Пинд (горы)
Горы Греции
Происхождение названия греческих гор Пинд всегда вызвало большой интерес, но в научной среде нет единства мнений по этому вопросу, существует много версий. В основе названия, вероятно, находится кельтское слово, обозначавшее гору. Есть и схожие по звучанию названия гор от той же основы: Апеннины, Пеннинские горы…Еще в Древней Греции именем Пинд (Пиндос) называли горную местность, отделяющую район Эпир от таких же исторических частей древней Эллады — Македонии и Фессалии.
Это название, упоминаемое в древних документах о правлении царей, существовало наравне с другим, еще более древним — Мецовон, которое использовали местные жители, говоря о центральной части гор — между долинами рек Аспропотамос и Вьоса. С течением времени имя Пинд вытеснило Мецовон, от которого осталось лишь название горного селения Мецовон неподалеку от перевала Катара, на дороге, которая пересекает Пинд.
Горы Пинд находятся в юго-западной части Балканского полуострова, на севере Греции, протянувшись на двести километров параллельно восточному берегу Ионического моря.
С точки зрения исторической геологии Пинд — южная часть большой дуги горных цепей, тянущейся от самих Альп через Динарические Альпы (Динариды) и продолжающаяся на южных Эгейских островах.
Некоторые ученые предлагают считать северным участком самого Пинда горы на юге Албании, другие считают, что это противоречит общепризнанной научной точке зрения.
Горы считаются невысокими, они поднимаются немногим выше 2500 м, а состоят из нескольких хребтов, разделенных глубокими речными долинами. Есть в Греции горы и повыше, но Пинд остается крупнейшей по площади горной системой страны.
На всем протяжении горы Пинд сложены известняком, сланцами, песчаником и флишем — морской осадочной горной породой. Повсеместно распространены карстовые формы рельефа, воронки, провалы, пещеры.
Ландшафты Пинда меняются от глубоких каньонов до высоких гор, от речных долин до ущелий горных плато.
Растительность Пинда — типично средиземноморская, представлена в основном кустарниками (главным образом можжевельником) и участками лесов — смешанных (дуб, бук, клен, граб, ива, липа) и хвойных (ель, сосна). На территории национального парка Викос-Аооса произрастает около 1700 видов растений, много цветов, в том числе эндемичных.
В речных долинах большие колонии белой цапли и колпицы, встречаются редкий далматинский пеликан, красный коршун и степная пустельга. Водятся здесь и крупные хищники: медведь, рысь, олень, волк, дикие козы и кабаны, шакал.
Всему этому природному великолепию угрожают вырубка лесов под пастбища и расширение баз горного туризма и лыжных курортов. Из-за этого в Пинде участились катастрофические оползни и обрушение целых горных склонов.
С целью сохранить природу гор греческие власти создали национальные парки Северный Пинд и Викос-Аоос (Вьоса).
В региональном отношении принято делить Пинд на Северный и Южный.
Северный — территория децентрализованной администрации Эпир и Западная Македония, здесь находится высочайшая вершина Пинда — гора Змоликас — вторая по высоте гора в Греции после Олимпа (2917 м), протекают реки Арахтос и Вьоса. Южный Пинд находится в децентрализованной администрации Фессалии и Центральной Греции, это край фессалийских равнин и горного хребта Аграфа.
Так как горы Пинд относительно невысокие, они никогда не считались значительным препятствием ни для торговли, ни для военных переходов и скорее служили связующим звеном между культурами, чем преградой.
Этническая картина Пинда не отличается пестротой, так как между всеми его уголками всегда была связь и никто не оказывался отрезанным от мира на долгое время.
Согласно древнегреческой мифологии, Пинд — место, где обитают Аполлон и Музы, покровительствовавшие искусствам, и в особенности поэзии, окруженное романтическим ореолом, предназначенное для людей творческих и возвышенных. В поэтическом языке Пинд был символом поэтического искусства. Традиция эта перешла из древнегреческой поэзии в древнеримскую литературу, оставив след в европейской литературе Средневековья и нового времени. Александр Пушкин не обошел вниманием в своих стихах столь замечательный объект, посвятив ему, правда, довольно саркастические строки: «Положим, что на Пинд взобравшися счастливо, поэтом можешь ты назваться спра-ведл и во…» («К другу-стихотворцу»).
В древности Пинд был районом самого северного расселения беотов: ахейцев, минийцев и кадмейцев — жителей самой обширной из стран средней Греции.
Считается, что одна из вершин Пинда — гора Бойон — дала название самой стране беотов, просуществовавшей до расцвета Римской империи.
Большинство населения района Пинда — греки. Значительную часть жителей составляют иммигранты и беженцы различных национальностей, в основном из Южной Азии, Балкан, Восточной Европы и Кавказа: албанцы, пакистанцы, индийцы, афганцы, цыгане, румыны, болгары, русские, грузины, турки и казахи. Историческое соседство с Албанией оказало воздействие на греческий язык жителей Пинда: в их диалектах содержится много заимствований из албанского языка.
Кроме греков и албанцев в Пинде — в его северной части — проживает народ арумыны, чье название, предположительно, происходит от латинского «римляне». Вероятно, так оно и есть, потому что арумыны образовались в результате смешения местных иллирийских племен с римлянами, когда Балканы входили в состав Римской империи. Что до буквы «а», то она стоит почти перед всеми словами в арумынском языке, начинающимися с «р».
В основном население Пинда проживает в многочисленных деревнях, некоторые из которых претендуют на звание самых высокогорных населенных пунктов страны, вроде Этомилицы, Като-Вермио, Периволи, Смиши и Самарины. Последняя расположилась на восточном склоне высочайшей пиндской горы Змоликас на высоте полутора километров.
Некоторые села объявлены историческим наследием: например, те, что находятся в районе Загори. Согласно греческим законам, все новые здания в Загори должны возводиться из местного камня и других здешних традиционных материалов и в соответствии с местными особенностями архитектуры.
Шедевры горной традиционной архитектуры — несколько причудливо изогнутых каменных арочных мостов над рекой Вьоса, которые служили горцам связью с внешним миром, пока в 1950 г. в горах не проложили автодорогу.
Сельское население долин Пинда занимается главным образом выращиванием пшеницы и виноделием, отгонным скотоводством (овцеводство: летом — в горах, зимой и осенью — в долинах) и выращиванием особых пород коз, из густой и шелковистой шерсти которых жители Пинда исстари делают ткани и ковры.
Природная достопримечательность Пинда — множество вертикальных пещер, известных местным жителям с незапамятных времен. Пещеры глубокие — около полукилометра. Большинство пещер получили имена, связанные с древнегреческой мифологией: Провал Одиссея, Бездна Эпоса…
Общая информация
Местонахождение: юго-запад Балканского полуострова, Греция.Географические районы: Северный и Южный Пинд.
Горные хребты: Атаманика, Аграфа, Войо.
Города: Янина — 80 371 чел. (2001 г), Козани — 53 880 чел. (2011 г.), Кастория — 16 958 чел. (2001 г.).
Языки: греческий, албанский.
Этнический состав: греки, албанцы, арумыны.
Религии: католичество, православие.
Денежная единица: евро.
Реки: Альякмон, Вьоса (Аоос), Аспропотамос, Арахтос, Сарандапорос.
Озеро: Драколимни (Драконье).
Цифры
Протяженность: с северо-запада на юго-восток — 230 км.Ширина наибольшая: 70 км.
Самая высокая точка: гора Змоликас (2637 м).
Прочие вершины: Тимфи (2497 м), Лакмос (2374 м), Граммос (2523 м), Василице (2249 м), Лигкос (2177 м), Войо (1805 м).
Климат и погода
Переходный от влажного субтропического к средиземноморскому.Средняя температура января: +4,7°С.
Средняя температура июля (в долинах): +24,8°С.
Среднегодовое количество осадков: 1180 мм.
Относительная влажность воздуха: 70%.
Экономика
Сельское хозяйство: растениеводство (пшеница, табак, бобовые, овощи, фрукты), животноводство (овцы, козы).Лесное хозяйство.
Горно-климатические и лыжные курорты: Василица, Като-Вермио.
Традиционные ремесла: изготовление пастушьих посохов, вышивка, ковры-флокати, изделия из камня.
Сфера услуг: туристические, транспортные, торговые.
Достопримечательности
Природные
Национальные парки Северный Пинд и Викос-Аоос (долины рек Викос и Вьоса).
Озеро Драколимни (Драконье).
Вертикальные пещеры Проватина (глубина 408 м) и Эпос (451 м).
Исторические
Каменный одноарочный мост (поселок Коница, река Вьоса, построен около 1870 г., восстановлен в 1913 г.).
Культовые
Монастыри Св. Николая (Мецовон, XIV в.) и Стомиу (Коница, XVIII в.).
Город Янина
Пещера Перама (1,5 млн лет).
Городские стены (X в.).
Крепость Ич-Кале (1082 г.)
Остров Янины, Старая крепость (1615 г.).
Город Кастория
Церкви Св. Николая (XII в.) и Панайия-Кумбелидики (X-XV вв.).
Монастырь Майнотис (XI-XIV в.).
Особняк Айвазис (XVII в.).
■ Драколимни, или Драконово озеро, упоминается в местных легендах, рассказывающих о давних временах, когда в горах Пинд жили драконы. Драконы обладали буйным нравом, постоянно нападали друг на друга, швыряя в противника громадными кусками скалы, что выламывали лапами. Так, если верить преданиям, сформировался нынешний пейзаж озера с хаотично разбросанными по берегам каменными глыбами. К слову, в озере обитает разновидность тритона, именуемая здесь дракакия. Считается, что тритоны внешне — многократно увеличенные — похожи в представлении людей на сказочных драконов и что озеро получило название именно из-за тритонов.
■ Во время Гражданской войны в Греции (1946-1949 гг.) поселок Аэтомилица стал резиденцией левых повстанцев из Демократической армии Греции (вооруженных отрядов Коммунистической партии Греции). В этой же пиндской деревне лидер коммунистов Маркое Вафиадис (1906-1992 гг.) создал временное «горное правительство» страны.
■ Самыми известными представителями народа арумыны являются всемирно известный австрийский дирижер Герберт фон Караян (1908-1989 гг.) и мать Тереза Калькуттская (1910-1997 гг.) — католическая монахиня, лауреат Нобелевской премии мира (1979 г.), в 2003 г. причисленная католической церковью к лику блаженных.
■ Самарина — самый известный арумынский поселок в мире, где свято чтут обычаи предков. Каждый год, 15 августа, в день церковного праздника Успения Богородицы, в селе собираются выходцы из Самарины со всего мира на праздник села. На площади перед собором они исполняют «Корлу Ман», или Великий танец: тысячи людей берутся за руки, образуя подобие хоровода, и медленно, торжественно движутся по часовой стрелке, исполняя традиционные песни.
■ В горных селах Пинда сохранилась традиция изготовления ковров-флокати из шерсти ягнят. До сих пор применяется уникальная процедура завершения флокати: уложенные в специальные корзины, готовые изделия выдерживают в минеральных водах горных рек Пинда, что придает коврам прочную текстуру. В районе Пинда и за его пределами жива традиция дарить флокати в честь рождения ребенка.
Любопытные факты
■ Ущелье реки Викос в национальном парке Викос-Аоос — одно из самых глубоких в мире: его длина — 12 км, глубина — 1 км.■ Драколимни, или Драконово озеро, упоминается в местных легендах, рассказывающих о давних временах, когда в горах Пинд жили драконы. Драконы обладали буйным нравом, постоянно нападали друг на друга, швыряя в противника громадными кусками скалы, что выламывали лапами. Так, если верить преданиям, сформировался нынешний пейзаж озера с хаотично разбросанными по берегам каменными глыбами. К слову, в озере обитает разновидность тритона, именуемая здесь дракакия. Считается, что тритоны внешне — многократно увеличенные — похожи в представлении людей на сказочных драконов и что озеро получило название именно из-за тритонов.
■ Во время Гражданской войны в Греции (1946-1949 гг.) поселок Аэтомилица стал резиденцией левых повстанцев из Демократической армии Греции (вооруженных отрядов Коммунистической партии Греции). В этой же пиндской деревне лидер коммунистов Маркое Вафиадис (1906-1992 гг.) создал временное «горное правительство» страны.
■ Самыми известными представителями народа арумыны являются всемирно известный австрийский дирижер Герберт фон Караян (1908-1989 гг.) и мать Тереза Калькуттская (1910-1997 гг.) — католическая монахиня, лауреат Нобелевской премии мира (1979 г.), в 2003 г. причисленная католической церковью к лику блаженных.
■ Самарина — самый известный арумынский поселок в мире, где свято чтут обычаи предков. Каждый год, 15 августа, в день церковного праздника Успения Богородицы, в селе собираются выходцы из Самарины со всего мира на праздник села. На площади перед собором они исполняют «Корлу Ман», или Великий танец: тысячи людей берутся за руки, образуя подобие хоровода, и медленно, торжественно движутся по часовой стрелке, исполняя традиционные песни.
■ В горных селах Пинда сохранилась традиция изготовления ковров-флокати из шерсти ягнят. До сих пор применяется уникальная процедура завершения флокати: уложенные в специальные корзины, готовые изделия выдерживают в минеральных водах горных рек Пинда, что придает коврам прочную текстуру. В районе Пинда и за его пределами жива традиция дарить флокати в честь рождения ребенка.
■ Неизвестно, когда в деревне Сиракко начали изготавливать особого покроя теплые накидки, предохраняющие от холода, ветра и дождя одновременно. Предположительно — во время турецкого владычества, когда деревня была личным владением валиде-султан — матери султана, а ее жители пользовались большими привилегиями по сравнению с другими жителями Греции. Накидки оказались настолько удобны, что даже император Наполеон потребовал снабжать ими свою армию.