Конарк (город)
История города
Когда примерно появился Конарк (Конарак), можно сказать, ориентируясь на «Перипл Эритрейского моря» — древнегреческий документ третьей четверти I в. н. э., содержащий описания путешествий египетских купцов в Индию, где этот город упоминается в связи с портом Кайнапара. Конарак на санскрите значит «угол солнца» — часть, угол Ориссы, где более всех других богов почитают бога Солнца. Современный Конарк известен одной достопримечательностью, но мирового значения — это Сурья Мандир, храм того самого бога Солнца Сурья. Глазам наших современников он предстает уже далеко не в первозданном виде, но и в полуразрушенном состоянии производит неизгладимое впечатление. Индуистские храмы не принято восстанавливать, чтобы не нарушить цикл их существования. Но археологи сумели разными способами законсервировать строения храма, настояли на том, что вокруг него были высажены деревья, дающие спасительную тень. О том, почему храм появился в столь отдаленном от крупных городов пустынном месте, есть немало легенд. Самая драматичная из них гласит, что построил его Самба, «просветленный» сын Кришны, наказанный отцом проклятием проказы за то, что заглядывался на его наложниц. Когда Кришна узнал, что принц попал в его гарем случайно, то смягчился и сказал: «Если искупаешься в океане и построишь храм Солнца, болезнь отступит». Так Самба и сделал. От проказы он избавился, но крыша храма рухнула, а Самба погиб. На самом же деле храм был построен в XIII в. по замыслу Нарасимхадевы I (1236-1264 гг.), раджи Ориссы, имя которого означает «человек-лев», из династии восточных Гангов. Почему этот замысел вообще у него появился, кроме следования собственной дхарме — своему предназначению в мире? Можно предположить с достаточным на то основанием, что были у раджи и вполне прагматичные соображения. Зная, каким высоким мастерством обладают скульпторы, камнерезы, кузнецы и ювелиры народа ория, Нарасимхадева был уверен, что они не ударят в грязь лицом перед всей Индией. И не ошибся. Сохранилось имя архитектора храма. Им был Садасив Самантарай Махапатра, тоже талантливый местный житель.
Есть в этом городе и живая достопримечательность, проявляющая себя раз в год, но очень ярко. С 1 по 5 декабря у храма Солнца проходит Все-индийский фестиваль классического танца. По дороге, украшенной цветами и россыпью мелких лампочек, к храму устремляются сотни специально приехавших сюда людей. На сцене фестивального театра на фоне храма представляются различные танцевальные школы. Их в Индии сотни, однако далеко не все они удостаиваются участия в этом самом престижном в стране смотре индийского танца: проходит предварительный отбор. Танцоры должны обладать высокой техникой, музыкальностью, представать перед публикой в роскошных и элегантных, по чисто индийским, конечно, понятиям, костюмах. Танцы сопровождаются музыкой флейт, перезвоном струн щипковых инструментов, похожих на цимбалы, ритм задают барабаны. Каждый танец — настоящий небольшой спектакль, прежде всего для тех, кто понимает, какая история из того или иного индийского эпоса связывает ритмичные движения, пластику и пение исполнителей. Телевидение Индии ведет прямую трансляцию с фестиваля, но знатоки уверяют, что камеры не в состоянии передать все многогранное содержание этого действа, где важен не только каждый жест, но даже мимолетный намек на него, взгляды и мимика.
Самым многолюдным Корнак становится, когда сюда стекаются паломники со всех концов Индии и из некоторых соседних стран, чтобы встретить восход седьмого дня светлой половины месяца магх (соответствует концу января — началу февраля). В этот день отмечается Парамасура — праздник Сурьи.
Конарк (Конарак) — город на северо-востоке Индии в штате Орисса, почти в 3 км от побережья Бенгальского залива Индийского океана и в 65 км от столицы штата города Бхубанешвара. Сухопутное пространство между Конарком и берегом океана образовалось за прошедшие с начала строительства здесь храма Солнца семь с лишним веков.
Великий индийский поэт Рабиндранат Тагор так сказал о храме Солнца в Конарке: «Здесь язык камня превосходит язык человека».
Бог Солнца Сурья (имевший в разных своих воплощениях и другие имена), небесный Агни (индийский бог огня, домашнего очага, жертвенного костра), главный посредник между богами и людьми, вечный и непобедимый, каждое утро, согласно древнейшим ведическим текстам, объезжал небесный свод в золотой колеснице, запряженной золотистыми конями, разгонял мрак ночи и посылал людям свет и животворное тепло дня. Храм Солнца, соответственно, должен был все это отразить. Он начинается с колесницы на 12 парах четырехметровых в диаметре колес (по числу месяцев в году). В каждом колесе 8 спиц — по числу «идеальных» периодов дня. В колесницу запряжено семь коней (дни недели). Возводился на том месте на берегу океана, где лежал несчастный Самба, и волны должны были омывать ступени храмовой лестницы с пьедесталами для коней, как океан — Самбу. На подходах к храму, кроме того, стояли скульптурные группы, изображавшие слонов в натуральную величину, коней, львов.
В самом храме было три основных части. Танцевальный павильон, где взгляд и слух Сурьи услаждали храмовые танцовщицы. Джагамохана — зал для молящихся и принесения даров храму. Деул — святилище, от которого сохранилась только восточная его часть — колоннада входа в храм. И вокруг колесницы, и в храме — множество скульптур и полуколонн с рельефной резьбой по камню. Венчала весь комплекс традиционная для индийских храмов пирамидальная башня-шикхара, сплошь покрытая резьбой по камню. Алтарь и изображение бога, которому посвящен храм, в индийских храмах размещаются не в основном здании, а в гарбхагрихе — камере-башне. Башня была высотой, предположительно, от 60 до 70 м. Европейские моряки издавна прозвали храм «Черной пагодой», она была видна издалека и с моря действительно казалась черной.
Отчего разрушился храм, доподлинно неизвестно. Существует несколько версий. По одной — башня вообще не была достроена, потому что Нарасимхадева вынужден был воевать, в сражении и погиб; по другой — он слишком торопился, дав клятву построить храм за 10 лет, 10 месяцев и 10 дней, и потому многие его конструкции были непрочны, да к тому же и грунт — песок — был ненадежной основой для фундамента; по третьей — его разрушило землетрясение; по четвертой — удар молнии, посланной самим Сурьей, недовольным небрежностью строителей; по пятой — разрушили Великие Моголы в XV-XVI вв., владевшие большими территориями Индийского субконтинента начиная с X в. Так или иначе, но к XVII в. храм был заброшен и пребывал в запустении. И колонизаторы-европейцы — правда, только те, кто был чужд искусству — отнеслись к нему пренебрежительно. Из-за его декора.
Характеризуя этот декор, настенные скульптуры и рельефы храма, все, кто видел их, отмечают их эротическое содержание, называют каменной «Камасутрой». Это так. Но надо иметь в виду, что древняя «Камасутра» — это прежде всего философский трактат об отношениях мужчины и женщины, сексуальным позам в нем посвящена лишь пятая часть. «Камасутра» осуждает секс без любви как большой грех. Любовь же между мужчиной и женщиной — «божественное единение». Эту мысль и воплощают скульптуры храма. А чувственные игры — лишь повод, чтобы рассказать о том, как велики счастье и сила любви, которой неведомы ни лицемерие, ни ханжество, ни корысть, а значит, эта сила ведет к благодетельной жизни. Надо учитывать и то обстоятельство, что в Средние века любой человек в Индии, принадлежащий к низшим кастам, мог быть продан или куплен, а любовь была высшим проявлением его личной свободы, как лучи, посылаемые Сурьей. Украшают храм не только подобные скульптуры и композиции, на рельефах в большом количестве изображены лотосы, птицы, магические символы.
Есть в этом городе и живая достопримечательность, проявляющая себя раз в год, но очень ярко. С 1 по 5 декабря у храма Солнца проходит Все-индийский фестиваль классического танца. По дороге, украшенной цветами и россыпью мелких лампочек, к храму устремляются сотни специально приехавших сюда людей. На сцене фестивального театра на фоне храма представляются различные танцевальные школы. Их в Индии сотни, однако далеко не все они удостаиваются участия в этом самом престижном в стране смотре индийского танца: проходит предварительный отбор. Танцоры должны обладать высокой техникой, музыкальностью, представать перед публикой в роскошных и элегантных, по чисто индийским, конечно, понятиям, костюмах. Танцы сопровождаются музыкой флейт, перезвоном струн щипковых инструментов, похожих на цимбалы, ритм задают барабаны. Каждый танец — настоящий небольшой спектакль, прежде всего для тех, кто понимает, какая история из того или иного индийского эпоса связывает ритмичные движения, пластику и пение исполнителей. Телевидение Индии ведет прямую трансляцию с фестиваля, но знатоки уверяют, что камеры не в состоянии передать все многогранное содержание этого действа, где важен не только каждый жест, но даже мимолетный намек на него, взгляды и мимика.
Самым многолюдным Корнак становится, когда сюда стекаются паломники со всех концов Индии и из некоторых соседних стран, чтобы встретить восход седьмого дня светлой половины месяца магх (соответствует концу января — началу февраля). В этот день отмечается Парамасура — праздник Сурьи.
Конарк (Конарак) — город на северо-востоке Индии в штате Орисса, почти в 3 км от побережья Бенгальского залива Индийского океана и в 65 км от столицы штата города Бхубанешвара. Сухопутное пространство между Конарком и берегом океана образовалось за прошедшие с начала строительства здесь храма Солнца семь с лишним веков.
Великий индийский поэт Рабиндранат Тагор так сказал о храме Солнца в Конарке: «Здесь язык камня превосходит язык человека».
Бог Солнца Сурья (имевший в разных своих воплощениях и другие имена), небесный Агни (индийский бог огня, домашнего очага, жертвенного костра), главный посредник между богами и людьми, вечный и непобедимый, каждое утро, согласно древнейшим ведическим текстам, объезжал небесный свод в золотой колеснице, запряженной золотистыми конями, разгонял мрак ночи и посылал людям свет и животворное тепло дня. Храм Солнца, соответственно, должен был все это отразить. Он начинается с колесницы на 12 парах четырехметровых в диаметре колес (по числу месяцев в году). В каждом колесе 8 спиц — по числу «идеальных» периодов дня. В колесницу запряжено семь коней (дни недели). Возводился на том месте на берегу океана, где лежал несчастный Самба, и волны должны были омывать ступени храмовой лестницы с пьедесталами для коней, как океан — Самбу. На подходах к храму, кроме того, стояли скульптурные группы, изображавшие слонов в натуральную величину, коней, львов.
В самом храме было три основных части. Танцевальный павильон, где взгляд и слух Сурьи услаждали храмовые танцовщицы. Джагамохана — зал для молящихся и принесения даров храму. Деул — святилище, от которого сохранилась только восточная его часть — колоннада входа в храм. И вокруг колесницы, и в храме — множество скульптур и полуколонн с рельефной резьбой по камню. Венчала весь комплекс традиционная для индийских храмов пирамидальная башня-шикхара, сплошь покрытая резьбой по камню. Алтарь и изображение бога, которому посвящен храм, в индийских храмах размещаются не в основном здании, а в гарбхагрихе — камере-башне. Башня была высотой, предположительно, от 60 до 70 м. Европейские моряки издавна прозвали храм «Черной пагодой», она была видна издалека и с моря действительно казалась черной.
Отчего разрушился храм, доподлинно неизвестно. Существует несколько версий. По одной — башня вообще не была достроена, потому что Нарасимхадева вынужден был воевать, в сражении и погиб; по другой — он слишком торопился, дав клятву построить храм за 10 лет, 10 месяцев и 10 дней, и потому многие его конструкции были непрочны, да к тому же и грунт — песок — был ненадежной основой для фундамента; по третьей — его разрушило землетрясение; по четвертой — удар молнии, посланной самим Сурьей, недовольным небрежностью строителей; по пятой — разрушили Великие Моголы в XV-XVI вв., владевшие большими территориями Индийского субконтинента начиная с X в. Так или иначе, но к XVII в. храм был заброшен и пребывал в запустении. И колонизаторы-европейцы — правда, только те, кто был чужд искусству — отнеслись к нему пренебрежительно. Из-за его декора.
Характеризуя этот декор, настенные скульптуры и рельефы храма, все, кто видел их, отмечают их эротическое содержание, называют каменной «Камасутрой». Это так. Но надо иметь в виду, что древняя «Камасутра» — это прежде всего философский трактат об отношениях мужчины и женщины, сексуальным позам в нем посвящена лишь пятая часть. «Камасутра» осуждает секс без любви как большой грех. Любовь же между мужчиной и женщиной — «божественное единение». Эту мысль и воплощают скульптуры храма. А чувственные игры — лишь повод, чтобы рассказать о том, как велики счастье и сила любви, которой неведомы ни лицемерие, ни ханжество, ни корысть, а значит, эта сила ведет к благодетельной жизни. Надо учитывать и то обстоятельство, что в Средние века любой человек в Индии, принадлежащий к низшим кастам, мог быть продан или куплен, а любовь была высшим проявлением его личной свободы, как лучи, посылаемые Сурьей. Украшают храм не только подобные скульптуры и композиции, на рельефах в большом количестве изображены лотосы, птицы, магические символы.
Общая информация
Город в Индии.Другие названия: Артха-Тиртха, Конадитья.
Административная принадлежность: штат Орисса, округ Пури.
Языки: ория (официальный), английский.
Этнический состав: ория — 83%, другие этносы Индии — 17%.
Религии: индуизм — 94,4%, христианство — 2,4%, ислам — 2,1%, другие религии— 1,1%.
Денежная единица: индийская рупия.
Ближайший аэропорт: Бхубанешвар в одноименной столице штата Орисса (международный).
Языки: ория (официальный), английский.
Этнический состав: ория — 83%, другие этносы Индии — 17%.
Религии: индуизм — 94,4%, христианство — 2,4%, ислам — 2,1%, другие религии— 1,1%.
Денежная единица: индийская рупия.
Ближайший аэропорт: Бхубанешвар в одноименной столице штата Орисса (международный).
Цифры
Население: 15015 чел (по последней индийской переписи 2001 г.).Высота центра: 2 м.
Средняя температура января: +22°С.
Климат и погода
Субэкваториальный морской, муссонный.Средняя температура января: +22°С.
Средняя температура июля: +31°С.
Период муссонов: май — сентябрь. Муссоны — не сильные, дожди — мелкие.
Период муссонов: май — сентябрь. Муссоны — не сильные, дожди — мелкие.
Среднегодовое количество осадков: 700 мм.
Экономика
Изготовление вручную различных сувениров, тканей и украшений.Рыболовство.
Туризм.
Достопримечательности
■ Храм Солнца — объект Всемирного наследия ЮНЕСКО с 1984 г.■ Наваграха — храм 9 планет (массивная каменная плита с символическими фигурами, изображениями планет).
■ Храм Маядеви Мандир.
■ Археологический музей.
■ Декабрьский фестиваль индийского танца.
■ Священный пруд Чандрабхага и одноименный пляж.
■ Поблизости: пещеры в Удайягири и Кандагири, вырубленные в скалах джайнистскими монахами в II-I вв. до н. э.
■ По распространенной о храме Солнца легенде, некогда он парил над землей (в другом варианте парил трон бога) благодаря огромным магнитам под крышей и в фундаменте. Парение — не что иное, как поэтическое преувеличение, а вот магниты,украденные, тоже по легендам, то ли Великими Моголами, то ли португальцами, то ли голландцами, вполне могли быть. Или же здесь существовала природная мощная магнитная аномалия. Это косвенно доказывают два факта. Первый: есть свидетельства, что компасы кораблей, проходивших мимо Конарка в XV-XVI вв., «сходили с ума» — стрелки их начинали хаотично вертеться. Второй: железные предметы из храма не подвергаются коррозии, под лучами солнца становятся прохладными, а ночью, наоборот, — теплыми, в чем можно убедиться и сегодня.
■ В индуизме существует четыре основные традиции: вишнаизм (вайшнавизм), шиваизм, шиктизм и смартизм. Жители Ориссы исповедуют первые три, в основном вишнаизм. В большинстве интерпретаций этого культа Вишну считается верховным богом, может быть и олицетворением мужского начала, и не имеющим пола, и меняющим его в зависимости от той конкретной ипостаси, в которую воплощается, так сказать, по обстоятельствам. Богиня изобилия и процветания Лакшми, бывшая старшей женой Шивы, по этой же традиции, обладает и мужской, и женской натурой. В шиваизме то же относится к Шиве и Парвати (Кади). Но есть, конечно, и более тонкие нюансы, которые при знакомстве с индийской философией и религией всегда требуют отдельного, глубокого изучения. В шактизме обожествляется женское начало, как у богини-матери Шакти, или Дэви, мужское начало рассматривается как вторичное и слабое.
■ Ежегодно в пруд Чандрабхага окунаются сотни паломников. Считается, что его вода целебна настолько, что избавляет от всех болезней. Как и песок пляжа с таким же названием. Существует местная легенда, согласно которой вовсе не океан, а именно этот пруд исцелил принца Самбу от проказы.
■ На языке ория в Индии издается около 500 периодических изданий: ежедневных, еженедельных и ежемесячных. Немало, если учесть, что почти половина жителей Ориссы и других штатов, где живут ория, «грамоте не знают». Но они обожают слушать грамотеев, зачитывающих им вслух новости и разные интересные истории из жизни звезд Болливуда.
■ Для всех участников танцевального фестиваля в Конарке на первом плане всегда стоят пластический рисунок танцев ория: позы, по этим канонам, должны предельно напоминать скульптуры, хотя бы на мгновение.
■ По воскресеньям вход в храм Солнца бесплатный и, соответственно, — столпотворение.
■ Декабрьский фестиваль индийского танца.
■ Священный пруд Чандрабхага и одноименный пляж.
■ Поблизости: пещеры в Удайягири и Кандагири, вырубленные в скалах джайнистскими монахами в II-I вв. до н. э.
Любопытные факты
■ Сурья считается отцом Ману Вайвасвата, седьмого потомка прародителя всех людей на Земле Ману.■ По распространенной о храме Солнца легенде, некогда он парил над землей (в другом варианте парил трон бога) благодаря огромным магнитам под крышей и в фундаменте. Парение — не что иное, как поэтическое преувеличение, а вот магниты,украденные, тоже по легендам, то ли Великими Моголами, то ли португальцами, то ли голландцами, вполне могли быть. Или же здесь существовала природная мощная магнитная аномалия. Это косвенно доказывают два факта. Первый: есть свидетельства, что компасы кораблей, проходивших мимо Конарка в XV-XVI вв., «сходили с ума» — стрелки их начинали хаотично вертеться. Второй: железные предметы из храма не подвергаются коррозии, под лучами солнца становятся прохладными, а ночью, наоборот, — теплыми, в чем можно убедиться и сегодня.
■ В индуизме существует четыре основные традиции: вишнаизм (вайшнавизм), шиваизм, шиктизм и смартизм. Жители Ориссы исповедуют первые три, в основном вишнаизм. В большинстве интерпретаций этого культа Вишну считается верховным богом, может быть и олицетворением мужского начала, и не имеющим пола, и меняющим его в зависимости от той конкретной ипостаси, в которую воплощается, так сказать, по обстоятельствам. Богиня изобилия и процветания Лакшми, бывшая старшей женой Шивы, по этой же традиции, обладает и мужской, и женской натурой. В шиваизме то же относится к Шиве и Парвати (Кади). Но есть, конечно, и более тонкие нюансы, которые при знакомстве с индийской философией и религией всегда требуют отдельного, глубокого изучения. В шактизме обожествляется женское начало, как у богини-матери Шакти, или Дэви, мужское начало рассматривается как вторичное и слабое.
■ Ежегодно в пруд Чандрабхага окунаются сотни паломников. Считается, что его вода целебна настолько, что избавляет от всех болезней. Как и песок пляжа с таким же названием. Существует местная легенда, согласно которой вовсе не океан, а именно этот пруд исцелил принца Самбу от проказы.
■ На языке ория в Индии издается около 500 периодических изданий: ежедневных, еженедельных и ежемесячных. Немало, если учесть, что почти половина жителей Ориссы и других штатов, где живут ория, «грамоте не знают». Но они обожают слушать грамотеев, зачитывающих им вслух новости и разные интересные истории из жизни звезд Болливуда.
■ Для всех участников танцевального фестиваля в Конарке на первом плане всегда стоят пластический рисунок танцев ория: позы, по этим канонам, должны предельно напоминать скульптуры, хотя бы на мгновение.
■ По воскресеньям вход в храм Солнца бесплатный и, соответственно, — столпотворение.