Идлиб (мухафаза, город)
География
Сирийская мухафаза Идлиб — область на северо-западе страны. Центральная часть мухафазы и ее северные районы, примыкающие к границе с Турцией, заняты плато, поднимающимся до высоты около 600 м. Плато представляет собой останки гор, разрушенных в течение миллионов лет и превратившихся в каменистую местность, прорезанную неглубокими ущельями, отмечающими русла древних рек. На плато мало растительности, очень жаркое лето. В то же время тут выпадает довольно много осадков для в целом засушливой части Ближнего Востока. Но вода быстро просачивается либо испаряется.Плато находится в окружении песчаной пустыни, где растительности еще меньше.
Единственная постоянная крупная река — Оронт (Эль-Аси) — протекает в западной части территории мухафазы Идлиб. Но это сравнительно небольшой участок реки, идущий с севера на юг — от границы с Турцией до мухафазы Латакия, к востоку от хребта Джебель-Ансария, где протянулась еще одна цепь — Джебель Эз-Завия. Тут река образует долину — часть еще более широкой долины Аль-Габ с плодородными угодьями, орошаемыми извилистой рекой Оронт.
История мухафазы и города
История мухафазы Идлиб схожа с историей других областей Сирии уже в том, что ее земли и города неоднократно переходили из рук в руки: в разное время ими владели римляне, византийцы, сельджуки, мамлюки, крестоносцы, турки-османы и французы.Самые старые из известных государственных образований на территории мухафазы Идлиб — древние царства Нухассе и Лухути. Упоминание о царстве Нухассе встречается в различных ближневосточных исторических документах: указывалось, что в 3-2 тыс. до н. э. оно находилось между городом-государством Мари на берегу Евфрата в Северной Сирии и городом-государством Хамат (нынешний город Хама) в центральной части Сирии.
Что же касается арамейского сирохеттского царства Лухути, оно образовалось вокруг нынешнего Халеба (Алеппо), его название несколько раз менялось из-за династических распрей. Существует гипотеза, что Нухассе и Лухути на самом деле — одно царство, управлявшееся царем Заккуром.
Как бы то ни было, оба или одно, они оказались завоеваны Ассирией. Относительно царств Нухассе и Лухути: ученые спорят на научных симпозиумах, но единства во мнении относительно этих загадочных царств пока нет.
Крестовые походы стали, пожалуй, одной из самых мрачных страниц в истории края. В 1098 г., во время Первого крестового похода, крестоносцы под предводительством Раймунда Тулузского и Боэмунда I штурмовали Антиохию, и у них закончилась провизия. В середине декабря, подойдя к Мааррету, крестоносцы буквально умирали от голода. Тем не менее у них хватило сил взять город приступом, уничтожив 20 тыс. жителей. И тогда же, по письменному признанию историографов крестоносцев, в городе начался повальный каннибализм.
Когда Сирию захватила Османская империя, на протяжении всего ее существования, с XVI до XIX в., Идлиб находился в статусе «када» — административного центра одного из районов вилайета Алеппо. Тогда же он стал центром выращивания олив, и тогда же в Идлибе стали изготавливать знаменитое идпибское мыло, поставлявшееся даже ко двору султана Блистательной Порты. Европейские путешественники приходили в восторг от Идлиба, а один из них написал, что Идлиб «весь в зелени олив, что радует глаз в этом, в целом уныло выглядящем уголке Ближнего Востока».
Мухафаза Идлиб находится в стратегически важном месте — на пути, связывающим юг Сирии со столицей Дамаском и северные области.
Ушла в прошлое эпоха, когда по всему Идлибу процветали богатые торговые города, чеканившие собственные монеты. Они превратились в центры сельскохозяйственных районов.
Основная масса населения мухафазы Идлиб проживает в городах и на северо-западе области. Здесь в долине Оронта сосредоточены основные сельскохозяйственные земли мухафазы. Развитию и поддержанию земледелия на севере мухафазы способствует еще и то, что повсеместно довольно много источников пресной воды, бьющих из-под земли, особенно в районе Салькина.
Города мухафазы — древние торговые поселения на караванных путях, на месте которых теперь проложены автодороги.
Административный центр мухафазы — город Идлиб. Неизвестна даже приблизительная дата основания этого торгового города. О возрасте города Идлиб можно судить по находящейся к северу от него древней Эбле, разрушенной еще в 1600 г. до н. э. В Эбле обнаружены 16 тыс. глиняных табличек, относящихся к 3 тыс. до н. э. Они стали неопровержимым доказательством существования первых крупных городов-государств древней цивилизации на северо-западе Сирии, и среди них — Идлиба.
В настоящее время большинство населения Идлиба занято в сельском хозяйстве. В окрестностях города очень плодородная почва, тут снимают хорошие урожаи хлопка, пшеницы, олив, инжира, винограда, томатов, кунжута и миндаля. Также здесь выращивают прекрасный хлопок. Из последнего изготавливается ткань, окрашенная в черный цвет, с уникальной вышивкой.
Промышленность развита крайне слабо: имеются несколько небольших стекольных фабрик и мыловаренное производство. К слову, ароматное мыло, изготовленное в Идлибе, продавалось по всему Ближнему Востоку и даже в городах Европы. Но в условиях гражданской войны промышленность пришла в окончательный упадок.
Самый известный город — Мааррет-эн-Нууман — стоит на автостраде Халеб — Хама, неподалеку от «мертвых городов» Северной Сирии — Бара и Серджиллы. Точная дата его постройки неизвестна, но сохранилось описание 891 г., оставленное арабским историком, географом и путешественником аль-Якуби, который уже тогда писал про «очень древний город, лежащий в руинах…». В начале нашей эры основное население города составляли арабы племени таглиб. В 638 г. они сдались на милость осадивших город мусульман. Древние греки называли город Арра, крестоносцы дали ему имя Mappe. Нынешнее название появилось в результате соединения двух имен и имени Ан-Нумана ибн Башира — соратника пророка Мухаммеда во времена правления халифа Муавии. В этих же местах похоронены еще несколько сахабов (сподвижников) пророка, и среди них — его знаменосец Италла бен Рабах.
О возрасте городов мухафазы можно судить, например, по Эрихе: первое поселение на месте города возникло около 5 тыс. лет назад, а при римлянах, оставивших множество построек, превратившихся в руины, Эриха была известным центром паломничества к древнеримским языческим храмам.
Некоторые римские постройки используются и поныне, как каменный мост в Джиср-эш-Шугуре. Римляне построили его во II в., мамлюки укрепили в XV в., сохранив фрагменты римской постройки.
Стратегически важное расположение мухафазы стало причиной ожесточенных боев между сирийскими правительственными войсками, отрядами вооруженной оппозиции и международных террористов.
Общая информация
Местонахождение: северо-запад Сирии.Административный статус: город и мухафаза (область) в Сирии.
Административное деление мухафазы: 5 минтаки (районов) — Эриха, Харим, Идлиб, Джиср-эш-Шугур и Мааррет-эн-Нууман.
Административный центр: город Идлиб — около 165 000 чел. (2010 г.).
Города: Мааррет-эн-Нууман — около 58 000 чел. (2004 г.), Хан-Шейхун — 55 843 чел. (2012 г.), Эриха — 55 017 чел. (2008 г.), Джиср-эш-Шугур — 44 322 чел. (2010 г.), Серакиб — 39 901 чел. (2013 г.), Маарет-Мисрин — 37 490 чел. (2013 г.), Салькин — 23 700 чел. (2004 г.).
Учреждение мухафазы Идлиб: 1943 г.
Языки: арабский, курдский, турецкий, армянский.
Этнический состав: сирийские и палестинские арабы, курды, армяне.
Религии: ислам (суннизм, исмаилизм, алавизм), христианство (православие, католицизм).
Денежная единица: сирийский фунт.
Соседние страны и мухафазы: на северо-западе — Турция, на востоке — мухафаза Халеб, на юге — мухафаза Хама, на западе — мухафаза Латакия.
Цифры
Площадь мухафазы: 6097 км2.Население мухафазы: около 1 501 000 чел. (2011 г.).
Плотность населения мухафазы: 246,2 чел/км2.
Удаленность (город Идлиб): 55 км к юго-западу от Алеппо.
Самая высокая точка: 820 м (г. Синн-аль-Джамал).
Климат и погода
Средиземноморский, субтропический.Лето жаркое и сухое, зима дождливая и прохладная.
Средняя температура января: +6,5°С.
Средняя температура июля: +27°С.
Среднегодовое количество осадков: 470 мм.
Относительная влажность воздуха: 65%.
Экономика
Промышленность: пищевая (маслобойная, производство сока), легкая (мыловаренная).Сельское хозяйство: растениеводство (пшеница, ячмень, чечевица, хлопок, фисташки, оливки, виноград, лимон, апельсин, оливы, шелковица, овощи, табак), животноводство (овцы, козы).
Традиционные ремесла: вышивка на черной хлопчатобумажной ткани (Серакиб).
Сфера услуг: туристические, транспортные, торговые.
Достопримечательности
Исторические
Руины каменного моста (Джиср-эш-Шугур, древнеримские фрагменты II в., мамлюкская перестройка XV в.), караван-сарай (Джиср-эш-Шугур, постройка 1660-1675 гг., восстановлен в 1826-1827 гг.).Город Идлиб
Курганы, Региональный музей.Город Мааррет-эн-Нууман
Большая мечеть (1170 г., перестроена после землетрясения), медресе Абу Аль-Фарауис (1199 г.), караван-сараи Мурада-паши (Городской музей, 1563 г.) и Асаад-паши Азема (1782 г.).Древние деревни Северной Сирии
Любопытные факты
■ Историки и археологи утверждают, что древнее царство Нухассе, что существовало на территории нынешней мухафазы Идлиб, играло важную роль на Ближнем Востоке. Упоминание об этом царстве содержится на десятке глиняных табличек из Тель-Эль-эАмарнского архива, также именуемого Амарнскими письменами. Архив на аккадском языке представляет собой собрание дипломатической переписки правителей Древнего Египта во времена Нового царства с их послами в Восточном Средиземноморье (Ханаане и Амурру), а также царями других могущественных держав региона, включая и Адду-нирари, царя Нухассе.■ 17 000 глиняных табличек из Тель-Эль-эАмарнского архива находятся в Региональном музее Идлиба и являются главной городской достопримечательностью, до гражданской войны привлекавшей множество туристов.
■ Имя царя Заккура, правившего здесь примерно в 785 г. до н. э., содержится в тексте на уникальном археологическом памятнике — Стеле Заккура (Закира). Каменная стела размером 63 х 23 см, созданная примерно в 805-775 гг. до н. э., найдена в 1903 г.
в окрестностях Халеба (Алеппо). Текст на арамейском языке сообщает о «царе Заккуре, царе Хамата и Луаша». В тексте упомянут также Баалшамайян, собственный бог города-государства Хамат.
■ В городе Мааррет-эн-Нууман жил и творил великий арабский философ и поэт слепой от рождения — Абу Аля аль-Маарри (973-1057 гг.). Одно из множества его произведений — «Послание о помиловании» — вдохновило Данте на создание «Божественной комедии».