Анурадхапура (город)
История города
Согласно летописям примерно в середине III в. до н. э. в Шри-Ланку был принесен буддизм. Это произошло благодаря Махинде, сыну индийского царя Ашоки Великого — правителя империи Мауриев с 273 по 232 гг. до н. э. Сам Ашока и отправил сына на Шри-Ланку проповедовать новую веру.
Тогдашний ланкийский король Деванампиятисса был первым единовластным правителем и происходил из могущественной династии Мория. Речи Махинды произвели на короля столь глубокое впечатление, что он принял буддизм, и его двор последовал примеру самодержца.
По примеру великих царей государств Индостана ланкийский король Деванампиятисса решил наглядно утвердить силу новой веры. По его указанию на одной территории были возведены культовые сооружения и королевские дворцы, чтобы понятия «король» и «буддизм» стали неразрывными.
Следуя канонам буддизма, король Деванампиятисса выделил в городе участок под строительство главных храмов, ступ, королевского дворца и важнейших учреждений. Город, ставший культовым центром, нуждался в доказательстве реальной связи с высшими силами буддизма. С этой целью Сангамитта — дочь царя Ашоки Великого — привезла сюда южную ветвь дерева Махабодхи, или «Дерева просветления Будды». Дерево было с великими почестями посажено в Анурадхапуре, послужив началом создания городского культа Бодхи. Заботясь об укреплении чувств новообращенных буддистов, проповедники из Индии доставили в город правую ключицу Будды и принадлежавшую ему чашу для сбора подаяний. Затем началось массовое строительство ступ, или дагоб.
Монастыри-вихара были не менее величественными: построенный во II в. до н. э. монастырь Лохапасада, или Бронзовый дворец, имел девять этажей, был украшен вставками из драгоценных камней и слоновой кости. Крыша его была покрыта бронзовыми листами. Анурадхапура быстро развивалась как торговый и религиозный центр, откуда буддизм распространился по всему острову.
В XI в. город захватили и разрушили правители южноиндийского тамильского государства Чола. Анурадхапура лишился столичного статуса, когда основные властные структуры были перенесены в Полоннаруву. Большинство жителей оставили бывшую столицу.
В настоящее время город остается местом паломничества и важным религиозным центром Шри-Ланки.
Город Анурадхапура находится на севере Шри-Ланки, на берегах реки Малвату-Оя (Аруви). От столичного региона Шри-Ланки Большой Коломбо Анурадхапуру отделяют 205 км.
Период в истории города Анурадхапуры, когда были созданы величайшие памятники архитектуры Шри-Ланки, получил название «Эпоха великих строек».
Регулярная планировка столицы сингальских королей характерна для городов Юга Индии и Шри-Ланки двухтысячелетней давности, окруженных крепостными стенами и рвами. С четырех сторон к четырем главным городским воротам устремлялись четыре дороги.
Ядром королевской Анурадхапуры является Внутренний город, где был построен огромный королевский дворец, окруженный главными буддийскими культовыми сооружениями. Комплекс дополняли роскошные парки с прудами и фонтанами.
За пределами королевских владений находился Внешний город, в котором располагались жилые дома для королевского двора и обслуги. Дома эти были по большей части двух- или трехэтажными, с перистильными, окруженными с четырех сторон крытой колоннадой дворами.
Здесь также было множество храмовых построек и парков, но без вычурности, свойственной архитектуре Внутреннего города.
Еще проще были устроены многочисленные мандапы — постоялые дворы для паломников. Для них же здесь были обустроены столовые, лечебницы, триумфальные арки-тораны, купальни и сады.
От большинства этих построек время не оставило камня на камне, прочие же представляют собой руины. Все это результат разрушения города в 933 г. королем Раджараджей I из династии Чолов, создававшего новое могущественное государство на развалинах соседних стран.
Так как Анурадхапура — город в основе своей буддийский, то в городской панораме преобладали сотни ступ-дагоб и храмов-вихара.
До наших дней в окрестностях современной Анурадхапуры сравнительно хорошо сохранились дагобы Тхупарама (построенная королем Тиссой), Руанвели и Мирисавети.
Первой дагобой стала Тхупарама, внутри которой в камере, отделанной золотом и драгоценными камнями, была спрятана ключица Будды. Дагоба Тхупарама была полностью разрушена еще в VII в., а нынешнее сооружение было создано в 1862 г.
Дагоба Руанвели была возведена в 140 г. до н. э., в высоту она достигает 103 м. У ее подножия были сооружены четыре полукруглые алтарные площадки, декорированные скульптурами.
Ступа Джетаванарма — одно из самых высоких сооружений древнего мира (120 м высотой) и самая большая ступа в Шри-Ланке.
Самым притягательным местом в городе для буддийских паломников остается дерево Махабодхи и расположенный тут же храм Махабодхи. Это то самое дерево, выращенное из ветви священного дерева Бодхи в индийском городе Бодх-Гая, в тени которого Будда обрел просветление.
Жители города называют себя анурдхианцами. Все они живут в Новом городе, куда были окончательно переселены в 1950 г. Старый город стал музеем под открытым небом.
Те жители Нового города, кто не занят в обслуживании Старого, трудятся на нескольких предприятиях, перерабатывающих урожай зерновых и фруктов, собранный на окрестных полях. Многие занимаются кустарным промыслом, главным образом — резьбой по дереву, передавая это мастерство из поколения в поколение. Но основной доход дает все-таки обслуживание туристов и буддийских паломников, а также работа по поддержанию исторических памятников в хорошем состоянии.
Этнический состав: синегальцы — 91%, мавры — 6,5% тамилы — 1,5%, другие — 1%.
Цифры
Площадь: 7,2 км2 (в V в. — 256 км2).Население: 63 208 чел. (2011 г.).
Плотность населения: 8778,9 чел/км2.
Дагоба Джетаванарама: высота — 122 м, объем — 233 000 м3.
Дагоба Руанвели: диаметр купола — 83 м, высота — 60 м.
Удаленность: 205 км к север от Коломбо.
Климат и погода
Субэкваториальный.Самый засушливый месяц: июнь.
Относительная влажность воздуха: 50-75%, в зависимости от сезона и времени суток.
Экономика
Промышленность: пищевая.Центр пересечения дорог, связывающих основные города острова.
Речной порт и судоходство по реке Аруви.
Традиционные ремесла: резьба по дереву.
Сфера услуг: туристические, транспортные, торговые.
Достопримечательности
■ Культовые: пещерный храм Исурумуния (около III в. до н. э.), ступы (дагобы) Тхупарама (около 244 г. до. н.э.), Руанвели (II-I вв. до н. э.), Джетаванарама (III в. до н. э.) и Мирисавети (I в. до н. э., восстановленная), каменные статуи Будды (V в.), пещерный монастырь Исурумуния (V—VIII вв., рельефы), дерево и храм Махабодхи, статуя Самадхи, статуя Аукана Будда.
■ Исторические: купальни Куттам Покуна (Пруды-близнецы), парки Нандана и Махамега, водохранилище Басаваккулама.
Любопытные факты
■ Кроме принятия и распространения буддизма в Шри-Ланке у ланкийского царя Деванампиятисса есть и другая заслуга: еще в III в. до н. э. он основал в местечке Михинтале первый в мире природный заповедник.
■ По одной из версий город был назван в честь звезды в созвездии Скорпиона — Анурадха, что означает «свет».
■ Торговцы и паломники разнесли весть о красоте города Анурадхапура по всему свету, и он даже был отмечен на географических картах, составленных древнеримским географом и математиком Клавдием Птолемеем (около 100-170 гг.).
■ В 100 г. н. э. население Анурадхапуры составляло 130 тыс.чел.
■ Дерево Махабодхи является древнейшим из существующих деревьев с полностью документированной историей. Подлинное дерево Будды погибло, и на его месте высаживалось новое дерево из семян дерева Махабодхи, что все так же растет в Анурадхапуре. Дерево растет на террасе, на высоте 6,5 м над землей. Окружающая его стена была построена в древности, чтобы защитить дерево от диких слонов. Научное название дерева — ficus religiosa, он же — священная фига, фикус священный и фикус религиозный.
■ Мастера, построившие здания в Анурадхапуре, были столь искусны, что создали совершенно невероятную для того времени систему водоснабжения городских водохранилищ: не только через каналы на поверхности, но и через подземные трубы. Какими инструментами пользовались древние мастера, как они делали расчеты — неизвестно: рекомендации, которые в будущем должны были помочь в строительстве подобных сооружений, были собраны в едином руководстве, позднее безвозвратно утерянном.
■ У подножия дагобы Руанвели стоят поддерживающие ее каменные слоны. Всего фигур слонов — 1900: по 475 с каждой из четырех сторон.
■ На постройку ступы Джетаванарма ушло 93,3 млн обожженных глиняных кирпичей. Одновременно в ней могут разместиться 10 тыс. буддийских монахов.
■ В храме Исурмуния находится отпечаток стопы Будды, в который по традиции бросают монетку и загадывают желание. Здесь же находится один из самых знаменитых в мире барельефов: девушка на коленях у своего возлюбленного. Местная легенда гласит, что юношу зовут Салия, и он сын короля Дутугамуну. Его возлюбленная — Асокамала, девушка из низшей касты «неприкасаемых», ради которой Салия отказался от трона.