Туркестан (город)

Туркестан

История

С древнейших времен Туркестан являлся одним из духовных и политических центров тюркскоязычного мира. Сегодня это город областного подчинения в Южно-Казахстанской области Казахстана.
Туркестан расположен в зоне пустынного климата с признаками резко континентального. Местный климат поражает контрастами: летом температура может подняться почти до +50°С, а зимой возможны морозы ниже -30°С.
Туркестан — традиционное название районов Средней и Центральной Азии с преимущественно тюркским населением. Казахстанский Туркестан — старейший город страны.
Поселение на месте современного города Туркестана появилось около 500 г. Место выбрано не случайно: здесь пересекались пути торговых караванов, шедших из Самарканда, Бухары и Хивы и далее — на север.
В период VI-XI вв. главным городом в этих местах стал Шавгар (Шавагар), которому подчинялись близлежащие поселения, в том числе Ясы, на месте которых вырос нынешний Туркестан.
В 552-702 гг. Шавгар подчинялся Тюркскому и Западно-Тюркскому каганатам, затем Тюргешскому каганату. В период господства государства Саманидов (820-999 гг.) Шавгар находился в его северо-восточном круге Испиджаб. В IX — первой половине X в. Саманиды отражали набеги тюркских племен, и в районе Шавгара постоянно шли сражения.
Расцвет Шавгара пришелся на IX-X вв., он стал крупным ремесленным и торговым центром на торговом пути, соединявшим сырдарьинские города с земледельческими оазисами Средней Азии и Хорезмом.
Когда империя Саманидов пала, Шавгар входил в состав одного из караханидских уделов с конца X в. и до начала XII в., превратившись в небольшой поселок, заброшенный в XII-XIV вв.
С XII в. экономическим и политическим центром региона становится поселение Ясы (будущий Туркестан), ранее подчинявшееся Шавгару. Этот же период в истории города связан с именем поэта-мыслителя Ходжи Ахмеда Ясави (1103-1166 гг.), жившего и творившего здесь.
Ходжи Ахмед Ясави — особо почитаемый казахский поэт и суфий. В возрасте 63 лет он принял решение полностью отдать свою жизнь религии. Покинув общество людей, он заточил себя в келью в подвале до конца жизни. Поступок свой Ходжи Ахмед Ясави объяснил тем, что никто и никогда не может быть выше Пророка. Он же, будучи предан своей религии, отныне не имеет права видеть солнце.
Ходжи Ахмед Ясави основал теологическую школу, у него появилась масса учеников, благодаря ему Туркестан превратился в важный центр просвещения в Средней Азии. После кончины суфийского святого и шейха на кладбище города Ясы образовался религиозно-культовый центр, куда устремились паломники со всей Средней Азии. Мавзолей шейха стал частью мемориального комплекса и самым посещаемым культовым местом в Средней Азии.
Мавзолей (ханака) сооружен по повелению полководца и завоевателя Тимура (1336-1405 гг.) в 1399 г. на месте захоронения Ходжи Ахмеда Ясави. Строение должно было способствовать возвеличиванию ислама и его дальнейшему распространению.
Первые упоминания о городе как о Туркестане относятся к XV в. В период правления Есим-хана (1598-1628 гг.) он стал столицей Казахского ханства.
Туркестан оставался столицей Казахского ханства до XIX в. В 1864 г. город осадили и захватили русские войска, а все окружающие земли вошли в состав Российской империи.
После установления советской власти город активно развивался, строились промышленные предприятия.
С 1991 г. входит в состав Республики Казахстан.

Казахская Мекка

Город Туркестан и его предшественники Шавгар и Ясы находились примерно на границе территорий кочевых и оседло-земледельческих племен и сумели вобрать в себя культурные традиции и тех и других.
По утверждению паломников, три поездки в Туркестан равняются малому хаджу в Мекку.
Главная достопримечательность Туркестана, уважительно именуемая «казахской Меккой», — комплекс мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави. Это очень своеобразный пример архитектуры эпохи Тимуридов: в нем находятся помещения разного предназначения, именуемые джамаатхана (зал собраний), гурхана (усыпальница), большой и малый аксараи (помещения для совещаний), китабхана (библиотека и архив), асхана (столовая), кудукхана (колодезная) и худжры (комнаты для служителей паломников).
Мавзолей, построенный по повелению Тимура, возведен на месте более ранних построек суфийской общины. Об этом напоминают несколько фрагментов стен раннего мавзолея, сооруженного над могилой тюркского суфия и впоследствии вмурованные в стены сооружения конца XIV в.
Сам Тимур назвал главные размеры здания, несколько декоративных деталей здания и внутреннего убранства. Сохранилась надпись над входом в мавзолей: «Это святое место сооружено по велению властелина… Тимура Гургана…». Лучшие мастера со всех концов империи Тимура работали над мавзолеем. В 1405 г. Тимур скончался, работы на мавзолее прекратились, остались незаконченными портал и отделка некоторых помещений.
Главное помещение — усыпальница Ахмеда Ясави. Еще Тимур называл усыпальницу Ходжи Ахмеда Ясави «раудат», что в переводе с арабского языка означает «сад», а применительно к усыпальнице — «райский сад». Поэтому и выполнена она весьма изысканно. В центре зала — надгробие: трехступенчатый подиум, облицованный плитами серпентинита (змеевика). Надгробие украшено резьбой в виде жгутов. Помещение перекрыто двойным куполом. В основании стен — резной цоколь и панель из шестигранных зеленых плиток, расписанных золотом.
В северо-западном углу здания — мечеть с высоким куполом: единственное помещение ханаки с сохранившимися фрагментами настенных росписей голубыми красками. Шедевр мозаичного искусства — михраб мечети, созданный в технике наборной глазурованной мозаики.
Все помещения связывает воедино джамаатхана — большой зал собраний под самым крупным из сохранившихся в Средней Азии сфероконических куполов.
Фасад здания покрыт многоцветными глазурованными облицовками с преобладанием оттенков бирюзы. Стены сложены из квадратного обожженного кирпича на гипсовом растворе.
Рядом с мавзолеем Ходжи Ахмеда Ясави постепенно, на протяжении веков, сформировался некрополь с ханскими захоронениями-мавзолеями меньшего размера, а некоторые захоронения находятся в самой ханаке. Согласно мусульманским поверьям, быть погребенным как можно ближе к могиле — значит обеспечить себе его покровительство в загробном мире.
Мавзолей шейха стал частью мемориального комплекса и самым посещаемым культовым местом в Средней Азии. Внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 2003 г.
Сегодняшний Туркестан — промышленный, образовательный и культурный центр южного Казахстана, центр отечественного и иностранного туризма. Большинство населения — казахи, за ними следуют узбеки. Русских в городе осталось совсем немного, в период распада СССР большинство из них выехали в крупные города страны и на территорию РФ.
Жители города привыкли делить город на две части: старую, именуемую «узбекской», и новую, называемую «русской». В первой находятся здания и сооружения, появившиеся в городе до установления в Казахстане советской власти. Во второй — построенные в годы СССР и после образования Республики Казахстан.

Туркестан на карте


Общая информация

Местонахождение: юг Казахстана, Южно-Казахстанская область.
Административное деление: город Туркестан 12 сельских округов
Основан: около 500 г.
Языки: казахский узбекский, русский.
Этнический состав: казахи 62.25%, узбеки — 35,64%, прочие — 2,11% (2015 г).
Религия: ислам (суннизм).
Денежная единица: тенге.

Цифры

Площадь (с подчиненными сельскими округами): 9400 км2.
Площадь города: 7,4 км2.
Население (с подчиненными сельскими округами): 155 552 чел. (2014 г.).
Удаленность: 165 км к северо-западу от г. Шымкент, административного центра Южно-Казахстанской обл.
Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави: длина — 60 м, ширина — 50 м, высота — 44 м, диаметр главного купола — 18,2 м, толщина наружных стен — 1,8-2 м, центральной части — 3 м, количество помещений — 30.

Климат и погода

Пустынный, резко континентальный.
Средняя температура января: -3°С.
Средняя температура июля: +28°С.
Среднегодовое количество осадков: 210 мм.
Относительная влажность воздуха: 55%.

Экономика

Промышленность: машиностроительная (кузнечно-прессовое оборудование), строительных материалов (алебастровый завод), кормовых антибиотиков, легкая (хлопкоочистительная, швейно-трикотажная).
Железнодорожный узел на линии Оренбург — Ташкент.
Сфера услуг: паломнические, туристические, транспортные, торговые, финансовые.

Достопримечательности

Исторические

Развалины городища Ясы (XII-XIII вв.), подземные мечети Хильвет и Аулие Кумчук-аты (XII-XIII вв.), мавзолеи Рабиги Султан Бегим, Есим-хана, Аблай-хана, Абулхаир-хана и Казыбек би (XV-XVI вв.), Государственный историко-культурный заповедник-музей «Азрет-Султан» (1991 г.) и мавзолей Ходжа Ахмеда Ясави (XIV в.), железнодорожный вокзал (памятник архитектуры, 1905 г.).

Культурные

Музей истории города Туркестан, Музей археологии и этнографии, Музей «Джума-мечеть» (XVIII-XIX в.), Музей восточной бани.

Любопытные факты

■ Биография Тамерлана «Зафар-наме» (Книга побед, 1425 г.) сообщает, что до закладки мавзолея в конце 1397 г. Тимур совершил зиарат (поклонение) на могиле Ахмеда Ясави и тогда же дал указание о создании в городе этого грандиозного сооружения.
■ Легенды рассказывают, что, когда строился мавзолей, от хумдана (кирпичного завода), находившегося в Сауране, рабочие из рук в руки передавали кирпичи для строительства. Это кажется преувеличением: городище Сауран находится в 43 км к северо-западу от Туркестана.
■ Комплекс мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави — соединение разных по функциям помещений, из-за чего ученые пока еще не пришли к единому мнению относительно одного общего названия. Его называют мавзолей, мечеть, мемориальный комплекс или ханака (монастырь). Последнее название используется чаще других: ханака — приют, монастырь дервишей.
■ Центральная достопримечательность самого мавзолея — средневековая чаша для воды Тай Казан, считающаяся самой большой в мире: диаметр — 2,45 м, вес — 2 т. Отлита, по легенде, из сплава семи металлов. Внушительные размеры казана объясняются древними верованиями тюркских племен: край казана должен располагаться на высоте рта приближающегося к нему человека.
■ При Саманидах город Шавгар (нынешний Туркестан) входил в круг Испиджаб — важный форпост на северо-восточных границах, сдерживающих кочевников, а город Шавгар, по словам арабского географа Шамсудцина аль-Мукадцаси (946/947 — после 1000 г.), был «...славной пограничной крепостью и местом войны за веру». Поэтому город обладал важными привилегиями: управлялся местной тюркской династией, и его даже освободили от уплаты хараджа (государственный налог за пользование землей). Владетель круга Испиджаб отправлял Саманидскому двору символическую плату — мелкую монету, равную 1/6 дирхема, и метлу — «выметать измену».
■ Город Ясы существовал под этим названием и в домонгольское время. Свидетельством этому стали серебряные монеты из Восточной коллекции Государственного Эрмитажа. Они были отчеканены около 1200 г. от имени хорезмшаха Мухамеда ибн Текеша на монетном дворе Ясы в недолгий период подчинения сырдарьинских городов хорезмшаху.
■ В 1760-е гг. Казахское ханство оказалось перед угрозой завоевания китайцами.
В 1762 г. в Туркестан прибыли китайские послы. Они сообщили о намерении прислать войско для совершения религиозных обрядов у мавзолея Ходжи Ахмеда в Туркестане и Синей горы у Самарканда. По китайскому обычаю это означало переход ханства в подчинение Китаю. В 1763 г. спешно образовался антикитайский союз мусульманских народов Средней Азии во главе с афганским шахом Ахмадом, и только это остановило продвижение китайцев.
■ Российский географ Пётр Рычков (1712-1777 гг.), член-корреспондент Российской академии наук, так описывал пришедший
в XVIII в. в упадок город Туркестан в своем труде «Топография Оренбургской губернии»: город «не так знатен, как прежде», «улицы в нем кривые и весьма тесные, так что поперек инде меньше одной сажени».
■ При раскопках в Туркестане обнаружено погребение коня, относящееся к VII в. Раннетюркские погребальные обряды включали и такие одиночные захоронения коней, которые археологами считаются кенотафом — символической могилой без захоронения человека.

6
0
6 281
Казахстан

Предыдущие публикации


Добавить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Наверх