами.
Исследуя хронологию строительства Абу-Мины, ученые выяснили, что оно шло поэтапно: сначала была построена гробница, потом базилика, затем — приют для многочисленных паломников.
В 1959 г. патриарх Коптской православной церкви Кирилл VI (1902-1971 гг.) основал обитель недалеко от остатков старого города, где затем был воздвигнут коптский православный монастырь Св. Мины. Христиане-копты составляют около 10% населения современного Египта, и они сохранили древние традиции паломничества в Абу-Мину. 11 ноября все паломники празднуют День святого Менаса — «Египетского чудотворца».
Район вокруг развалин Абу-Мины со временем оказался весьма плотно заселен, здесь ведется интенсивное сельское хозяйство. Результатом этой деятельности стал довольно резкий подъем уровня грунтовых вод, что привело к разрушению ряда раскопанных сооружений. Многие раскопанные строения оказались на грани окончательного разрушения. Причина в том, что глинистая почва размокает, становится неустойчивой и «плывет».
При этом местные жители винят во всем археологов, утверждая, что именно раскопки на территории города привели к резкому подъему уровня грунтовых вод. Так или иначе, но в 2001 г. город Абу-Мина был включен в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, находящихся под угрозой уничтожения. Исправить положение местные власти пытаются путем засыпки песка в основание тех сооружений, что пострадали больше остальных. Это решение особенно актуально, так как ситуация в Абу-Мине близка к критичной: даже паломникам и туристам уже не всегда удается попасть к историческим местам из-за подъема уровня грунтовых вод.
Тем не менее за три столетия до появления Абу-Мины именно в Александрии началась история христианства в Египте. Основателем ее, согласно преданию, был апостол Марк (ум. 68 г.), один из четырех евангелистов. Он впоследствии стал первым епископом Александрии и долгое время вел борьбу с язычеством. Позднее, уже в VI в., появилась Коптская православная церковь Александрии, как называют христианскую церковь Египта.
В конце III в. — начале IV в. делу укрепления веры в тяжелые для христиан времена послужил Мина Котуанский (Фригийский), причисленный к лику христианских святых и почитаемый православными в лике великомучеников. О его жизни и судьбе известно из церковных хроник, утверждающих, что он был египтянином, служил в римской армии, в гарнизоне города Котуан во Фригии (запад полуострова Малая Азия). Его военачальником был центурион Фирмилиан, и сама служба проходила с 284 по 305 гг., в эпоху римских императоров Гая Аврелия Диоклетиана (245-313 гг.) и Максимиана Геркулия (около 250-310 гг.). При этих императорах ранние христиане подверглись гонениям, сопровождавшимся ужасными мучениями и казнями. Хроники утверждают, что Мина отказался служить гонителям истинной церкви, ушел в горы, где предался посту и молитве. Возможно, он закончил бы жизнь как большинство отшельников, всеми забытый, но однажды во время языческого праздника он пришел в Котуан, встал перед толпой и стал гневно обличать грешников, при этом славя Господа. Мина был схвачен римлянами и предстал перед судом римского наместника. Отказавшись принести жертву языческим богам, он подвергся пыткам и был обезглавлен в 304 г. Останки его было приказано сжечь, однако, по легенде, огонь не повредил тело мученика. Христиане ночью, тайком, собрали в погасшем костре уцелевшие останки Мины и перевезли в Египет.
Место захоронения, если верить легенде, было выбрано по воле случая. Тело Мины перевозили на верблюде. Животное послушно следовало маршруту, но вдруг остановилось и отказывалось продолжить путь. Подобное поведение верблюда было принято за знак свыше. Здесь Мина был похоронен, а над его могилой была построена небольшая церковь его имени. До императора Флавия Аркадия (377-408 гг.) донеслись слухи о церкви, к которой паломники нескончаемым потоком приходят за исцелением, и он приказал построить здесь более вместительное здание. К середине периода раннего Средневековья Абу-Мина стал главным центром паломничества в Египте.
Между IV и VII вв. многочисленные христианские паломники шли по дорогам, что вели в Абу-Мину, надеясь на исцеление и другие чудеса.
В VII в. сюда вторглись мусульмане, в результате значительная часть города была сожжена. Гибели города поспособствовал и правитель Египта Аль-Мамун, который велел снести все, что осталось от города, и использовать мраморные колонны построек Абу-Мины для строительства своего дворца и мечетей.
Абу-Мину можно условно разделить на южный и северный районы — новый и исторический соответственно. К западу и к востоку от священного места тянутся сельскохозяйственные земли, засеянные поля.
Копты-христиане чтут память св. Мины и сохраняют развалины монастыря, что становится делать все труднее: грунтовые воды поднимаются, глиняный фундамент построек размокает и разрушается. Город стоит на пороге гибели.
Археологи обратили внимание на Абу-Мину лишь в начале XX в., хотя в научных трудах он упоминался и до этого.
Регулярные раскопки начались в 1905 г. Тогда же были обнаружены значительных размеров базилика, а также церковь, что была построена неподалеку, служившая местом захоронения останков святых.
Базилика носила имя императора Аркадия. Ее крышу поддерживали 56 мраморных колонн. В архитектуре церкви заметно влияние египетского и византийского архитектурного стиля. В нескольких местах сохранились фрагменты мозаики из полудрагоценных камней и выложенный мрамором тротуар. К югу от базилики находились жилые помещения для старшего клира.
Из остатков гражданских построек лучше всего сохранились римские бани. Во второй половине XX в. археологи раскопали большую общую спальню для бедных паломников с отдельными помещениями для мужчин, женщин и детей.
Еще одно строение — ксенодохий, бесплатный приют для нищенствующих паломников и заболевших в пути. Дополнительные раскопки показали, что под ксенодохием находится более древнее кладбище.
Баптистерий — отдельное здание для крещения, также расположенное неподалеку от первой — малой — церкви, несколько раз подвергался перестройке.
Интересным оказалось соседство храмовых строений с винокурней и винными погребами.
Исследуя хронологию строительства Абу-Мины, ученые выяснили, что оно шло поэтапно: сначала была построена гробница, потом базилика, затем — приют для многочисленных паломников.
В 1959 г. патриарх Коптской православной церкви Кирилл VI (1902-1971 гг.) основал обитель недалеко от остатков старого города, где затем был воздвигнут коптский православный монастырь Св. Мины. Христиане-копты составляют около 10% населения современного Египта, и они сохранили древние традиции паломничества в Абу-Мину. 11 ноября все паломники празднуют День святого Менаса — «Египетского чудотворца».
Район вокруг развалин Абу-Мины со временем оказался весьма плотно заселен, здесь ведется интенсивное сельское хозяйство. Результатом этой деятельности стал довольно резкий подъем уровня грунтовых вод, что привело к разрушению ряда раскопанных сооружений. Многие раскопанные строения оказались на грани окончательного разрушения. Причина в том, что глинистая почва размокает, становится неустойчивой и «плывет».
При этом местные жители винят во всем археологов, утверждая, что именно раскопки на территории города привели к резкому подъему уровня грунтовых вод. Так или иначе, но в 2001 г. город Абу-Мина был включен в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, находящихся под угрозой уничтожения. Исправить положение местные власти пытаются путем засыпки песка в основание тех сооружений, что пострадали больше остальных. Это решение особенно актуально, так как ситуация в Абу-Мине близка к критичной: даже паломникам и туристам уже не всегда удается попасть к историческим местам из-за подъема уровня грунтовых вод.
Общая информация
Местонахождение: Северо-Восточная Африка.Административная принадлежность: Египет.
Официальный статус: раскопки древнего города Абу-Мины.
Язык: арабский.
Этнический состав: арабы.
Религии: ислам, православие (копты).
Денежные единицы: египетский фунт.
Денежные единицы: египетский фунт.
Цифры
Площадь: ок. 100 га.Высота над уровнем моря: 40 м.
Расстояния: до Каира 195 км, до Александрии 45 км.
Расстояния: до Каира 195 км, до Александрии 45 км.
Климат и погода
Средиземноморский сухой.Средняя температура января: +13°С.
Средняя температура июля: +26°С.
Среднегодовое количество осадков: 200 мм.
Среднегодовое количество осадков: 200 мм.
Относительная влажность воздуха: 50%.
Экономика
Центр христианского паломничества.Традиционные кустарные промыслы: ковры, изделия из стекла и дерева.
Торговля христианскими атрибутами.
Сфера услуг: туристические, торговые, транспортные.
Сфера услуг: туристические, торговые, транспортные.
Достопримечательности
■ Архитектурные: винокурня и винные погреба (VI-VII вв.), римские бани.■ Культовые: руины базилики Аркадия (V в.), раннехристианской церкви, мартирия, ксенодохия (приют для паломников) и баптистерия, новый монастырь Св. Мины.
Любопытные факты
■ Существует несколько теорий о причинах гибели города Абу-Мины. В частности, предполагается, что жители оставили это место, когда святые источники высохли и город остался погребенным песком.■ Согласно легенде, св. Мина был похоронен в землях пустыни, где не могло уцелеть ничто живое. После похорон это место вернулось к жизни, тут появились источники воды, начали расти оливковые деревья и виноград.
■ Вокруг места, где захоронен Мина, сложено немало легенд. Согласно одной из них, уже после захоронения Св. Мины пастух, пасший свое стадо близ Абу-Мины, увидел, как заболевшая овца бессильно упала на землю. Через некоторое время животное вновь встало, как ни в чем не бывало, все признаки болезни прошли. Согласно преданиям, впоследствии многим людям удалось излечиться, просто полежав на священной земле.
■ До наших дней сохранились глиняные сосуды с изображением св. Мины, которые выдавали паломникам, желавшим набрать святой воды. Эти бутылочки датируются концом IV — началом VII вв. Подобные сосуды встречались археологам как в Судане и Иерусалиме, так и в Германии, Италии
и на Балканах. Это говорит о том, что св. Мина издавна почитался как на Востоке, так и на Западе.
■ Новый собор Святого Мины вмещает 3000 человек, в нем семь алтарей, его башни высотой 45 м.