Мекка (город)
История города
Мекка, в наши дни входящая в состав Саудовской Аравии, — поистине легендарное место. Слава этого города уходит корнями в глубокую древность, окутанную туманом мифов, притч и легенд из сокровищниц разных народов и религий. Арабские легенды гласят что когда-то именно в области современной Мекки после изгнания из рая жили Адам и Ева, а позднее Авраам и Исмаил. Если говорить о научных трудах, первое упоминание об этом городе было обнаружено в «Географии» Птолемея (ок. 87-165), вобравшей в себя всю основную географическую информацию, известную древним грекам. Мекка, правда, именовалась там Макорабой.
По торговым путям, проходившим через Мекку, словно по артериям, в город вливались новые веяния из соседних азиатских и средиземноморских стран, заметно обогащая местную культуру.
Исторически судьба Мекки сложилась таким образом, что с древности этот город имел сакральное значение для жителей окрестных земель. Еще задолго до появления ислама (согласно некоторым преданиям — до Великого потопа) здесь появилось святилище Кааба, не раз перестраивавшееся, но по сей день сохранившееся на прежнем месте. Первоначально Кааба почиталась язычниками, в ее окрестностях проводились ритуалы, и только с зарождением ислама она обрела статус священного для мусульман места.
Кааба представляет собой здание в форме куба, известное как хранилище одной из главных святынь ислама — Черного камня (мусульмане верят, что он вбирает в себя человеческие грехи, отчего со временем его белая поверхность и стала черной). Реликвия чуть не была утеряна в 930 г., когда Мекка подверглась набегу карматов представителей секты исмаилитов, Процветающий торговый город был дочиста разграблен, чужаки забрали себе и Черный камень. Его удалось вернуть в родные стены Каабы, но только двадцать два года спустя.
В 570 г. в Мекке родился Мухаммед, ставший ключевой фигурой в истории зарождения ислама, самой молодой из ведущих религий мира. В начале VII в. в городе прозвучала первая проповедь великого пророка Аллаха, и по мере того, как у Мухаммеда появлялись ученики и последователи, формировалась первая мусульманская община. В тридцатых годах VII в. языческие идолы, окружавшие Каабу, были убраны, а позже святилище было заключено в пределы знаменитой Запретной мечети (Масджидаль-Харам).
До середины X в. священный город управлялся династией Омейядов, а потом в числе прочих ее владений оказался под контролем халифата Аббасидов. Это же столетие принесло упадок в земли крупнейшей империи того времени и вместе с тем открыло эпоху довольно долгого властвования египтян в Мекке.
С 1517 г., когда египетские территории были покорены турками, в Мекке настал период османского владычества. Только в 1916 г. Мекка вышла из состава Османской империи, которая, впрочем, недолго просуществовала после этого всего семь лет. В 1924 г. свободными территориями Мекки завладело королевство Саудовская Аравия, в составе которого город остается и поныне.
По торговым путям, проходившим через Мекку, словно по артериям, в город вливались новые веяния из соседних азиатских и средиземноморских стран, заметно обогащая местную культуру.
Исторически судьба Мекки сложилась таким образом, что с древности этот город имел сакральное значение для жителей окрестных земель. Еще задолго до появления ислама (согласно некоторым преданиям — до Великого потопа) здесь появилось святилище Кааба, не раз перестраивавшееся, но по сей день сохранившееся на прежнем месте. Первоначально Кааба почиталась язычниками, в ее окрестностях проводились ритуалы, и только с зарождением ислама она обрела статус священного для мусульман места.
Кааба представляет собой здание в форме куба, известное как хранилище одной из главных святынь ислама — Черного камня (мусульмане верят, что он вбирает в себя человеческие грехи, отчего со временем его белая поверхность и стала черной). Реликвия чуть не была утеряна в 930 г., когда Мекка подверглась набегу карматов представителей секты исмаилитов, Процветающий торговый город был дочиста разграблен, чужаки забрали себе и Черный камень. Его удалось вернуть в родные стены Каабы, но только двадцать два года спустя.
В 570 г. в Мекке родился Мухаммед, ставший ключевой фигурой в истории зарождения ислама, самой молодой из ведущих религий мира. В начале VII в. в городе прозвучала первая проповедь великого пророка Аллаха, и по мере того, как у Мухаммеда появлялись ученики и последователи, формировалась первая мусульманская община. В тридцатых годах VII в. языческие идолы, окружавшие Каабу, были убраны, а позже святилище было заключено в пределы знаменитой Запретной мечети (Масджидаль-Харам).
До середины X в. священный город управлялся династией Омейядов, а потом в числе прочих ее владений оказался под контролем халифата Аббасидов. Это же столетие принесло упадок в земли крупнейшей империи того времени и вместе с тем открыло эпоху довольно долгого властвования египтян в Мекке.
С 1517 г., когда египетские территории были покорены турками, в Мекке настал период османского владычества. Только в 1916 г. Мекка вышла из состава Османской империи, которая, впрочем, недолго просуществовала после этого всего семь лет. В 1924 г. свободными территориями Мекки завладело королевство Саудовская Аравия, в составе которого город остается и поныне.
Священный город ислама
Современная Мекка продолжает дышать и жить древними традициями ислама. Считается, что каждый истинный мусульманин, физически способный перенести длительные переезды, должен хотя бы раз в жизни совершить паломничество (хадж) на родину Мухаммеда и побывать в Запретной мечети (путешествие по святым местам включают в пять столпов ислама — пять основных предписаний для истинных верующих). Но, даже находясь вдали от мест, где зародился ислам, мусульмане помнят о своей духовной связи с Меккой. Свои ежедневные молитвы они произносят, обращаясь в сторону этого города, вне зависимости от того, дома ли они, в мечети или же путешествуют далеко от родных краев. Направление на святилище Кааба в Мекке обычно называют киблой. В наши дни это направление закладывается в планировке мечетей (на него указывает специальная ниша в стене михраб), однако в прежние времена верующим стоило немалых трудов сориентироваться на местности и найти киблу, особенно если молитва совершалась в дороге. Географы и математики разных времен занимались разработкой метода, с помощью которого можно было бы точно определить свое местонахождение относительно Каабы.
Мекку и ее окрестности иногда называют Харамом — Святилищем. Важно, что благоговейное отношение и уважение к этому древнему городу проявляется не только в словах и молитвах, но и в особых правилах поведения на его территории. Не может быть и речи о том, чтобы в землях Мекки произошло кровопролитие: войны и конфликты должны оставаться за их пределами. Человек, находящийся в городе, должен жить в гармонии с окружающим миром, причем не только люди и животные, но и деревья находятся под защитой правил, известных каждому мусульманину. Единственное послабление — разрешение убоя скота ради пропитания.
Каким бы искренним ни был интерес путешественников к культуре и памятникам Мекки, немусульманам строго запрещается находиться в этом городе. История знает лишь редчайшие случаи, когда европейцам все же удавалось ступить на священные для ислама земли, как правило под видом мусульман. Ведь и Запретная (Заповедная) мечеть неслучайно получила такое название: со времени ее появления в 638 г. переступать ее порог разрешалось только правоверным.
Запретная мечеть не раз перестраивалась, а свой современный облик она обрела в 1570 г. Ее особое значение в жизни мусульман заметно не только по числу верующих, приезжающих в Мекку со всех концов мира, но и по некоторым архитектурным чертам. Чтобы выделить Запретную мечеть в ряду подобных ей роскошных построек в других городах, периодически приходилось пристраивать к шести первоначально возведенным белокаменным минаретам дополнительные. Когда в XVII в. в городе Стамбул появилась Голубая мечеть с шестью минаретами, было принято решение построить здесь новую, седьмую башню — ни один другой город не должен претендовать на особый статус Мекки. В конце 1980-х минаретов в Запретной мечети стало уже девять.
Мекку и ее окрестности иногда называют Харамом — Святилищем. Важно, что благоговейное отношение и уважение к этому древнему городу проявляется не только в словах и молитвах, но и в особых правилах поведения на его территории. Не может быть и речи о том, чтобы в землях Мекки произошло кровопролитие: войны и конфликты должны оставаться за их пределами. Человек, находящийся в городе, должен жить в гармонии с окружающим миром, причем не только люди и животные, но и деревья находятся под защитой правил, известных каждому мусульманину. Единственное послабление — разрешение убоя скота ради пропитания.
Каким бы искренним ни был интерес путешественников к культуре и памятникам Мекки, немусульманам строго запрещается находиться в этом городе. История знает лишь редчайшие случаи, когда европейцам все же удавалось ступить на священные для ислама земли, как правило под видом мусульман. Ведь и Запретная (Заповедная) мечеть неслучайно получила такое название: со времени ее появления в 638 г. переступать ее порог разрешалось только правоверным.
Запретная мечеть не раз перестраивалась, а свой современный облик она обрела в 1570 г. Ее особое значение в жизни мусульман заметно не только по числу верующих, приезжающих в Мекку со всех концов мира, но и по некоторым архитектурным чертам. Чтобы выделить Запретную мечеть в ряду подобных ей роскошных построек в других городах, периодически приходилось пристраивать к шести первоначально возведенным белокаменным минаретам дополнительные. Когда в XVII в. в городе Стамбул появилась Голубая мечеть с шестью минаретами, было принято решение построить здесь новую, седьмую башню — ни один другой город не должен претендовать на особый статус Мекки. В конце 1980-х минаретов в Запретной мечети стало уже девять.
Общая информация
Город на западе Саудовской Аравии.Священное место для приверженцев ислама, въезд для немусульман запрещен.
Язык: арабский.
Денежная единица: саудовский риал.
Религия: ислам.
Важнейший аэропорт: международный аэропорт Мекка-Медина.
Цифры
Площадь: 400 км2.Население: 1 700 000 чел. (2007 г.).
Плотность населения: 4250 чел./км2.
Плотность населения: 4250 чел./км2.
Экономика
Основной доход город получает за счет обслуживания паломников и торговли продукцией,связанной с религиозными обрядами.Промышленность: изготовление религиозной атрибутики.
Сфера услуг: туризм (паломничество).
Климат и погода
Засушливый пустынный.Средняя температура лета: +35,8ºС.
Средняя температура зимы: +23,9ºС.
Среднее количество осадков: не более 110 мм.
Достопримечательности
- Главная (Запретная, или Заповедная) мечеть Масджид аль-Харам
- Кааба
- Джебель-Рахма — гора Милосердия
- Долина Муздалифа
Любопытные факты
- Кааба находится в центре огромного внутреннего двора Запретной мечети. Высота Каабы — 12,05 метра, ее общая площадь 191 м2, а внутренняя — 117 м2. Толщина стен — один метр. Пол внутри на 2,2 метра выше, чем место, где совершается таваф. Потолок и крыша сделаны из тика, покрытого нержавеющей сталью.
- Первоначально во время главного ритуала хаджа — тавафа — мусульманин должен был совершить семикратный обход Каабы, после каждого круга целуя Черный камень. В наши дни, когда число паломников может превышать сотни тысяч человек в день, у людей нет возможности подойти к камню достаточно близко, поэтому зачастую они просто протягивают к нему руку.
- Хотя мусульмане почитают Мекку, обращаются к ней с молитвами и совершают паломничество к местным реликвиям, исламу совершенно чуждо идолопоклонничество. Так, Черный камень сам по себе не является предметом поклонения, для мусульман важно исключительно его символическое значение. Совершая таваф, последователи ислама повторяют путь ангелов, семь раз обходящих небесную Каабу — Бейт аль-Мамур.
- На данный момент город застроен в основном малоэтажными зданиями, не превышающими пяти этажей в высоту. Однако вскоре город должен заметно преобразиться: в Мекке ведется строительство высотных башен Абраж аль-Баит, в которых будут открыты гостиницы, магазины и подземные гаражи.
- Считается, что Масджидаль-Харам может одновременно вместить до 700 тысяч человек, правда эта цифра включает в себя и тех, кто размещается на крыше огромного здания площадью 309 000 м2.
- Загадочный Черный камень фактически представляет собой несколько фрагментов породы, удерживаемых вместе специальной фигурной оправой из серебра и образующих овал. Бесконечные споры специалистов о том, откуда появился Черный камень, до сих пор не привели ни к каким определенным результатам. Версий существует довольно много, но ученые склоняются к тому, что Черный камень имеет метеоритное происхождение.
- В наши дни из Запретной мечети ведется онлайн-трансляция в Интернете.