Верхний город Брюсселя

Верхний город Брюсселя

Респектабельный Брюссель

Скажем, квартал Мароль сложился еще в XII в., но основную его часть занимает построенный в 1866-1883 гг. Дворец Правосудия, который за его величину и визуальную тяжеловесность брюссельцы прозвали «мамонтом». При возведении дворца было снесено немало средневековых строений Мароля. Иногда этот квартал относят к Нижнему городу, особенно когда речь заходит о красоте и готическом изяществе церкви Нотр-Дам де ла Шапель с барочной колокольней, в свое время построенной за городской стеной (в первом ее варианте). Здесь похоронен великий фламандский художник Питер Брейгель Старший (1525-1569 гг.).
Напомним, в 1830 г. Бельгия обретает статус независимого (на тот момент — от Нидерландов) королевства, и вот тогда-то Верхний город начинает расти уже стремительно, менее чем за век увеличивая население Брюсселя почти на 100 тыс. человек. Неудивительно: здесь было гораздо больше свободного для нового строительства места, чем в Нижнем городе, а прилегающие леса обладали настолько живописными природными ландшафтами, словно сами просились преобразовать их в парки, что и было сделано с большим вкусом и толком. Появляются все новые и новые здания государственного значения, в основном в духе неоклассицизма, часто с вкраплениями явных архитектурных и декоративных акцентов виде фресок и скульптур в стиле неоренессанса и неоампира.
Центр Верхнего города — Королевский дворец и Дворцовая площадь, представляющие собой гармоничный ансамбль. Кому-то, по первому впечатлению, он напоминает венский Хофбург, и такое впечатление небезосновательно. Королевский дворец с прилегающим к нему Брюссельским (Королевским) парком начал строиться в конце XVIII в., фасад его был закончен в 1900-е гг., и стоит он на холме Куденберг на месте сгоревшего в 1731 г. замка герцогов Брабантских.
Но вот что касается Королевских музеев изящных искусств, то тут многие другие города Европы могут, что называется, «снять шляпу». Художественные коллекции действительно начали собирать короли, но после 1830 г. все собранные ими сокровища искусства принадлежат государству, и музеи тоже — государственные.
Это богатейший комплекс художественных собраний, представленных в Музее старинного искусства (фламандское и голландское искусство, французская и итальянская живопись); Музее современного искусства, где представлены в основном творения выдающихся бельгийских художников; Музее художника-романтика и скульптора XIX в. Антуана-Жозефа Вирца и реалиста, тоже художника и скульптора и тоже XIX в., Константина Менье. Эти коллекции начали формироваться в конце XVIII в., когда удалось вернуть из музеев и частных собраний во Франции шедевры фламандских художников Брейгеля Старшего, Рубенса, ван Дейка, Кранаха Старшего и других всемирно известных мастеров. Не менее громкие имена включают в себя голландская, французская и итальянская коллекции. Сегодня в Королевских музеях выставлено и хранится около 20 000 произведений живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства.
В Брюсселе всего около 20 государственных крупных музеев, включая Музей знаменитого художника-сюрреалиста Рене Магритта, а если же считать их филиалы, то и больше, а небольших частных — еще, наверное, минимум 40, и в каждом можно найти что-то интересное или забавное. Среди музеев Верхнего города большой славой пользуется Музей музыкальных инструментов. По двум причинам. Здесь представлено более 8000 академических, традиционных и народных инструментов, это третий в мире по качеству собрания и количеству экспонатов музей музыкальной культуры. А сам музей размещается в здании бывшего универмага «Старая Англия» в стиле ар-нуво — тоже выдающегося произведения архитектора Поля Сентенуа.
Верхний город исторической части Брюсселя (Пинт Ринга, или Пентагона) относится главным образом к правой, западной его части. Здесь нет такого количества узких улочек, как в Нижнем городе, гораздо больше просторных площадей, монументальных зданий эпохи неоклассицизма в архитектуре и ландшафтных парков в классическом стиле.
Еще каких-то сто лет назад Брюссель был воплощением европейского городского уюта и солидной буржуазной стабильности во всех смыслах этих слов. Время неизбежно меняет смыслы.
И в Нижнем, и в Верхнем городе можно увидеть шедевры бельгийского ар-нуво — творения знаменитого архитектора Виктора Орта и его последователей. Некоторые из этих особняков авторства Орта, носящие имена их заказчиков — дома Расселя, Этвельде, Сольве, — и его собственный дом (ныне Музей Орта) хороши настолько, что внесены (по отдельности) в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Стиль ар-деко представлен в Верхнем городе монументальной базиликой Сакре Кёр, строительство которой началось в 1905 г., ее изысканный силуэт хорошо заметен со всех точек города.
В XX в. Брюссель приобрел новые достопримечательности. И за пределами все же достаточно условной границы Верхнего города, несмотря на обрамление ее бульварами, есть достопримечательности, которых тоже нельзя пропустить. Это парк «Мини-Европа», где представлены в миниатюре, в масштабе 1:25, самые известные достопримечательности разных стран. Там же находится и Атомиум — сооружение, созданное как символ «атомного века» к Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 г.
Произнося «Брюссель», сегодня бельгийцы подразумевают весь Брюссельский столичный регион. А если брать во внимание тот факт, что Брюссельская агломерация выходит за его границы, то вполне можно считать, что население Брюсселя — около двух миллионов человек. Это одна из крупнейших агломераций Западной Европы.
Что такое — жить в Брюсселе сегодня? Это, во-первых, владеть по крайней мере тремя языками — официальными французским и фламандским диалектом нидерландского плюс английским, ибо Брюссель — город многонациональный. Во-вторых, относиться ко всему и ко всем дружелюбно и выдержанно, к чему обязывает среди прочих причин и неофициальный, но вполне реальный статус «столицы Евросоюза». Но в наше время соблюдать последний принцип стало крайне сложно: настолько смешанным выглядит сейчас население Брюсселя. Невозможно и корректно отобразить этнический состав жителей города. Известны такие цифры из недалекого его прошлого: в начале 1960-х гг. в Брюсселе жило около 8% иммигрантов, и в основном это были выходцы из других стран Европы, к 2014 г. иммигрантов было уже около 56%, рожденных в Бельгии их детей — около 30%, и среди этих людей преобладают уже не европейцы, а выходцы из Африки и с Ближнего Востока.
В 2015 г. Европу, как известно, накрыл новый мощный вал беженцев из этих регионов, причем невозможно установить достоверно, из каких именно стран они прибывают, многие не имеют никаких документов или имеют, но сомнительные. В Брюссель беженцы стремятся с особым энтузиазмом еще и потому, что здесь находятся «начальники», заседает Еврокомиссия — правительство Европейского союза и всегда можно быстро организовать какую-нибудь скандальную акцию.
Ошибочно считать всех вновь прибывших не признающими европейских законов и правил, кроме одного, их собственного: «Вы нам обязаны предоставить все, что мы хотим». А реальность нашего времени в Брюсселе такова: стоит отойти буквально на пару десятков метров от образцово чистой и нарядной Гран-Пляс или неоклассических зданий Верхнего города, его ухоженных газонов и парков, и глазам предстанет прямо противоположная картина. Так обстоят дела сейчас. А что будет завтра — не может предсказать никто, даже чиновники Евросоюза. Коренные жители Брюсселя изо всех сил стараются сохранить его традиционный уклад и имидж — и не одними только благими порывами-призывами. Они создают общественные волонтерские союзы, стараются и не уступать позиций в привычном для них образе жизни, и в то же время находить на основе принципов толерантности и политкорректности общий язык с теми из иммигрантов, кто желает и способен интегрироваться в европейское сообщество.

Верхний город Брюсселя на карте


Общая информация

Район Брюсселя — столицы Бельгии и административного центра Брюссельского столичного региона.
Время основания поселения на месте будущего города: приблизительно 580 г.
Первое письменное упоминание Брюсселя: 977 г.
Официальная дата основания Брюсселя: 979 г.
Столица Королевства Бельгия: с 1830 г.
Дата основания Брюссельского столичного региона: 18 июня 1989 г.
Административно-территориальное деление региона: 19 муниципалитетов.
Денежная единица: евро.
Языки (официальные): французский и нидерландский (фламандский вариант).
Этнический состав: валлоны (преобладающая часть коренного населения), а также французы, немцы, голландцы, итальянцы, евреи, выходцы из стран Северной Африки, Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии и др.
Религии: среди коренных жителей: католицизм — до 70%, протестантизм — около 1%, иудаизм — около 2%, неясного вероисповедания или атеисты — 27%; среди иммигрантов, которых в городе свыше половины населения: ислам — до 7%, остальные — неясного вероисповедания или атеисты.
Река: Сенне (скрыта).
Аэропорты: официальное название международного аэропорта в г. Завентеме в 11 км от Брюсселя — Аэропорт Брюсселя, Добро пожаловать в Европу!, в 46 км — международный аэропорт Шарлеруа.

Цифры

Площадь исторической части города: 32,61 км2.
Население исторической части города: около 150 000 чел.
Площадь столичного региона: 161,38 км2.
Население региона: 1 192 834 чел. (2015 г.).
Плотность населения исторического центра: около 4600 чел/км2.
Плотность населения региона: 7391,5 чел/км2.
Средняя высота Брюсселя над уровнем моря: 13 м.

Климат и погода

Морской умеренный.
Средняя температура января: +3,2°С.
Средняя температура июля: +18°С.
Среднегодовое количество осадков: 821 мм.

Экономика

Сфера услуг: банковские, обслуживание структур Евросоюза, бизнес-услуги, торговля, туризм.

Достопримечательности

Королевский дворец (XVIII-XX вв.) и Дворцовая площадь.
Королевский Дворец Правосудия (1866-1883 гг.).
Королевские музеи (в пригороде Брюсселя Икселе находятся два музея художников, входящих в состав Королевских музеев, — музеи Вирца и Менье).
Королевский (Брюссельский) парк, в котором находятся Королевский парковый театр, концертный зал «Воксхолл» и музыкальные беседки.
Дворец наций (1779-1783 гг.)
Дворец изящных искусств (1922-1928 гг.).
Кафедральный собор Св. Михаила и Гудулы (готика и элементы других стилей, XII-XVI вв.).
Церковь Святого Иакова на холме Куденберг (неоклассицизм, 1776-1787 гг.).
Базилика Сакре Кёр — Святого Сердца Иисуса (ар-деко, 1905-1970 гг.).
Холм искусств.
Квартал Саблон.
Площадь Мучеников (Павших за свободу).
Церковь Нотр-Дам дю Саблон (готика, основана в 1304 г.)
Квартал Мароль (заложен в XII в.) — церковь Нотр-Дам де ла Шапель (романо-готический стиль, пламенеющая готика, барокко, XIII-XVIII вв.). Дворец вина, госпиталь Святого Петра и дом, где жил знаменитый художник Питер Брейгель Старший, блошиный рынок на центральной площади квартала.
Парк Пятидесятилетия (независимости Бельгии) 1880 г. с Триумфальной аркой (1905 г.) и двумя павильонами, в которых расположены музей Автомир с коллекцией старинных автомобилей и Королевский музей армии и военной истории.

Любопытные факты

■ В Королевском саду в одной из ложбин есть почти незаметный среди зелени постамент с маленьким мраморным бюстом Петра I и надписью: «В мае 1717 года здесь был государь-император Пётр Романов
и весело провел время». Речь — об амурном приключении. В Брюсселе Пётр произвел большое впечатление своей богатырской статью, особенно надам. На приеме в его честь ему приглянулась одна красавица, и он без всяких церемоний взял ее за руку и увел в лес, который тогда еще не был парком. А барышня, хоть и была из знатного рода, ничего против не имела.
■ Еще в середине XX в. в столице Бельгии было 110 действующих церквей. В XXI в. почти треть из них отслужили последние в своей истории мессы и были закрыты по той причине, что все меньше верующих их посещают и церкви просто не имеют средств, чтобы поддерживать свою деятельность. Власти города называют этот процесс «десакрализацией» и стараются переформатировать освободившиеся здания в объекты общественно-культурного значения, а то и в небольшие овощные рынки, но не забывают реставрировать их внешний облик.
■ Street art — уличное искусство — неотъемлемая часть эстетической среды практически всех городов Европы, включая и самые маленькие. Но граффити граффити рознь как по уровню художественного исполнения, так и по содержанию. В Брюсселе эти рисованные послания в жанре комиксов (а комиксы и придумали в Брюсселе) нередко имеют агрессивный посыл. К тому же их стало так много, что они искажают исторический облик города. В 2009 г. была создана служба по уничтожению слишком назойливых и вызывающих уличных красочных композиций. Назвали эту организацию «Микеланджело» с подчеркнуто альтернативным смыслом. Свои услуги для владельцев общественных зданий и магазинов «Микеланджело» предоставляет бесплатно, работают там в основном волонтеры.
■ В Королевском дворце королевская бельгийская семья не живет, предпочитая ему дворец Лаке в одноименном пригороде; дворец в Верхнем городе используется для официальных церемоний.
■ Около половины взрослого населения Брюсселя не состоит в официальном браке.
Города Европы

6
0
3 782
Бельгия

Предыдущие публикации


Добавить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Наверх