Наскальные рельефы Дацзу
Наскальные рельефы Чунцина
На юго-западе КНР, среди гор и ущелий Чунцина, находится один из величайших как по своей исторической значимости, так и по масштабу комплекс наскальных рельефов Дацзу. Свое название он получил от наименования сельской местности.
Своеобразными «стендами», на которых разместились рельефы, стали крутые склоны гор Бэйшань, Баодиншань, Наньшань, Шичжуаншань и Шимэньшань, сложенные из известняка и прочих пород, хорошо поддающихся обработке. Тысячи и тысячи изображений в камне создавались здесь в течение нескольких столетий — с VI по XIII вв.
Самые ранние образцы резьбы по камню в горах Дацзу создавались неизвестными мастерами, поих собственному почину и практически бесплатно. Сохранившиеся рельефы относятся к началу правления династии Тан. От большинства из них мало что сохранилось: по всей вероятности, их разрушили по приказу тех, на чьи средства были созданы более поздние образцы скульптуры.
Известно, что первым, кто заказал резчикам по камню вырезать рельефы на горе Бэйшань, был крупный местный чиновник Вэй Цзюньцзин. Случилось это в конце IX в., когда Китай раздирали междоусобные феодальные войны, когда с особой силой разгорелись конфликты между центральной властью и военными наместниками на периферии. Вэй Цзюньцзин как раз и был одним из таких наместников. Чтобы добиться большей покорности — и поддержки — местного населения, он повелел вырезать в скалах рельефы во славу буддизма, намекая на то, что сделать это ему поручил сам Будда. К тому времени сюда уже была проложена тропа паломничества, а удаленность места и его расположение среди диких скал и лесов создавали мистическую атмосферу.
Вэй Цзюныдзин пытался запретить создание других рельефов, кроме заказанных им. Но судьба чиновников в средневековом Китае была непредсказуема, они часто впадали в опалу и лишались должностей. После ухода Вэй Цзюныдзина началось массовое создание рельефов в Дацзу: оказалось, что прославить себя в веках таким образом — заказать рельеф и снабдить его торжественной иероглифической надписью — совсем недорогое удовольствие.
Вот почему рельефов оказалось такое множество: они создавались по заказу как местных чиновников, так и людей совсем небогатых. Монахи зачастую сами работали над рельефами, посвящая этому всю жизнь, как буддийский монах XII в. Чжао Чжифэн, отдавший рельефам на горе Баодиншань семьдесят лет.
Работы не останавливались ни на день на всем протяжении правления династии Тан (618-907 гг.), во время Пяти династий и в период Десяти царств (907-960 гг.). Сменялись правители, одни религии теряли популярность и приходили другие, но на обширных склонах скал Дацзу для всех находилось место. Вот почему здесь смешались символы буддизма, даосизма и конфуцианства, а стены усеяны иероглифами, прославляющими воевавших друг с другом правителей.
Массовое создание скульптур пришлось на период с X по XII в. В дальнейшем рельефы оказались заброшены, тропы к ним заросли. Лишь в 1961 г. рельефы случайно обнаружили туристы из соседних районов Китая, но вплоть до 1975 г. к рельефам было почти невозможно добраться из-за отсутствия дорог, что оказалось для них спасением.
Самый знаменитый (среди множества других) комплекс скальной скульптуры и символ Дацзу — Дафовань, входящий в состав сооружений буддийского монастыря Шэншоу у горы Баодиншань.
Он был создан с 1174 по 1252 г. по проекту и под руководством буддийского монаха Чжао Чжифэна. В комплексе выделяют 31 скульптурную композицию, ряд из которых представляют собой пещеры, заполненные сотнями каменных фигур.
От варварского разрушения в годы «культурной революции» рельефы Дацзу спасло только то, что добраться до них очень непросто.
В общей сложности на пяти горных участках созданы десятки тысяч статуй буддийской, конфуцианской, даосийской и светской тематики. На одной только горе Бэйшань на территории буддийского монастыря Шэншоу, в ансамбле одного из комплексов — Дафованя — на каменной стене длиной 300 м и высотой от 3 до 15 м, вырезано более 10 тыс. скульптур. Смысл этого комплекса, в отличие от других, которые вырезались последовательно на протяжении столетий для множества заказчиков, сотворенного под единым руководством и в соответствии с единым планом — создание огромного наглядного пособия, которое проникнуто идеей сосуществования различных этических учений и религий в одном обществе и государстве.
Тематика изображений не только религиозная: здесь присутствуют подлинные исторические персонажи, праздничные ритуалы, воины, крестьяне, домашние животные.
И это не считая сотни тысяч выбитых на скалах иероглифов — религиозных посланий и эпиграфов. Последние представляют собой своеобразную летопись, по который была восстановлена точная хронология многих исторических событий, а эпиграфы являются уникальным литературным памятником.
Рельефам Дацзу повезло: ни одно из землетрясений в этой сейсмоопасной зоне не затронуло их, что дало основание верующим утверждать о присутствии божественного покровительства этим местам. А от дождей и оползней рельефы надежно спасает нависающий над ними скалистый козырек.
С 1961 г. наскальные рельефы Дацзу числятся в списке памятников Китайской Народной Республики, а в 1999 г. весь комплекс храмов и пещер Дацзу был внесен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Сюжеты рельефов, как правило, — это изображения богов и мольбы, обращенные к Будде о помощи: супруги заклинают даровать им детей, буддийский монах испрашивает совета, больной умоляет об исцелении. Поэтому с древнейших времен эти рельефы были местом паломничества и поклонения, как храм.
Пожалуй, самый известный рельеф Дацзу — «Тысячерукий Авалокитешвара», воплощение бесконечного сострадания всех Будд. Он находится на горе Баодиншань, в овраге. Изображение богато раскрашено в золотые и голубые тона. Если хватит терпения, можно пересчитать руки Авалокитешвары, и окажется, что их — 1007, причем каждая замерла в неповторимом жесте, на ладонях изображены глаза.
По одной из легенд, Авалокитешвара была дочерью царя. Когда отец заболел, она, чтобы спасти его, отдала руку и глаз. В награду за сострадание Будда Шакьямуни подарил ей тысячу рук и столько же глаз.
Другая всемирно известная скульптура — 31-метровая «Нирвана Шакьямуни», изображающая спящего на правом боку Будду. Ноги его погружены в склон холма, так что о его истинном росте можно только догадываться. Вокруг Будды столпились бодхисаттвы и райские существа, рядом стоит алтарь с жертвенником, в котором разложены груши, лимоны и цветы лотоса. А сверху взирают на все это великолепие девять гурий, приятно улыбаясь.
С божественными сюжетами сосуществуют даже юмористические, вроде двух сплетничающих пастухов, которых подслушивают буйволы, и спящего пастуха, которому обезьяны почесывают голову.
Дацзу — один из районов Чунцина, обладающих статусом города центрального подчинения, наряду с крупнейшими городами КНР как Пекин, Шанхай и Тяньцзин. Фактически Чунцин приравнен к отдельной провинции, так сложилось исторически, чем и объясняется парадоксальная ситуация, при которой такой отдаленный сельский район, как Дацзу, оказался на положении городского района.
Своеобразными «стендами», на которых разместились рельефы, стали крутые склоны гор Бэйшань, Баодиншань, Наньшань, Шичжуаншань и Шимэньшань, сложенные из известняка и прочих пород, хорошо поддающихся обработке. Тысячи и тысячи изображений в камне создавались здесь в течение нескольких столетий — с VI по XIII вв.
Самые ранние образцы резьбы по камню в горах Дацзу создавались неизвестными мастерами, поих собственному почину и практически бесплатно. Сохранившиеся рельефы относятся к началу правления династии Тан. От большинства из них мало что сохранилось: по всей вероятности, их разрушили по приказу тех, на чьи средства были созданы более поздние образцы скульптуры.
Известно, что первым, кто заказал резчикам по камню вырезать рельефы на горе Бэйшань, был крупный местный чиновник Вэй Цзюньцзин. Случилось это в конце IX в., когда Китай раздирали междоусобные феодальные войны, когда с особой силой разгорелись конфликты между центральной властью и военными наместниками на периферии. Вэй Цзюньцзин как раз и был одним из таких наместников. Чтобы добиться большей покорности — и поддержки — местного населения, он повелел вырезать в скалах рельефы во славу буддизма, намекая на то, что сделать это ему поручил сам Будда. К тому времени сюда уже была проложена тропа паломничества, а удаленность места и его расположение среди диких скал и лесов создавали мистическую атмосферу.
Вэй Цзюныдзин пытался запретить создание других рельефов, кроме заказанных им. Но судьба чиновников в средневековом Китае была непредсказуема, они часто впадали в опалу и лишались должностей. После ухода Вэй Цзюныдзина началось массовое создание рельефов в Дацзу: оказалось, что прославить себя в веках таким образом — заказать рельеф и снабдить его торжественной иероглифической надписью — совсем недорогое удовольствие.
Вот почему рельефов оказалось такое множество: они создавались по заказу как местных чиновников, так и людей совсем небогатых. Монахи зачастую сами работали над рельефами, посвящая этому всю жизнь, как буддийский монах XII в. Чжао Чжифэн, отдавший рельефам на горе Баодиншань семьдесят лет.
Работы не останавливались ни на день на всем протяжении правления династии Тан (618-907 гг.), во время Пяти династий и в период Десяти царств (907-960 гг.). Сменялись правители, одни религии теряли популярность и приходили другие, но на обширных склонах скал Дацзу для всех находилось место. Вот почему здесь смешались символы буддизма, даосизма и конфуцианства, а стены усеяны иероглифами, прославляющими воевавших друг с другом правителей.
Массовое создание скульптур пришлось на период с X по XII в. В дальнейшем рельефы оказались заброшены, тропы к ним заросли. Лишь в 1961 г. рельефы случайно обнаружили туристы из соседних районов Китая, но вплоть до 1975 г. к рельефам было почти невозможно добраться из-за отсутствия дорог, что оказалось для них спасением.
Самый знаменитый (среди множества других) комплекс скальной скульптуры и символ Дацзу — Дафовань, входящий в состав сооружений буддийского монастыря Шэншоу у горы Баодиншань.
Он был создан с 1174 по 1252 г. по проекту и под руководством буддийского монаха Чжао Чжифэна. В комплексе выделяют 31 скульптурную композицию, ряд из которых представляют собой пещеры, заполненные сотнями каменных фигур.
От варварского разрушения в годы «культурной революции» рельефы Дацзу спасло только то, что добраться до них очень непросто.
В общей сложности на пяти горных участках созданы десятки тысяч статуй буддийской, конфуцианской, даосийской и светской тематики. На одной только горе Бэйшань на территории буддийского монастыря Шэншоу, в ансамбле одного из комплексов — Дафованя — на каменной стене длиной 300 м и высотой от 3 до 15 м, вырезано более 10 тыс. скульптур. Смысл этого комплекса, в отличие от других, которые вырезались последовательно на протяжении столетий для множества заказчиков, сотворенного под единым руководством и в соответствии с единым планом — создание огромного наглядного пособия, которое проникнуто идеей сосуществования различных этических учений и религий в одном обществе и государстве.
Тематика изображений не только религиозная: здесь присутствуют подлинные исторические персонажи, праздничные ритуалы, воины, крестьяне, домашние животные.
И это не считая сотни тысяч выбитых на скалах иероглифов — религиозных посланий и эпиграфов. Последние представляют собой своеобразную летопись, по который была восстановлена точная хронология многих исторических событий, а эпиграфы являются уникальным литературным памятником.
Рельефам Дацзу повезло: ни одно из землетрясений в этой сейсмоопасной зоне не затронуло их, что дало основание верующим утверждать о присутствии божественного покровительства этим местам. А от дождей и оползней рельефы надежно спасает нависающий над ними скалистый козырек.
С 1961 г. наскальные рельефы Дацзу числятся в списке памятников Китайской Народной Республики, а в 1999 г. весь комплекс храмов и пещер Дацзу был внесен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Сюжеты рельефов, как правило, — это изображения богов и мольбы, обращенные к Будде о помощи: супруги заклинают даровать им детей, буддийский монах испрашивает совета, больной умоляет об исцелении. Поэтому с древнейших времен эти рельефы были местом паломничества и поклонения, как храм.
Пожалуй, самый известный рельеф Дацзу — «Тысячерукий Авалокитешвара», воплощение бесконечного сострадания всех Будд. Он находится на горе Баодиншань, в овраге. Изображение богато раскрашено в золотые и голубые тона. Если хватит терпения, можно пересчитать руки Авалокитешвары, и окажется, что их — 1007, причем каждая замерла в неповторимом жесте, на ладонях изображены глаза.
По одной из легенд, Авалокитешвара была дочерью царя. Когда отец заболел, она, чтобы спасти его, отдала руку и глаз. В награду за сострадание Будда Шакьямуни подарил ей тысячу рук и столько же глаз.
Другая всемирно известная скульптура — 31-метровая «Нирвана Шакьямуни», изображающая спящего на правом боку Будду. Ноги его погружены в склон холма, так что о его истинном росте можно только догадываться. Вокруг Будды столпились бодхисаттвы и райские существа, рядом стоит алтарь с жертвенником, в котором разложены груши, лимоны и цветы лотоса. А сверху взирают на все это великолепие девять гурий, приятно улыбаясь.
С божественными сюжетами сосуществуют даже юмористические, вроде двух сплетничающих пастухов, которых подслушивают буйволы, и спящего пастуха, которому обезьяны почесывают голову.
Дацзу — один из районов Чунцина, обладающих статусом города центрального подчинения, наряду с крупнейшими городами КНР как Пекин, Шанхай и Тяньцзин. Фактически Чунцин приравнен к отдельной провинции, так сложилось исторически, чем и объясняется парадоксальная ситуация, при которой такой отдаленный сельский район, как Дацзу, оказался на положении городского района.
Общая информация
Местонахождение: Юго-Западный Китай.Административная принадлежность: район городского подчинения Дацзу города центрального подчинения Чунцин.
Период создания: VI-X вв.
Предназначение: монументальный ансамбль, объединяющий религиозные и философско-этические учения на благо общества и государства.
Город: Чунцин — 7 457 589 чел. (2014 г.).
Языки: китайский, тибетский, нусу.
Этнический состав: хань (китайцы), и, наси, тибетцы и цян.
Этнический состав: хань (китайцы), и, наси, тибетцы и цян.
Религии региона: конфуцианство, даосизм, буддизм.
Денежная единица: юань.
Ближайший аэропорт: международный аэропорт Чунцин-Цзянбэй.
Цифры
Охраняемых участков: 75.Группы рельефов: 5.
Количество объектов (рельефов и статуй): около 50 000.
Количество изображенных иероглифов: более 100 000.
Количество изображенных иероглифов: более 100 000.
Удаленность: 15 км к северо-востоку от центра Дацзу, около 60 км к западу от центра города Чунцин.
Средняя температура января: +7,6°С.
Климат и погода
Влажный субтропический муссонный.Средняя температура января: +7,6°С.
Средняя температура июля: +28,4°С.
Среднегодовое количество осадков: 1150 мм.
Относительная влажность воздуха: 70-80%.
Экономика
Сфера услуг: туристические, транспортные, торговые.Достопримечательности
■ Исторические: горы Бэйшань (рельефы и скульптуры тантрического буддизма), Шичжуаншань (скульптуры буддизма, даосизма и конфуцианства, конец XI в.), Шимэньшань (скульптуры буддизма и даосизма, первая половина XII в.), Баодиншань, Наньшань (скульптуры даосизма, XII в.), монастырь Шэншоу.■ Известные рельефы: «Тысячерукий Авалокитешвара», «Нирвана Шакьямуни», «Круг сансары» (Колесо жизни), «Пещера полного просветления», «Притча о пастухах и буйволах», «Загробный мир».
Любопытные факты
■ Несмотря на широко распространенное мнение, что работы над рельефами в скалах Дацзу закончились к XIII в., на самом деле они возобновились в конце XV в., в эпоху династии Мин. Впоследствии новые рельефы создавались — хотя и в куда более скромных масштабах — вплоть до эпохи династии Цин (конец XIX в.).■ Появление среди рельефов Дацзу изображения «Тысячерукий Авалокитешвара» связано еще и с другой старинной легендой о том, что бодхисаттва Авалокитешвара дал монашеский обет спасти всех живых существ от пут сансары. Когда же он осознал, насколько непосилен этот труд, голова бодхисаттвы не выдержала и разорвалась на одиннадцать частей. Тогда Будда Амитабха и бодхисаттва Ваджрапани создали новое тело Авалокитешвары — с тысячью руками и одиннадцатью головами, таким образом сделав Великого Сострадающего безмерно могучим.
■ Если расставить рельефы по времени создания, то можно заметить, как постепенно идеи буддизма и даосизма сменяются идеями конфуцианства, а лица на рельефах постепенно утрачивают сходство с индийскими, принимая черты все более китайские.
■ Среди рельефов встречаются иллюстрации к знаменитым буддийским притчам, например, к той, в которой мать новорожденного протягивает Будде два горшочка. В одном — рис, в другом — монеты. Мать спрашивает Будду, станет ее чадо крестьянином или торговцем.
■ Рельеф с изображением десяти Видья-раджей — божеств, защищающих разумные существа от демонов, — не был закончен: 90-летний резчик-монах скончался за работой. За долгие века никто так и не решился завершить работу за него.
■ Создатели статуй совершенно непостижимым образом рассчитывали вес и угол расположения скульптур. Так, тысячелетняя статуя бодхисаттвы Самантабхадры стоит, вытянув руку почти на метр, держа в ней каменную пагоду весом около полутонны.