Абидос (древний город)
История древнего города
Дворцы, храмы и некрополи Абидоса находятся на левом берегу Нила, в 5 км от русла, около деревни Эль-Араба-эль-Мадфуна, неподалеку от города Эль-Бальяна.
Древнейшие находки, сделанные археологами, относятся к Нагада — додинастической культуре Верхнего и Среднего Египта и датируются 4 тыс. до н. э. — началом бронзового века.
Следующий этап истории напрямую связан с постепенно сформировавшимся культом бога Хентиаменти. Основание храма Хентиаменти относится к периоду Раннего царства (3120-2649 гг. до н. э.). Именно Абидос, где находились некрополь и святилище бога с головой шакала, охранявшего вход в Дуат — загробный мир, избрали первые египетские фараоны местом погребения. Впервые имя Хентиаменти появилось на печатях некрополей фараонов I династии Дена и Каа. Также в ранний период храма поддерживался культ Упуата (Открывающего Пути) — бога в образе волка, сопровождавшегося усопшего в Дуат.
При фараонах II династии (около 2847-2622 г. до н. э.) Абидос — уже один из центров Древнего Египта наряду с официальной столицей — Тинисом. При III династии (около 2686-2575 г. до н. э.) столица перенесена в Мемфис, Абидос же остался религиозным центром.
В эпоху Древнего царства (III-VI династии) храм процветал. При фараоне VI династии Пепи I (2310-2260 гг. до н.э.) его перестроили.
В эпоху Первого переходного периода (середина XXIII — середина XXI в. до н. э., VII-X династии) храм переходил из рук в руки во время борьбы за власть между городом Гераклеополь и Фиванским царством.
В конце 3 тыс. до н. э., когда начали поклоняться Осирису — новому владыке загробного мира, святилище перешло к нему. Осирис — бог возрождения, владыка загробного мира и судья душ усопших, обучивший людей земледелию, садоводству и виноделию. Согласно древнеегипетской мифологии, убит в Абидосе и расчленен братом — богом Сетом, жаждавшим занять его место. Части тела Осириса рассыпались по разным местам. Исида, супруга Осириса, сделала так, что Осирис ожил. На землю он возвращаться не пожелал, оставшись царем мертвых, а править живыми оставил сына Гора. По преданию, голова Осириса находилась именно в абидосском погребении бога, чем и вызвано поклонение этому месту.
Так он стал центром культа Осириса. При фараонах XIX династии Сети I и его сыне Рамсесе II построены два храма, посвященные Осирису и другим богам, а также кенотаф самого Сети I.
Начиная с эпохи Среднего царства — при обязательном присутствии фараона — тут регулярно проводились празднества и торжественные церемонии в честь бога. Быть погребенным рядом с могилой Осириса почиталось за великую честь. Существовал обряд посещения могилы Осириса: саркофаг с телом усопшего ставили на ладью (напоминание о священной ладье Осириса из папируса) и доставляли по Нилу. Стены погребений сплошь покрыты заупокойными надписями, оставленными паломниками в надежде, что скончавшийся заступится за них перед Осирисом.
Последняя — и единственная в Абидосе — пирамида (ступенчатая Синки) сооружена по повелению Яхмоса I (1550-1525 гг. до н. э.).
В дальнейшем храмы постепенно приходят в упадок. Древнегреческий историк и географ Страбон (64/63 гг. до н. э. — около 23/24 гг.), восхищавшийся кенотафом и храмом Сети I, описывал Абидос, прежде равный Фивам, как запущенную деревню.
Никакого определенного плана застройки Абидоса не было. Дома горожан к нашему времени полностью исчезли, об их внешнем виде и планировке города можно только догадываться. Сами же храмы воздвигали там, где оставалось свободное место. В древности существовал канал, по которому между Нилом и храмовым комплексом ходили большие папирусные суда и плоты с каменными блоками и заготовками для колонн.
В темноте галереи храма Сети I таится Абидосский список — перечень царей, нанесенный иероглифами на стену тридцать три века назад.
Археологические находки, сделанные в Абидосе, имеют всемирно-историческое значение. В 1818 г. англичанин Уильям Бэнкс нашел иероглифический Абидосский список, содержащий имена 76 фараонов — предшественников Рамсеса II. В 1835 г. бесценная реликвия куплена Британским музеем и сегодня представлена в его экспозиции.
В 1864 г. археологи обнаружили в храме Сети I еще один Абидосский список, дополнивший предыдущую находку. Так как первый список имел дефект в верхней части, то благодаря второму стало возможным восстановить недостающие имена фараонов.
Второй список помог составить полную хронологию династий Древнего Египта. Французский ученый Жан-Франсуа Шампольон (1790-1832 гг.), до этого разгадавший тайну языка иероглифов, использовал Абидосский список, чтобы подтвердить правдивость истории Древнего Египта в изложении жреца Манетона. Список оказал неоценимую помощь немецкому археологу Карлу Рихарду Лепсиусу (1810-1884 гг.) — основателю современной систематической египтологии.
В настоящее время руины представлены тремя группами.
Северная — разрушенный храм Осириса-Хунте-Иментиу и большой некрополь к востоку и югу от него.
Центральная — небольшой храм, некрополь гробницы додинастических правителей и кенотафы фараонов III династий. Среди них — захоронение фараона I династии Джера (около 2870-2823 гг.), которую в эпоху Нового царства, со времен Аменхотепа III, почитали, как гробницу Осириса. К эпохе Древнего царства принадлежат гробницы Уни, вельможи времен Тети, Пепи I и Меренра со знаменитыми биографическими надписями, найденными французским египтологом Франсуа Мариетом (1821-1881 гг.) и хранящимися в Каирском музее.
Восточная группа — сооружения времен XIX династии, среди которых — знаменитые храмы Сети I и Рамсеса II.
Вокруг разбросано еще несколько некрополей древнеегипетской знати, окружающих гробницы царей I и II династий: например, некрополь Умм-эль-Кааб в 1,5 км к западу от Абидоса.
Долгое время считалось, что эти гробницы с царскими стелами, печатями и погребальной утварью — подлинные усыпальницы фараонов. Оказалось, что в те времена существовал обычай сооружать для царя две гробницы: в священном городе Осириса Абидосе и в Саккаре, около Мемфиса, и в какой именно находилась мумия — неясно и по сей день.
Шедевр храмовых построек Египта — храм Сети I (Страбон называл его Мемнониумом), посвященный Осирису. Фараон Рамсес II приказал достроить его в память о скончавшемся отце.
Г-образный в плане храм сооружен целиком из белого мрамора. Сохранились остатки двух широких дворов за пилоном, двух гипостильных (колонных) залов. Один из них заканчивается семью святилищами: шесть посвящены богам Амону, Исиде, Ра-Хорахти, Осирису, Гору и Птаху, седьмое — приравненному к ним фараону Сети I.
Один из двух выходов из зала ведет в галерею с Абидосским списком: высеченным на стенах перечнем имен фараонов — предшественников Сети I — в порядке их правления.
В росписи стен и барельефах на колоннах и стенах Сети I предстает великим воином, ведущим войско на битву с хеттами, или в окружении богов. А на одном из барельефов Сети I с маленьким сыном Рамсесом.
Западнее — храм Рамсеса II, на внешних стенах которого изображена битва при Кадеше 1296 г. до н. э.
Особняком стоит самый знаменитый абидосский кенотаф — Осирион Сети I: подземное сооружение, в которое вел кирпичный сводчатый проход. Сооружение задумано как символическая монументальная гробница Осириса.
Общая информация
Местонахождение: восток Египта.
Административное местонахождение: мухафаза Сохаг.
Ближайший город: Эль-Бальяна — 46 997 чел. (2006 г.).
Основание храма Хентиаменти: 3120-2649 гг. до н. э.
Язык: арабский.
Этнический состав: арабы.
Религия: ислам (суннизм).
Денежная единица: египетский фунт.
Река: Нил.
Аэропорт: международный в Луксоре.
Административное местонахождение: мухафаза Сохаг.
Ближайший город: Эль-Бальяна — 46 997 чел. (2006 г.).
Основание храма Хентиаменти: 3120-2649 гг. до н. э.
Язык: арабский.
Этнический состав: арабы.
Религия: ислам (суннизм).
Денежная единица: египетский фунт.
Река: Нил.
Аэропорт: международный в Луксоре.
Цифры
Храм Осириса: 61х40 м.
Храм Сети I (без учета Осириона): 170x110 м, размер двора — 110x76 м.
Крепость Хасехемуи: 137x76 м, высота стен — 9 м.
Удаленность: 98 км к северу от Дендеры, 435 км к югу от Каира.
Храм Сети I (без учета Осириона): 170x110 м, размер двора — 110x76 м.
Крепость Хасехемуи: 137x76 м, высота стен — 9 м.
Удаленность: 98 км к северу от Дендеры, 435 км к югу от Каира.
Климат и погода
Тропический пустынный, жаркий, сухой.
Средняя температура января: +14,5°С.
Средняя температура июля: +33°С.
Среднегодовое количество осадков: 1-2 мм.
Среднегодовая относительная влажность: 40%.
Средняя температура января: +14,5°С.
Средняя температура июля: +33°С.
Среднегодовое количество осадков: 1-2 мм.
Среднегодовая относительная влажность: 40%.
Достопримечательности
Комплекс руин древнего города Абидос
- Поминальные храмы Сети I и Рамсеса II
- Фундамент храма Хентиаменти (Осириса)
- Кенотаф Сети I, некрополи с кенотафами
- Крепости фараонов II династии Перибсена и Хасехемуи (все — 3 тыс. до н. э.)
- Фрагменты храмов Ментухотепа II (2056/2046-2005/1995 гг. до н. э.) и Ментухотепа III (2004-1992 гг. дон. э.)
Прочее
- Ступенчатая пирамида в Синки (III / ІVдин.)
- Пирамида Яхмоса I (XVIII дин.)
- Коптский монастырь Св. Дамианы (V-VI вв.)
- Археологические раскопки христианских деревень (V-VI вв.)
- Деревня Бени-Мансур
Любопытные факты
- Считалось также,что паломничество к могилам предков способствует выздоровлению больных и удаче в делах, и каждый египтянин должен совершить его хотя бы раз в жизни.
- В эпоху Среднего царства в Абидосе имелся собственный оракул бога Беса — хранителя домашнего очага, защитника от злых духов и бедствий, предсказывавший будущее и помогавший советами в торговых сделках.
- Легенда об Осирисе обещала вечную жизнь всем, включая и простых смертных. Понятно желание многих древних египтян быть похороненными именно здесь.
В случае, когда перевезти останки покойного не представлялось возможным, в Абидосе строилась символическая гробница (кенотаф). Сохранились многочисленные кенотафы тех, кто хотел быть похороненным поблизости, но почему-то не получилось. Если средств на кенотаф не оказывалось, родственники ограничивались сооружением поминальной колонны или же путь покойника в Абидос изображался в виде фрески на стене одного из храмов. С эпохи XI династии (XXII-XX вв. до н. э.) начинается сооружение поминальных памятников чиновниками из разных частей Египта. Они не являлись гробницами, но обеспечивали воздвигшим участие в церемониях культа Осириса. - Уильям Джон Бэнкс (1786-1855 гг.), в 1818 г. нашедший первый Абидосский список, был богатым аристократом, человеком весьма образованным, но совсем не египтологом, а путешественником и авантюристом, романтиком и большим другом поэта лорда Байрона. Его страстью стало коллекционирование египетских редкостей. Во время одного из путешествий он при свете свечей перенес изображение Абидосского списка на бумагу, смутно догадываясь, что перед ним — что-то весьма необычное, хотя и похожее на многие другие иероглифические надписи, которые он ранее перерисовывал, например, в Луксоре. Ценность зарисовок Бэнкса в том, что многие иероглифы впоследствии погибли, но сохранились на его рисунках.
- Имя Хентиаменти (Хенти-Иментиу) означает «Предводитель Запада» или «Правитель Запада». В мифологии древних египтян того периода загробный мир находился в Западной пустыне (к западу от Нила).
- В Абидосском списке храма Сети I не содержится упоминания о двух выдающихся персонажах древнеегипетской истории (хотя и не только о них). Первый — фараон-реформатор Эхнатон (Аменхотеп IV, 1375-1336 гг. до н. э.), который ввел культ единого бога солнца Атона и преследовал многобожие, сосредоточив в своих руках такую власть, какой не было ни у одного правителя Египта ни до, ни после него, однако он и его наследники (что тоже «выпали» из Абидосского списка) были признаны еретиками, их картуши и статуи уничтожались, а имена — как казалось потомкам — были вычеркнуты из египетской истории навсегда. Еще одна историческая личность, отсутствующая в списке, — первая царица-женщина Хатшепсут (1490/1489-1468 гг. до н.э.), чьи достижения присвоил себе Тутмос III, а память о ней попытался уничтожить (возможно, составители списка попросту не знали о Хатшепсут).
- Группа иероглифов на арке храма Сети I вызывает большой интерес уфологов, усматривающих в них изображения вертолета, танка или подлодки, самолета или НЛО.
В действительности, причиной появления таких странных иероглифов стало их постепенное разрушение, удалившее ключевые детали изображений, из-под которых проглянули более древние иероглифы, что создает мнимые образы современных машин.