Ангкор (Ангкор-Ват)
Храмовый город Кхмерской империи
Ангкор — регион в Камбодже, служивший некогда центром Кхмерской империи. До наших дней он сохранился как комплекс храмов, дворцов, водохранилищ и каналов, посещаемых и в наши дни буддийскими паломниками. От жилых помещений здесь ничего не осталось: дома было принято строить из дерева, подверженного в здешних климатических условиях быстрому разрушению.
В Ангкоре сохранилось множество статуй и барельефов, покрытых священными надписями, заимствованными из мифов брахманизма. Исполинские развалины древней столицы Камбоджи — неопровержимое свидетельство высокого уровня развития цивилизации, пережившей расцвет в древние времена.
Кхмерская империя просуществовала с IX по XV в. В период наивысшего расцвета она занимала территорию от современной Мьянмы (Бирмы) на западе до Вьетнама на востоке. Ее столица Ангкор была крупнейшим городом доиндустриальной эпохи: здесь проживало около миллиона человек, а площадь городской территории достигала 3 тыс. км2.
Ангкор-Ват — индуистский храмовый комплекс — является классическим примером архитектуры, дошедшей до нас со времен Кхмерской империи, и одновременно — свидетельство гибели великой цивилизации. Его строили в эпоху царствования Сурьявармана II (1113-1150 гг.). Повод для строительства был характерным для восточных деспотов: царь жаждал вписать свое имя на скрижали истории, создав самый внушительный архитектурный памятник буддизма.
Максимального расцвета Ангкор достиг при короле Джаявармане VII (около 1125-1218 гг.). Строительство храмов продолжали и другие цари кхмеров, однако в 1430 г. Ангкор был осажден сиамцами и после семимесячной осады взят в 1431 г. В 1432 г. столица была перенесена в Басан. Несколько десятилетий Ангкор оставался местом паломничества, а потом был почти заброшен и зарос джунглями.
Известны свидетельства европейцев — португальских миссионеров и торговцев, — посещавших эти храмы в конце XVI в., но до середины XIX в. это место так и оставалось диким захолустьем, пока первые французские исследователи, пришедшие вслед за колониальными войсками, не открыли Ангкор.
Лишь после этого храмовый комплекс начал восприниматься путешественниками из Европы как архитектурный шедевр всемирного значения. Толчком к развитию массового туризма в эти места стали путевые заметки французского путешественника Анри Муо (1826-1861 гг.), в 1860 г. описавшего стены и башни Ангкор-Ват с особой восторженностью. Мсье Муо не пожалел красок при рассказе об Ангкоре, вызвав волну интереса к этому комплексу со стороны богатых европейцев.
В 1907 г. Ангкор полностью перешел под французскую юрисдикцию и город Сиемреап, расположенный близ древней столицы, стал центром туризма.
Поразительная сохранность Ангкор-Ват объясняется заботой местных жителей. Кроме того, строители предусмотрительно проложили вокруг храма ров шириной 190 м, который не позволял растительности джунглей разрастаться среди каменных построек.
Вплоть до конца 1960-х гг. храмы Ангкора оставались главной достопримечательностью всей Юго-Восточной Азии. С началом правления «красных кхмеров» в середине 1970-х гг. поголовно все население Сиемреапа — впрочем, как и всех остальных городов Камбоджи, — было выселено в сельскую местность по программе «борьбы с капиталистическими пережитками». Последовавшая затем долгая гражданская война привела к тому, что Сиемреап и Ангкор пришли в полный упадок, некоторые сооружения и скульптуры комплекса Ангкор пострадали от солдат Пол Пота. Сиемреап и Ангкор стали медленно восстанавливаться лишь в середине 1990-х гг. Благодаря туризму сегодняшний Сиемреап является самым быстрорастущим городом Камбоджи.
Храмово-дворцовый комплекс Ангкор, включающий дворцы, водохранилища и каналы, находится около города Сиемреап. Буддийские «храмы-горы» в виде ступенчатых пирамид отличаются геометрической строгостью плана и впечатляющей гармонией композиции. Сохранились руины столиц Яшодхарапура и Ангкор-Тхом на берегу озера Тонлесап, в плане образующие почти идеальный четырехугольник с центральным храмом Байон.
Ангкор до сих пор служит памятником величия Кхмерской империи, однако никто точно не знает, что положило конец его процветанию.
Всего в Ангкоре около тысячи культовых буддийских памятников, и Ангкор-Ват — одно из крупнейших религиозных сооружений, когда-либо созданных человечеством.
Храмовый комплекс Ангкор-Ват посвящен индуистскому богу Вишну, архитектура соответствует принципам возведения индуистского «храма-горы»: три концентрических прямоугольных строения (галереи), пять башен в форме лотоса, крепостная стена и заполненный водой ров. Центральная башня поднимается на 42 м, ее общая высота от поверхности земли — 65 м.
На трех ярусах обходных галерей храма размещены барельефы с мотивами индуистской мифологии и кхмерской истории, включая восемь громадных панно на первом ярусе с композициями «Пахтанье Молочного океана», «Битва на Курукшетре» и другими общей площадью 1200 м2. На втором ярусе — около двух тысяч фигур апсар (небесных дев).
Храмы Ангкор-Ват не предназначались для посещения верующими, а строились как местожительства богов. Из числа людей сюда допускались только жрецы и цари. Правда, Ангкор-Ват обладал дополнительной функцией и изначально планировался как место захоронения царей. Кроме того, комплекс соотносится со сторонами света, каждой из которых соответствует своя надвратная башня-горупа.
Другой храмовый комплекс Ангкора — Ангкор-Тхом. В его составе — несколько храмов, и самый известный из них — Байон, самый внушительный по размеру: храм имеет три уровня, его окружают три стены, и он включает пятьдесят четыре огромные башни, каждую из которых украшают четыре обличья Будды. Байон был последним построенным в Ангкоре крупным культовым сооружением.
Храмы Ангкора построены без применения строительного раствора, каменные блоки сцеплены по принципу замка, да так плотно, что швы между ними порой невозможно отыскать. Все каменные блоки удерживаются под тяжестью собственного веса.
При возведении храмов чаще всего использовался камень-песчаник, а крепостные стены были выложены из туфа.
При строительстве Ангкор-Вата древние кхмеры использовали от 5 до 10 млн каменных плит, некоторые из которых весили до полутора тонн. Плиты забирали из каменоломен, расположенных довольно далеко от места строительства, а доставлялись они по системе каналов.
В научном сообществе нет единства мнений о причинах заката Ангкора. Предполагается, что упадок столицы был связан с набегами врагов, дворцовыми междоусобицами и переходом к морской торговле, отбросившим город, расположенный в глубине страны, на периферию. Все это лишь догадки, так как среди 1300 сохранившихся надписей на стенах храмов Ангкора ничто не указывает на тайну его падения.
Последние исследования показали, что причиной увядания Ангкора могла стать привычка каждого нового царя строить собственные храмы, а уже построенные оставлять на произвол судьбы. Но есть и более серьезная причина: Ангкор мог существовать только за счет сложнейшей системы из сотен каналов и водохранилищ, которая позволяла запасать воду на засушливые месяцы года и распределять ее излишки в сезоны дождей. В XIV-XIX вв. период глобального относительного похолодания — Малый ледниковый период, который привел, в частности, к засухам. По другой версии, в Кхмерской империи закончились месторождения камня-песчаника.
В Ангкоре сохранилось множество статуй и барельефов, покрытых священными надписями, заимствованными из мифов брахманизма. Исполинские развалины древней столицы Камбоджи — неопровержимое свидетельство высокого уровня развития цивилизации, пережившей расцвет в древние времена.
Кхмерская империя просуществовала с IX по XV в. В период наивысшего расцвета она занимала территорию от современной Мьянмы (Бирмы) на западе до Вьетнама на востоке. Ее столица Ангкор была крупнейшим городом доиндустриальной эпохи: здесь проживало около миллиона человек, а площадь городской территории достигала 3 тыс. км2.
Ангкор-Ват — индуистский храмовый комплекс — является классическим примером архитектуры, дошедшей до нас со времен Кхмерской империи, и одновременно — свидетельство гибели великой цивилизации. Его строили в эпоху царствования Сурьявармана II (1113-1150 гг.). Повод для строительства был характерным для восточных деспотов: царь жаждал вписать свое имя на скрижали истории, создав самый внушительный архитектурный памятник буддизма.
Максимального расцвета Ангкор достиг при короле Джаявармане VII (около 1125-1218 гг.). Строительство храмов продолжали и другие цари кхмеров, однако в 1430 г. Ангкор был осажден сиамцами и после семимесячной осады взят в 1431 г. В 1432 г. столица была перенесена в Басан. Несколько десятилетий Ангкор оставался местом паломничества, а потом был почти заброшен и зарос джунглями.
Известны свидетельства европейцев — португальских миссионеров и торговцев, — посещавших эти храмы в конце XVI в., но до середины XIX в. это место так и оставалось диким захолустьем, пока первые французские исследователи, пришедшие вслед за колониальными войсками, не открыли Ангкор.
Лишь после этого храмовый комплекс начал восприниматься путешественниками из Европы как архитектурный шедевр всемирного значения. Толчком к развитию массового туризма в эти места стали путевые заметки французского путешественника Анри Муо (1826-1861 гг.), в 1860 г. описавшего стены и башни Ангкор-Ват с особой восторженностью. Мсье Муо не пожалел красок при рассказе об Ангкоре, вызвав волну интереса к этому комплексу со стороны богатых европейцев.
В 1907 г. Ангкор полностью перешел под французскую юрисдикцию и город Сиемреап, расположенный близ древней столицы, стал центром туризма.
Поразительная сохранность Ангкор-Ват объясняется заботой местных жителей. Кроме того, строители предусмотрительно проложили вокруг храма ров шириной 190 м, который не позволял растительности джунглей разрастаться среди каменных построек.
Вплоть до конца 1960-х гг. храмы Ангкора оставались главной достопримечательностью всей Юго-Восточной Азии. С началом правления «красных кхмеров» в середине 1970-х гг. поголовно все население Сиемреапа — впрочем, как и всех остальных городов Камбоджи, — было выселено в сельскую местность по программе «борьбы с капиталистическими пережитками». Последовавшая затем долгая гражданская война привела к тому, что Сиемреап и Ангкор пришли в полный упадок, некоторые сооружения и скульптуры комплекса Ангкор пострадали от солдат Пол Пота. Сиемреап и Ангкор стали медленно восстанавливаться лишь в середине 1990-х гг. Благодаря туризму сегодняшний Сиемреап является самым быстрорастущим городом Камбоджи.
Храмово-дворцовый комплекс Ангкор, включающий дворцы, водохранилища и каналы, находится около города Сиемреап. Буддийские «храмы-горы» в виде ступенчатых пирамид отличаются геометрической строгостью плана и впечатляющей гармонией композиции. Сохранились руины столиц Яшодхарапура и Ангкор-Тхом на берегу озера Тонлесап, в плане образующие почти идеальный четырехугольник с центральным храмом Байон.
Ангкор до сих пор служит памятником величия Кхмерской империи, однако никто точно не знает, что положило конец его процветанию.
Всего в Ангкоре около тысячи культовых буддийских памятников, и Ангкор-Ват — одно из крупнейших религиозных сооружений, когда-либо созданных человечеством.
Храмовый комплекс Ангкор-Ват посвящен индуистскому богу Вишну, архитектура соответствует принципам возведения индуистского «храма-горы»: три концентрических прямоугольных строения (галереи), пять башен в форме лотоса, крепостная стена и заполненный водой ров. Центральная башня поднимается на 42 м, ее общая высота от поверхности земли — 65 м.
На трех ярусах обходных галерей храма размещены барельефы с мотивами индуистской мифологии и кхмерской истории, включая восемь громадных панно на первом ярусе с композициями «Пахтанье Молочного океана», «Битва на Курукшетре» и другими общей площадью 1200 м2. На втором ярусе — около двух тысяч фигур апсар (небесных дев).
Храмы Ангкор-Ват не предназначались для посещения верующими, а строились как местожительства богов. Из числа людей сюда допускались только жрецы и цари. Правда, Ангкор-Ват обладал дополнительной функцией и изначально планировался как место захоронения царей. Кроме того, комплекс соотносится со сторонами света, каждой из которых соответствует своя надвратная башня-горупа.
Другой храмовый комплекс Ангкора — Ангкор-Тхом. В его составе — несколько храмов, и самый известный из них — Байон, самый внушительный по размеру: храм имеет три уровня, его окружают три стены, и он включает пятьдесят четыре огромные башни, каждую из которых украшают четыре обличья Будды. Байон был последним построенным в Ангкоре крупным культовым сооружением.
Храмы Ангкора построены без применения строительного раствора, каменные блоки сцеплены по принципу замка, да так плотно, что швы между ними порой невозможно отыскать. Все каменные блоки удерживаются под тяжестью собственного веса.
При возведении храмов чаще всего использовался камень-песчаник, а крепостные стены были выложены из туфа.
При строительстве Ангкор-Вата древние кхмеры использовали от 5 до 10 млн каменных плит, некоторые из которых весили до полутора тонн. Плиты забирали из каменоломен, расположенных довольно далеко от места строительства, а доставлялись они по системе каналов.
В научном сообществе нет единства мнений о причинах заката Ангкора. Предполагается, что упадок столицы был связан с набегами врагов, дворцовыми междоусобицами и переходом к морской торговле, отбросившим город, расположенный в глубине страны, на периферию. Все это лишь догадки, так как среди 1300 сохранившихся надписей на стенах храмов Ангкора ничто не указывает на тайну его падения.
Последние исследования показали, что причиной увядания Ангкора могла стать привычка каждого нового царя строить собственные храмы, а уже построенные оставлять на произвол судьбы. Но есть и более серьезная причина: Ангкор мог существовать только за счет сложнейшей системы из сотен каналов и водохранилищ, которая позволяла запасать воду на засушливые месяцы года и распределять ее излишки в сезоны дождей. В XIV-XIX вв. период глобального относительного похолодания — Малый ледниковый период, который привел, в частности, к засухам. По другой версии, в Кхмерской империи закончились месторождения камня-песчаника.
Общая информация
Местонахождение: северо-запад Королевства Камбоджа.Ближайший город: Сиемреап (административный центр провинции (кхета) Сиемреап) — 171 800 чел. (2009 г.).
Язык: кхмерский.
Этнический состав: кхмеры.
Религия: буддизм.
Денежные единицы: камбоджийский риель, доллар США.
Ближайший крупный аэропорт: международный аэропорт Сиемреап — Ангкор.
Цифры
Длина комплекса Ангкор: 24 км с запада на восток.
Ширина комплекса Ангкор: 8 км с севера на юг.
Площадь комплекса Ангкор: около 200 км2.
Площадь храмового комплекса Ангкор-Ват: 2 км2.
Длина рва вокруг Ангкор-Ват по периметру (внешний контур): 5500 м.
Ширина рва: 190 м.
Удаленность: 5 км к северу от города Сиемреап, 240 км к северо-западу от столицы Камбоджи города Пномпень.
Климат и погода
Влажный тропический.Средняя температура января: +25°С.
Средняя температура июля: +27°С.
Среднегодовое количество осадков: 1000-1500 мм.
Средняя температура июля: +27°С.
Среднегодовое количество осадков: 1000-1500 мм.
Относительная влажность воздуха: 70%.
Экономика
Сфера услуг: туристические, торговые, транспортные.Достопримечательности
■ Культовые сооружения: храмовый комплекс Ангкор-Ват (первая половина XII в.). включающий буддийские храмы Бантей-Самре (XII в.), Та-Пром (1186 г.), Бантей-Кидей (вторая половинаXII в.), Преа-Кан («Священный меч», 1191 г.), Неак-Пеан, Та-Сом (XII в.), Сра-Сранг и Пра-Хан, храмовый комплекс Ангкор-Тхом (1177 г.), который включает храмы Байон (1219 г.), Бапхуоп, Пимеанакас («Небесный дворец»), руины храма Бафуон, Королевский дворец, храмы Слоновьей террасы, террасу Прокаженного короля, ворота Победы и каменные мосты, храмовая группа Ролуос (храмы Баконг, Преа Ко, Лолей), отдаленные храмы (Бантей-Срей, Пном-Кулен, Кбал-Спиен, Бонг-Мелеа, Кох-Кер).■ Город Сиемреап: Национальный музей Ангкора, современные буддийские храмы Ват-Дамнак, Ват-Бо, Ват-Кесарарам, Ват-Преах-Пром-Рат, мечеть Неакма и медресе.
Любопытные факты
■ Название Ангкора происходит от санскритского слова «нагара», что в буквальном переводе означает «город».■ Тысячу лет назад на строительстве водохранилища Западный Барай,наполняющегося водой,отведенной из реки Сиемреап, трудились 200 тыс. рабочих, которые извлекли 12 млн м3 грунта.
■ На ступенчатой пирамиде-храме Пном-Бакенг, которая входит в храмовый комплекс Ангкор, написано, что его назначение — «символизировать своими камнями движение звезд».
■ Слоновья терраса высотой 350 м получила свое название потому, что именно оттуда кхмерские короли наблюдали церемонии и шествие слонов на главной площади Ангкор-Тхома, раскинувшейся перед дворцом.
■ Пять башен храмового комплекса Ангкор-Ват символизируют пять пиков священной горы Меру.
■ С 1863 г. силуэт башен Ангкор-Ват изображается на государственном флаге и гербе Камбоджи.
■ Еще одной причиной заката Ангкора могла стать нехватка риса. В комплексе Та-Пром есть надпись, согласно которой только один этот храм обслуживали 12 640 слуг и работников. Также сообщается, что ежегодно более 66 тыс. крестьян выращивали около 2 тыс. т риса для священников и танцовщиц. Вместе с обслугой трех больших храмов — Пре-Кхан, Ангкор-Ват и Байон — число слуг возрастает до 300 тыс., что составляет почти половину всего населения Большого Ангкора. Если же случался неурожай риса, это приводило к массовому голоду и волнениям.
■ Буквальный перевод названия города Сиемреап с кхмерского языка — «победа над сиамцами».
■ После съемок в храме Та-Пром сцен фантастического боевика «Лара Крофт: Расхитительница гробниц» (США, Германия, Великобритания, Япония, 2001 г.) камбоджийцы прозвали Та-Пром храмом Анджелины Джоли.
■ При реставрации храмов Ангкора обычно строение очищают от растительности, что требует много труда и времени. Корни деревьев вросли в камни, и на удаление одного большого дерева уходит в среднем четыре месяца.
■ Древние строители храмов устанавливали камни с помощью обученных слонов, которые служили «двигателем» в блочном механизме.