Большой Зимбабве
Археологический памятник Зимбабве
Старейшая часть комплекса Большой Зимбабве когда-то была названа археологами Акрополем. Ничего общего в облике этого строения с греческими акрополями нет, но это определенно сакральное место, храм. Так и закрепилось за ним — Акрополь, а еще — Каменная крепость. Акрополь стоит на косогоре высотой 27 м. К нему ведет пробитая в скале узкая лестница, по которой можно пройти только одному человеку, она заканчивается у прямоугольного отверстия — входа. Внутри Акрополя — лабиринт из мелких построек, среди которых есть следы захоронения под камнями, видимо, вождя. Явно ритуальное значение имеют и фигуры птиц из стеатита (мыльного камня). Есть здесь еще и большой валун, формой своей напоминающий такую же птицу, но непонятно, естественная ли это форма или дело рук человеческих.Самое грандиозное сооружение комплекса — Большое городище. Оно обнесено по периметру стеной длиной 250 м, в плане напоминающей браслет в форме эллипса. На территорию городища ведут три узких прохода. Внутри — также стены и проходов. Главное сооружение городища — башня конической формы высотой 9 м, с диаметром у основания — около 5 м и длиной окружности 17 м. Назначение этого сооружения также неясно, оно похоже одновременно и на зернохранилище, и на культовый символ. Все сооружения и Акрополя, и городища выложены из тщательно отесанных и пригнанных друг к другу гранитных блоков без применения скрепляющего раствора, нигде нет прямых линий и углов. Между этими двумя величественными частями Большого Зимбабве, в долине, расположено множество других руин домов, круглых в плане, сложенных из мелкого щебня и глины.
Первым, кто поведал миру об этих сооружениях письменно, был португалец Висенте Пегаду, в 1531 г. (соотечественники капитана видели каменный комплекс и до, и после него, но упоминали об этих строениях лишь вскользь.) Есть две научные версии происхождения названия комплекса, взятые из языка народа шона. Одна опирается на диалект каранга, и тогда коренное название «дзимба-дза-мамбве» означает «большие дома из камня». Другая версия берет за основу диалект зезуру, и в соответствии с ним название читается как «почитаемые дома». На зезуру так обычно именуются места обитания или могилы вождей. В принципе эти версии не антонимичны, напротив, лишь дополняют друг друга. Изучение Большого Зимбабве начал в 1871 г. немецкий путешественник Карл Маух, а узнал он об этом от охотника Адама Рендера, немца по происхождению, гражданина США. Маух не был ученым и, как всякий дилетант, жаждал прежде всего сенсации. Он заранее был уверен, что это библейский Офир: страна золота, копи царя Соломона, то есть подгонял решение задачи под ответ. Но резонанс его «открытие» получило.
Была и побочная версия: Большой Зимбабве — это золотохранилище царицы Савской, или Шебы, возлюбленной Соломона. Золото здесь действительно в свое время имелось, и немало, поскольку оно добывалось поблизости. Это был не единственный источник доходов местных жителей, они владели большими стадами скота и торговали помимо золота и слоновой костью. Британский археолог Джеймс Теодор Бент предположил, что Большой Зимбабве возводили либо финикийцы, либо арабы. Он нашел фрагменты керамики, веретен, железные, бронзовые и медные наконечники для копий, топорики, мотыги, а также формы и тигли для ювелирных работ, что, собственно, и дало ему основание говорить о неафриканском происхождении комплекса. Его соотечественники Дэвид Рэндалл-Макивер и Гертруда Катон-Томпсон, занимавшиеся раскопками, первый — в 1905-1906 гг., а вторая — в 1929 г., пришли к выводу, что комплекс построен африканцами, хотя не без арабского влияния. Рэндалл-Макивер сделал еще один важный вывод: строительство началось в XI-XII вв.
Большой, или Великий Зимбабве, разрушившийся с течением времени комплекс из отесанных каменных блоков, находится в южной части африканского континента, в междуречье Замбези и Лимпопо, ближе к Лимпопо. Он стоит на гранитном плато среди саванн в юго-восточной части государства Зимбабве, недалеко от озера Мутрикве и города Масвинго.
Сегодня время существования Большого Зимбабве как города ученые датируют XI-XVI вв., расцвета — XIV-XV вв. и отсюда делают вывод — это была столица империи Мономотапа.
Мономотапа (Мвене-Мутапа) возникла в VI в., занимала территорию нынешнего Зимбабве и отчасти Мозамбика, процветала в XIII-XV вв. и распалась к началу XVIII в. Некоторые исследователи Африки считают Мономотапу не просто государством, а отдельной, уникальной цивилизацией. Самые очевидные доказательства этой точки зрения таковы — богатый устный фольклор, высокая культура земледелия, металлургии, изготовления керамики и украшений. Возражения на этот счет таковы — источники X в., сообщающие о богатом золотом государстве во внутренних районах Южной Африки, все — арабские, таких сообщений немало, и, значит, все цивилизационные достижения Мономотапы могут быть культурой привнесенной. Британский археолог Роджер Саммерс, исследовавший в 1958 г. заброшенные золотые рудники в районе Большого Зимбабве, заключил, что использовавшиеся там способы добычи руды чрезвычайно напоминают те, что применялись в Индии. Украшения из стекляруса, бисера, найденные в Большом Зимбабве, похожи на аналогичные из Персии, Сирии, Китая и даже Японии, но сильно отличаются от старинных украшений, найденных в других африканских странах, от Конго до ЮАР.
Все эти факты, выстроенные в логическую цепочку, подтверждают на самом деле две гипотезы, вроде бы противоречащие друг другу — на первый взгляд. Гипотеза первая: Мономотапа имела контакты по морю с Аравией и странами Азии, через порты Софала (ныне в Мозамбике) и Килва (ныне в Танзании) на восточноафриканском побережье Индийского океана. Известно, что в Софале с 915 г. хозяйничали арабы и персы, в Килве, с XI в. — персы. Гипотеза вторая: уровень цивилизации, строившей Большой Зимбабве, был достаточно высок для того, чтобы усвоить и успешно применять заморский опыт. Кроме того, если бы в Большом Зимбабве продолжительное время жила большая общность светлокожих людей, их генетические и антропологические следы неизбежно остались бы у представителей местных этносов, а таких следов не обнаружено. Жилые дома Большого Зимбабве имеют такие характерные элементы, которые позволяют однозначно идентифицировать их как сугубо африканские. Сегодня большинство ученых поддерживают африканскую версию происхождения Большого Зимбабве, уточняя, что строителями могли быть предки шона — гокоморе, а некоторые из африканистов даже категорично заявляют, что это были представители народов лемба или венда (совместно с гокоморе). Зимбабвийские ученые, те, что по происхождению лемба, приводят такой аргумент: на их языке «товакаре мазим-бабве» означает «построившие Зимбабве».
Самые ранние культурные слои, до которых добрались археологи к середине XX в., свидетельствуют о том, что в районе Большого Зимбабве в IV-VII вв. жили и добывали железную руду гокоморе и зива. Но ничего из камня они не строили.
Почему люди покинули Большой Зимбабве? Ученые предлагают несколько объяснений. Из-за череды засушливых лет, вследствие чего жителям города стало остро не хватать продовольствия; из-за участившихся случаев нападения на людей диких зверей, также голодающих, из-за восстания, которое было жестоко подавлено, из-за исчерпания золотых рудников. Но убедительных фактов, даже косвенных, подтверждающих либо опровергающих какую-либо из версий, пока не найдено.
Остается нерешенным и главный вопрос: зачем понадобилось все это строить? Золото можно было добывать и без того, поклоняться изображениям птиц — тоже. Так зачем? Южноафриканский археолог и астроном Ричард Уэйд на этот счет отвечает:, а чтобы наблюдать за звездным небом, расположение каменных стел вдоль восточной стены городища на этого указывает. Но большинство астрономов версию коллеги об «африканском Стоунхендже» не поддерживает — как малоубедительную.
Общая информация
Комплекс каменных домов и стен в руинах на территории государства Зимбабве (до 1980 г. — Южная Родезия; Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО.Столица Зимбабве: Хараре.
Начало строительства каменных сооружений: XI в.
Ближайший город: Масвинго (28 км).
Расстояние до Хараре: 294 км.
Ближайший аэропорт: Хараре (международный).
Цифры
Площадь: 772 га.Климат и погода
Экваториальный, мягкий.Среднегодовое количество осадков: от 1100 до 1400 мм.
Экономика
Туризм.Достопримечательности
■ Большое городище.
■ Стена Большого городища.
■ Коническая башня Большого городища.
■ Акрополь.
■ Руины,расположенные между Акрополем и Большим городищем.
Любопытные факты
■ Хотя для южной части Африки каменное строительство в принципе не типично, Большой Зимбабве не единственный в Африке пример подобных руин. Методами каменного строительства и сегодня владеют народы вангве в Замбии и бавенда в Северном Трансваале (ЮАР), не говоря уже о шона. Эти методы применяются нечасто, однако, что называется, «руки помнят», как свидетельствуют этнологи. Все остальные каменные сооружения региона в руинах не идут ни в какое сравнение с Большим Зимбабве по масштабу, по этому параметру его ставят на второе место в Африке — после комплекса пирамид в Гизе.
■ Создателем мифа о том, что Большой Зимбабве — это либо копи царя Соломона, либо золотое хранилище царицы Савской, мог быть не кто иной, как Васко да Гама (1460 или 1469-1524 гг.). В 1502 г. его корабли зашли в гавань Килвы, и там, под впечатлением от рассказов торговцев о труднодоступном городе, богатом золотом, он пришел к выводу, что это и есть библейский Офир.
■ Стена вокруг Большого городища имеет небольшой скос кверху, примерно в 13,5°, возникающий за счет кладки камней с небольшим отступом в каждом следующем ряду. В верхней части стены Большого городища и конической башни каменные блоки местами выложены весьма затейливо: полукругом или зигзагообразно. Что это означает, имеется ли в этом практический, чисто конструктивный смысл — еще одна загадка. Возможно также, что ее тут вовсе нет и это просто декоративные элементы.
■ Когда Теодор Бент еще только начал собираться в экспедицию к Большому Зимбабве, с ним захотела отправиться туда и его жена. Он, хорошо зная, насколько суровы условия жизни в Африке, категорически возражал против этого, но в конце концов не устоял под ее напором. И правильно сделал. Миссис Бент была единственным членом экспедиции, кто не подхватил тропическую лихорадку. Она сделала большую серию удачных и ценных для науки фотографий, снимая их порой с таких ракурсов, на которые не всякий мужчина отважился бы.
■ Символическая птица из Большого Зимбабве — национальный геральдический символ современного государства Зимбабве, она изображена на гербе, флаге, монетах Зимбабве и Родезии.
■ Карл Маух был не первым, кто начал раскопки в Большом Зимбабве. До него здесь побывали члены «Компании Древних Руин Родезии» (Rodesian Ancient Ruins Ltd). Но под этой респектабельной вывеской объединились обыкновенные искатели сокровищ, по существу, грабители исторических памятников, и неизвестно, сколько ценных артефактов лишилась наука из-за их чрезмерной активности. Уже после возвращения Мауха в Европу Большой Зимбабве пережил еще одну «золотую лихорадку». Золота никто не нашел, а вот работе археологов искатели удачи опять-таки мешали изрядно.