Версаль
История дворцово-паркового ансамбля
«Двор — там, где я» — так выразился король Франции Людовик XIV (1643-1715 гг.), носивший историческое прозвище «король-солнце», когда задумал построить новую королевскую резиденцию в Версале.
Есть и еще один вариант этой крылатой фразы: «Государство — это я!» Верность своих слов король подтвердил, да так, что Версаль навсегда остался символом величия абсолютной монархии. Первым из французских Бурбонов обратил внимание на деревушку Версаль близ Парижа Генрих IV (1553-1610 гг.): в тамошних лесах водилось много дичи, а на болотах — пернатых. Он купил себе землю у местного землевладельца Жана де Суази, владевшего ею с XIV в. Унаследовал страсть к охоте короля Анри его сын Людовик XIII (1601-1643 гг.).
В 1623-1624 гг. в Версале появился его охотничий домик, по меркам века очень скромный — из кирпича и камня — и небольшой (24×6 м) — на этом месте сейчас находится Мраморный двор Большого Версальского дворца. В 1632 г. территория королевского поместья расширилась за счет покупки земли у архиепископа Парижского. Сын Людовика XIII Людовик XIV начал строительство своего дворца в 1661 г., и с 1682 г. дворец становится официальной королевской резиденцией, оставаясь ею вплоть до Великой французской революции 1789 г.
В Версале вершили государственные дела, развлекались и продолжали строительство и украшение королевской резиденции также правнук Людовика XIV Людовик XV (1710-1774 гг.), внук того — Людовик XVI (1754-1793 гг.) и его супруга красавица Мария-Антуанетта Австрийская (1755-1793 гг.). По суду Конвента Людовик XVI был казнен на эшафоте 21 января 1793 г. А 15 октября того же года эта участь постигла и Марию-Антуанетту. После бурных событий революции Версаль пришел в запустение, многие из его художественных сокровищ были разграблены. При Луи-Филиппе (1773-1850 гг.), последнем монархе Франции, носившем титул короля, Большой дворец и другие строения Версаля, его парк начали восстанавливать. В 1837 г. в Большом дворце был открыт музей истории Франции.
Французы, обладающие присущим галльскому интеллекту стремлением к трезвому и объективному анализу, даже во времена Людовиков не так уж безоговорочно восхищались Версалем. Многие считали, что основными мотивами для постройки версальского ансамбля были страх и зависть. Страх Людовика XIV перед интригами царедворцев в Лувре и Тюильри, особенно после бунтов фронды — сторонников кардинала Мазарини (1601-1661 гг.) в 1648-1653 гг.; зависть — к великолепному дворцу Во-ле-Виконт с парком, построенному министром финансов (суперинтендантом) Николя Фуке (1615-1680 гг.). 17 августа 1661 г. Фуке справил новоселье в этом дворце, а уже 5 сентября был арестован Д'Артаньяном (1613-1673 гг.), реальным историческим лицом, капитан-лейтенантом королевских мушкетеров. Талантливая троица творцов Во-ле-Виконта: архитектор Луи Лево, главный садовник, ландшафтный архитектор, как принято говорить сегодня, Андре Ленотр и декоратор (дизайнер интерьеров) Шарль Лебрен — были немедленно затребованы в Версаль. С 1661 г. Ленотра сменил архитектор Франсуа д'Орбе, затем — Жюль Ардуэн-Монсар, при Людовике XV придворным архитектором был Анж Жак Габриэль. Лево, Ленотру, Лебрену, Монсару, Габриэлю и их помощникам, многие из которых сделали также самостоятельную блестящую карьеру, Версаль и обязан своим обликом.
Австрийский писатель Стефан Цвейг (1881-1942 гг.) в своей книге «Мария-Антуанетта» так охарактеризовал создание «короля-солнце»: «Еще и теперь Версаль являет собой грандиозный, величественный символ автократии. В стороне от столицы, на искусственном холме, вне всякой связи с окружающей природой, господствуя над равниной, возвышается огромный замок. Сотнями окон смотрит он в пустоту поверх искусственно проложенных каналов, искусственно разбитых садов… Этого как раз и желала цезаристская воля Людовика XIV — воздвигнуть сверкающий алтарь своему честолюбию…».
Версаль расположен на юго-запад от Парижа. Указывается, что расстояние между ними — 17,1 км, в реальности же оно гораздо меньше, потому что исчисляется от собора Нотр-Дам-де-Пари в центре французской столицы. Есть два Версаля: всемирно известный дворцово-парковый ансамбль и одноименный город, но в понятиях географии они единое целое. Версаль-город — номинально — отдельная муниципальная единица, центр департамента Ивелин, а фактически — предместье Парижа. Город и музейный комплекс Большой Версальский дворец с парком и малыми дворцами Большой и Малый Триан стоят на обширном известняковом плато, которое обрамляют густые леса и болотистые низины.
И в рамках, и за рамками эпохи Людовика XIV, однако, не одно лишь честолюбие сформировало этот стиль. Важнее была идея политическая: французские земли должны составить единое сильное государство, а Версаль — стать красноречивой витриной его мощи и величия.
Идеальный геометрический порядок в ландшафтах, эстетика барокко и неоклассицизма в архитектуре, рококо в интерьере обернулись визуальными знаками этой идеи. Строительство рассчитанного на 30 тыс. жителей города Версаля для придворных и охраны и обслуги королевской резиденции — Ленотр, которого называли «король садовников и садовник королей», начал с прокладывания трех его главных лучевых магистралей, ведущих в Со, Сен-Клу и Париж. Участки под застройку за относительно невысокую цену предоставлялись всем желающим поселиться здесь дворянам с условием возводить дома в стиле, подобном королевской резиденции и не выше 18,5 м, это был уровень входа во дворец.
В парке Версаля его главная ось — Большой канал длиной 1,5 км, тянущийся на запад, с тем чтобы во второй половине дня его водную поверхность и все ответвления золотили лучи солнца. Ардуэн-Мансар расширил и сделал еще более величественным дворец Лево с помощью пристройки северного и южного крыльев, расположенных по отношению к основной части дворца под прямым углом.
В Большом дворце находятся самые главные залы и королевские покои, оформленные Лебреном резьбой по дереву и мрамору, фресками, картинами, скульптурами, гобеленами, пышными драпировками, золочеными бронзовыми деталями хрустальных люстр, серебряными канделябрами, статуями-светильниками, лепниной, изящной мебелью и безделушками и т. д. — словом, всем, что должно было радовать глаз высочайших особ и побуждать их к мыслям о преобразовании Франции в совершенное государство — как пример для подражания всему остальному миру. Самый знаменитый зал Версаля — Зеркальная галерея (1685 г.). Размеры зала в плане 73,0×10,5 м, высота потолка, украшенного живописными медальонами, — 12,3 м. В 1689 г. многие из серебряных предметов интерьера Зеркальной галереи были переплавлены в монеты: не хватало средств на вооружение армии, однако и поныне эта галерея — центр всего дворцового комплекса — и по планировке, и по пышности оформления.
Для отдыха и времяпрепровождения Людовика XIV с дамами Ардуэн-Мансар в 1687-1688 гг. построил розовый мраморный дворец — Большой Трианон. (Слово «трианон» означает «место для уединения».) Малый Трианон построен Габриэлем для свиданий Людовика XV с мадам дю Барри. Позднее этот небольшой дворец облюбовала Мария-Антуанетта, рядом специально для нее была построена деревушка, в большей степени декоративная, чем настоящая, соответствующая идеальному представлению королевы о жизни и быте крестьян, впрочем, водяная мельница и молочная ферма здесь были работающие. Бывало, на ферме в костюме пейзанки появлялась и сама Мария-Антуанетта.
Всего в Версале было подписано девять международных мирных договоров. Глобальное значение имели три из них. Это так называемый Парижский мир 1783 г. между США и Великобританией при посредничестве Людовика XVI, завершивший Войну за независимость США. Затем — договор об окончании Франко-прусской войны 1870-1871 гг. и образовании Германской империи, ее кайзером был провозглашен Вильгельм I. И наконец, мирный договор от 28 июня 1919 г, с которым связано официальное завершение Первой мировой войны и создание так называемой версальской системы — принципов международных отношений в период между Первой и Второй мировыми войнами.
В наши дни в Опере Версаля, его залах и парке регулярно проходят музыкальные преставления с участием мировых звезд музыки и балета, а также выставки актуального искусства. В июне Версаль принимает театральный фестиваль Мольера, сопровождаемый за стенами театра костюмированными шествиями, а по вечерам — грандиозными фейерверками.
Есть и еще один вариант этой крылатой фразы: «Государство — это я!» Верность своих слов король подтвердил, да так, что Версаль навсегда остался символом величия абсолютной монархии. Первым из французских Бурбонов обратил внимание на деревушку Версаль близ Парижа Генрих IV (1553-1610 гг.): в тамошних лесах водилось много дичи, а на болотах — пернатых. Он купил себе землю у местного землевладельца Жана де Суази, владевшего ею с XIV в. Унаследовал страсть к охоте короля Анри его сын Людовик XIII (1601-1643 гг.).
В 1623-1624 гг. в Версале появился его охотничий домик, по меркам века очень скромный — из кирпича и камня — и небольшой (24×6 м) — на этом месте сейчас находится Мраморный двор Большого Версальского дворца. В 1632 г. территория королевского поместья расширилась за счет покупки земли у архиепископа Парижского. Сын Людовика XIII Людовик XIV начал строительство своего дворца в 1661 г., и с 1682 г. дворец становится официальной королевской резиденцией, оставаясь ею вплоть до Великой французской революции 1789 г.
В Версале вершили государственные дела, развлекались и продолжали строительство и украшение королевской резиденции также правнук Людовика XIV Людовик XV (1710-1774 гг.), внук того — Людовик XVI (1754-1793 гг.) и его супруга красавица Мария-Антуанетта Австрийская (1755-1793 гг.). По суду Конвента Людовик XVI был казнен на эшафоте 21 января 1793 г. А 15 октября того же года эта участь постигла и Марию-Антуанетту. После бурных событий революции Версаль пришел в запустение, многие из его художественных сокровищ были разграблены. При Луи-Филиппе (1773-1850 гг.), последнем монархе Франции, носившем титул короля, Большой дворец и другие строения Версаля, его парк начали восстанавливать. В 1837 г. в Большом дворце был открыт музей истории Франции.
Французы, обладающие присущим галльскому интеллекту стремлением к трезвому и объективному анализу, даже во времена Людовиков не так уж безоговорочно восхищались Версалем. Многие считали, что основными мотивами для постройки версальского ансамбля были страх и зависть. Страх Людовика XIV перед интригами царедворцев в Лувре и Тюильри, особенно после бунтов фронды — сторонников кардинала Мазарини (1601-1661 гг.) в 1648-1653 гг.; зависть — к великолепному дворцу Во-ле-Виконт с парком, построенному министром финансов (суперинтендантом) Николя Фуке (1615-1680 гг.). 17 августа 1661 г. Фуке справил новоселье в этом дворце, а уже 5 сентября был арестован Д'Артаньяном (1613-1673 гг.), реальным историческим лицом, капитан-лейтенантом королевских мушкетеров. Талантливая троица творцов Во-ле-Виконта: архитектор Луи Лево, главный садовник, ландшафтный архитектор, как принято говорить сегодня, Андре Ленотр и декоратор (дизайнер интерьеров) Шарль Лебрен — были немедленно затребованы в Версаль. С 1661 г. Ленотра сменил архитектор Франсуа д'Орбе, затем — Жюль Ардуэн-Монсар, при Людовике XV придворным архитектором был Анж Жак Габриэль. Лево, Ленотру, Лебрену, Монсару, Габриэлю и их помощникам, многие из которых сделали также самостоятельную блестящую карьеру, Версаль и обязан своим обликом.
Австрийский писатель Стефан Цвейг (1881-1942 гг.) в своей книге «Мария-Антуанетта» так охарактеризовал создание «короля-солнце»: «Еще и теперь Версаль являет собой грандиозный, величественный символ автократии. В стороне от столицы, на искусственном холме, вне всякой связи с окружающей природой, господствуя над равниной, возвышается огромный замок. Сотнями окон смотрит он в пустоту поверх искусственно проложенных каналов, искусственно разбитых садов… Этого как раз и желала цезаристская воля Людовика XIV — воздвигнуть сверкающий алтарь своему честолюбию…».
Версаль расположен на юго-запад от Парижа. Указывается, что расстояние между ними — 17,1 км, в реальности же оно гораздо меньше, потому что исчисляется от собора Нотр-Дам-де-Пари в центре французской столицы. Есть два Версаля: всемирно известный дворцово-парковый ансамбль и одноименный город, но в понятиях географии они единое целое. Версаль-город — номинально — отдельная муниципальная единица, центр департамента Ивелин, а фактически — предместье Парижа. Город и музейный комплекс Большой Версальский дворец с парком и малыми дворцами Большой и Малый Триан стоят на обширном известняковом плато, которое обрамляют густые леса и болотистые низины.
И в рамках, и за рамками эпохи Людовика XIV, однако, не одно лишь честолюбие сформировало этот стиль. Важнее была идея политическая: французские земли должны составить единое сильное государство, а Версаль — стать красноречивой витриной его мощи и величия.
Идеальный геометрический порядок в ландшафтах, эстетика барокко и неоклассицизма в архитектуре, рококо в интерьере обернулись визуальными знаками этой идеи. Строительство рассчитанного на 30 тыс. жителей города Версаля для придворных и охраны и обслуги королевской резиденции — Ленотр, которого называли «король садовников и садовник королей», начал с прокладывания трех его главных лучевых магистралей, ведущих в Со, Сен-Клу и Париж. Участки под застройку за относительно невысокую цену предоставлялись всем желающим поселиться здесь дворянам с условием возводить дома в стиле, подобном королевской резиденции и не выше 18,5 м, это был уровень входа во дворец.
В парке Версаля его главная ось — Большой канал длиной 1,5 км, тянущийся на запад, с тем чтобы во второй половине дня его водную поверхность и все ответвления золотили лучи солнца. Ардуэн-Мансар расширил и сделал еще более величественным дворец Лево с помощью пристройки северного и южного крыльев, расположенных по отношению к основной части дворца под прямым углом.
В Большом дворце находятся самые главные залы и королевские покои, оформленные Лебреном резьбой по дереву и мрамору, фресками, картинами, скульптурами, гобеленами, пышными драпировками, золочеными бронзовыми деталями хрустальных люстр, серебряными канделябрами, статуями-светильниками, лепниной, изящной мебелью и безделушками и т. д. — словом, всем, что должно было радовать глаз высочайших особ и побуждать их к мыслям о преобразовании Франции в совершенное государство — как пример для подражания всему остальному миру. Самый знаменитый зал Версаля — Зеркальная галерея (1685 г.). Размеры зала в плане 73,0×10,5 м, высота потолка, украшенного живописными медальонами, — 12,3 м. В 1689 г. многие из серебряных предметов интерьера Зеркальной галереи были переплавлены в монеты: не хватало средств на вооружение армии, однако и поныне эта галерея — центр всего дворцового комплекса — и по планировке, и по пышности оформления.
Для отдыха и времяпрепровождения Людовика XIV с дамами Ардуэн-Мансар в 1687-1688 гг. построил розовый мраморный дворец — Большой Трианон. (Слово «трианон» означает «место для уединения».) Малый Трианон построен Габриэлем для свиданий Людовика XV с мадам дю Барри. Позднее этот небольшой дворец облюбовала Мария-Антуанетта, рядом специально для нее была построена деревушка, в большей степени декоративная, чем настоящая, соответствующая идеальному представлению королевы о жизни и быте крестьян, впрочем, водяная мельница и молочная ферма здесь были работающие. Бывало, на ферме в костюме пейзанки появлялась и сама Мария-Антуанетта.
Всего в Версале было подписано девять международных мирных договоров. Глобальное значение имели три из них. Это так называемый Парижский мир 1783 г. между США и Великобританией при посредничестве Людовика XVI, завершивший Войну за независимость США. Затем — договор об окончании Франко-прусской войны 1870-1871 гг. и образовании Германской империи, ее кайзером был провозглашен Вильгельм I. И наконец, мирный договор от 28 июня 1919 г, с которым связано официальное завершение Первой мировой войны и создание так называемой версальской системы — принципов международных отношений в период между Первой и Второй мировыми войнами.
В наши дни в Опере Версаля, его залах и парке регулярно проходят музыкальные преставления с участием мировых звезд музыки и балета, а также выставки актуального искусства. В июне Версаль принимает театральный фестиваль Мольера, сопровождаемый за стенами театра костюмированными шествиями, а по вечерам — грандиозными фейерверками.
Общая информация
Архитектурно-ландшафтный исторический памятник XVII-XVIII вв. во Франции, в регионе Иль-де-Франс (департамент Ивелин), объект Всемирного наследия ЮНЕСКО с 1979 г.Начало строительства: 1623 г.
Язык: французский.
Язык: французский.
Денежная единица: евро.
Ближайшие аэропорты: Руасси — Шарль де Голль и Париж-Орли в Париже (международные).
Население города Версаль (административного центра департамента Ивелин): 86 307 чел. (2011 г.).
Цифры
Площадь города Версаль: 26,18 км2.Население города Версаль (административного центра департамента Ивелин): 86 307 чел. (2011 г.).
Плотность населения города Версаль: 3296,7 чел/км2.
Высота над уровнем моря: от 103 до 180 м.
Площадь парка: 8,15 км2.
Площадь парка: 8,15 км2.
Площадь садов: 0.93 км2.
Расстояние от Парижа — 17,1 км.
Климат и погода
Умеренный континентальный с некоторым влиянием морского климата.Средняя температура января: +6,1°С.
Средняя температура июля: +21°С.
Среднегодовое количество осадков: 650 мм.
Среднегодовое количество осадков: 650 мм.
Экономика
Ежегодный бюджет дворцово-паркового ансамбля Версаль: около 40 млн евро.В городе Версаль развиты машиностроение и торговля фермерскими продуктами.
Сфера услуг: туризм.
Достопримечательности
■ Большой дворец (шато де Версаль).■ Регулярный парк Версаля: террасы, газоны, клумбы, аллеи, боскеты — сплошные зеленые стены в виде шпалер, иногда имитирующие архитектуру с арками и башенками и т. п., фонтаны, бассейны, гроты, скульптуры.
■ Зеркальная галерея.
■ Галерея Битв (Войны и мира).
■ Королевская опера.
■ Бассейны Аполлона и Латоны.
■ Большой канал (маленькая Венеция).
■ Королевская часовня.
■ Большой Трианон.
■ Малый Трианон.
■ Музей истории Франции.
■ Деревня Марии-Антуанетты (молочная ферма, мельница, крестьянские дома XVIII в.).
■ Город Версаль: церкви Нотр-Дам (XVII в.) и Святого Людовика (XVIII в.), городская застройка XVII-XVIII вв., Королевский рынок.
Любопытные факты
■ На строительство дворцов и создание интерьеров Версаля было потрачено около 25 000 000 ливров, что составило 10 500 т чистого серебра. В пересчете на евро это примерно 260 миллиардов. Почти половина этой суммы пошла на украшение интерьеров. И это при том, что, как следует из сохранившихся документов, строго соблюдался принцип экономии. В Версале 700 залов и комнат, 67 лестниц, во дворце — 2153 окна и 350 каминов. Парк и сады украшают 50 фонтанов. В интерьерах зданий комплекса размещено 6000 живописных полотен, 1500 рисунков, 15 000 гравюр, 2100 скульптур.■ У Людовика XIV в течение жизни было несколько фавориток и две жены. Первой, официальной супругой стала его двоюродная сестра Мария Терезия Испанская, родившая ему шестерых детей. Детей от короля рожали и фаворитки. Когда «король-солнце» охладевал к своим дамам сердца, он отправлял их в монастыри, компенсируя ссылку денежными щедротами. Вторая, морганатическая жена короля (из фавориток), Франсуаза д'Обинье, маркиза де Ментенон, занявшая это место рядом с королем после кончины Марии Терезии, со временем стала очень религиозной, а вслед за ней и Людовик начал читать Библию. Будучи уже при смерти, он сказал Франсуазе: «Меня утешает мысль, что наша разлука будет непродолжительна». Она не удержалась от сарказма: «Очень любезное утешение! Эгоистом жили, эгоистом и умираете».
■ После Июльской революции 1830 г., когда короля Генриха IV сменил на троне представитель младшей ветви Бурбонов Луи-Филипп Орлеанский, палата депутатов обсуждала вопрос о снесении Версаля. Судьбу его решил перевес в один голос.
■ Версаль послужил прототипом для многих дворцово-парковых ансамблей в Европе. Самые известные среди них — Казерта в Италии, Ла-Гранья в Испании, Дроттнингхольм в Швеции, Хетт-Лоо в Голландии, Хемптонкорт в Англии, Нимфенбург, Шарлоттенбург, Сан-Суси в Германии, Шёнбрунн в Австрии, Петергоф в России.
■ Струи всех фонтанов Версаля бьют под музыку, но включают их лишь на несколько часов из соображений охраны памятников 300-летнего и более возраста.