Древние деревни Северной Сирии
История
На северо-западе Сирии, на возвышенности Белус, которую также называют Известняковым массивом с высотами до 1000 м, там, где находятся мухафазы Халеб и Идлиб, сохранилось несколько десятков поселений, давно оставленных людьми. Сотни строений — жилых домов и хозяйственных построек — заброшены и постепенно ветшают и разрушаются.В мирное время за ними присматривали, и власти учредили для этого восемь археологических парков. Со всего мира приезжали сюда люди, чтобы увидеть, как жили в сирийских деревнях в эпоху Поздней античности и при Византии.
В древности здесь строили много, потому что северо-западные территории Сирии, в том числе близ реки Оронт, отличались плодородием, с них снимали богатый урожай пшеницы, ячменя, табака, хлопка, олив, винограда, кунжута. Расцвет сельского хозяйства пришелся на позднеантичное и раннехристианское время (I-VII вв.). На возвышенностях, среди гор, из местного известняка воздвигали крупные укрепленные поселения — с виллами и жилыми домами попроще, банями, маслобойнями. Одних только церквей насчитывалось более 2 тыс. Всего поселений около ста, самых известных и относительно сохранившихся осталось 40. Этим повезло в том отношении, что они стояли несколько в стороне от главных дорог.
В VII в. арабы покорили эти земли, торговые пути, связывавшие деревни, оказались разрушены. Политический и торговый центр переместился из расположенной неподалеку от деревень Антиохии в Дамаск. Постройки ветшали, и к Х в. все поселения оказались заброшенными.
Однако далеко не все мертвые города на самом деле таковыми являются. Например, по данным на 2004 г., в Аль-Баре (мухафаза Идлиб), что рядом с деревней, основанной в IV в., жило около 10 тыс. чел. Люди жили здесь даже тогда, когда арабы захватили эти земли. Жители оставались христианами, а сама Аль-Бара даже стала резиденцией епископа Антиохийского. В 1098 г. деревню захватили крестоносцы, но ее вернули себе мусульмане и построили в ней небольшую крепость. В XII в. после катастрофического землетрясения люди все-таки оставили Аль-Бару. Только в начале XX в. рядом с этим мертвым городом появилось новое поселение среди оливковых деревьев и вишневых садов.
Регулярные раскопки в древних деревнях Северной Сирии начались в 1899 г., вели их ученые из Принстонского университета (США). В связи с удаленностью места, трудностями с транспортом и охраной обнаруженных древностей раскопки неоднократно прерывались, а в отсутствие ученых — разграблялись местными жителями.
Споры в научном сообществе вызывает вопрос о том, являлись эти поселения деревнями или городами. Согласно одной гипотезе, это были деревни крестьян, разбогатевших на торговле оливковым маслом в позднеантичные времена. Сторонники этой точки зрения указывают на то, что поселения лишены специфических построек, например дворцов знати. Противники этой теории настаивают на том, что это все-таки города и процветали они за счет того, что стояли на оживленных торговых путях Византийской империи. В ходе арабских завоеваний эти торговые пути разрушили, что подорвало экономику городов, а их жители оставили свои дома, устремившись в другие города, начавшие разрастаться при династии Омейядов.
Север Сирии, где находятся древние деревни, — территория, по которой пролегали важнейшие торговые пути из Аравии к Средиземному морю и Малой Азии. К настоящему времени район в значительной степени утратил прежнее торговое значение.
Причиной, по которой жители оставили свои дома в деревнях на севере Сирии, стала цепь природных катастроф, обрушившихся на район, оказавшийся к тому же на границе между распространением христианства и ислама.
Археологи предложили систематизировать постройки древних деревень Северной Сирии по их местонахождению в горах.
Первая группа мертвых городов находится в расположенных на юге горах Эз-Завия. В этой группе сосредоточены самые ранние строения. Наиболее известная и одна из самых хорошо сохранившихся деревень — Сержилла, в ней сохранились храм, андрон — мужская часть дома, прочие жилые постройки и бани. Рядом — Рувейя, а в ней — мавзолей в виде античного храма, большая базилика. В Капроперии (арабы называют ее Кфар аль-Бара) есть трехэтажные дома, гробницы с пирамидальными крышами и пять церквей.
Во вторую группу входят поселения в центральных горах Аль-Ала и Бариша. Самые известные из них — Бакирха, где храм Зевса соседствует с христианскими церквями, а также Кальб-Луза с внушительной базиликой, посвященной, по всей видимости, архангелам Михаилу и Гавриилу. Притвор базилики выполнен в виде двух башен, что является характерной чертой разновидности сирийских храмов. Сохранился богатый декор храма: карнизы, архивольты, капители, обрамления арок, порталы с тонкой резьбой, монограммы Христа.
И, наконец, третья группа, что находится в северных горах Семан. В ней выделяется Фафертин с одной из древнейших, точно датированных христианских церквей постройки второй половины IV в., а также Хараб-Шамс, Мушаббак и Басофан с его церковью Святого Фоки. Самым же северным из мертвых городов является Кир с руинами базилики, под которой покоились мощи Святых Космы и Дамиана Аравийских, в честь которых город обрел второе название — Агиополис (Святой).
Заброшенные деревни Северной Сирии — своеобразная хронология в камне, тут можно прекрасно проследить формирование архитектуры христианских храмов: от незамысловатых домовых церквей, которые устраивались в жилых домах, и зальных церквей (например, в Кирк-Бизе) до больших трехнефных базилик в Хараб-Шамсе, Мушаббаке и Кальб-Лузе.
И повсюду, в каждой деревне, — останки громадных каменных давилен для олив и винограда, установленные непосредственно между жилыми домами. И еще — колонны непонятного назначения, высящиеся тут и там между остатками садов, в которых сохранились большие гранатовые и инжировые деревья.
В 2011 г. все эти поселения включили в список Всемирного наследия ЮНЕСКО под названием Древние деревни Северной Сирии. Их нынешнее состояние вызывает большое опасение, так как они находятся в зоне боевых действий, им грозит разрушение и разграбление. Особое беспокойство вызывает сохранность саркофагов IV-VI вв., а также раннехристианского монастыря и места паломничества Калъат-Симъан (крепость Симеона) в 35 км на северо-запад от Халеба.
В настоящее время руины древних деревень стали пристанищем для тысяч беженцев гражданской войны, обживших подвалы под домами, пещеры и даже древние погребения. Еще большую тревогу археологов вызывают бульдозеры, с помощью которых охотники за артефактами сдирают древнюю мозаику с полов домов и храмов, чтобы продать ее на черном рынке.
В условиях боевых действий ни ЮНЕСКО, ни Директорат по делам античных ценностей и музеев Сирии не в состоянии обеспечить сохранность уникального памятника, ценность которого заключается в том, что это не только отдельные древние строения, а целый район, дающий представление о жизни в древние эпохи.
Общая информация
Местонахождение: северо-запад Сирии.Административная принадлежность: мухафазы Халеб и Идлиб.
Время строительства: I-VII вв.
Оставлены людьми: VIII-X вв.
Язык: арабский.
Этнический состав: сирийские и палестинские арабы, армяне, курды.
Религия: ислам (сунниты — 90%).
Денежная единица: сирийский фунт.
Цифры
Территория заброшенных деревень: длина — 140 км, ширина — от 20 до 40 км.Общее количество деревень: до 100 (40 известных).
Общее количество построек: около 700.
Археологические парки: 8.
Климат и погода
Субтропический, полупустынный.Средняя температура января: +6°С.
Средняя температура июля: +28°С.
Среднегодовое количество осадков: 330 мм.
Относительная влажность воздуха: 60%.
Достопримечательности
Первая группа (горы Эз-Завия)
Сержилла (храм, андрон — мужская часть дома, жилые постройки и бани, V в.), Рувейя (мавзолей — 384 г., базилика — V в.), Капроперия (Кфар аль-Бара, жилые дома, гробницы и церкви, V-VI вв.).
Вторая группа (горы Аль-Ала и Барита)
Бакирха (храм Зевса — 161 г., церкви — V в.), Кальб-Луза (базилика архангелов Михаила и Гавриила, вторая половина V в.), Кирк-Биза (Кир, церковь IV в.).
Третья группа (горы Семан)
Фафертин (церковь, 372 г.), Басофан (церковь Святого Фоки, 491-492 гг.), Хараб-Шамс (базилика, IV-V вв.).
Прочие
Саркофаги (IV-VI вв.), монастырь Калъат-Симъан (476-490 гг.), музей с мозаикой из мертвых городов (Маргрет-эн-Нууман), замок Капота (II в.), базилика Хараб-Шамс (IV в.), храм Айн-Дара (XVIII вв. до н. э.)
■ Калъат-Симъан, или крепость Симеона, появился там, где служил и умер первый христианский столпник Симеон Столпник, по дороге в Африн. Монастырский ансамбль включает восьмиугольное главное помещение, в котором находилась 18-метровая колонна Симеона, на которой тот уединялся и проводил время в молитвах. Житие говорит, что Симеон получил от Бога дар исцелять душевные и телесные болезни, а также предвидеть будущее. Почитается в лике преподобных (святых из монахов) как в православной, так и в католической церкви. К сожалению, за долгие века паломники разобрали большую часть колонны на реликвии, и она теперь напоминает просто большой валун, установленный на постаменте.
■ Замок Калота в 20 км от Халеба (Алеппо) был изначально древнеримским храмом, но после принятия Римом христианства перестроен в базилику в V в., а впоследствии, в период войн между Византийской империей и арабской династией Хамданидов, базилика перестроена в крепость в X в.
■ Руины древних деревень Сирии превратились в территорию очень опасных игр для местных ребятишек. Когда они свободны от выпаса овец среди античных построек, то забираются на вершины построек на скорость. Мальчишки на вершине раскачивающихся древних построек позируют для редких туристов и журналистов.
■ Опираясь на исследования палеогеографов и специалистов в области климатологии, археологи пришли к выводу, что мусульмане, захватившие район древних деревень в Сирии, не стали селиться в домах местных жителей, потому что начался период высоких температур воздуха и засухи, превративших некогда плодородную землю в выжженную пустыню. Свою роль в том, что дома были поспешно оставлены, сыграли также землетрясение 555 г. и эпидемия бубонной чумы — так называемая Юстинианская чума 541-767 гг., охватившая всю Византийскую империю.
Любопытные факты
■ Город Кир (иногда его называют Кирр) основан, предположительно, македонским полководцем Антигоном I около 300 г. до н. э. Назван же или в честь одноименного македонского города, либо в честь персидского царя Кира.■ Калъат-Симъан, или крепость Симеона, появился там, где служил и умер первый христианский столпник Симеон Столпник, по дороге в Африн. Монастырский ансамбль включает восьмиугольное главное помещение, в котором находилась 18-метровая колонна Симеона, на которой тот уединялся и проводил время в молитвах. Житие говорит, что Симеон получил от Бога дар исцелять душевные и телесные болезни, а также предвидеть будущее. Почитается в лике преподобных (святых из монахов) как в православной, так и в католической церкви. К сожалению, за долгие века паломники разобрали большую часть колонны на реликвии, и она теперь напоминает просто большой валун, установленный на постаменте.
■ Замок Калота в 20 км от Халеба (Алеппо) был изначально древнеримским храмом, но после принятия Римом христианства перестроен в базилику в V в., а впоследствии, в период войн между Византийской империей и арабской династией Хамданидов, базилика перестроена в крепость в X в.
■ Руины древних деревень Сирии превратились в территорию очень опасных игр для местных ребятишек. Когда они свободны от выпаса овец среди античных построек, то забираются на вершины построек на скорость. Мальчишки на вершине раскачивающихся древних построек позируют для редких туристов и журналистов.
■ Опираясь на исследования палеогеографов и специалистов в области климатологии, археологи пришли к выводу, что мусульмане, захватившие район древних деревень в Сирии, не стали селиться в домах местных жителей, потому что начался период высоких температур воздуха и засухи, превративших некогда плодородную землю в выжженную пустыню. Свою роль в том, что дома были поспешно оставлены, сыграли также землетрясение 555 г. и эпидемия бубонной чумы — так называемая Юстинианская чума 541-767 гг., охватившая всю Византийскую империю.