Ингерманландский заповедник

Ингерманландский заповедник

Ингерманландия в Финском заливе

До наших дней сохранилась почти нетронутая природа островов Тютерс, Большой и Малый Фискар, Мощный, Березовые острова, Гогланд, Долгий Камень и еще более 50 больших и малых островов. Они, как драгоценные жемчужины, опоясывают российскую часть Финского залива. По понятным причинам эти пограничные территории были недостаточно изучены биологами. Первые сведения об интересных находках были получены от финских орнитологов, которые исследовали финские шхеры. Предложение о совместной научной работе от Министерства окружающей среды Финляндии было принято российской стороной с энтузиазмом.
В 1990 году был подписан договор о создании в восточной части Финского залива российско-финского морского заповедника Eastern Part of Finnish Gulf. Работу над российской частью проекта начали сотрудники лаборатории экологии высших наземных позвоночных и охраны природы СПбГУ под руководством профессора Г.А. Носкова. В ней также принимали участие ученые Ботанического и Зоологического институтов РАН.

УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ

Первые экспедиции принесли удивительные открытия: на гнездовании было обнаружено более десятка новых видов птиц, ранее не отмечавшихся в этом регионе. Благодаря мягкому приморскому климату, географическому положению, особенностям ландшафта и отсутствию беспокойства со стороны человека сложились благоприятные условия для жизни пернатых. Северные и атлантические птицы, такие как полярная крачка и большая морская чайка, турпан и обыкновенная гага, чистики и гагарка, кулики камнешарка и чернозобик, возможно, гнездятся здесь с той далекой поры, когда отступал скандинавский ледник, а Ладога, Балтика, Белое море и Онега были одним бассейном. Это так называемые реликтовые виды птиц.
Обосновались на балтийских островах и переселенцы с юга: лебедь-шипун, пестроносая крачка, большой веретенник, утка-пеганка.
Расширение их гнездового ареала далеко на север ученые связывают с потеплением климата.

ПТИЧЬЕ ЦАРСТВО

В 1994 году профессором Носковым и его коллегами на одном из приграничных островов была обнаружена тысячная колония большого баклана. Оказалось, что на островах обосновался южный континентальный подвид, который встречается от Восточного Китая до Причерноморья. Черные участки оперения взрослых птиц этого подвида имеют металлический фиолетово-зеленый опенок. Теперь эти бакланы встречаются и на южных островах Финского залива, и на островах Ингерманландского заповедника, в частности на острове Долгий Риф участка «Копытин» и островах архипелага Большой Фискар. Одна из самых интересных и ценных орнитологических находок на островах — белощекая казарка. Эта небольшая птица семейства гусеобразных до недавнего времени встречалась редко и гнездилась на островах северовосточного сектора высокой Арктики. Для охраны ее мест зимовок в северной Германии и Голландии были приняты меры и заключен ряд международных соглашений. Результатом этого взаимодействия разных стран стало то, что численность белощеких казарок многократно возросла, а со второй половины 1980-х годов они стали заселять острова Балтики. Правда, нельзя исключить и влияния внешних факторов, в частности глобального потепления.
Здесь отмечена тундровая птица побережья Северного Ледовитого океана — стеллерова, или сибирская, гага. Самцы стеллеровой гаги нарядно окрашены, общий тон оперения светлый, грудь и бока каштаново-рыжие, брюшко и горло черные. И самцы, и самки на крыле имеют так называемое «зеркало» — участок синего оперения с металлическим отливом. В Красных списках МСОП сибирской гаге присвоен статус уязвимого вида.

КРАСНОКНИЖНИКИ

Острова поразили орнитологов не только обилием новых, не характерных для этой части Балтики, видов птиц. Здесь были обнаружены редкие краснокнижные птицы. Орлан-белохвост — крупный хищник из семейства ястребиных, масса взрослых птиц достигает 7 кг, а размах крыльев — 230 см. Это рыбоядная птица, она долго парит над водной гладью, высматривая добычу, а потом бросается в воду.
Орлан, на вид массивная птица, виртуозно хватает рыбу, может даже погрузиться под воду и вынырнуть, взмахивая мощными крыльями.
Кулик-сорока — название этой птицы связано с контрастной черно-белой окраской оперения. Гнездится в мае-июне на каменистых пляжах островов Финского залива. Кулик занесен в Красную книгу РФ. Летом можно встретить вдоль побережья лебедя-кликуна. Еще в конце XIX века эта грациозная белая птица была вполне обычна на побережье. Известно, что в 1920-е годы яйца лебедей собирали для спасения от голода рабочих Петрограда. Сейчас лебедь-кликун довольно редок. От более крупного красноклювого лебедя-шипуна кликун отличается размером и желтой окраской клюва.

ОСТРОВА СПОКОЙСТВИЯ ДЛЯ ПТИЦ…

Острова восточной части Финского залива — это еще и место остановки перелетных птиц на пролете. Вблизи островов Долгий Камень, Соколиный, Узорный, Долгий Гребень, а также Кокор, Лисий, Чайкин, Яркий и других весной и осенью образуются многотысячные скопления гусей, лебедей, куликов и уток. Ведь именно здесь проходит часть Балтийского пролетного пути. На Невской губе, на Кургальском полуострове места остановок птиц деградировали из-за слишком активного присутствия человека.
Такие места остановок и отдыха пролетных птиц важны для популяции пернатых всей Западной Евразии. Здесь на мелководье птицы кормятся и набираются сил для дальнейшего перелета. На островах, где нет хищников и людей, птицы имеют возможность отдохнуть и набраться сил. Если таких мест не будет, птицы прилетят в тундру истощенными и не смогут оставить сильное, здоровое потомство.

…И ТЮЛЕНЕЙ

Балтийский подвид кольчатой нерпы — самый маленький тюлень в мире. Длина его тела составляет 130-150 см, а вес — 50-60 кг. В начале XX века балтийская нерпа была очень многочисленным видом, ее численность достигала 200 тысяч особей. Сегодня этот подвид под угрозой.
Серый тюлень — самый крупный тюлень Балтики, он может достигать 3 м в длину и веса в 300 кг. Взрослые самцы и некоторые старые самки имеют узнаваемый «римский» нос с широкими ноздрями, за что по-латыни этот вид называют «крючконосая морская свинья», а в Канаде — «лошадиная голова». Серые тюлени живут группами и выбирают для отдыха каменистые пляжи без растительности. Серые тюлени и нерпы предпочитают мелководья, их основные места залежек — низкие острова без растительности, такие как Малый Тютерс, Скала Халли и Скала Вигрунд.

БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ ЗАПОВЕДНИКУ

К концу 1990-х годов было набрано достаточно материала для обоснования необходимости создания заповедной территории. Сотрудники лаборатории профессора Носкова провели несколько экспедиций, была проделана огромная работа и подготовлен проект заповедника «Ингерманландский». Проект предполагал организацию заповедника по кластерному типу, который бы включал девять изолированных участков, расположенных в Выборгском и Кингисеппском районах Ленинградской области. Согласно проекту, площадь заповедника должна составить 17 901 га, из которых на долю суши приходится около 4000 га. Проект прошел необходимую госэкспертизу в Госкомприроде РФ и был утвержден. Однако наступил 1998 год, дефолт и кризис. Проект был отложен на долгие 17 лет. До сих пор судьба заповедника так и не решена.

СПРЯТАНЫ ОТ ГЛАЗ ЛЮДСКИХ

Заповедные острова расположены в южной части Балтийского кристаллического щита. Здесь имеются выходы горных кристаллических пород, преимущественно гранитов, которые образуют каменистые гряды, так называемые сельги, до 28 м высотой. Большинство островов покрыты лесной растительностью, главным образом хвойными и хвойно-мелколиственными лесами. В основном это вересковые, брусничные и черничные зеленомошные сосновые боры. Растительность заповедных островов — это редкостойные сосняки, единичные рябины, моховые и лишайниковые пустоши с вереском и можжевельником. Архипелаги Большой Фискар, Долгий Риф и многие мелкие островки представляют собой плоские каменистые мели (луды) или гранитные купола, практически лишенные древесной растительности. Наиболее богаты растительностью острова Большой Тютерс и Сескар. Количество видов и их разнообразие зависит от размера острова: чем меньше площадь, тем беднее растительность. На маленьких каменистых островах растения сдувает ветром, часто их перемывает солеными морскими волнами. На мелководьях, вблизи островов, обычны заросли камыша и тростника. Так называемые болотнотравные черноольшаники, или черно-ольховые топи с черными ольхами, таволгой и валерианой бузинолистной, приурочены к морским побережьям и бывшим выгонам скота на некогда обитаемых островах. Особенно интересны болотные сообщества Большого и Малого Тютерса. Здесь же обнаружены и аапа-болота — тип тундровых болот с вытянутыми изогнутыми грядами и сильно обводненными мочажинами с редкими растениями росянкой промежуточной и очеретником бурым.

СТАЛИ ДОСТУПНЫ УЧЕНЫМ

До 1993 года на островах не проводилось ботанических исследований. Это было связано со строгим режимом охраны территории, поскольку острова находятся на приграничной территории. Лишь дважды, в 1972 и 1981 годах финский ботаник Хайде-Эне Ребассоо смог попасть на Малый Тютерс, один из островов в восточной части Финского залива. В 1993 и 1994 годах финские и российские ученые посетили шесть островов восточной части Финского залива, им удалось собрать гербарий и составить описание растительности.
На островах отмечено 74 вида редких растений. Один из них — наяда морская, цветковое растение, полностью погруженное в воду. За один сезон это однолетнее растение с очень хрупкими листьями и тонким стеблем образует множество плодов и полностью отмирает. Плоды наяды переносятся птицами: проглочен ные семена не перевариваются, поскольку покрыты специальной оболочкой, а выходят с пометом птицы в неизмененном состоянии.

СУРОВЫЕ ЗЕМЛИ

Ингерманландия — это историческая область на северо-западе России, первые упоминания о которой относятся к XII веку. Располагалась она по обе стороны Невы, между Карельским перешейком и Эстонией и называлась в те времена Ингрия, или Ижора. С XII века Ижора входила в состав Новгородской земли. Эта территория постоянно служила яблоком раздора между русскими княжествами и шведами. Само название Ингерманландия появилось уже в конце 1500-х годов, когда Швеция взяла Ижорскую землю под свой контроль. Острова Ингерманландского заповедника — это живые памятники истории, каждый камень которых мог бы рассказать о многом нашим современникам. Остров Большой Тютерс, расположенный в 75 км от границы с Финляндией, практически в центре Финского залива, представляет собой открытый выход горных пород Балтийского кристаллического щита со сложным рельефом. Остров еще называют островом смерти. Виной тому — многочисленные минные поля времен Второй мировой войны, которые долгое время оставались неразминированными. Только в 2005 году за семь попыток российским и шведским саперам удалось обезвредить 31 873 мины. С XVI века остров был заселен финскими племенами. С 1558 по 1583 год на острове обосновались польские и шведские пираты, которые грабили русские корабли, шедшие в Нарву. Море возле Большого Тютерса всегда таило в себе опасности: подводные камни и непредсказуемые течения делали этот остров достойным своего мрачного прозвища. В 1857 году возле острова затонул парусный линейный корабль «Лефорт», гибель которого до сих пор остается загадкой: во время небольшого шторма огромный корабль внезапно накренился на бок и в считаные минуты погрузился под воду. Все 870 человек экипажа погибли. Гибель «Лефорта» запечатлел на своем полотне художник-маринист Айвазовский. Корабль так и лежит на дне, он хорошо сохранился, а подводные археологи создали его виртуальный музей.

СЛЕДЫ БЫЛОЙ ЖИЗНИ

Прежде острова были населены людьми, о чем теперь напоминают лишь развалины финских деревень, а в настоящее время здешние места необитаемы. Деревня Питкяпааси на острове Долгий Камень в 1825 году насчитывала 109 жителей. Местное население в основном промышляло рыбной ловлей, а рыба обменивалась на зерно на материке. Из жителей островных деревень выходили отличные лоцманы. В 1920-1940 годах Долгий Камень и острова вокруг него принадлежали Финляндии, на них были установлены береговые артиллерийские укрепления. На острове Крутояр находится древний лабиринт и ритуальные груды камней времен викингов — очередная загадка для ученых. Название острова Сескар, происходящее от финского seitsen (семи) и kari (подводный камень, риф), как нельзя лучше характеризует его внешний облик. Каменистые отмели, валуны под водой делают воды вблизи него опасными для судов. На Сескаре до сих пор действует установленный в 1858 году маяк-башня высотой более 30 м, сделанная из чугунных пушечных стволов. Каждые 30 секунд маяк передает две белые вспышки, которые видны на расстоянии до 5 км. В 1767 году на Сескаре была построена кирха, которая славилась как одна из самых маленьких финских церквей. К сожалению, она не сохранилась до наших дней. Во время Великой Отечественной войны возле Сескара проходила зимняя ледовая дорога, которая соединяла Шепелевский маяк и Лавенсаари. Остров был включен в основной сектор обороны Балтийского флота. До сих пор на нем можно найти остатки оборонных сооружений и гильзы от снарядов.
Ингерманландский заповедник на карте

Общая информация

Площадь планируемого заповедника: 17 901 га, большую часть составляет акватория, а на сушу приходится около 4 тыс. га.
Здесь встречается: 40 видов млекопитающих, 159 видов птиц, 13 видов земноводных и пресмыкающихся, 58 видов рыб, 2 вида миног, 661 вид сосудистых растений, 26 видов водорослей.
Заповедник планируется создать на девяти участках.
«Долгий Камень» — более 50 островов разной площади.
«Копытин» — пять островов площадью 190 га.
«Большой Фискар» — площадью 211 га.
«Скала Халли» — площадью 39 га.
«Виргины» — на островах Виргинах площадью 248 га.
«Малый Тютерс» — и воды возле него площадью 2587 га.
«Большой Тютерс» — и воды возле него площадью 184 га.
«Скала Вигрунд» — площадью 3799 га.
«Сескар» — девять островов общей площадью 6910 га.

Любопытные факты

■ Небольшая утка-морянка замечательна тем, что меняет свой наряд три раза в год, в то время как все остальные утки делают это всего дважды. Ее легко распознать по впечатляющему хвосту — двум сильно уриненным средним рулевым перьям, образующим так называемое шило. В поисках пищи (моллюсков и ракообразных) морянка ныряет на глубину до 10 м. Весной утки собираются в большие стаи возле островов и мелодично кричат. Издалека может показаться, что все море поет.
■ Морской таракан — реликт последнего ледникового периода, одно из крупнейших ракообразных Балтийского моря, имеющее рину до 8 см. Ареал его распространения включает север Японского моря и всю литоральную зону Северного Ледовитого океана. В Балтийском море он встречается по всему восточному району. Считается, что морской таракан попал в Балтийское море из Белого моря около 10 тысяч лет назад. Морской таракан питается бентосными организмами, а также поедает мертвую рыбу и сам является добычей такой рыбы, как треска, камбала и бычки.
■ Совершенно особая флора отмечена на островах, где массово гнездятся птицы — бакланы и чайки, которые обогащают почву своим пометом, то есть нитратами. Здесь произрастают так называемые нитрофильные (или орнитокопрофильные) растения — те, что растут в условиях избытка соединений азота: пижма, лебеда, ромашка пахучая, марь белая, сурепка, фиалка морская. Они формируют мощные куртины.
■ Многие острова планируемого заповедника находятся в ведении пограничной службы. Для их посещения необходимо специальное разрешение. На некоторые острова очень трудно попасть, потому что они окружены каменистыми мелями, подводными камнями, что особенно опасно в условиях приливно-отливных течений. На некоторых до сих пор остались «подарки войны» — мины.

15
0
15 425
Россия

Предыдущие публикации


Добавить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Наверх