Пергам (город)
История города
Пергам был столицей эллинистического Пергамского царства, достигшего расцвета в 263-159 гг. до н. э. Это был оживленный город, на площадях которого звучала речь многих племен, населявших Пергамское царство: мисийцев, пафлагонцев и, разумеется, греков и македонцев.
Как и все государства древних эллинов, Пергамское царство по своей структуре было собранием нескольких полисов (городов), и Пергам был самым большим из них.
Пергам был основан в XII в. до н. э. Его красивое название имело довольно простое значение: Пергамом в Древней Греции именовали укрепленную часть любого большого города, а также его культовый центр — собрание храмов и статуй богов Олимпа.
Однако, как это всегда и бывает в случае с древнегреческими городами, существует и альтернативная, мифологическая история возникновения Пергама. Согласно легенде, город был основан Пергамом, сыном Андромахи и Гелена.
Властители Пергама слыли весьма просвещенными и почитали своим долгом заботиться о просвещении горожан. Цари покровительствовали искусствам (здесь зародился стиль «пергамское барокко»), литературе, науке. Вот почему библиотека в городе Пергам была второй по количеству собраний после Александрийской: еще во времена Клеопатры она содержала до 200 тыс. томов. В Пергаме имелся собственный монетный двор, где чеканили серебряные монеты с изображением царей.
Пергам был важным торговым и культурным центром благодаря своему географическому положению: он находился между портами Средиземноморья и внутренними районами Малой Азии, откуда шли торговые пути вглубь Востока. Именно оттуда, с Востока, в город прибыли знаменитые врачеватели, основавшие в Пергаме знаменитую на весь эллинский мир медицинскую школу.
Несмотря на все свое величие, город Пергам неуклонно катился к закату, и причиной тому были как непомерная гордыня его царей, так и зависть соседей: Пергам преуспевал в торговле и утопал в сокровищах, собранных со всего Восточного Средиземноморья. Поэтому Пергам вел постоянные войны: с селевкидами, Македонией, Галатией…
Богатства города расточались на роскошные постройки и содержание армии наемников, которые его же в конечном счете и предали. Царям Пергама пришлось обратиться за помощью к бывшим врагам, и царство стало постепенно утрачивать свободу.
В то же время невероятно укрепился Древний Рим, распространивший свое влияние и на Малую Азию. Пергам оказался для римлян царской добычей: не пришлось строить новый город, так как Пергам все еще был цел и невредим.
Эпилог в истории великого города написал последний пергамский царь Аттал III (138-133 гг. до н. э.). Историки до сих пор спорят, почему в 133 г. до н. э. он вдруг завещал все свое царство Римской республике. Наиболее распространенная версия заключается в том, что царь считал, очевидно, неизбежным подчинение Пергама Риму и решил избавить свой народ от войны.
Римляне образовали здесь провинцию Азия. Сам же Пергам постепенно пришел в окончательный упадок и был разрушен после распада Римской империи, при византийцах.
С 1330 г. территория, на которой располагался Пергам, перешла туркам.
Руины древнего эллинского города Пергам находятся на западе Малой Азии, в Турции, на территории района Бергама. Пергам располагается к северо-западу от города Бергама. Город лежит между речками Кестел (Кетейос) и Бергама (Селинос), они огибают городской холм с трех сторон.
Пергам прославил себя изобретением пергамента, что ускорило развитие образования, наук и искусств, стало предпосылкой для создания огромных библиотек.
В наши дни на месте древнего Пергама, на территории Турции, сохранились развалины, по которым все же можно представить себе, каким был городской ансамбль.
Пергам был классическим эллинистическим городом, окруженным высокой крепостной стеной с вратами Эвмена. В центре города возвышалась гора, на ней были сооружены террасы, на которых находились постройки: на верхних площадках — дворцы пергамских царей, арсенал и храм Траяна, ниже — храм Афины Никефоры с чудесной колоннадой из 190 колонн, библиотека, храм Деметры, Большой алтарь Зевса. На западном склоне холма разместился театр. На равнине сохранились руины Красного зала (Красной базилики).
Сохранилось много фрагментов храмов, дворцов с искусными мозаичными полами, фортификационных сооружений. Благодаря археологическим раскопкам позднее были открыты остатки рынка, гим-насий, святилище Асклепия (Асклепион).
Это весьма обширный комплекс с храмами, колоннадами, лечебными залами, театром и библиотекой в юго-западной части Пергама. Асклепион, построенный еще в IV в до н. э. в первую очередь как культовое сооружение, постепенно и особенно при римлянах стал выполнять роль лечебницы и санатория. Расцвет его пришелся на II в. н. э. Здесь любили бывать многие античные философы и политики. Извивающаяся змея — символ бога врачевания — вырезана в камне на зданиях Асклепиона.
Последний упоминается в Откровении Св. Иоанна Богослова как языческий храм: «…И Ангелу Пергамской церкви напиши: так говорит Имеющий острый с обеих сторон меч: знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны…». Первохристиане всерьез полагали, что алтарь используется для человеческих жертвоприношений. В христианскую эпоху святилище утратило свое значение, и языческий храм был перестроен в церковь.
Древний Пергам был заново открыт во второй половине XIX в. немецким археологом Карлом Хуманом (1839-1896 гг.). Инженер по профессии, он руководил строительством дорог в Турции и сумел добиться, чтобы бесценные находки по согласованию с турецкой стороной переходили в собственность Германии. Фрагменты зданий, которым цены нет, на повозках пять часов перевозились к побережью, перегружались на немецкие корабли и отправлялись в Берлин. Здесь их собирали в специально построенном Пергамском музее (Пергамон).
Главная ценность в музее — Пергамский алтарь. По одной из версий истории появления этого сооружения, примерно в 180-159 гг. до н. э. царь Эвмен II воздвиг грандиозный алтарь с идущим по внешней стороне круговым рельефным фризом (борьба богов и гигантов) и меньшим фризом на стенах дворика (жизнь мифических основателей города).
После Второй мировой войны алтарь в числе прочих ценностей совершил новое путешествие: в качестве трофея он был вывезен из Берлина советскими войсками. С 1945 г. он хранился в Эрмитаже и был доступен посетителям. В 1958 г. алтарь был возвращен Германии как жест доброй воли советского руководителя Хрущева, для петербургского музея была создана гипсовая копия сооружения.
Большая часть исторических памятников древнего Пергама отделена от современного города Бергама рекой Селинос и находится на северо-западной окраине города. Сам Бергам известен продукцией традиционных ремесел: одеждой из хлопка, изделиями из золота и бергамскими коврами.
Как и все государства древних эллинов, Пергамское царство по своей структуре было собранием нескольких полисов (городов), и Пергам был самым большим из них.
Пергам был основан в XII в. до н. э. Его красивое название имело довольно простое значение: Пергамом в Древней Греции именовали укрепленную часть любого большого города, а также его культовый центр — собрание храмов и статуй богов Олимпа.
Однако, как это всегда и бывает в случае с древнегреческими городами, существует и альтернативная, мифологическая история возникновения Пергама. Согласно легенде, город был основан Пергамом, сыном Андромахи и Гелена.
Властители Пергама слыли весьма просвещенными и почитали своим долгом заботиться о просвещении горожан. Цари покровительствовали искусствам (здесь зародился стиль «пергамское барокко»), литературе, науке. Вот почему библиотека в городе Пергам была второй по количеству собраний после Александрийской: еще во времена Клеопатры она содержала до 200 тыс. томов. В Пергаме имелся собственный монетный двор, где чеканили серебряные монеты с изображением царей.
Пергам был важным торговым и культурным центром благодаря своему географическому положению: он находился между портами Средиземноморья и внутренними районами Малой Азии, откуда шли торговые пути вглубь Востока. Именно оттуда, с Востока, в город прибыли знаменитые врачеватели, основавшие в Пергаме знаменитую на весь эллинский мир медицинскую школу.
Несмотря на все свое величие, город Пергам неуклонно катился к закату, и причиной тому были как непомерная гордыня его царей, так и зависть соседей: Пергам преуспевал в торговле и утопал в сокровищах, собранных со всего Восточного Средиземноморья. Поэтому Пергам вел постоянные войны: с селевкидами, Македонией, Галатией…
Богатства города расточались на роскошные постройки и содержание армии наемников, которые его же в конечном счете и предали. Царям Пергама пришлось обратиться за помощью к бывшим врагам, и царство стало постепенно утрачивать свободу.
В то же время невероятно укрепился Древний Рим, распространивший свое влияние и на Малую Азию. Пергам оказался для римлян царской добычей: не пришлось строить новый город, так как Пергам все еще был цел и невредим.
Эпилог в истории великого города написал последний пергамский царь Аттал III (138-133 гг. до н. э.). Историки до сих пор спорят, почему в 133 г. до н. э. он вдруг завещал все свое царство Римской республике. Наиболее распространенная версия заключается в том, что царь считал, очевидно, неизбежным подчинение Пергама Риму и решил избавить свой народ от войны.
Римляне образовали здесь провинцию Азия. Сам же Пергам постепенно пришел в окончательный упадок и был разрушен после распада Римской империи, при византийцах.
С 1330 г. территория, на которой располагался Пергам, перешла туркам.
Руины древнего эллинского города Пергам находятся на западе Малой Азии, в Турции, на территории района Бергама. Пергам располагается к северо-западу от города Бергама. Город лежит между речками Кестел (Кетейос) и Бергама (Селинос), они огибают городской холм с трех сторон.
Пергам прославил себя изобретением пергамента, что ускорило развитие образования, наук и искусств, стало предпосылкой для создания огромных библиотек.
В наши дни на месте древнего Пергама, на территории Турции, сохранились развалины, по которым все же можно представить себе, каким был городской ансамбль.
Пергам был классическим эллинистическим городом, окруженным высокой крепостной стеной с вратами Эвмена. В центре города возвышалась гора, на ней были сооружены террасы, на которых находились постройки: на верхних площадках — дворцы пергамских царей, арсенал и храм Траяна, ниже — храм Афины Никефоры с чудесной колоннадой из 190 колонн, библиотека, храм Деметры, Большой алтарь Зевса. На западном склоне холма разместился театр. На равнине сохранились руины Красного зала (Красной базилики).
Сохранилось много фрагментов храмов, дворцов с искусными мозаичными полами, фортификационных сооружений. Благодаря археологическим раскопкам позднее были открыты остатки рынка, гим-насий, святилище Асклепия (Асклепион).
Это весьма обширный комплекс с храмами, колоннадами, лечебными залами, театром и библиотекой в юго-западной части Пергама. Асклепион, построенный еще в IV в до н. э. в первую очередь как культовое сооружение, постепенно и особенно при римлянах стал выполнять роль лечебницы и санатория. Расцвет его пришелся на II в. н. э. Здесь любили бывать многие античные философы и политики. Извивающаяся змея — символ бога врачевания — вырезана в камне на зданиях Асклепиона.
Последний упоминается в Откровении Св. Иоанна Богослова как языческий храм: «…И Ангелу Пергамской церкви напиши: так говорит Имеющий острый с обеих сторон меч: знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны…». Первохристиане всерьез полагали, что алтарь используется для человеческих жертвоприношений. В христианскую эпоху святилище утратило свое значение, и языческий храм был перестроен в церковь.
Древний Пергам был заново открыт во второй половине XIX в. немецким археологом Карлом Хуманом (1839-1896 гг.). Инженер по профессии, он руководил строительством дорог в Турции и сумел добиться, чтобы бесценные находки по согласованию с турецкой стороной переходили в собственность Германии. Фрагменты зданий, которым цены нет, на повозках пять часов перевозились к побережью, перегружались на немецкие корабли и отправлялись в Берлин. Здесь их собирали в специально построенном Пергамском музее (Пергамон).
Главная ценность в музее — Пергамский алтарь. По одной из версий истории появления этого сооружения, примерно в 180-159 гг. до н. э. царь Эвмен II воздвиг грандиозный алтарь с идущим по внешней стороне круговым рельефным фризом (борьба богов и гигантов) и меньшим фризом на стенах дворика (жизнь мифических основателей города).
После Второй мировой войны алтарь в числе прочих ценностей совершил новое путешествие: в качестве трофея он был вывезен из Берлина советскими войсками. С 1945 г. он хранился в Эрмитаже и был доступен посетителям. В 1958 г. алтарь был возвращен Германии как жест доброй воли советского руководителя Хрущева, для петербургского музея была создана гипсовая копия сооружения.
Большая часть исторических памятников древнего Пергама отделена от современного города Бергама рекой Селинос и находится на северо-западной окраине города. Сам Бергам известен продукцией традиционных ремесел: одеждой из хлопка, изделиями из золота и бергамскими коврами.
Общая информация
Местонахождение: запад Малой Азии.Административная принадлежность: район Бергама, провинция Измир, Турция.
Официальный статус: развалины древнего города Пергам.
Населенный пункт: город Бергама — 101 217 чел. (2013 г.).
Официальный статус: развалины древнего города Пергам.
Населенный пункт: город Бергама — 101 217 чел. (2013 г.).
Язык: турецкий.
Этнический состав: турки.
Религия: ислам.
Денежная единица: турецкая лира.
Реки: Кестел (Кетейос) и Бергама (Селинос).
Реки: Кестел (Кетейос) и Бергама (Селинос).
Цифры
Площадь: 90 га.Удаленность: 26 км к востоку от Эгейского моря.
Климат и погода
Средиземноморский сухой.Средняя температура января: +8,5°С.
Средняя температура июля: +27,5°С.
Среднегодовое количество осадков: 650 мм.
Относительная влажность воздуха: 60%.
Экономика
Сфера услуг: туристические, торговые, транспортные.Достопримечательности
■ Исторические: Асклепион (храм Асклепия, IV в. до н. э), храм Афины Никефоры (IV-III вв. до н. э.) с храмом и зданием библиотеки, акрополь, театр (II в. до н. э.), фундамент Большого алтаря Зевса (около 181-159 гг. до н. э.), храм Диониса (II в. до н. э.), храм Траяна (117-118 гг.), Красный зал (Красная базилика, первая половина II в.).Любопытные факты
■ Сохранились сведения о том, что последний пергамский царь Аттал III Филометор был душевнобольным, почему и завещал Риму свой город Пергам. При этом он истребил почти всех родственников. Оставшиеся в живых попытались оспорить завещание, но римляне казнили последнего претендента — Аристоника, побочного сына Эвмена II — и забрали себе город.■ Родом из Пергама были известный оратор Аполлодор Пергамский — учитель римского диктатора Юлия Цезаря — и медик Клавдий Гален, чьими трудами по анатомии пользовались врачи вплоть до XVI в.
■ Пергамская библиотека была подарена римским полководцем Марком Антонием египетской царице Клеопатре.
■ В литературе наименование «Пергам» часто использовалось как название другого эллинского города — Трои.
■ Старинные источники указывают, что полководец Александра Великого — Лизимах — хранил в Пергаме свою добычу — несколько центнеров золота. После смерти Лизимаха его казначей Филетер присвоил казну хозяина, нанял войско, овладел Пергамом и основал Пергамское государство.
■ Первым из античных авторов, кто упомянул о Пергамском алтаре, был римский автор II-III вв. Луций Ампелий в очерке «О чудесах мира»: «В Пергаме есть большой мраморный алтарь, высотой 40 ступеней, с большими скульптурами...».
■ В 1998 и 2001 гг. турецкий министр культуры Истемихан Талей требовал возврата Пергамского алтаря от Германии. Немецкая сторона настаивает на том, что разрешение на вывоз алтаря было получено еще от турецкого султана. Также берлинские музеи подписали международную декларацию о невозвращении подобных памятников на географическую родину.
■ Пергамской библиотекой руководил ученый Кратес Малосский, первым выдвинувший гипотезу о расположении на поверхности шарообразной Земли четырех массивов суши, разделенных полосами океанов.
В 168-165 гг. до н. э. он сделал подобие глобуса, на котором обозначил четыре массива суши, симметрично расположенные по отношению друг к другу.
■ В Пергамской библиотеке находился большой читальный зал, по стенам которого располагались полки для рукописей. Свободное пространство между внешними стенами и полками служило для циркуляции воздуха и предохранения библиотеки от излишней влажности, что считается одной из первых технологий сохранения рукописей.